Развитие белорусской литературы в 20-30-е годы XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Результатом проведения такой политики в культурной жизни Белоруссии стал расстрел по различным обвинениям более пятидесяти белорусских писателей. Нашими современниками была проделана огромная работа по их реабилитации, а также по переосмыслению известных работ и предприняты попытки восстановить утраченные произведения, написанные в те сложные годы. Целью этой работы стало более близкое знакомство с литературным наследием того времени, с путем его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 3
Литература БССР в 20-е годы прошлого века. ............................................ 4
Развитие белорусской литературы в 30-х годах XX века. …...................... 8
Драматургия и детская белорусская литература в первые десятилетия после революции 1917 года. ......................................................................... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ............................................................................................ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. .................................... 16

Работа содержит 1 файл

История Беларуси КОПИЯ.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 3

  1. Литература БССР в 20-е годы прошлого века. ............................................ 4
  2. Развитие белорусской литературы в 30-х годах XX века. …...................... 8
  3. Драматургия и детская белорусская литература в первые десятилетия после революции 1917 года. ......................................................................... 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ............................................................................................ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. .................................... 16

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

До сих пор ведуться научно-исследовательские работы по изучению белорусской литературы и  белорусской советской литературы в частности. Белорусская литература всегда существовала и развивалась в довольно сложных условиях, так как белорусский народ всегда жил в условиях либо угнетения, либо зависимости.

20-30 годы прошлого века  пришлись на период кардинальных  изменений в политической и общественной жизни белорусского народа. В таких условиях литераторы уже действующие и вновь появившиеся вынуждены были остро реагировать и приспосабливаться к новым требованиям жизни. Они должны были выражать мысли и чувства народа. Но проблема заключалась в том, что процесс становления советской действительности был еще в самом начале своего пути. Шел процесс коллективизации, востановления народного хозяйства после революции и гражданской войны. Отношение простых людей к происходящим переменам было неоднозначным, часто встречалось явное нежелание этих самых перемен. Результатом становилось насильственное насаждение новых порядков со стороны Коммунистической партии, ее деятелей и активистов. Несогласных двигаться указанным партией путем подвергали арестам, ссылкам, а иногда просто расстреливали без суда и следствия.

В таких условиях жили и продолжали работать писатели, которые  начали свой творческий путь еще до революции. Это такие авторы, как Я. Колас, Я. Купала, Т. Гартны и многие другие.

На произошедшие перемены особо остро отреагировала поэзия. Появился целый сонм новых имен в  литературе, «поэты из деревни», В. Жилка, В. Дубовка, А. Александрович, К. Крапива.

В искусстве Белоруссии 20-30 гг. XX века прослеживается два этапа.

В 20-е годы активно шел процесс белоруссизации и возрождения белорусской культуры. Это время многоязычия в стране, когда только преподавание шло на восьми языках. В то же время издавалось много книг на белорусском языке. Этап подъема и развития национальной культуры.

В 30-х годах прошлого века процесс белорусизации пошел  в обратном направлении. Коммунистическая партия усиливает давление на деятелей культуры, требуя внести в искусство  больше пропагандистских настроений. Описывать существующую действительность только с точки зрения сознательного коммуниста и в соответствии с партийными установками.

Результатом проведения такой политики в культурной жизни  Белоруссии стал расстрел по различным  обвинениям более пятидесяти белорусских  писателей. Нашими современниками была проделана огромная работа по их реабилитации, а также по переосмыслению известных работ и предприняты попытки восстановить утраченные произведения, написанные в те сложные годы. Целью этой работы стало более близкое знакомство с литературным наследием  того времени, с путем его развития.

 

1. ЛИТЕРАТУРА БССР В 20-Е ГОДЫ ПРОШЛОГО ВЕКА.

 

После образования 1 декабря 1919 года Белорусской Советской Социалистической Республики и вхождения ее в 1922 году в состав СССР в белорусской культуре, и той ее части, которая называется литература, начался новый этап существования и развития. Основой для нее стала сама жизнь с произошедшими в ней переменами, в результате перед писателями встали новые вопросы и проблемы социалистической реальности.

В 1920 году В.И. Ленин в своей речи на III съезде РКСМ отметил необходимость творческого освоения культурного наследия прошлого. По его мнению, все по-настоящему народное, прогрессивное, что существовало в литературе предыдущих столетий, должно было стать основой, достоянием советской культуры [4, с. 5].

Специальная резолюция  «О печати» (1924) содержала требование к партийным организациям в оказании помощи молодым рабоче-крестьянским писателям, призывала содействовать  в повышении их профессионального  мастерства и общеполитического развития.

Начало 20-х годов в  белорусской советской литературе ознаменовалось бурным развитием и  подъемом. В то же время, это период творческих поисков, споров, противоречивых явлений в литературе, а также  время различных литературных объединений, «кружков по интересам».

