Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:31, курсовая работа
Конституция Российской Федерации поставила проблему самоуправления в ранг одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России, в связи с чем и возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление. Существует позиция, согласно которой вся история России есть история смут и нелепостей, творившихся недалекими царями в рабской стране, поэтому историческая традиция самоуправления в России не сложилась и в нынешнем российском обществе.
Введение
1. Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления
1.1. София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская
1.2. Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра I
1.3. Губернская реформа Екатерины II
2. Проблемы реформирования местного самоуправления
2.1. Становление городского, государственного и общественного управления
2.2. Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления
2.3. Значение реформ Екатерины II в области местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Необходимость
и последовательность
1.1. София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская
1.2. Состояние
местного самоуправления в
1.3. Губернская реформа Екатерины II
2. Проблемы
реформирования местного
2.1. Становление городского, государственного и общественного управления
2.2. Изменение
сословного дворянского,
2.3. Значение реформ Екатерины II в области местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы
3
5
5
8
10
16
16
21
28
33
37
Конституция Российской Федерации поставила проблему самоуправления в ранг одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России, в связи с чем и возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление. Существует позиция, согласно которой вся история России есть история смут и нелепостей, творившихся недалекими царями в рабской стране, поэтому историческая традиция самоуправления в России не сложилась и в нынешнем российском обществе.
Задача, которая вытекает из темы курсовой работы - показать на историческом материале России XVIII века уникальность российской традиции и опыта формирования самоуправления.
Любая форма осуществления местного самоуправления связана с решением задач, призванных обеспечивать приемлемые условия жизни граждан на местном уровне - от рытья колодцев и сбора общинных податей до надзорно-карательных функций, содержания в надлежащем состоянии культовых и административных зданий, объектов науки и культуры, планирования мегаполисов и обслуживания их сложнейшей инфраструктуры.
«Профессиональный» характер этих проблем, выходя на первый план, заслоняет стратегическое значение местного самоуправления, которое, как показала история, начиная со средневековья, имело решающее значение для развития гражданских свобод, демократии, цивилизационной эффективности общества и государства.
Местное самоуправление всегда и везде было подзаконно.
Повсеместно, где в той
или иной мере действовало местное
самоуправление, его осуществляли на
низовом уровне местные общины, являясь
одновременно органами государственного
управления, что давало государству
возможность сэкономить на создании
собственных органов
В демократических странах существует множество различных моделей организации управления на местном уровне. Так, и в дореволюционной России насчитывалось 26 организационных форм земского и общинного самоуправления.
Тема и цель курсовой работы являются весьма актуальными - изучение реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение предпосылок
и последовательности
- исследование проблем
реформирования местного
Объект исследования: реформы Екатерины II в области местного самоуправления.
Предмет исследования: направление, порядок проведения и результаты реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Екатерина II Великая, Екатерина Алексеевна при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg родилась 21 апреля (2 мая) 1729 года в тогда немецком городе Штеттин - столице Померании (Поморья). Сейчас город называется Щецин и является столицей Западно-Поморского воеводства Польши. Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать - Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 г.). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-гольштейнскому и основателю династии Ольденбургов.
Екатерина получила домашнее
образование (английский и французский
языки, танцы, музыка, основы истории, географии,
богословия). Она росла резвой, любознательной
девчонкой, любила проказничать и щегольнуть
своей отвагой перед
В 1744 году Фредерика вместе
с матерью была приглашена в Россию
российской императрицей Елизаветой Петровной
для последующего сочетания браком
с наследником престола великим
князем Петром Фёдоровичем, будущим
императором Петром III, её троюродным
братом. Сразу после приезда в
Россию она стала изучать русский
язык (автор первой русской грамматики
Василий Ададуров), историю, православие
(Симон Тодорский), русские традиции,
так как стремилась наиболее полно
ознакомиться с Россией, которую
воспринимала как новую родину. Вскоре
она заболела воспалением лёгких,
и состояние её было столь тяжёлым,
что её мать предложила привести лютеранского
пастора. София, однако, отказалась и
послала за Симоном Тодорским. Это
обстоятельство прибавило ей популярности
при русском дворе. 28 июня (9 июля)
1744 София Фредерика Августа
21 августа (1 сентября) 1745 г. Екатерина (в 16 лет) была обвенчана с Петром Фёдоровичем (17 лет). Первые годы совместной жизни Пётр совершенно не интересовался женой, и супружеских отношений между ними не было. Об этом Екатерина позже напишет:
«Я очень хорошо видела, что великий князь меня совсем не любит; через две недели после свадьбы он мне сказал, что влюблён в девицу Карр, фрейлину императрицы. Он сказал графу Дивьеру, своему камергеру, что не было и сравнения между этой девицей и мною, но Дивьер утверждал обратное и он на него рассердился. Эта сцена происходила почти в моём присутствии, и я видела эту ссору. Правду сказать, я говорила самой себе, что с этим человеком я непременно буду очень несчастной, если и поддамся чувству любви к нему, за которое так плохо платили, и что будет с чего умереть от ревности безо всякой для кого бы то ни было пользы.
