Реформы М.М.Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

На долю М.М. Сперанского выпала одна из тех странных участей, которые нередко постигают государственных людей, призванных действо¬вать на заре общественного развития. Никто, конечно, не привлекал внима¬ния общества так сильно и так долго. Почти сорок лет Сперанский не сходил с государственного поприща; с его именем связаны две величайшие реформы нового времени, которые до сих пор возбуждают много толков; но не только его деятельность — самые происшествия его жизни долго оставались, и от¬части остаются до сих пор, совершенною загадкой.

Содержание

1.Вступление……….……………………………………………….………………………..4
2.Восхождение М.М.Сперанского………………………………..………………5
3.Россия на рубеже XVIII-XIX веков. Время перемен…………………..6
4. Реформы…………………………………………………………………………..………10
4.1. Реформа Государственного совета………………..…….…….…….11
4.2. Власть административная………………………………………..………15
4.3. Проект Правительствующего и Судебного сенатов…..….…21
4.4. Финансовые преобразования…………………………………….…….23
5. Причины неудач………………………………………………………………….…..26
6. Заключение………………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат по истории.txt.docx

— 164.01 Кб (Скачать)
 

         КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ИСТОРИИ

ТЕМА: « РЕФОРМЫ  М.М.СПЕРАНСКОГО»

Содержание:

 

      1.Вступление……….……………………………………………….………………………..4

      2.Восхождение  М.М.Сперанского………………………………..………………5

      3.Россия  на рубеже XVIII-XIX веков. Время перемен…………………..6

      4. Реформы…………………………………………………………………………..………10

        4.1. Реформа Государственного совета………………..…….…….…….11

          4.2. Власть  административная………………………………………..………15

          4.3. Проект Правительствующего и  Судебного сенатов…..….…21

          4.4. Финансовые преобразования…………………………………….…….23

      5. Причины неудач………………………………………………………………….…..26

      6. Заключение………………………………………………………………………………27

        Список литературы……………………………………………………………………..29 
 
 
 
 

     М. М. Сперанский (1772-1839) 
 

                     1.Вступление

            На долю М.М. Сперанского  выпала одна из тех странных участей, которые нередко постигают государственных  людей, призванных действовать на заре общественного развития. Никто, конечно, не привлекал внимания общества так сильно и так долго. Почти сорок лет Сперанский не сходил с государственного поприща; с его именем связаны две величайшие реформы нового времени, которые до сих пор возбуждают много толков; но не только его деятельность — самые происшествия его жизни долго оставались, и отчасти остаются до сих пор, совершенною загадкой. Благодаря тому полусвету, в котором, до нашего времени, совершалась политическая жизнь России, первая половина этой деятельности превратилась в какую-то легенду еще до смерти Сперанского. Ни многочисленные враги, ни немногие страстные поклонники не могли поднять завесы, за которой скрывалась мысль государственного человека. Злонамеренная клевета и легкомысленное слово соперничали в очернении его памяти. До сих пор мы  знакомимся с делом Сперанского всего более из отзывов людей, которые стояли в рядах его противников или находились под сильным их влиянием.

            Обаятельно красноречивый, неутомимо деятельный, с широкими и разносторонними  познаниями, с  большим служебным и жизненным  опытом,  проникнутый  убеждением в необходимости перемен, М. М. Сперанский вполне отвечал тем стремлениям,  которые в первые годы своего правления высказывал Александр I. В 1808 г. Сперанским начата разработка всеобщей реформы государственного устройства и всего законодательства. Он желал скорейшего завершения начатого дела и предлагал определить срок для полного преобразования – 1811г. Вот что он писал в то время: «...итак, время есть первое начало и источник политических обновлений. Никакое правительство, с духом времени не сообразное, против всемощного его действия устоять не может. Теперь, т. е. в конце первого десятилетия прошлого века, время созрело для реформы. Чины и почести потеряли свое очарование; основание сему очевидно: когда разум начинает распознавать цену свободы, он отмечает с пренебрежением все детские, так сказать, игрушки, которыми забавлялся он в своем младенчестве... Образ мыслей настоящего времени в совершенной противоположности с образом правления…»

