Реформы Екатерины 2 в области местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации поставила проблему самоуправления в ранг одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России, в связи с чем и возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление. Существует позиция, согласно которой вся история России есть история смут и нелепостей, творившихся недалекими царями в рабской стране, поэтому историческая традиция самоуправления в России не сложилась и в нынешнем российском обществе.

Содержание

Введение
1. Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления
1.1. София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская
1.2. Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра I
1.3. Губернская реформа Екатерины II
2. Проблемы реформирования местного самоуправления
2.1. Становление городского, государственного и общественного управления
2.2. Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления
2.3. Значение реформ Екатерины II в области местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реформы Екатерины 2 в области МСУ.docx

— 56.12 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Необходимость  и последовательность осуществления  реформ в области местного  самоуправления

1.1. София Фредерика  Августа Ангальт-Цербстская

1.2. Состояние  местного самоуправления в России  после реформ Петра I

1.3. Губернская  реформа Екатерины II

2. Проблемы  реформирования местного самоуправления

2.1. Становление  городского, государственного и  общественного управления

2.2. Изменение  сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления

2.3. Значение  реформ Екатерины II в области местного самоуправления

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

5

5

 

8

10

16

 

16

 

21

 

28

33

37

Введение

Конституция Российской Федерации  поставила проблему самоуправления в ранг одной из ключевых проблем  формирования власти в постсоветской  России, в связи с чем и возник вопрос о принципиальной способности  России воспринять самоуправление. Существует позиция, согласно которой вся история  России есть история смут и нелепостей, творившихся недалекими царями в  рабской стране, поэтому историческая традиция самоуправления в России не сложилась и в нынешнем российском обществе.

Задача, которая вытекает из темы курсовой работы - показать на историческом материале России XVIII века уникальность российской традиции и опыта формирования самоуправления.

Любая форма осуществления  местного самоуправления связана с  решением задач, призванных обеспечивать приемлемые условия жизни граждан  на местном уровне - от рытья колодцев и сбора общинных податей до надзорно-карательных  функций, содержания в надлежащем состоянии  культовых и административных зданий, объектов науки и культуры, планирования мегаполисов и обслуживания их сложнейшей инфраструктуры.

«Профессиональный» характер этих проблем, выходя на первый план, заслоняет  стратегическое значение местного самоуправления, которое, как показала история, начиная  со средневековья, имело решающее значение для развития гражданских свобод, демократии, цивилизационной эффективности  общества и государства.

Местное самоуправление всегда и везде было подзаконно.

Повсеместно, где в той  или иной мере действовало местное  самоуправление, его осуществляли на низовом уровне местные общины, являясь  одновременно органами государственного управления, что давало государству  возможность сэкономить на создании собственных органов управления. Конечно, об эффективном исполнении местными общинами государственных  полномочий можно говорить лишь тогда, когда они обеспечиваются соответствующими финансовыми средствами со стороны  государства.

В демократических странах  существует множество различных  моделей организации управления на местном уровне. Так, и в дореволюционной  России насчитывалось 26 организационных  форм земского и общинного самоуправления.

Тема и цель курсовой работы являются весьма актуальными - изучение реформ Екатерины II в области местного самоуправления.

Задачами курсовой работы являются:

- изучение предпосылок  и последовательности осуществления  реформ в области местного  самоуправления.

- исследование проблем  реформирования местного самоуправления  в XVIII веке.

Объект исследования: реформы  Екатерины II в области местного самоуправления.

Предмет исследования: направление, порядок проведения и результаты реформ Екатерины II в области местного самоуправления.

1. Необходимость  и последовательность осуществления  реформ в области местного  самоуправления

1.1. София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская

Екатерина II Великая, Екатерина  Алексеевна при рождении София Фредерика  Августа Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg родилась 21 апреля (2 мая) 1729 года в тогда немецком городе Штеттин - столице Померании (Поморья). Сейчас город называется Щецин и является столицей Западно-Поморского воеводства Польши. Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать - Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 г.). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-гольштейнскому и основателю династии Ольденбургов.

Екатерина получила домашнее образование (английский и французский  языки, танцы, музыка, основы истории, географии, богословия). Она росла резвой, любознательной девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Мать в детстве называла ее Фике (нем. Figchen - то есть «маленькая Фредерика»).

В 1744 году Фредерика вместе с матерью была приглашена в Россию российской императрицей Елизаветой Петровной  для последующего сочетания браком с наследником престола великим  князем Петром Фёдоровичем, будущим  императором Петром III, её троюродным братом. Сразу после приезда в  Россию она стала изучать русский  язык (автор первой русской грамматики Василий Ададуров), историю, православие (Симон Тодорский), русские традиции, так как стремилась наиболее полно  ознакомиться с Россией, которую  воспринимала как новую родину. Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и  послала за Симоном Тодорским. Это  обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня (9 июля) 1744 София Фредерика Августа перешла  из лютеранства в православие  и получила имя Екатерины Алексеевны.

