Разработка, содержание и значение первой советской конституции 1918 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть Конституцию РСФСР 1918 года.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1) Показать историю создания Конституции РСФСР 1918 года.
2) Изучить структуру Конституции РСФСР 1918 года.
3) Осветить основные принципы, закреплённые в Конституции РСФСР 1918 года.
Объектом изучения является Конституция РСФСР 1918 года.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Предпосылки, история создания,
разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года 5
1.1.Предпосылки создания Конституции РСФСР 1918 года 5
1.2.История создания………………………………………………..8
1.3Принципы Конституции РСФСР 1918 года……………………11
Глава II. Основные положения Конституции 1918 года 15
2.1. Государственное устройство и система органов власти 15
2.2. Права и обязанности граждан 16
2.3. Избирательная система 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

ПЛАН.docx

— 49.41 Кб (Скачать)

И. В. Сталин стоял  на иных позициях. Исходя из ленинских  идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить  федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 319 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 года одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции.

К концу июня многие разделы проекта Конституции  были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить работу над проектом. 4

В. И. Ленин  внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 года в “Известиях ВЦИК” готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 года была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918 года. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в “Известиях. ВЦИК” и с этого момента вступил в силу.

1.3Принципы  Конституции РСФСР 1918 года

Основные принципы Конституции были сформулированы в  ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР. 5

В Декларации определялась социальная основа новой  государственности - диктатура пролетариата и ее политическая основа - система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности.

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

В основу советского госаппарата был положен принцип  демократического централизма. Высшим органом власти Конституция провозглашала  Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы.

Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что  законодательную власть в РСФСР  осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование “демократического централизма”.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием “трудящиеся”. Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на “нетрудовые доходы”; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса “социально-чуждых элементов” не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Конституция закрепила  многоступенчатую систему выборов  в советы (правило, действовавшее  еще при выборах в земства  и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева “чуждых элементов”, тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

Комплекс провозглашенных  конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями  и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные положения Конституции 1918 года

2.1. Государственное  устройство и система органов власти.

В Конституции  закреплены основные принципы советской  федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а, следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.

Статья 11 Конституции6 закрепила то важное положение, что “Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы. . . Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику”.

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики.

Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в  РСФСР и состоящих на нескольких национальных областей.

Высшим  органом власти Конституция провозглашала  Всероссийский съезд Советов  рабочих, солдатских, крестьянских и  казачьих депутатов.

Съезд избирал ответственный перед  ним Всероссийский Центральный  Исполнительный Комитет. ВЦИК формировал правительство РСФСР – Совет  Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли  отраслевые народные комиссариаты.

Органами  власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные  съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах  и селениях создавались городские  и сельские Советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский  съезд Советов и ВЦИК осуществляли, утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, осуществляли общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливались общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройство и судопроизводство, формировали общегосударственное законодательство.

Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

2.2. Права  и обязанности граждан

Статья 10 Основного закона гласила: «Российская  республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся  власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению  страны, объединенному в городских  и сельских Советах».

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся. Прямо предусматривалось  и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Характерной чертой советской демократии являлся  ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а  для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип  в наиболее общей форме был  закреплен в ст. 22 Конституции: «Российская  Социалистическая Федеративная Советская  Республика, признавая равные права  за гражданами независимо от их расовой  и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Этой  общей норме соответствовали  две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению  местных Советов «без всяких затруднительных  формальностей» права российского  гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия  полов, равноправия женщины с  мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип  равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном  праве, где оно имеет особое значение7.

Конституция предоставила гражданам широкий  для своего времени круг демократических  свобод: свободу совести (ст. 13), свободу  слова и печати (ст. 14), свободу  собраний (ст. 15), свободу объединения  во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся — классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Такие свободы существовали и до Октября. Они были установлены явочным  порядком сразу после Февральской  революции, и большевики в меру возможности  пользовались ими, что помогло, в  частности, партийной пропаганде и  организации. Теперь эти свободы  закреплялись в конституционном  порядке. В этой связи важна и  проблема гарантированности названных  прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви...» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг...» (ст. 14). Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

Действительно, отделение церкви от государства  означало раскрепощение граждан, веками зависевших от церкви, с момента  рождения до самой смерти, освобождение детей от непременного религиозного воспитания. Правда, и сама норма, и  особенно негибкая политика властей, сразу  привели к конфликту между  церковью и государством. Мирного  сосуществования между ними не получилось, откровенная воинственная оппозиция  церкви новой власти скоро вызвала  репрессии против церковников. А. И. Деникин упоминает и об оборотной  стороне медали: на белогвардейской  территории расстреливали священников, уличенных в сотрудничестве с  советской властью8.

Громадной проблемой для левых партий в  дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все  это было в руках пролетарского  государства.

Даже  в годы гражданской войны реально  осуществлялась свобода слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919/1920 учебном году здесь прочитал свой курс религиозной философии  истории Н. Бердяев, раскритикованный В. И. Лениным еще до революции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм.

Конституция отразила такую черту советской  демократии как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, Конституция называет и важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает  всеобщую обязанность трудиться, а  ст. 19 — всеобщую воинскую обязанность.

2.3. Избирательная  система

Основной  закон закрепил принцип всеобщего  для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для  трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту  возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень граждан, которые  обладают избирательными правами. К  ним относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с  целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных  прав. Это нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду  с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала доходы с предприятий, поступления с имущества и  т.п.) частные торговцы, торговые и  коммерческие посредники, духовенство. Кроме того лишается избирательных  прав категория граждан не по их нынешней социальной принадлежности, а в связи с дореволюционной  неблаговидной деятельностью — служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы — умалишенные и преступники.

Информация о работе Разработка, содержание и значение первой советской конституции 1918 г