       Пользовавшийся  огромным  авторитетом  в либерально настроенных кругах русского общества, Сперанский в то же время попал в немилость царского окружения. И как результат - ссылка. Бедный семинарист, поднявшийся на первую ступень в государстве, не мог не вызвать недоброжелательность и зависть. Возвышение лиц низкого  происхождения само по себе не было в России исключительной редкостью, но в данном случае была та особенность, что возвышение основывалось только на даровании и заслугах бывшего семинариста, который не думал искать себе поддержки в личных связях со знатью. Прослужив верой и правдой трем русским императорам, Сперанский много сделал для России. Его работа в области государственного управления и законотворчества по своей силе и глубине мысли должна быть прямо названа талантливой. Вместе с тем, это был человек высоконравственной жизни, освещавшей и облегчавший трудный жизненный путь многим людям, соприкасавшимся с ним, и столь же высоконравственного творчества, во всей красоте этого понятия, ставшего традицией для русской патриотически настроенной интеллигенции. Классовая ограниченность дворянских и буржуазных источников неизбежно приводила к умалению государственной деятельности Сперанского, а нередко и к извращению, затушевыванию его роли в развитии отечественной политической мысли.

              Перед юридической и исторической  наукой стоит задача восстановить образ Сперанского — талантливого политического мыслителя и государственного деятеля.

     2.Восхождение   М.М.Сперанского.

  Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государственные деятели не знали. Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил своё образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию. Отлично окончив курс, он остался преподавателем академии; преподавал сначала свой любимый предмет математику, потом красноречие, философию, французский язык и т.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с большим успехом.

   В 1796 году генерал-прокурор Сената князь А.Б.Куракин решил, что ему необходим домашний секретарь. Ректор семинарии рекомендовал ему Сперанского. Молодой человек явился к Куракину, и тот устроил ему экзамен: поручил написать одиннадцать писем разным лицам. Князю потребовался целый час, чтобы вкратце объяснить содержание писем, а Сперанскому -  только ночь, чтобы все написать. В шесть часов утра одиннадцать писем, составленные в изысканной форме, лежали на столе Куракина. Вельможа был покорен. Он решил, что Сперанский заслуживает большего, чем должность слуги  и устроил его на государственную службу.

     В январе 1797 года Сперанского берут в канцелярию генерал-прокурора с чином титулярного советника и жалованием 750 рублей в год. Каждый последующий год он будет получать повышение: через три месяца станет коллежским асессором, в 1798 году надворным советником, в 1899 коллежским советником, в 1799 году советником статским, в 1801 году действительным статским советником.

     При нем сменилось четыре начальника. Генерал-прокурор П.Х.Обольянинов не оставил в канцелярии ни одного прежнего лица. Назначив Сперанскому прием, Обольянинов ожидал встретить дрожащего перепуганного человечка в чиновничьем мундире, которого он потопчет всласть, а затем выгонит. Вместо этого в его кабинет непринужденно вошел молодой человек приятной наружности в сером французском кафтане, жабо, манжетах, в завитках и пудре. Обольянинов оторопел, предложил Сперанскому сесть, заговорил с ним и был очарован. Угождая начальнику, Сперанский постепенно становился ему просто необходим, и фактически единолично заправлял делами канцелярии. Его умение составлять бумаги, излагать чужие планы делали его начальников умнее в глазах  царя. Восшествие на престол Александра I нарушило однообразие его карьеры. Сперанского позвал к себе в секретари Д.П.Трощинский, ближайший помощник царя. Вчерашний семинарист подобрался к самым вершинам государственной власти.

3.Россия  на рубеже XVIII-XIX веков. Время перемен.

   К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.

     Во  внутренней политике - это необходимость  уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги.

     Первые  годы царствования императора Александра составляют замечательную эпоху. Недаром современники сохранили  о них такое светлое воспоминание. В самом деле, на этом времени нельзя не остановиться с особенным сочувствием. Общество находилось в возбужденном состоянии. Смутным инстинктом  оно понимало, что идти прежней дорогой нельзя, и  радостно приветствовало залог иного направления в лице молодого государя. Еще никогда правительство не было так популярно. Оно возбуждало  сочувствие и в старых приверженцах екатерининского  порядка, нарушенного в последние четыре года, и в том, небольшом, образованном меньшинстве, которое ожидало от нового царствования серьезных, коренных преобразований.