21 августа (1 сентября) 1745 г. Екатерина (в 16 лет) была обвенчана с Петром Фёдоровичем (17 лет). Первые годы совместной жизни Пётр совершенно не интересовался женой, и супружеских отношений между ними не было. Об этом Екатерина позже напишет:

«Я очень хорошо видела, что великий  князь меня совсем не любит; через  две недели после свадьбы он мне  сказал, что влюблён в девицу Карр, фрейлину императрицы. Он сказал графу  Дивьеру, своему камергеру, что не было и сравнения между этой девицей и мною, но Дивьер утверждал обратное и он на него рассердился. Эта сцена происходила почти в моём присутствии, и я видела эту ссору. Правду сказать, я говорила самой себе, что с этим человеком я непременно буду очень несчастной, если и поддамся чувству любви к нему, за которое так плохо платили, и что будет с чего умереть от ревности безо всякой для кого бы то ни было пользы.

Итак, я старалась из самолюбия  заставить себя не ревновать к  человеку, который меня не любит, но, чтобы не ревновать его, не было иного  выбора, как не любить его. Если бы он хотел быть любимым, это было бы для  меня нетрудно: я от природы была склонна и привычна исполнять  свои обязанности, но для этого мне  нужно было бы иметь мужа со здравым  смыслом, а у моего этого не было.»

Екатерина продолжает заниматься самообразованием. Она читает книги  по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Основным развлечением для неё стала  охота, верховая езда, танцы и маскарады. Отсутствие супружеских отношений  с великим князем способствовало появлению у Екатерины любовников. Между тем, императрица Елизавета  выказывала недовольство отсутствием  детей у супругов.

Наконец, после двух неудачных  беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забрали по воле царствовавшей императрицы Елизаветы  Петровны. Ребенка назвали Павлом (будущий император Павел I), а  мать лишают возможности воспитывать, позволяя только изредка видеть. Ряд  источников утверждает, что истинным отцом Павла был любовник Екатерины  С.В. Салтыков (прямого утверждения  об этом в «Записках» Екатерины II нет, но они также нередко так интерпретируются). Другие - что такие слухи лишены оснований, и что Петру была сделана  операция по устранению бесплодия. Вопрос об отцовстве вызывал интерес  и у общества.

После рождения Павла отношения  с Петром и Елизаветой Петровной  окончательно испортились. Пётр звал свою супругу «запасной мадам» и открыто  заводил любовниц, впрочем, не препятствуя  делать это и Екатерине. В этот период, благодаря стараниям английского  посла сэра Чарльза Хенбюри Уильямса, возникла связь со Станиславом Понятовским - будущим королём Польши. 9 (20) декабря 1758 года Екатерина родила дочь Анну, что вызвало сильное недовольство Петра, произнёсшего при известии о  новой беременности: «Бог знает, почему моя жена опять забеременела! Я совсем не уверен, от меня ли этот ребёнок и должен ли я его принимать на свой счёт». В это время ухудшилось состояние Елизаветы Петровны. Всё это делало реальной перспективу высылки Екатерины из России или заключения её в монастырь. Ситуацию усугубляло то, что вскрылась тайная переписка Екатерины с опальным фельдмаршалом Апраксиными и английским послом Уильямсом, посвящённая политическим вопросам. Её прежние фавориты были удалены, но начал формироваться круг новых: Григорий Орлов и Дашкова.

Смерть Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 (5 января 1762)) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под  именем Петра III ещё больше отдалили супругов. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего  дворца. Когда Екатерина забеременела от Орлова, это уже нельзя было объяснить  случайным зачатием от мужа, так  как общение супругов прекратилось к тому времени совершенно. Беременность свою Екатерина скрывала, а когда  пришло время рожать, её преданный  камердинер Василий Григорьевич  Шкурин поджёг свой дом. Любитель подобных зрелищ Пётр с двором ушли из дворца посмотреть на пожар; в это время  Екатерина благополучно родила. Так  появился на свет Алексей Бобринский, которому его брат Павел I впоследствии присвоил графский титул.

Период правления Екатерины  Великой (1762—1796) часто считают золотым  веком Российской империи.

1.2. Состояние  местного самоуправления в России  после реформ Петра I

В период становления и  расцвета абсолютной монархии сословный  строй достигает своего апогея. Сословные  грани становятся почти непреодолимыми, а сословные группы - замкнутыми. Это не могло не отразиться на дальнейшем развитии российского самоуправления.

