Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:44, контрольная работа
Религиозному реформаторству предшествовали восстания татарского населения XVIII века, которые часто облекались в религиозную оболочку и были вызваны, в основном, русификаторской политикой царизма в Поволжье и Приуралье и носили национально-освободительный характер. Одним из факторов, способствовавших участию татар в Пугачевском восстании (1773-1775 гг.) было требование прекратить преследование ислама, признать мусульманскую религию.
Утыз-Имяни выступает против 14 явлений «бида» (новшеств), которые, по его мнению, мешают оздоровлению общественного, нравственного климата татарского общества. Вот некоторые из них:
1. Собираясь
в мечети – организуют
И в
данном контексте в деятельности
Утыз-Имяни просматривается
Реформаторские взгляды А.Курсави
Курсави
был прекрасным знатоком мусульманского
права, которое основывалось на
Коране, сунне пророка, иджма –
согласном мнении авторитетов ислама
и киясе – суждении по
аналогии. Доскональное знание этих источников,
совершенное владение арабским языком
(языком большинства его произведений)
дало ему возможность приобщиться
к сокровищницам арабо-
Курсави,
как и большинство
Для него вышеназванные источники фикха являются несомненным авторитетом. Главное отличие взглядов Курсави от взглядов его современников состоит в том, что он предлагал выносить иджтихад в том случае, когда невозможно было найти ответ в упомянутых источниках религии, определяя иджтихад как «термин шариата, означающий приложение факихом усилий при вынесении умозаключения в соответствии с суждением шариата».
Более того, Курсави, в то время когда в суннитском исламе после ХII века, как уже отмечалось, был «закрыт абсолютный иджтихад», затрагивающий решения по основным вопросам веры, выступал за «открытие абсолютного иджтихада». «Знай, – пишет он, – что каждому мусульманину надлежит выносить иджтихад в поисках правильного решения по мере своих возможностей. Тот, кто в состоянии выносить абсолютный иджтихад, тому следует выносить абсолютный иджтихад. А тот, кто в состоянии выносить иджтихад в рамках своей правовой школы, тому следует выносить иджтихад в рамках своей школы. Тот же, кто не в состоянии выносить иджтихад, руководствуясь религиозным законом, тому следует обратиться к таклиду».
Следовательно, по Курсави, любой человек, обладающий достаточными знаниями в религиозных дисциплинах, может выносить абсолютный иджтихад, что в его время наносило ощутимый удар по улемам-консерваторам, неспособным к восприятию нового, также как и неспособным к выдвижению собственных идей и потому не желающим что-либо менять в религиозной жизни.
Он критикует тех мусульман, которые утверждают, что время иджтихада «кануло в Лету», прошло, что «доказательством для мукаллида (традиционалиста) служит только слово муджтахида», призывая мусульман к активному мышлению, правотворчеству, внедряя в их сознание новое видение общественной жизни.
Курсави считает, что обращение к словам муджтахида любым человеком, в том числе традиционалистом, вынужденное явление, вызванное невозможностью самому вынести суждение по общественно-правовой жизни мусульман. Подобных мусульман он порицает: «Знай, что улемы (религиозные ученые) сошлись на том мнении, что традиционалист в религиозной догматике – грешник, из-за отказа поиска установления истины, являющейся одной из причин знания».
Для «обновления» веры Курсави предлагал вернуться к прошлому – основам религии, принятым в первые века ислама. Обратившись к словам и деяниям первых авторитетов ислама, Курсави призывал «очистить» религию от книг мутакаллимов (спекулятивных теологов) и факихов, чтобы приспособить «обновленную» веру к настоящей действительности.
Курсави
писал о возможности
Курсави использует термин новшества (араб. «бида»), понимая под этим термином то, что наслоилось на первоначальный ислам, но вкладывает в него двоякий смысл. Курсави делит новшества на плохие и хорошие, определяя, что «то, что можно извлечь из основ веры – хорошие, что нельзя – плохие новшества». К хорошим новшествам он относил «возведение медресе, написание книг», которые способствуют распространению знания. Таким путем Курсави объяснял необходимость распространения знания, науки, образования среди мусульман вообще, и Казанского края того времени, в частности.
