Развитие социально-экономических отношений древневосточных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 10:51, реферат

Описание работы

Главным фактором, обусловившим своеобразие древневосточных обществ, является привязка экономической жизни к поливному земледелию, которое возникало на основе естественного разлива великих рек древности -- Нила, Евфрата, Тигра, Янцзы, Хуанхэ. Необходимость кооперировать общие усилия привела к образованию особого влияния государственного начала в жизни древневосточных обществ. Многие историки экономики вот уже много десятилетий выделяют особую формацию -- «азиатскую» наряду с традиционными рабовладельческой, феодальной и иными. Дебаты продолжаются, а согласие в этом вопросе до сих пор не достигнуто.

Работа содержит 1 файл

История Древнего Востока.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

 

Египетская, или хамитская, ветвь была представлена населением Древнего Египта, на языках берберо-ливийских говорили многочисленные племена, жившие к западу от долины Нила, на языках кушитских — племена верхнего течения Нила.

 

Племена и народности индоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую, или хетто-лувийскую, и индоиранскую ветви. На языках первой ветви говорили хеттские племена, лидийцы, карийцы и другие мелкие племена Малой Азии. Языки индоиранской ветви бытовали у индийцев и персов, парфян и бактрийцев, скифов и саков, ариев Древней Индии. К этой же семье относилась часть населения государства Митанни. Некоторые народы Малой Азии говорили на языках фрако-фри-гийсксй группы индоевропейской языковой семьи.

 

Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили племена хурритов и урартов, а также предшественники хеттов, называемые про-тохеттами из Малой Азии. Население древнейшей Индии относят к дравидийской языковой семье, Древнекитайские племена говорили на языках сино-тибетской, или ти-бето-китайской, языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки, например шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших в горах Загроса, и другие, которые не могут быть отнесены к какой-либо языковой общности и стоят особняком.

 

Для  многочисленных  племен,   народностей и этнических групп Древнего Востока характерны интенсивные военно-политические торговые и культурные связи, этнические контакты и скрещивания, приводившие к смешению населения и появлению новых, более сложных этнических образований. В создании древневосточной цивилизации принимали активное участие все племена, народности и этнические единицы. Нет никаких оснований выделять, подчеркивать расовое или этническое превосходство, решающую роль каких-либо групп племен, будь то племена Месопотамии, древнеегипетская народность или племена ариев.

 

В длительной эволюции древневосточного общества нашел свое проявление закон неравномерности исторического развития. Некоторые из древневосточных стран достигли высокого социально-экономического, политического и культурного уровня. Можно отметить высокий уровень цивилизации в Древнем Египте, Месопотамии, Финикии, у хеттов, в Древней Индии, Древнем Китае. Здесь были созданы мощные центры высокоразвитой культуры и социально-экономических отношений, которые оказали влияние на соседние, более отсталые области, стимулировали развитие в них производительных сил, классовых отношений, государственного управления, своей самобытной культуры. В IV—III тысячелетиях до н. э. многие регионы Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия) развивались сравнительно изолированно, но к середине II тысячелетия до н. з. между различными областями Ближнего Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в I тысячелетии до н. э.— система тесно связанных разнообразными отношениями стран, общение между которыми обогащало каждую местную культуру. Сложилось, таким образом, известное единство древневосточного мира, сыгравшее заметную роль в поступательном развитии региона и всего человечества.

 

Изучение истории стран Древнего Востока представляет большие трудности из-за фрагментарности источников и сложности их исторической интерпретации. Особенно это касается исследования характера социально-экономических отношений древневосточных обществ. Большинство буржуазных ученых недооценивают роль социально-экономических отношений в истории. В обобщающих трудах по истории Древнего Востока, принадлежащих крупнейшим буржуазным востоковедам — Г. Масперо, Эд. Мейеру, Б. А. Тураеву, авторам Кембриджской древней истории,— главное внимание уделялось описанию политической и культурной (включая религию) истории. Наиболее распространенным в буржуазной литературе является признание феодального характера большинства древневосточных обществ, причем под феодализмом понимается некая социально-политическая система,

