Раздробленность на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.
Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения - вотчин - в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой.

Содержание

Содержание
I. Причины и сущность феодальной раздробленности.
II. Социально-экономическое развитие Руси.
1. Сельское хозяйство.
2. Город и ремесло в XII - XIII вв.
III. Государственно-политический строй и управление.
1. Власть князя.
2. Вассалы и сюзерены.
IV. Русские земли и княжества в XII - XIII в.
1. Владимиро-Суздальское княжество.
2. Галицко-Волынское княжество.
3. Новгородская феодальная республика.
4. Киевское княжество.
5. Черниговское и Смоленское княжества.
V. Борьба Руси с экспансией Запада.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 84.24 Кб (Скачать)

Развитие русского ремесла  накануне татаро-монгольского нашествия  являлось основой складывания рыночных связей, создания местных рыночных центров, связывавших город с  сельской округой. Сосредоточение в  городах ремесленников - профессионалов способствовало дифференциации ремесленного производства. В XII-XIII вв. уже насчитывалось  до 60 ремесленных специальностей. Высокого совершенства достигли русские мастера  в технологии обработки металлов, в сварке, пайке и ковке, в изготовлении высокохудожественных; тончайшего литья  и чеканки изделий. Основная масса  городских ремесленников работала на заказ, но часть их продукции поступала  на городской рынок, с которым  были связаны близлежащие сельские округи. Наиболее квалифицированные  мастера крупнейших ремесленных  центров наряду с работой на заказ  работали уже и на рынок, становясь  мелкими товаропроизводителями, изделия  которых пользовались спросом на Руси и внешних рынках: в Византии, Польше, Болгарии, Чехии, Германии, Прибалтике, Средней Азии, Северном Кавказе, в  половецких степях. В ряде городов  этих стран имелись особые дворы  и улицы русских купцов, продававших  и обменивавших изделия русских  ремесленников (мечи, доспехи, ювелирные  изделия, знаменитые "русские замки" и др.).

В свою очередь в русских  городах появляются "дворы" иноземных  купцов. Расширение внешних торговых связей находило отражение в заключении крупнейшими русскими торгово-промышленными  центрами (Новгород, Смоленск, Полоцк и  др.) с германскими и прибалтийскими городами торговых договоров, обеспечивавших взаимовыгодные условия для торговли.

Приток в города деревенских  ремесленников, беглых крестьян и холопов, образование в них под стенами "детинцев" торгово-ремесленных  посадов качественно изменили социальную структуру и облик русских городов. Русский город в XII-XIII вв. был уже сложным социальным организмом, в котором были представлены все слои феодального общества. Основную массу населения городов составляли "черные", "меньшие" люди - мелкие торговцы, ремесленники, подмастерья, кабальные "наймиты" и не имевшие определенных занятий деклассированные элементы ("убогие люди") средневековый люмпен-пролетариат. Значительную группу составляла челядь, жившая во дворах феодалов. Городской плебс в разной форме подвергался феодальной эксплуатации (посредством ростовщического закабаления, прямых и косвенных налогов) .

В крупных торгово-ремесленных  городах создаются ремесленные  и купеческие объединения с выборными  старостами во главе, со своей "казной" и своими патрональными церквами ("улицы", "ряды", "сотни", "братчины", "обчины"). Ремесленные объединения создавались по территориально - профессиональному признаку, представляя и защищая интересы ремесленного посада в экономической и политической жизни города. Купеческие объединения складывались по типу западноевропейских купеческих гильдий. Так в Киеве было объединение купцов "гречников", ведших торговлю в Византии, в Новгороде влиятельнейшим купеческим объединением было знаменитое " Ивановское сто" купцов вощников, имевшее свой устав, казну и патрональную церковь Ивана Предтечи на Опоках.

В сословном отношении  торгово-ремесленная верхушка стояла значительно ниже городской феодальной знати, державшей в своих руках  городское управление, суд, руководство  городским ополчением, опутывавший  городской плебс ростовщическими  кабалами, взимавший с ремесленного люда и мелких торговцев феодальную ренту за пользование ими дворами  и участками в обширных боярских усадьбах. Социальные противоречия в городах выливались в частые восстания городской бедноты, еретические движения, ожесточенные схватки на вечевых собраниях.

