Развитие белорусской литературы в 20-30-е годы XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Результатом проведения такой политики в культурной жизни Белоруссии стал расстрел по различным обвинениям более пятидесяти белорусских писателей. Нашими современниками была проделана огромная работа по их реабилитации, а также по переосмыслению известных работ и предприняты попытки восстановить утраченные произведения, написанные в те сложные годы. Целью этой работы стало более близкое знакомство с литературным наследием того времени, с путем его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 3
Литература БССР в 20-е годы прошлого века. ............................................ 4
Развитие белорусской литературы в 30-х годах XX века. …...................... 8
Драматургия и детская белорусская литература в первые десятилетия после революции 1917 года. ......................................................................... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ............................................................................................ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. .................................... 16

Работа содержит 1 файл

История Беларуси КОПИЯ.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 

2. РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 30-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА.

 

Следует отметить, что  как и в 20-е годы, в 30-х годах XX века развитие белорусской советской  литературы проходило в условиях тесной взаимосвязи с развитием  и становлением литературы братских республик, со временем обединенных в единую советскую литературу.

Постановлением ЦК ВКП(б) «О переустройстве литературно-художественных организаций» (1932) был создан единый Союз советских писателей, взамен всех, существовавших до той поры, писательских организаций. Перед каждым его новым членом ставилось условие безоговорочного признания платформы Советской власти и участия в социалистическом строительстве.

В мае 1932 года ЦК ВКП(б)Б также принимает  решение о переустройстве литературных объединений республики. Создается Оргкомитет Союза писателей Белоруссии, который проводит работу по реализации партийных постановлений о созыве и проведении I съезда писателей Белоруссии, который прошел в июне 1934 года. Все существовавшие ранее литературно-писательские организации были ликвидированы.

В 30-е годы жизнь творческой интеллигенции  проходила под прессом угрозы быть обвиненным, зачастую ложно, в  «нацдемовщине», шпионаже и других не мене тяжких преступлениях. В 1931 году по сфабрикованному делу о «Союзе за освобождене Беларуси» было осуждено 90 человек работников культуры, науки и искусства[8, с. 87].

Результатом такой нездоровой общественной атмосферы стало снижение творческой активности уже работавших литераторов  и сокращению притока новых кадров, на что было так богато предыдущее десятилетие.

Но, несмотря на все сложности, на возникновение  и усиление культа личности, белорусская  литература продолжала жить и искать новые пути развития. Этот процесс замедлился, а тематическое разнообразие сократилось. В то же время четко обозначился литературный метод – им стал метод социалистического реализма.

Перед творческими людьми была поставлена четкая задача, в своих произведениях нужно было создавать яркий положительный образ произошедших перемен, подтверждать правильность указанного партией и ее вождями пути строительства новой жизни, прославлять и пропагандировать работу по строительству социализма, во имя и на благо завоеваний революции. Литература должна была воспитывать подрастающие поколения в духе социалистического патриотизма. Такое вмешательство партии в творческие процессы снизило художественную ценность некоторых произведений.

На начало 30-х годов  пришелся период бурного развития прозаических жанров. Причем наблюдается переход от малых форм – рассказов, к эпическим – повести и роману.

Конец 20-х – начало 30-х годов было ознаменовано проведением  всеобщей коллективизации, что нашло  свое отражение в произведениях белорусских авторов. Этой теме посвящены такие работы, как повести «Спалох на загонах» П. Головача, «Адшчапенец» Я. Коласа, романы «Язэп Крушынскі» З. Бядули, «Вязьмо» М, Зарецкого, неоконченый роман «Мядзведзічы» К. Крапивы.

Например, повесть «Спалох на загонах» (1930) была написана под влиянием собственного участия автора в процессе коллективизации. Своим произведением П. Головач стремился помочь деревне в переустройстве жизни,показать процесс коллективизации максимально правдиво. При этом автор прибег к средствам публицистического высказывания.

На основе документальных материалов была написана и повесть Я. Коласа «Адшчапенец» (1931). Однако, несмотря на социально- аналитический стиль, в произведении четко проявилась авторская позиция. К своему, испуганному коллективизацией, герою он отнесся с легкой иронией, как к человеку  не совсем понимающему все преимущества таких перемен в его жизни. Своей повестью писатель продолжил лучшие традиции аналитико-психологической прозы.

Характерно для начала третьего десятилетия  зарождение и развитие сюжетного, остроконфликтного романа. Углубление драматизма в художественных произведениях было обусловлено противоречиями самой жизни, ее напряженным ритмом.

Динамичность сюжета, психологизированные ситуации, неоднозначное отношение героев к революционным преобразованиям – характерные черты таких рабоот, как роман «Вязьмо» М, Зарецкого (1932-1933), повесть Б. Микулича «Дужасць» (1934) и некоторых других.