Из-за четырех основных сословий - дворян, крестьян, горожан и духовенства - наряду с общегосударственным централизованным управлением в России сложилось  и особое сословное управление, в  сферу которого входили некоторые  вопросы местного хозяйства. Термин «самоуправление» вошел в оборот только в XIX в. Законодательные акты XVIII века установили сословные привилегии в вопросах местного управления, внесли элементы самоуправления, так называемые «жалованные грамоты» 1785 года, содержат термины «управление» и «внутреннее государственное управление», под которыми подразумевалось «особое местное управление», осуществляемое определенным сословием и в интересах этого сословия.

Роль и место, отводимые  российскому самоуправлению в ХVIII в, соответствовали принятой в России континентальной модели самоуправления, в рамках которой деятельность органов  государственной власти на местах сочеталась с самоуправлением. Элементы самоуправления лишь «достраивали» правительственный  аппарат, выполняя делегированные центральной  властью вспомогательные функции. Кроме того, одним из следствий  централизации власти, обособления  сословий и закрепощения крестьян стало  постепенное прекращение со второй половины XVII века созывов земских  соборов (теперь они стали не нужны). Выполнявшиеся ими самоуправленческие задачи были перераспределены по отдельным  сословиям.

Во время своего царствования Екатерина II полагала, что «усовершенствовать управление на научной основе» будет  благом для страны и народа. Попытка  изменить российский культурный стереотип  мышления основывалась на новейших достижениях  европейской государственно-правовой мысли и практики, строилась на провозглашении законности основой  всего общественного устройства, на постановке вопроса об обязанностях власти перед народом, о том, что  государство существует для народа, а не наоборот. Это было публичное  обращение к гражданам сотрудничать в деле совершенствования общественных отношений. Однако эти ключевые идеи не восприняли ни дворянство, ни депутаты Комиссии по выработке нового законодательства, ни другие сословия - купцы, казаки, духовенство. Идея, провозглашенная императорствующей  особой, оказалась исторически невостребованной. Прошедшие с тех пор годы показали, что преуспели те страны и народы, где эта идея материализовалась  в идеологии, политике, праве и  практике управления, воспроизводилась в национальной культуре1.

1.3. Губернская  реформа Екатерины II

Серьезные новации в созданной  Петром I системе начались лишь в годы царствования Екатерины II. Пик преобразований пришелся на 70-е годы XVIII века. К 1775 году Екатерина II успешно завершила три тяжелейшие войны: с Польшей, Турцией и со своим «воскресшим супругом» Пугачевым. С мирным течением жизни к ней вернулось былое желание всерьез заняться административно-территориальным устройством России. В «Инструкции губернаторам» 1764 года, императрица считала, что губернии, как административно-территориальные единицы требуют больше всего исправлений, и обещала позднее подумать над этим вопросом. Отношение Екатерины II к существовавшей тогда системе местного управления еще более ухудшилось после того, как местные власти в ходе войн с внешними и внутренними врагами не смогли проявить достаточной эффективности и мобильности.

Укрепление абсолютизма  в государственном управлении, его  централизацию и полицеизацию, подчинение лично императрице воплощена  последовательно в губернской реформе, которая осуществлялась в два  этапа.

21 апреля 1764 г. указом «Наставление  губернаторам» усовершенствован  институт губернаторства, его государственный  статус и функции. Указ направлен  на укрепление и усиление роли  местного управления, которое представлялось  слабым звеном, но упрочение его  могло повлиять на всю систему  государственного управления. Екатерина  II исходила из того, что империя  как «целое не может быть  отнюдь совершенно, если части  его в непорядке и неустройстве  пребудут», считала важнейшим  делом приспособление должности  губернатора к интересам императрицы.

Губернатор объявлен представителем императорской особы, главой, хозяином и опекуном вверенной ему губернии, исполнителем императорской воли, законов, обеспечивающим соблюдение и выполнение указов, узаконений, изобличение с  помощью губернского прокурора  лихоимцев, взяточников, казнокрадов  как врагов отечества, попечительство о земледелии, как источнике всех сокровищ и богатств государства, о  промыслах, торговле, сохранении тишины и безопасности верноподданных, руководство  чиновниками провинциальных, уездных, воеводских и приписных канцелярий, объезд их раз в три года, составление  отчетов, сбор податей и др. Губернатор получал огромную власть, ему подчинены  таможни, магистраты, разные комиссии, полиция, ямские правления - все «гражданские места», «земские правительства», функционировавшие  прежде вне губернаторского и  в сфере центрального подчинения.

В свете уроков народной войны  Екатерина II решительно перестроила  губернское управление. 7 ноября 1775 г. издан  Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», подготовленный с помощью вельможных бюрократов А. Вяземского, П. Завадовского, М. Сиверса, Г. Ульриха и др.

Информация о работе Реформы Екатерины 2 в области местного самоуправления