Расцвет вечевых собраний в XII-XIII вв. связан с возросшей ролью  городов и городского населения  в политической жизни княжеств. Внешне вечевые собрания представляли собой  своеобразную форму феодальной "демократии", исключавшей, однако, решающее участие  в управлении городского плебса. Летописные известия показывают, что вечевые  собрания были прежде всего собраниями городской феодальной знати и посадской верхушки, использовавших их демократическую форму для привлечения на свою сторону городского плебса в борьбе за городские вольности (прежде всего за права и привилегии бояр и торговой верхушки) и за решающую роль в политической жизни своего города и княжества. Место и роль вечевых собраний в жизни каждого города, состав их участников зависели от остроты социальных противоречий в городах, от расстановки классовых и внутриклассовых сил в них, от развитости и политической активности торгово-ремесленного населения. В крупных городах (Киев, Псков, Полоцк, и др.) вечевые собрания нередко превращались в арену ожесточенных социальных схваток, заканчивавшихся расправой с наиболее ненавистными для горожан ростовщиками, боярами, лицами из городской и княжеской администрации. Во время восстаний вечевым собраниям знати иногда противопоставлялись стихийно собиравшиеся вечевые собрания городского люда. Пока в борьбе местной знати с княжеской властью ни одна из сторон не взяла решительного перевеса, до тех пор и бояре и князья вынуждены были обращаться за поддержкой к городскому плебсу, допускать возможность для последнего оказывать через вечевые собрания свое влияние на политическую жизнь своего города и княжества. С победой одной из этих борющихся сторон значение вечевых собраний резко сокращается (как, например, в Новгороде в начале XV в.), или же они ликвидируются совсем (как во Владимире - Суздальском княжестве с конца XII в.).

В политической жизни Руси периода феодальной раздробленности  города играли двойственную роль. С  одной стороны, города, как локальные  политические и экономические центры, являлись оплотом областного сепаратизма, децентрализаторских устремлений со стороны удельных князей и земской боярской знати. С другой стороны, качественные сдвиги, происходившие в экономике страны в результате развития городов и городского ремесла и торговли (первые шаги по пути превращения ремесла в мелкотоварное производство, развитие товарно-денежных отношений и установление рыночных связей, выходивших за пределы слагавшихся местных рынков), были идентичны сдвигам, происходившим в западноевропейских городах накануне эпохи первоначального накопления. В результате на Руси, как на Западе, в лице численно растущего и экономически крепнущего торгово-ремесленного населения складывалась политическая сила, которая тяготела к сильной великокняжеской власти, в борьбе которой с удельными князьями и боярской знатью пробивалась тенденция к преодолению государственно-политической раздробленности страны.  

 

III. Государственно-политический строй и управление.

1. Власть князя

В политическом строе русских  земель и княжеств имелись местные  особенности, обусловленные различиями в уровне и темпах развития производительных сил, феодальной земельной собственности, зрелости феодальных производственных отношений. В одних землях княжеская власть в результате упорной, продолжавшейся с переменным успехом борьбы смогла подчинить себе местную знать и укрепиться. В Новгородской земле, наоборот, утвердилась феодальная республика, в которой княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть подчиненную, преимущественно военно-служебную роль.

С торжеством феодальной раздробленности  общерусское значение власти киевских великих князей постепенно свелось  до номинального "старейшинства" среди других князей. Связанные друг с другом сложной системой сюзеренитета и вассалитета (в силу сложной иерархической структуры земельной собственности), правители и феодальная знать княжеств при всей своей местной самостоятельности вынуждены были признавать старейшинство сильнейшего из своей среды, объединявшего их усилия для разрешения вопросов, которые не могли быть решены силами одного княжества или же затрагивали интересы ряда княжеств.

Уже со второй половины XII в. выделяются сильнейшие княжества, правители  которых становятся "великими", "старейшими" в своих землях, представляя в них вершину  всей феодальной иерархии, верховного главу, без которого вассалы не могли  обойтись и по отношению, к которому они одновременно находились в состоянии непрерывного мятежа.

До середины XII в. таким  главой в феодальной иерархии в масштабе всей Руси был киевский князь. Со второй половины XII в. его роль перешла к  местным великим князьям, которые  в глазах современников, как "старейшие" князья, были ответственны за исторические судьбы Руси (представление об этническо-государственном  единстве которой продолжало сохраняться) .

В конце XII - начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь  в соседних с ними землях и княжествах: для Северо-Восточной и Западной (а также в немалой степени  для Северо  - Западной и Южной) Руси - Владимиро-Сузальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси - Галицко-Волынское княжество; для Северо-Западной Руси - Новгородская феодальная республика.

В условиях феодальной раздробленности  резко возросла роль общерусских  и земельных съездов (сеймов) князей и вассалов, на которых рассматривались  вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договора, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и проведении других совместных мероприятий. Но попытки князей созывом таких съездов сгладить наиболее отрицательные последствия утраты государственного единства Руси, связать свои местные интересы с встававшими перед ними проблемами общерусского (или общеземельного) масштаба в конечном счете терпели неудачу из - за непрекращавшихся между ними усобиц.

2. Вассалы и сюзерены 

Князья обладали всеми  правами суверенных государей. Небольшие  размеры княжеств позволяли им лично  вникать во все дела по управлению и контролировать своих агентов, вершить суд на своем дворе  или во время объездов своих владений. Наряду с продолжавшими действовать  нормами "Русской Правды" в  землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы, находившие отражение  в междукняжеских договорах и в торговых договорах русских городов с зарубежными городами.