В 20-е годы наблюдается  развитие многих литературных жанров, но особо остро и бурно на произошедшие перемены отреагировала поэзия. Появился целый ряд молодых талантливых писателей- поэтов: М. Чарот, В. Дубовка, К. Крапива и так далее, которые в стихах описывали положительную сторону происходящих перемен. М. Горький подчеркивал, что «никогда, даже в эпоху величайшего напряжения, как, например, в эпоху Возрождения, количество талантов не росло с такой скоростью и в таком множестве, как растет оно у нас за время Октября»[3, с. 29-30]. Эта характеристика как нельзя лучше соответствовала существующему в то время в литературной жизни Белоруссии положению вещей.

Флагманом отражения  происходящих перемен в литературе стала газета «Советская Белоруссия», издававшаяся с июля 1920 года, печатающая произведения прогрессивных писателей, которые быстро и остро отреагировали на перемены. Долгое время отделом культуры и литературы в ней заведовал З. Бядуля. В газете были напечатаны произведения М. Чарота, К. Крапивы, К. Чорного, М. Лынькова и других авторов. В это же время активно работают издательство «Адраджэнне»(1922), журналы «Маладняк»(1923-1932) и «Узвышша»(1927-1931).

Постепенно происходит объединение авторов по интересам. Вокруг журнала «Маладняк» объединились молодые поэты: М. Чарот, А. Вольный, А. Дудар, А. Александрович, А. Бабареко и многие другие, всего около 500 человек. С момента своего возникновения «Маладняк» действовал, как массовая литературная организация. Создавались филиалы в разных городах Белоруссии, а также в  Москве, Риге, Праге, Ленинграде. В «Маладняке» работали секции русских, литовских, польских, еврейских писателей.

 Согласно творческой  программе объединения его члены  ставили перед собой задачу  осуществления идей материализма, марксизма и ленинизма в белорусском художественном творчестве, а художественные образы должны были соответствовать объективной реальности. Результатом их работы стало появление новых литературных деятелей из среды рабочих и крестьян, их идейное воспитание и консолидация на основе партийных установок. Однако, зачастую, их творчество было подвержено необоснованной восторженности по поводу советской действительности и умалению, иногда до полного отрицания, роли культурного и литературного наследия. Так, например, по мнению «молодняковцев» «Новая зямля» Я. Коласа  произведение устаревшее, не наших дней[3, с. 33]. Я. Коласа, Я. Купалу, М. Богдановича они называли «старыми белорусскими культурниками», « старыми традициями»[7, с. 270]. Только себя «молодняковцы» позиционировали единой мощной и коллективной боевой силой в белорусской советской литературе. Подобные настроения по большей части были привнесены извне, так как огромное влияние на становление молодых писателей оказала поэзия Пролеткульта и «Кузницы» (В. Кириллов, В. Александровский, М. Герасимов и другие). Белорусским поэтам импонировал боевой дух этих литературных объединений, пафос отрицания старого мира и утверждение героизма революции, социалистического труда, строительства новой лучшей жизни.

Однако не следует заблуждаться во мнении, что «Маладняк» был враждебен по отношению к своим более опытным коллегам. Да, имели место быть недоразумения и ошибочные представления, но это не мешало издавать воспоминания, сборники произведений Я. Купалы и Я. Коласа, приуроченые к 25-летию их литературной деятельности.

Такое положение в  белорусской советской литературе содействовало поддержанию духа соперничества интересов и взглядов писателей разных поколений, разнообразию взглядов на одни и те же проблемы, события, а также разнообразию литературных форм и жанров для выражения своих чувств и отношения к советской реальности.

Переосмысление некоторых  аспектов своего творчества и отступление  от пропагандистских форм к настоящему художественному творчеству привело  некоторых членов «Маладняка» к выходу из объединения и созданию новой литературно-художественной группы «Узвышша» (1926). Ее инициаторами были К. Чорный, А. Бабареко, З. Бядуля, К. Крапива. Со временем к ним присоеденились П. Глебка, С. Дорожный, М. Лужанин и некоторые другие. Эти писатели были несогласны с тенденцией отрицания художественной ценности культурного и литературного наследия, а также с отрицанием необходимости повышения профессионализма писателей путем обучения и воспитания талантов, привития им высокой культуры языка. Результатом нового этапа в их творчестве стало написание таких произведений, как романы К. Чорного «Сястра», «Зямля», «Бацькаўшчына», повести З. Бядули «Салавей», поэмы В. Дубовки «Штурмуйце будучыні аванпасты» и множество других. В конце 20-х годов официальные власти обвинили членов этого объединения в отступлении от пролетарской культуры и непринятии в своих произведениях политики коллективизации, В пропаганде идей буржуазного национализма, что стало причиной преследования многих авторов этой группы. В результате на общем собрании было объявлено о самоликвидации объединения «Узвышша» (декабрь 1931).

