Реформаторские взгляды Р.Фахретдина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:44, контрольная работа

Описание работы

Религиозному реформаторству предшествовали восстания татарского населения XVIII века, которые часто облекались в религиозную оболочку и были вызваны, в основном, русификаторской политикой царизма в Поволжье и Приуралье и носили национально-освободительный характер. Одним из факторов, способствовавших участию татар в Пугачевском восстании (1773-1775 гг.) было требование прекратить преследование ислама, признать мусульманскую религию.

Работа содержит 1 файл

реформаторство.docx

— 37.72 Кб (Скачать)

 Фахретдин  считал, что «в парламенте и  Государственном Совете (то есть  в обеих палатах тогдашнего  российского парламента) ... нужно  выполнять решения, согласные  с Кораном и Сунной». При  этом «главная реформа» предстоит  в сфере права. В итоге должна  быть создана Конституция как  «очень полезная вещь для исламского  мира».

 Когда  ряд сегодняшних «истинных мусульман», а также «исламоведов» готов  свести ислам к парандже, джихаду  и газавату, чьим проявлением  на настоящем этапе является  терроризм, и подчинению воле  правителей, не стоит ли им  почитать Фахретдина, чтобы понять  истинную суть ислама для татар?  Татарский ислам не должен  жить по бухарским или мединским традициям, он должен следовать заветам нации, рожденной в Казани, Уфе и Оренбурге. 

Фахретдин утверждал, что ислам должен сохранять  значение как система мировоззренческих  и моральных устоев: «ислам, будучи универсальной религией, пригоден для  всех времен, всех мест и государств, всех народов и наций. Если обязательно  есть какая-то религия, которая пригодна для счастья в этом и том  мире, для материальных и духовных достоинств, то эта религия, несомненно, религия ислама». Фахретдин отметал  позитивистскую доктрину об отсталости религии по сравнению с наукой, популярную среди социалистов и  младотурок. Он заявлял, что утверждение  «левых», являющихся сторонниками европейского образования, о религии как причине  упадка мусульманского мира глубоко  ошибочно. Для него только религиозность  является основой высокой морали, поэтому «то, что люди религиозны, столь же естественно, как то, что  они культурны».

Фахретдин утверждал, что религия без образования  столь же пагубна, сколь и образование  без религии. Стоит ли приводить  примеры из современности, иллюстрирующие эти тезисы?

 Впрочем,  Фахретдин ставит вопрос не  только о моральном и правовом  самосовершенствовании мусульман.  Он указывает на потребность  развития военной сферы, говоря, что «нам нужны... пушки Круппа, железные дороги, юнкерские училища,  кадетские корпуса, военные академии, броненосцы, миноносцы».

Конечным  идеалом Фахретдина является появление  единого мусульманского правителя  в лице халифа как главы федерации  просвещенных мусульманских государств. Но подобное развитие событий для  Фахретдина было делом отдаленного  будущего...

 

Заключение

Период конца XVIII – первой половины XIX вв. приобретает особую важность для изучения различных форм традиций и их роли в жизни общества, особенно в определении его перспектив. Именно в этот период на историческую арену выходят такие представители общественной мысли, как Г.Утыз-Имяни, Г.Курсави, И.Хальфин, Х.Фаизханов и др., которые проявили свои интеллектуальные способности в различных сферах духовной культуры и предлагали различные варианты решения накопившихся проблем.

Всех  их объединяла одна цель: сохранение национальной самобытности татар и определение  путей развития народа. В этой связи  наметились две тенденции. Приверженцы  одной из них (Г.Курсави) считали  необходимым реформировать некоторые  из сторон жизни татарского общества. Представители другой тенденции (Г.Утыз-Имяни) считали необходимым очистить религиозную  жизнь мусульман от различных недозволенных новшеств , которые укрепились у татар в XVI – XVII вв.

Мусульманское реформаторство ставило перед собой  цель изменить религиозное сознание верующих и мусульманских теологов, формально не затрагивая ислам как  определённую систему догм на начальном  этапе своего развития. Реформаторство этого периода развития имело  свои особенности, которые заключались  в критике традиционализма, обращении  к раннему Исламу (к эпохе подъёма  мусульманской культуры), концепции  «открытия дверей иджтихада», дающей возможность трактовать религиозные  каноны в свете современной действительности. Проявляется тенденция к изменению  основных предписаний ислама (признание  единобожия и пророческой миссии Мухаммада, ежедневной пятикратной  молитвы, поста, обязательной милостыни, пророчества). Под вопрос была поставлена необходимость совершения молитвы, наблюдается тенденция к отказу от поста в месяц рамадан и  к совершению паломничества.

Первоначально новации мусульманских религиозных  реформаторов с помощью иджтихада  наслаивались на отдельные догмы, далее  этот вторичный слой оказывался в  состоянии не просто подавлять, но и  трансформировать первичный. В итоге  получилось так, что некоторые ранее  бытовавшие нормы и порядки «уходили в небытие», уступая место новым.

В мусульманском  реформаторстве эмоциональное, чувственное  отодвигается на задний план. Не столь  усердным, как прежде, становится поклонение священным реликвиям, а также  выполнение ритуалов. Вера в мусульманском  обществе не перестаёт быть делом  личным – соблюдается пост, молитва, но с концепцией «открытия дверей иджтихада» предоставляется возможность  рационально толковать отдельные  положения Корана с позиции современности  и происходит своеобразное приспособление религии к действительности. Тем  самым сознание мусульман поднимается  на новый уровень, который в принципе приводит к обращению к культу как к этической необходимости  и даже к отказу от него.

 

Список  используемой литературы:

1.Тагиров И. Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век).- Казань: Татарское книжное издательство, 1999. – 468с.

2.История Татарстана. – Казань: ТАРИХ, 2001. – 544с.

3.История Татарстана: Учебное пособие. Казань: ТаРих, 2001 – 309с. Ф. Х. Хузин, И. А. Гилязов, В. И. Пискарев, Б. Ф. Султанбеков,

4.Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению.- Казань.: Иман, 1997. – 80 с

 

      Содержание

      1.Введение                                                                 1                                                                                                 

      2.Реформаторские  взгляды Утыз-Имяни                       3                        

      3. Реформаторские взгляды Курсави                            10                           

      4.Реформаторские  взгляды Р.Фахретдина                    14                         

      5.Заключение                                                           18                                      

      6.Список  используемой литературы                            20                       

      7.Содержание                                                              21

Информация о работе Реформаторские взгляды Р.Фахретдина