Актуальными становятся для разных авторов такие темы, как новый человек, как носитель принципов социалистической морали, производственная тема, связанная с отображением жизни города и рабочегокласса. Отражение происходящих перемен нашло свое отображение в искусстве посредством интереса, проявляемого к конкретному факту или событию, и его описание.

Вторая половина 30-х  годов была не столь плодотворной для белорусской прозы. Критики не считали полезными традиции, заложенные еще М. Зарецким, К. Чорным, К. Крапивой. Это обеднило тематику произведений и вынудило авторов искать новые темы. Некоторые обратились к теме осмысления жизни и истории братских народов Советского Союза (Э.Самуйленок «Будучыня»). Также свое отражение нашла антифашистская тема – «Смерць Германа Васэрмана» Т. Гартного и так далее.

Не только проза претерпела изменения, но и поэзия в эти годы значительно преобразилась. В первую очередь это проявилось в повышенном интересе конкретному факту и событию. Лиризм поэзии был связан с поэтизацией трудовых будней советского человека, причем автор стремился передать мысли, чувства героя по отношению к тому или иному событию, либо биографии кокретного человека. Это особо заметно в названиях стихотворений. Например, «Беларускаму дзяржаўнаму выдавецтву», «Якубу Коласу» Я. Купалы, «Гераічнай Іспаніі»Я. Коласа.

В поэзии начала 30-х годов делают попытку через осмысление конкретных фактов создать обобщенный образ социалистической Родины. Во многих произведениях советского человека рисуют преобразователем общества и природы.

В эти годы было издано огромное количество поэтических сборников. «Чатыры вятры» (1935) П. Глебки, «Смелым крокам» (1935) Юрки Лявонного, «Голас Радзімы» (1938) Андрея Ушакова и многие другие.

Как и в прозе, в  поэзии находит свое отражение антифашистская тема.

Несмотря на всю тяжесть  общественных и политических условий литература развивалась. Но эти годы стали наиболее трагичными для ее деятелей, По ложным обвинениям были арестованы и расстреляны многие талантливые писатели Белоруссии, что стало страшной потерей для культурной жизни страны. Так 29 октября 1937 года были казнены М. Чарот, А. Дудар, М. Зарецкий, П. Головач, А. Вольный, В. Каваль, В. Сташевский, В. Макаров, Изи Харик, на следующий – Я. Неманский, Ю. Лявонный, Т. Кляшторный [8, с. 87-88].

В 1939 году к правительственным  наградам были представлены 132 писателя СССР, в том числе и семеро уцелевших писателей из Белоруссии, такие как Я. Купала, Я. Колас, З. Бядуля и некоторые другие. Такая политика, «кнута и пряника», была характерна для партийно-государственных структур того времени[8, с. 88].

 

3. ДРАМАТУРГИЯ И ДЕТСКАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА.

 

Драматургия, как и  любой другой вид литературного искусства сразу отреагировала на перемены в жизни народа сменой тематики пьес. Над ее развитием и актуализацией активно работали Я, Купала, Я Колас, В. Голубок и так далее.

 В первые послереволюционные  годы характерной была тема  прошлого, обработанная в лучших  героико-романтических фольклорных  традициях. Лучше всего это видно на примере таких пьес, как «На Купалле» (1921) М. Чарота, «Машэка» (1922), «Каваль-ваявода» (1924) Е. Мировича.

Под влиянием «ветра перемен» к общей тематике пьес добавилась тема познания и отображения новой  советской действительности, проявившаяся в создании реалистического образа современника, образа положительного героя, рожденного революцией. Нашла свое место и тема коллективизации, актуальна была тема гражданской войны. «Чырвоныя кветкі Беларусі» (1923) В. Горбацевич, «Каля трасы» (1927) М. Грамыки, «Белыя ружы» (1929) М. Зарецкого.

Свое развитие также получил и комедийный жанр, «Тутэйшыя» (1922) Я. Купалы.

Нашел свое отражение  и процесс индустриализации, социалистического  строительства. Такие пьесы, как  «Кар’ера таварыша Брызгаліна» (1925) и «Перамога» (1926) Е. Мировича, «Віхор на балоце» (1928) М. Зарецкого, «Качагары» (1929) И. Гурского.

Также к концу 20-х годов  обогатился и жанровый состав пьес. Если в дореволюционный период драматургия знала фарс, водевиль, социально-бытовую комедию и социально-психологическую драму, затем к ним добавились героико-революционнная и историческая драмы.

30-е годы стали более  плодотворными в плане развития  белорусской драматургии. Увидели  свет пьесы Я. Коласа «Вайна вайне», «У пушчах Палесся», К. Чорного «Бацькаўшчына», «Ірынка», Э. Самуйленка «Сержант Дроб», «Пагібель ваўка», К. Крапивы «Канец дружбы», «Партызаны», «Хто смяецца апошнім».