     Никогда также преобразования не были, может  быть, так необходимы. В долголетнее  правление Екатерины Россия совершила  огромный шаг вперед. До нее не было ни прочного государственного порядка, ни правительства в настоящем смысле слова. Ближайшие преемники Петра Великого не отличались административной мудростью. К тому же их шаткое, непрочное положение не давало возможности всматриваться в потребности России и стараться угадать их. Всё различие между предыдущими правительствам заключалось в том, что одни опирались на русскую партию, другие на немецкую, одни управляли бережливее, другие тратили деньги без всякого разбора. В царствование Елизаветы, которой вся популярность основывалась на русском происхождении и близости к великому преобразователю, всё внутреннее управление основывалось на частных мерах, и страшный беспорядок целой администрации с трудом искупался несколькими хорошими реформами. Екатерина решилась положить конец этой безурядице и приступила к   изучению всюду царствовавшего  хаоса… А между тем, исключительное внимание, которое  Екатерина обращала на внешние дела, отвлекало её от внутреннего управления, постепенно приходившего в упадок. Администрация не только местная, но и высшая, втихомолку, более прежнего возвращалась к заветным преданиям старины. Неудовольствие, уже основанное на затаенном нерасположении к реформам, росло и распространялось. Расстройство финансов, нечестность первых людей в государстве и снисходительность императрицы к бездарным фаворитам её старости ни для кого не были тайной. К этому-то времени относится то скорбное письмо Александра к графу Кочубею, где он с такой силой изображает состояние России: «Наши дела в неимоверном  беспорядке; грабёж со всех сторон; порядок, кажется, изгнан отовсюду, а империя стремится только к расширению своих пределов.»

     К этому  надобно прибавить непопулярный оттенок, брошенный на последние её годы той подозрительностью, которая развилась в ней под влиянием французской революции, неуместное недоверие к литературе, преследование масонов и ссылки, редко позорившие прежде её кроткое правление. Уже в конце царствования Екатерины II раздавались одинокие голоса против существующего порядка, особенно против отношений между основными классами - дворянством и крепостными крестьянами.

       Борьба с сословными привилегиями  была основной из главных задач  Павла I. Он отменил грамоту 1785 г., на которой держались привилегии дворянства, отменил губернские дворянские собрания и выборы, отменил свободу дворян от телесных наказаний. По резолюции 3 января 1797 г. и указу Сената, дворяне, высшие слои городского населения, белое духовенство за уголовные преступления подвергались телесным наказаниям наравне с людьми податных сословий.

     Так же Павлом I была предпринята попытка облегчения участи крепостных крестьян. По указу от 5 апреля 1797 г. была определена мера крестьянского труда в пользу землевладельца (три дня в неделю). Но эта деятельность была лишена твёрдости и последовательности. Начав царствовать с мыслью определить законом нормативные отношения землевладельцев с крестьянами и улучшить положение последних, он не только не ослабил крепостного права, но и содействовал его расширению (100 тыс. крестьян с млн. десятин казённой земли были розданы им в частное владение). Павел I превратил равенство прав во всеобщее  бесправие.

       Александр I, преемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял её более последовательно и обдуманно. Основные цели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить образовательный уровень народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы). Частичное введение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое.

     Ряд войн и внутренних реформ расшатывали  государственное хозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние. С 1801 г. по 1808 г. были произведены некоторые преобразования. 30 марта 1801 г. появился указ об учреждении так называемого Непременного совета - законосовещательного органа при Государе. Затем были преобразованы петровские коллегии. Манифестом 8 сентября 1802 г. они были преобразованы в 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром, который отчитывался перед Сенатом.

     С 1801 г. была запрещена раздача населённых имений в частную собственность. Указ от 12 декабря 1801 г. предоставлял право всем лицам свободных сословий приобретать вне города в собственность недвижимые имущества без крестьян. Этот закон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства.

     20 февраля  1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах»: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их обязательно с землёй целыми селениями или отдельными семьями.

     Затем последовали события, которые на некоторое время отвлекли императора от внутренних дел; это было участие  в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с Пруссией. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. Это был Михаил Михайлович Сперанский.

Информация о работе Реформы М.М.Сперанского