 

В советской историографии центральное место занимают исследования социально-экономических отношений, определение особенностей способа производства материальных благ, обусловливающих структуру всей древневосточной цивилизации. Тщательное изучение древневосточной экономики, аграрных проблем, структуры рабовладельческих отношений и других форм зависимости позволило рассматривать древневосточные общества как рабовладельческие. Большая роль в разработке концепции рабовладельческого общества в странах Древнего Востока принадлежит академику В. В. Струве. Эта концепция была поддержана В. И. Авдиевым, Б. Б. Пиотровским, М. А. Коростовцевым, И. М. Дьяконовым и др. В. В. Струве считал древневосточое рабовладение патриархальным, или домашним, с пережитками общинно-родового строя. Исследования советских ученых социально-экономических отношений уточнили эту точку зрения. Древневосточное рабство рассматривается теперь не как патриархальное, домашнее рабство, своего рода предварительный этап, на смену которому пришло классическое, более развитое античное рабство. Древневосточные общества определяются как рабовладельческие общества особого типа, развивавшиеся в рамках единой рабовладельческой формации, но своим путем, определяемым конкретными историческими условиями жизни в конкретном природном и социальном окружении, со своими этапами становления, расцвета и упадка.

 

 

В  условиях  осуществляемых  в  России  социально-экономических  реформ

изучение истории экономических учений  в  процессе  подготовки  специалистов

экономического   профиля   и   формирования   у   них   общечеловеческой   и

профессиональной культуры приобретает важное значение.

    Знания, которые получает человек, изучая  этот  предмет,  помогают  ему

осмыслить  закономерности,   которым   подчиняется   экономическая   теория,

позволяют свободно ориентироваться в ее проблемах.

    Любую науку начинают изучать с момента ее возникновения, с ее  истоков.

Экономическая  мысль  возникает  одновременно   с   появлением   первобытных

поселений,  но  в  то  время  она  носит  довольно   примитивный   характер,

заключающийся в вопросе: "Как выжить одному человеку или его  семье?"  Форму

учения, законов она приобретает одновременно со  становлением  человеческого

общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те  фрагменты,  которые  были

отражены  в  письменных  источниках.   Следовательно,   мы   можем   изучать

экономическую   мысль   древности   только   после   возникновения    первых

цивилизаций.

    В своей  работе  я  хочу  рассмотреть  памятники  экономической  мысли,

оставленные нам философами и правителями Древнего Востока. Но  экономическая

мысль того  времени  была  не  отделима  от  политико-правовой,  религиозной

идеологии. Поэтому  собственно  экономических  трактатов  найти  практически

невозможно.

    Для данного исследования, вероятнее всего, подойдут методы  описания  и

анализа,  так  как  они  позволяют  наиболее  полно   показать   особенности

древневосточных обществ и, как  следствие,  причины  возникновения  тех  или

иных памятников экономической мысли.

 

                               Основная часть.

 

    Перед философами Древнего Востока возникала  проблема,  актуальность  и

важность которой сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена.  Это

проблема толкования  идеальной  модели  социально-экономического  устройства

общества. В каждой из стран  Востока  находился  свой  путь  решения  данной

проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и  устоев.  Но  несмотря  на

эти различия, можно выделить  три  особенности  развития  рабовладельческого

общества Древнего Востока:

    1-ая  особенность  заключается  в  длительном   сохранении   пережитков

первобытно-общинного  строя,  главным  из  которых  была  система  замкнутых

сельских общин, экономически  изолированных  друг  от  друга.  Основой  этой

замкнутости  служило  натуральное  хозяйство:  в  каждой  общине  имелись  и

земледельцы и ремесленники, свое управление. Живучесть общины (в  Индии  она

сохранилась   до   конца   XVIII   века)   определялась    низким    уровнем

производительных сил.