В сборниках церковного права  содержались нормы, касающиеся семейно - брачных и других сторон жизни  феодального общества, отнесенных к  юрисдикции церковного суда. В составе княжеской и вотчинной администрации, составлявший в совокупности аппарат управления в княжествах, фигурируют военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие агенты (воеводы, наместники, посадники, волостели, тысяцкие, дворские, казначеи, печатники, конюшие, вирники, тиуны и др.).

Материальное обеспечение  их осуществлялось передачей им части  доходов от управления (кормление) или  же пожалованием земель в вотчину.

Одной из важнейших обязанностей вассалов было оказание своему сюзерену помощи советом, обязанность думать вместе с ним "о строе земельном  и о ратех". Этот совещательный орган при князе (боярская "дума") не имел юридически оформленного статуса, созыв его и состав думцев, так же как и круг вопросов, ставившихся на обсуждение, зависели от князя. Рекомендации думцев для князя считались необязательными, но лишь немногие князья решались их игнорировать или поступить вопреки совету своих могущественных вассалов. При слабых князьях власть фактически сосредотачивалась в руках бояр - думцев.

Помимо бояр и лиц из дворового управления в княжеской  думе принимали участие представители  высшего духовенства. С ростом церковного землевладения духовенство превращалось в могущественную, с своей сложной иерархической лестницей, сословную корпорацию феодалов - землевладельцев. Опираясь на свой духовный авторитет, возраставшее экономическое могущество и преимущество, которое ей давало сохранение в условиях раздробленной Руси сословного и организационного единства, церковь начинает претендовать на роль верховного арбитра в междукняжеских отношениях, активно вмешиваться в политическую борьбу и княжеские усобицы.  

 

IV. Русские земли и княжества XII - XIII в.

1. Владимиро-Суздальское  княжество 

До середины XI-века Ростово-Суздальская  земля управлялась присылавшимися из Киева посадниками. Ёе "окняжение" началось после того, как она досталась Всеволоду Переславльскому и закрепилась за его потомками в качестве родовой "волости".

Владимиро-Суздальская земля  занимала междуречье Оки и Волги. Формирование её территории происходило  несколько позже других "областей".

В первой половине XII-века этой земле прирастает обширное пространство на юго-западе, Заселенное вятичями, с центром в Москве.

В 40-Х, 60-Х годах XII-века Ростово-Суздальская  дань проникает в заволочье, конкурируя с Новгородской в Важском крае. К 70-м годам территория расширилась в юго-восточном направлении от Нижней Клязьмы к Заволжью. На берегу Волги вырастает Городец, а в первой половине XIII-века при устье Оки образуется Нижний Новгород. В конце XII-начале XIII века к Ростово-Суздальской территории присоединяется территория по Верхнему Поволжью. На конец, дань этой земли проникла в богатые соляным промыслом места по Солонице и к Соли Великой и течение второй половины XII-века охватывает Костромской район и места по Галицкому озеру.

К началу XIII-века при устье  Юга на Сухони вырастает Устюг как крайний на северо-востоке форпост со стороны Ростовских владений.

Следует отметить, что под  влияние Суздальских князей подпали  Рязань и Муром, тянувшиеся ранее к Чернигову.

Почти все основные города этой земли (Владимир, Дмитров, Галич, Стародуб и другие) возникли в XII-XIII-веках. Они  строились Суздальскими князьями на границах и внутри княжества в  качестве опорных крепостных и административных пунктов и обстраивавшиеся торгово-ремесленными посадами, население которых активно включалось в политическую жизнь.

Название "Суздаль" трудно объяснить. Суздаль, или Суждаль-город, Сузда, но и в этом случае корень названия остается без объяснения. Своим ростом и значением Суздаль обязан плодородному ополью.

Суздальский Кремль расположен на реке Каменки, впадающей в Нерль. Остатки вала и рва сохранились  до сих пор. Земляной кремлёвский  вал с целым рядом подновлений, сохранившихся до нашего времени, возникли в XI-XII-веках.

Местоположение города напоминает местоположение Киева. Владимир стоит на высоком берегу Клязьмы.

Холмы круто обрываются к  реке и создают непреступные высоты, на которых был построен первоначально  замок. Такие размеры укрепления не удовлетворяли Боголюбского когда столица была перенесена им во Владимир. Территория в это время замыкалась Золотыми воротами, построенными в 1164 году.

Территория края в верховьях  Оки и Волги издавна населена славянскими племенами. Кроме них  коренное население составляли меря, мурома, весь, мордва, а на Волге располагались  племена Тюркского происхождения. Эти племена к XII-веку находились в стадии разложения родового строя, у них выделялась зажиточная верхушка. Ростово-суздальские князья захватили  эти земли и обложили их данью.

Информация о работе Раздробленность на Руси