Итак, я старалась из самолюбия заставить себя не ревновать к человеку, который меня не любит, но, чтобы не ревновать его, не было иного выбора, как не любить его. Если бы он хотел быть любимым, это было бы для меня нетрудно: я от природы была склонна и привычна исполнять свои обязанности, но для этого мне нужно было бы иметь мужа со здравым смыслом, а у моего этого не было.»
Екатерина продолжает заниматься
самообразованием. Она читает книги
по истории, философии, юриспруденции,
сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита,
Бейля, большое количество другой литературы.
Основным развлечением для неё стала
охота, верховая езда, танцы и маскарады.
Отсутствие супружеских отношений
с великим князем способствовало
появлению у Екатерины
Наконец, после двух неудачных
беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754
году Екатерина родила сына, которого
у неё сразу забрали по воле
царствовавшей императрицы
После рождения Павла отношения
с Петром и Елизаветой Петровной
окончательно испортились. Пётр звал свою
супругу «запасной мадам» и открыто
заводил любовниц, впрочем, не препятствуя
делать это и Екатерине. В этот
период, благодаря стараниям
Смерть Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 (5 января 1762)) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под именем Петра III ещё больше отдалили супругов. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего дворца. Когда Екатерина забеременела от Орлова, это уже нельзя было объяснить случайным зачатием от мужа, так как общение супругов прекратилось к тому времени совершенно. Беременность свою Екатерина скрывала, а когда пришло время рожать, её преданный камердинер Василий Григорьевич Шкурин поджёг свой дом. Любитель подобных зрелищ Пётр с двором ушли из дворца посмотреть на пожар; в это время Екатерина благополучно родила. Так появился на свет Алексей Бобринский, которому его брат Павел I впоследствии присвоил графский титул.
Период правления Екатерины Великой (1762—1796) часто считают золотым веком Российской империи.
В период становления и расцвета абсолютной монархии сословный строй достигает своего апогея. Сословные грани становятся почти непреодолимыми, а сословные группы - замкнутыми. Это не могло не отразиться на дальнейшем развитии российского самоуправления.
Из-за четырех основных сословий
- дворян, крестьян, горожан и духовенства
- наряду с общегосударственным
Роль и место, отводимые
российскому самоуправлению в ХVIII
в, соответствовали принятой в России
континентальной модели самоуправления,
в рамках которой деятельность органов
государственной власти на местах сочеталась
с самоуправлением. Элементы самоуправления
лишь «достраивали»
Во время своего царствования
Екатерина II полагала, что «усовершенствовать
управление на научной основе» будет
благом для страны и народа. Попытка
изменить российский культурный стереотип
мышления основывалась на новейших достижениях
европейской государственно-
Серьезные новации в созданной
Петром I системе начались лишь в годы
царствования Екатерины II. Пик преобразований
пришелся на 70-е годы XVIII века. К 1775 году
Екатерина II успешно завершила три тяжелейшие
войны: с Польшей, Турцией и со своим «воскресшим
супругом» Пугачевым. С мирным течением
жизни к ней вернулось былое желание всерьез
заняться административно-
Укрепление абсолютизма в государственном управлении, его централизацию и полицеизацию, подчинение лично императрице воплощена последовательно в губернской реформе, которая осуществлялась в два этапа.
21 апреля 1764 г. указом «Наставление
губернаторам»
Губернатор объявлен представителем императорской особы, главой, хозяином и опекуном вверенной ему губернии, исполнителем императорской воли, законов, обеспечивающим соблюдение и выполнение указов, узаконений, изобличение с помощью губернского прокурора лихоимцев, взяточников, казнокрадов как врагов отечества, попечительство о земледелии, как источнике всех сокровищ и богатств государства, о промыслах, торговле, сохранении тишины и безопасности верноподданных, руководство чиновниками провинциальных, уездных, воеводских и приписных канцелярий, объезд их раз в три года, составление отчетов, сбор податей и др. Губернатор получал огромную власть, ему подчинены таможни, магистраты, разные комиссии, полиция, ямские правления - все «гражданские места», «земские правительства», функционировавшие прежде вне губернаторского и в сфере центрального подчинения.
В свете уроков народной войны Екатерина II решительно перестроила губернское управление. 7 ноября 1775 г. издан Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», подготовленный с помощью вельможных бюрократов А. Вяземского, П. Завадовского, М. Сиверса, Г. Ульриха и др.
Информация о работе Реформы Екатерины 2 в области местного самоуправления