Реформы Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:49, реферат

Описание работы

Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реальным состоянием дел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра. “Адреса” с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии. От царя ждали ответа. Александр дал его через несколько месяцев – в марте 1856 года.

К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграрной реформы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
Крестьянская реформа …………………………………………………4
Земская реформа ………………………………………………………..9
Городская реформа г………………………………………………….11
Судебная реформа ……………………………………………………..13
Военные реформы ………………………………………..……………17
Реформы образования……………………………..……………………20
Прочие реформы………………………………………………………...22
Реформа самодержавия…………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……………………………26

Работа содержит 1 файл

реформы Александра 2.docx

— 54.27 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2

  1. Крестьянская реформа …………………………………………………4
  2. Земская реформа ………………………………………………………..9
  3. Городская реформа   г………………………………………………….11
  4. Судебная реформа ……………………………………………………..13
  5. Военные реформы ………………………………………..……………17
  6. Реформы образования……………………………..……………………20
  7. Прочие реформы………………………………………………………...22
  8. Реформа самодержавия…………………………………………………22

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……………………………26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ. 

      Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реальным состоянием дел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра. “Адреса” с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии. От царя ждали ответа. Александр дал его через несколько месяцев – в марте 1856 года.

      К этому времени накопилось  множество объективных предпосылок  для проведения коренной аграрной  реформы.

      Во-первых, помещичье хозяйство,  основанное на внеэкономическом  принуждении крестьян к труду,  все заметнее переживало кризисное  состояние, эффективность хозяйств  снижалась, остро стоял вопрос  о переходе от натурального к рыночному хозяйству.

      Во-вторых, быстрое развитие промышленности  входило в противоречие с феодальными  отношениями в сельском хозяйстве.  Для промышленности явно не  хватало рынка сбыта своих  товаров вследствие низкой покупательской  способности подавляющей части  населения-крестьян. Промышленность  испытывала острую нехватку свободной  рабочей силы, поскольку крепостные  крестьяне, составляющие большую  часть населения, не обладали  правом на свободное перемещение  из деревни в город, на промышленные  предприятия.

      В-третьих, страна страна болезненно переживала поражение в Крымской войне, которое явилось результатом военного и технического отставания от передовых стран мира.

      В-четвертых, в стране фиксировалось  все большее количество крестьянских  антифеодальных выступлений, что  не могло не волновать. 30 марта 1856 года, выступая перед московским губернским и уездными предводителями дворянства, Александр произнес знаменитые слова: “…гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…”. Именно этот день принято считать днем начала Великих реформ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Крестья́нская рефо́рма
 

    Крестья́нская рефо́рма в Росси́и (известная также как отмена крепостного права) — реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

    Вместе  с тем, ряд современников и историков конца XIX — начала XX вв. называл эту реформу «крепостнической» и утверждал, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причем ущербный и несправедливый.

    Содержание  реформы

    19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге  Александр II подписал Манифест  об отмене крепостного права  и Положение о крестьянах, выходящих  из крепостной зависимости, состоявшие  из 17 законодательных актов. Манифест  «О Всемилостивейшем даровании  крепостным людям прав состояния  свободных сельских обывателей»  от 19 февраля 1861 года сопровождался  рядом законодательных актов  (всего 22 документа), касающихся вопросов  освобождения крестьян, условий  выкупа ими помещичьей земли  и размеров выкупаемых наделов  по отдельным районам России.

    Основные  положения реформы

    Основной  акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

    Крестьяне перестали считаться крепостными  и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.

    Крестьянские  дома, постройки, все движимое имущество  крестьян было признано их личной собственностью.

    Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

    Помещики  сохраняли собственность на все  принадлежавшие им земли, однако обязаны  были предоставить в пользование  крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли  полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые  могли распределять их между крестьянскими  хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского  надела для каждой местности устанавливался законом.

    За  пользование надельной землёй крестьяне  должны были отбывать барщину или  платить оброк и не имели права  отказа от неё в течение 9 лет.

    Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

    Сельским  обществам предоставлялось право  выкупа усадьбы и по соглашению с  помещиком — полевого надела, после  чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право  выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние  также прекращалось.

    Государство на льготных условиях предоставило помещикам  финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

      Размер наделов

    Согласно  реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться  по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении  дарственного надела. При наличии  в пользовании крестьян наделов  меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую  землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее  трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел  устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских  и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее  высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

    В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть  их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами  ущемления прав крестьян были переселения  на неплодородные земли, лишение  выпасов, лесов, водоёмов, загонов и  других необходимых каждому крестьянину  угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые  вдавались клиньями в крестьянские наделы.

    Повинности  временнообязанных крестьян

    Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.

    Во  время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

    Ещё одним пороком оброка была его  градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50 % от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5 % от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли.

    Барщину обязаны были отбывать все мужчины  в возрасте от 18 до 55 лет и все  женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более  ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

    Местные положения

    Остальные «Местные положения» в основном повторяли  «Великороссийское», но с учётом специфики  своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» — «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».

    Освобождение  дворовых крестьян

    «Положение  об устройстве дворовых людей» предусматривало  освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось  практически без средств к существованию.

    Выкупные  платежи

      Положение «О выкупе крестьянами,  вышедшими из крепостной зависимости,  их усадебной оседлости и о  содействии правительства к приобретению  сими крестьянами в собственность  полевых угодий» определяло порядок  выкупа крестьянами земли у  помещиков, организацию выкупной  операции, права и обязанности  крестьян-собственников. Выкуп же  полевого надела зависел от  соглашения с помещиком, который  мог обязать крестьян выкупать  землю по своему требованию. Цена  земли определялась оброком, капитализированным  из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

    Крестьянин  обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило  государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный  платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким  образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных  терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. Михаил Покровский указывал, что «выкуп был выгоден не крестьянам, а помещикам»[8]. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму, что составляло предмет критики со стороны наблюдателей, стоявших на народнических позициях (а впоследствии — со стороны советских историков), но было при этом математически нормальным результатом для столь долгосрочного кредита. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время. Так как пени за просроченные платежи неоднократно списывались, а в 1906 году государство простило сельским обществам всю неоплаченную часть задолженности, выкупная операция оказалась для государства убыточной. 

Информация о работе Реформы Александра II