Также во второй половине 20-х годов прошлого века было создано  еще одно литературно-творческое объединение  «Полымя» (1927-1932). В его состав вошли старейшие литераторы Белоруссии – Я. Купала, Я. Колас, Т. Гартный, В. Голубок и так далее. Постепенно к ним присоединилась значительная часть «маладняковцев»: М. Чарот, А. Александрович, М. Зарецкий, А. Дудар и другие. Задачами данного объединения стали: воспитание писателей в пролетарском духе, борьба за тесную связь художественного творчества с политикой Коммунистической партии. В «Полымя» собрались наиболее талантливые белорусские писатели. Его члены выступали за тесные связи и творческое сотрудничество всех писателей республики. Данное объединение прекратило свое существование в связи с вышедшим в 1932 году постановлением ЦК КП(б)Б «О реорганизации литературно-художественных организаций БССР».

Постепенное преобразование «Маладняка» из писательского в культурно-просветительское объединение привело к сокращению количества его членов с 500 на момент образования до 60 человек. В 1928 году было принято решение о его преобразовании в Белорусскую ассоциацию пролетарских писателей (БелАПП). Члены Ассоциации также претендовали на представительство партийной линии в литературе и соответственно исключительность положения среди писательских организаций. В 1932 году она также прекратила свое существование.

Активизация творческой мысли под влиянием Октября в БССР в 20-е годы позволила издать десятки поэтических сборников: «Спадчына» и «Безназоўнае» Я. Купалы, «Водгулле» Я. Коласа, «Песні працы і змагання» и «Урачыстасць» Т. Гартного и многих других.

Именно революция, а  также строительство новой лучшей жизни звучало лейтмотивом в произведениях разных авторов, как старых, так и молодых. Своими стихотворениями они воспевали открывавшиеся для них новые возможности, прославляли революционные завоевания и социалистическое строительство, и самого человека труда, коммуниста, героя, отдавшего или готового отдать свою жизнь во имя Октября.

Ярким пятном среди общей  литературной массы выделялись сатирические стихи и басни К. Крапивы, которыми он высмеивал отрицательные стороны  прошлого.

Встречались в эти  годы произведения лирического характера (М. Чарот, В. Дубовка). В это же время закончил свою работу над такими эпическими произведениями как «Новая зямля» и «Сымон-музыка» Я. Колас, начатые еще до революции и посвященные переосмыслению исторической судьбы белорусского народа и его искусства в эпоху капитализма.

В ногу со временем развивалась и проза 20-х годов. Также, как и в поэзии, главными темами для нее стали великие перемены в жизни страны и ее народа, а еще тема гражданской войны и белопольской оккупации. На начальном этапе творчество белорусских прозаиков почти не выходило за рамки рассказов. Для описания происходящего авторы использовали различные литературные стили, от реализма в произведениях Я. Коласа, до романтизма М. Зарецкого и М. Лынькова.

Для прозы это было время активных поисков стилевого и жанрового оформления. В 20-е годы кроме сборников рассказов, таких как «Трэскі на хвалях» Т. Гартного, «Па дарозе», «Апавяданні» и другие К. Чорного. Были написаны и напечатаны такие повести и романы, как «У палесскай глушы» (1922) Я. Коласа, «Сцежкі-дарожкі» М. Зарецкого и так далее.

Вершиной творческих поисков стали произведения Я. Коласа «На росстанях», Т. Гартного «Сокі цаліны».

В эти годы было положено начало белорусской поэтической  Лениниане. После смерти вождя с  произведениями в память о нем выступили Я. Купала, М. Чарот, З. Бядуля. В поэмах «Чырвона-чорная жалоба» З. Бядули и «Ленін» М. Чарота была описана печаль советского народа и трудящихся всего мира по поводу величайшей потери, в то же время утверждалась вера в непобедимость ленинского дела[1, с. 24].

К концу 20-х годов твердо обозначились стилистические, жанровые и тематические тенденции белорусского литературного творчества. Все произведения подвергались внимательному изучению и строгому анализу со стороны пропартийно настроенных критиков. Давалась оценка не только произведениям, но и политическим настроениям самих авторов. Зачастую обвинялись в «нацдемовщине» беспочвенно, только потому , что кто-то счел произведение, например, пропагандирующим хуторскую жизнь, тоесть призывающим к одноособничеству, отделению от коллектива. Это положило начало применению репрессий в отношении творческой интеллигенции. Но все же не смогло остановить процесс становления литературы и образования единой писательской организации в БССР.

Информация о работе Развитие белорусской литературы в 20-30-е годы XIX века