Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:37, контрольная работа
Результатом проведения такой политики в культурной жизни Белоруссии стал расстрел по различным обвинениям более пятидесяти белорусских писателей. Нашими современниками была проделана огромная работа по их реабилитации, а также по переосмыслению известных работ и предприняты попытки восстановить утраченные произведения, написанные в те сложные годы. Целью этой работы стало более близкое знакомство с литературным наследием того времени, с путем его развития.
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 3
Литература БССР в 20-е годы прошлого века. ............................................ 4
Развитие белорусской литературы в 30-х годах XX века. …...................... 8
Драматургия и детская белорусская литература в первые десятилетия после революции 1917 года. ......................................................................... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ............................................................................................ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. .................................... 16
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ..............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ. ..............................
ВВЕДЕНИЕ.
До сих пор ведуться
научно-исследовательские
20-30 годы прошлого века
пришлись на период
В таких условиях жили и продолжали работать писатели, которые начали свой творческий путь еще до революции. Это такие авторы, как Я. Колас, Я. Купала, Т. Гартны и многие другие.
На произошедшие перемены
особо остро отреагировала
В искусстве Белоруссии 20-30 гг. XX века прослеживается два этапа.
В 20-е годы активно шел процесс белоруссизации и возрождения белорусской культуры. Это время многоязычия в стране, когда только преподавание шло на восьми языках. В то же время издавалось много книг на белорусском языке. Этап подъема и развития национальной культуры.
В 30-х годах прошлого века процесс белорусизации пошел в обратном направлении. Коммунистическая партия усиливает давление на деятелей культуры, требуя внести в искусство больше пропагандистских настроений. Описывать существующую действительность только с точки зрения сознательного коммуниста и в соответствии с партийными установками.
Результатом проведения такой политики в культурной жизни Белоруссии стал расстрел по различным обвинениям более пятидесяти белорусских писателей. Нашими современниками была проделана огромная работа по их реабилитации, а также по переосмыслению известных работ и предприняты попытки восстановить утраченные произведения, написанные в те сложные годы. Целью этой работы стало более близкое знакомство с литературным наследием того времени, с путем его развития.
1. ЛИТЕРАТУРА БССР В 20-Е ГОДЫ ПРОШЛОГО ВЕКА.
После образования 1 декабря
1919 года Белорусской Советской
В 1920 году В.И. Ленин в своей речи на III съезде РКСМ отметил необходимость творческого освоения культурного наследия прошлого. По его мнению, все по-настоящему народное, прогрессивное, что существовало в литературе предыдущих столетий, должно было стать основой, достоянием советской культуры [4, с. 5].
Специальная резолюция «О печати» (1924) содержала требование к партийным организациям в оказании помощи молодым рабоче-крестьянским писателям, призывала содействовать в повышении их профессионального мастерства и общеполитического развития.
Начало 20-х годов в
белорусской советской
В 20-е годы наблюдается развитие многих литературных жанров, но особо остро и бурно на произошедшие перемены отреагировала поэзия. Появился целый ряд молодых талантливых писателей- поэтов: М. Чарот, В. Дубовка, К. Крапива и так далее, которые в стихах описывали положительную сторону происходящих перемен. М. Горький подчеркивал, что «никогда, даже в эпоху величайшего напряжения, как, например, в эпоху Возрождения, количество талантов не росло с такой скоростью и в таком множестве, как растет оно у нас за время Октября»[3, с. 29-30]. Эта характеристика как нельзя лучше соответствовала существующему в то время в литературной жизни Белоруссии положению вещей.
Флагманом отражения происходящих перемен в литературе стала газета «Советская Белоруссия», издававшаяся с июля 1920 года, печатающая произведения прогрессивных писателей, которые быстро и остро отреагировали на перемены. Долгое время отделом культуры и литературы в ней заведовал З. Бядуля. В газете были напечатаны произведения М. Чарота, К. Крапивы, К. Чорного, М. Лынькова и других авторов. В это же время активно работают издательство «Адраджэнне»(1922), журналы «Маладняк»(1923-1932) и «Узвышша»(1927-1931).
Постепенно происходит объединение авторов по интересам. Вокруг журнала «Маладняк» объединились молодые поэты: М. Чарот, А. Вольный, А. Дудар, А. Александрович, А. Бабареко и многие другие, всего около 500 человек. С момента своего возникновения «Маладняк» действовал, как массовая литературная организация. Создавались филиалы в разных городах Белоруссии, а также в Москве, Риге, Праге, Ленинграде. В «Маладняке» работали секции русских, литовских, польских, еврейских писателей.
Согласно творческой
программе объединения его
Однако не следует заблуждаться во мнении, что «Маладняк» был враждебен по отношению к своим более опытным коллегам. Да, имели место быть недоразумения и ошибочные представления, но это не мешало издавать воспоминания, сборники произведений Я. Купалы и Я. Коласа, приуроченые к 25-летию их литературной деятельности.