    2-ая особенность древневосточных обществ заключается в слабом  развитии

частной собственности. Община являлась первоначальным собственником земли  и

рабов. Часть земли была роздана  в  индивидуальное  пользование  общинникам,

которые платили за это натуральный налог  (1\8-1\7  урожая)  и  обрабатывали

общинные поля. Общине принадлежал рабочий скот и инвентарь, а так  же  рабы,

занятые на  строительстве  плотин  и  каналов.  С  образованием  государства

власть в лице  царя  стала  верховным  собственником  всех  рабов  и  земли.

Позднее возникла частная собственность, сначала на рабов, потом на землю.

    3-я особенность состояла в  том,  что  рабский  труд  не  стал  основой

хозяйственной жизни. Свободные общинники, земледельцы  и  ремесленники  были

основными производителями. Рабский труд находил применение  главным  образом

в государственном хозяйстве - на строительных работах,  сооружении  каналов,

плотин, храмов, дворцов.

    Остановимся на наиболее популярных источниках-памятниках  экономической

мысли цивилизации Древнего Востока.

 

                               ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.

 

    На примере этой страны человечество располагает  двумя  самыми  ранними

памятниками экономической мысли. Один из них датируется  XXII  столетием  до

нашей эры   и им является  некое  послание,  получившее  название  "Поучение

гераклеопольского царя своему сыну. В этом "Поучении"  приводятся  "правила"

государственного управления и  руководства  хозяйством,  овладение  которыми

для правителя так же важно, как и  всякая  другая  сфера  искусства.  Особое

внимание  уделяется  эффективности  функционирования  аппарата   управления,

стоявшего  между   фараоном   и   населением.   Отражением   незавершенности

классового деления в этом законе является то, что  царь  советует  подбирать

людей в госаппарат "по их делам".

    Другой памятник датирован началом  XVIII  века  до  н.э.  и  называется

"Речение Ипусера", а  главная  его  идея-недопущение  бесконтрольного  роста

ссудных   операций   и   долгового   рабства   во    избежание    обогащения

"простолюдинов" и начала в стране   гражданской войны.

    Хочется  отметить  особенность  экономики  Египта.  Она  заключалась  в

отсутствии денег как таковых.  Египтяне  торговали  на  рынках,  выплачивали

жалование, ссужали под проценты и собирали налоги,  не  пользуясь  деньгами,

которые переходят из рук в  руки.  В  то  же  время  был  установлен  эталон

относительной стоимости товаров. Во времена Нового  царства  таким  эталоном

стоимости стала спираль из медной проволоки,  которая  называлась  утен.  Он

получил   на   столько   широкое   распространение,   что   спираль    стала

иероглифическим знаком. На одном  из  изображений  в  храме  Тота  служитель

нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого  предмета  оценена

именно таким способом.

    Другой единицей стоимости был дебен. Первоначально это  слово  означало

"кольцо", но со временем оно стало обозначать не сам  предмет,  а  иего  вес

или   стоимость.

 

                                 ВАВИЛОНИЯ.

 

    Для этого древневосточного государства  Месопотамии,  расположенного  в

междуречье  Тигра   и   Евфрата,   характерно   быстрое   развитие   частной

собственности   и денежных отношений.  Но  в  условиях  отсутствия  гарантии

свободы личности   это  вело  к  разорению  массы  производителей,  развитию

долгового рабства и   кабальничества. В 1901 году  французскими  археологами

был обнаружен кодекс  законов  царя  Хаммурапи  (1792-1750гг.  до  н.э.).Эти

законы были выбиты на большом черном  базальтовом  столбе.  Наверху  лицевой

стороны столба изображен царь, стоящий перед  богом  Солнца  Шама  –  шем  -

покровителем суда. Под рельефом  начертан  текст  законов,  заполняющий  обе

стороны столба ( 247 законов).

    Текст  распадается  на  три  части.  Первой  частью  является  обширное

введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему  царство  для

того, "чтобы сильный  не  притеснял  слабого".  Затем  следует  перечисление

благодеяний, которые были  оказаны  Хаммурапи  городам  своего  государства.

Информация о работе Развитие социально-экономических отношений древневосточных государств