Работа продолжалась в лучших традициях предыдущих лет. Развивались темы борьбы народа в  годы гражданской войны, тема социалистической действительности, тема советского человека.

К концу 30-х годов возобновилась работа в жанре фольклора. В. Вольский написал такие пьесы, как «Цудоўная дудка» (1938), «Дзед і жораў» (1939), «Несцерка» (1940).

Не все произведения прошли испытания временем, но многие пьесы составили золотой фонд белорусской советской драматургии.

К не мене важным и полноценным  разделам белорусской советской  литературы следует отнести белорусскую  детскую советскую литературу.

Создание новой детской  литературы, призванной воспитывать  подрастающие поколения сознательными гражданами Страны Советов, стало одной из важнейших задач в политике, проводимой Коммунистической партией и Советским государством.

Впервые в истории  было создано Белорусское государственное  издательство с сектором детской  и юношеской литературы. Начался процесс систематического издания книг, газет и журналов для детей на белорусском языке.

Успешному развитию литературы для детей содействовали также  принятые III съездом РКП(б) (1924)[1, с. 33] резолюция, в которой отмечалась вся важность партийного руководства в написании и издании литературы для детей, необходимость в пионерской книге, которая бы воспитывала юное поколение в рамках классового, интернационального и трудового сознания, и постановление ЦК ВКП(б) от 23 июля 1928 года [1, с. 33] «О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати», которая обращала внимание на коммунистическое воспитание молодежи.

Первым периодическим  изданием, выходящим на территории Белоруссии, стал ежемесячный журнал для детей «Зорка». Активное участие в его издании принимали З.Бядуля (редактор), Я. Купала, Я. Колас, М. Чарот. Своими произведениями авторы старались воспитывать в детях преданность делу революции, помочь разобраться в окружающей жизни, дать направление для развития их представлений и фантазии.

В журнале также публиковались произведения устного народного творчества. А вот новых работ, соответствующих требованиям времени было мало. Это стало причиной закрытия журнала в 1922 году.

В декабре 1924 года на смену  «Зоркі» пришел журнал «Беларускі піянер» ( редакторами были В. Дубовка, а затем А. Якимович). В журнале печатали произведения для детей различных жанров и тематики, от стихотворных сказок (Я. Колас «Дзед і мядзведзь», «Рак-вусач», В. Дубовка «Музыка-чарадзейнік», «Залатое дно»), до рассказов о героике гражданской войны («Юрка» А. Якимовича, «Бацькаў сын» М. Зарецкого).

В журнале много внимания уделялось пиоенрам, их жизни, достижениям. Более конкретно в художественной литературе эта тема раскрывается в  рассказах К. Чорного «Юзік і Рыгорка», А. Якимовича «Шэфы», «Максімка», «Гул бубна».

Значительную часть  материалов журнала составляли работы самих детей. В журнале писали об учебе, работе пионерских отрядов, о  шефской работе. Был раздел, в  котором освещались события международного плана. В него помещались материалы об ужасном положении детей в капиталистических странах.

В 20-х годах для белорусской  детской литературы характерны воспевание трудолюбия и сообразительности простого человека, осуждение колониализма и утверждение идей социалистического гуманизма, прославление и пропаганда социалистических достижений народа в сфере строительства новой лучшей жизни.

Новую для детской  литературы тему – тему жизни людей  колониальных стран очень ярко и  красочно изобразил в своих произведениях  Я. Мавр. Его первая повесть «Чалавек ідзе» была напечатана журналом в 1926 году. В продолжение этой темы им были написаны «Слезы Тубі», «У цясніне». О жизни в дальних странах рассказывается в повестях «У краіне райскай птушкі» (1928), «Сын вады» (1927), в романе «Амок» (1928).

Еще одна острая проблемы педагогики – проблема сиротства  и беспризорности – нашла свое отражение в произведении Т. Гартного «Малы рызыкант», в котором автор  показал всю трагедию жизни беспризорных  детей и призывал проявить всеобщую заботу об их воспитании.

В 30-е годы успешному  развитию детской литературы содействовало  постановление ЦК ВКП(б) о всеобщем начальном образовании (1930), а также  об издательстве «Молодая гвардия» (1931), в которых снова было указано  на исключительное значение литературы для юного поколения. На I Всесоюзном  съезде писателей С.Я. Маршак подчеркнул в своем докладе необходимость создания «большой литературы для маленьких», отмечая, что она должна быть такой же полноценной и злободневной, как и литература для взрослых.

Информация о работе Развитие белорусской литературы в 20-30-е годы XIX века