Курсави всячески возвеличивает личность, стремящуюся к знанию, выступает за эрудированного, инициативного человека, который будет в состоянии внести новое в сознание татарского народа.
У Курсави было много учеников, но никто из его современников, исключая Утыз-Имяни, не смог приблизиться к уровню его знаний, продолжить начатое им дело обновления духовной жизни татарского общества рубежа XVIII-XIX веков. Понадобилось более полувека, прежде чем появилась личность уровня Курсави. Это был Марджани.
Религиозно-реформаторские
взгляды Утыз-Имяни отличаются
от реформаторских воззрений Курсави.
Взгляды последнего, несомненно,
либеральнее, так как Курсави
не просто апеллировал к концепции
«открытия дверей иджтихада», а делал
упор на абсолютном иджтихаде, дающим
возможность по-новому, в свете
современной ему
Курсави
в своих работах пытался
Реформаторские взгляды Р.Фахретдина
Фахретдин
начал свой творческий путь с несохранившегося
трактата о реформе просвещения.
В нем он призывал брать пример
с русских и европейцев в деле
образования, и особенно образования
женщин. Фахретдин пишет хронику
«Асар» («Следы»). В ней он создает
биографии ученых булгар, кыпчаков,
татар, попутно с описанием
Вместе
с тем Фахретдин был
Риза Фахретдин принадлежал к той группе общественных деятелей, которые критиковали Оренбургское Духовное Собрание, прежде всего за чрезмерное усердие в защите интересов государства. Фахретдин сформулировал три основные задачи, обусловившие возникновение Собрания:
1) Создать любовь к России со стороны восточного ислама;
2) Оставить
без силы не имеющих
3) Превратить
ислам на берегах Волги и
Урала в официальную религию
и распространить везде
Будучи сам казыем в течение многих лет, он видел, что муфтии почти ничего не делают для просвещения народа, да и по своему статусу не имеют возможности проводить реформы для улучшения образованности мусульман.
В
1908 г., тогда уже бывший казый,
Риза Фахретдин дал
Но где
же выход из состояния прозябания
мусульманского мира? Прежде всего, нужно
обратить внимание на роль религии. В 1905
г. Риза Фахретдин в биографии
великого улема и суфия Ибн
Араби писал, что ислам должен
давать ответы на все запросы современности,
на все проблемы этого и загробного
миров. Чуть позднее Фахретдин утверждал,
что необходимо как религиозное,
так и светское знание. Стоит отметить,
что тюркская нация мусульман
России, российское государство и
исламская нацияумма для
В
личности Марджани Фахретдин
видит своеобразного провидца, взгляды
которого актуальны и для
Синтезу религии и реалий современности Фахретдин посвятит целый ряд работ, но вершинной точкой станет фундаментальный труд «Дини вэ иджтимагый мэсъэлелэр» («Религиозные и общественные вопросы») (1914). Само название работы говорит о необходимости синтеза религиозных и светских основ для развития исламской нации. Основные тезисы работы во многом совпадают со взглядами великого муфтия Египта Мухаммада Абду, стремившемуся совместить догматику ислама с реалиями современной либеральной цивилизации. Так, в области права Шура (Совет), принимающая правовые решения и охватывавшая тогда только богословов, зачастую находящихся под жестким контролем властей (вспомним пример бухарского приговора над Курсави), превращается в орган мусульманской общины Нового времени. При этом в Шуру вместе с улемами входят главы благотворительных обществ, войсковые командиры, представители адвокатов, докторов, рабочих и т.д. Фахретдин первым в мусульманском мире предложил ввести в Шуру представителей современного индустриального пролетариата. В этом проявился его истинный гуманизм, так он отстаивал не только интересы своего класса, но и всех слоев общества. Шура должна действовать в соответствии с реалиями экономики и культуры и представлять собой союз всех классов, партий и обществ. Фактически именно эта идея легла в основу создания Миллет Меджлисе (Национального Собрания), который представлял союз всех вышеупомянутых групп национальной элиты. На принципе представительства всех партий и общественных групп в 1917 г. строились и все местные мусульманские комитеты и бюро.