Такое положение в
белорусской советской
Переосмысление некоторых аспектов своего творчества и отступление от пропагандистских форм к настоящему художественному творчеству привело некоторых членов «Маладняка» к выходу из объединения и созданию новой литературно-художественной группы «Узвышша» (1926). Ее инициаторами были К. Чорный, А. Бабареко, З. Бядуля, К. Крапива. Со временем к ним присоеденились П. Глебка, С. Дорожный, М. Лужанин и некоторые другие. Эти писатели были несогласны с тенденцией отрицания художественной ценности культурного и литературного наследия, а также с отрицанием необходимости повышения профессионализма писателей путем обучения и воспитания талантов, привития им высокой культуры языка. Результатом нового этапа в их творчестве стало написание таких произведений, как романы К. Чорного «Сястра», «Зямля», «Бацькаўшчына», повести З. Бядули «Салавей», поэмы В. Дубовки «Штурмуйце будучыні аванпасты» и множество других. В конце 20-х годов официальные власти обвинили членов этого объединения в отступлении от пролетарской культуры и непринятии в своих произведениях политики коллективизации, В пропаганде идей буржуазного национализма, что стало причиной преследования многих авторов этой группы. В результате на общем собрании было объявлено о самоликвидации объединения «Узвышша» (декабрь 1931).
Также во второй половине 20-х годов прошлого века было создано еще одно литературно-творческое объединение «Полымя» (1927-1932). В его состав вошли старейшие литераторы Белоруссии – Я. Купала, Я. Колас, Т. Гартный, В. Голубок и так далее. Постепенно к ним присоединилась значительная часть «маладняковцев»: М. Чарот, А. Александрович, М. Зарецкий, А. Дудар и другие. Задачами данного объединения стали: воспитание писателей в пролетарском духе, борьба за тесную связь художественного творчества с политикой Коммунистической партии. В «Полымя» собрались наиболее талантливые белорусские писатели. Его члены выступали за тесные связи и творческое сотрудничество всех писателей республики. Данное объединение прекратило свое существование в связи с вышедшим в 1932 году постановлением ЦК КП(б)Б «О реорганизации литературно-художественных организаций БССР».
Постепенное преобразование «Маладняка» из писательского в культурно-просветительское объединение привело к сокращению количества его членов с 500 на момент образования до 60 человек. В 1928 году было принято решение о его преобразовании в Белорусскую ассоциацию пролетарских писателей (БелАПП). Члены Ассоциации также претендовали на представительство партийной линии в литературе и соответственно исключительность положения среди писательских организаций. В 1932 году она также прекратила свое существование.
Активизация творческой мысли под влиянием Октября в БССР в 20-е годы позволила издать десятки поэтических сборников: «Спадчына» и «Безназоўнае» Я. Купалы, «Водгулле» Я. Коласа, «Песні працы і змагання» и «Урачыстасць» Т. Гартного и многих других.
Именно революция, а
также строительство новой
Ярким пятном среди общей
литературной массы выделялись сатирические
стихи и басни К. Крапивы, которыми
он высмеивал отрицательные
Встречались в эти годы произведения лирического характера (М. Чарот, В. Дубовка). В это же время закончил свою работу над такими эпическими произведениями как «Новая зямля» и «Сымон-музыка» Я. Колас, начатые еще до революции и посвященные переосмыслению исторической судьбы белорусского народа и его искусства в эпоху капитализма.
В ногу со временем развивалась и проза 20-х годов. Также, как и в поэзии, главными темами для нее стали великие перемены в жизни страны и ее народа, а еще тема гражданской войны и белопольской оккупации. На начальном этапе творчество белорусских прозаиков почти не выходило за рамки рассказов. Для описания происходящего авторы использовали различные литературные стили, от реализма в произведениях Я. Коласа, до романтизма М. Зарецкого и М. Лынькова.
Для прозы это было время активных поисков стилевого и жанрового оформления. В 20-е годы кроме сборников рассказов, таких как «Трэскі на хвалях» Т. Гартного, «Па дарозе», «Апавяданні» и другие К. Чорного. Были написаны и напечатаны такие повести и романы, как «У палесскай глушы» (1922) Я. Коласа, «Сцежкі-дарожкі» М. Зарецкого и так далее.
Вершиной творческих поисков стали произведения Я. Коласа «На росстанях», Т. Гартного «Сокі цаліны».
В эти годы было положено начало белорусской поэтической Лениниане. После смерти вождя с произведениями в память о нем выступили Я. Купала, М. Чарот, З. Бядуля. В поэмах «Чырвона-чорная жалоба» З. Бядули и «Ленін» М. Чарота была описана печаль советского народа и трудящихся всего мира по поводу величайшей потери, в то же время утверждалась вера в непобедимость ленинского дела[1, с. 24].
К концу 20-х годов твердо обозначились стилистические, жанровые и тематические тенденции белорусского литературного творчества. Все произведения подвергались внимательному изучению и строгому анализу со стороны пропартийно настроенных критиков. Давалась оценка не только произведениям, но и политическим настроениям самих авторов. Зачастую обвинялись в «нацдемовщине» беспочвенно, только потому , что кто-то счел произведение, например, пропагандирующим хуторскую жизнь, тоесть призывающим к одноособничеству, отделению от коллектива. Это положило начало применению репрессий в отношении творческой интеллигенции. Но все же не смогло остановить процесс становления литературы и образования единой писательской организации в БССР.
Информация о работе Развитие белорусской литературы в 20-30-е годы XIX века