Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:29, реферат
Из-за ограниченности и провала хрущевских попыток провести экономическую реформу, иностранные обозреватели изначально были весьма скептически настроены в отношении реформаторских намерений Горбачева. Сомнения вызывала сама возможность проведения каких-либо серьезных изменений в системе, чертами которой являлись политические структуры, лишенные социальной основы, неподвижные, склонные к применению террора; покорное и лишенное внутренних социальных связей общество; господство вездесущей и сплоченной бюрократии; плановая и сверх централизованная экономика; всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии государства на средства массовой информации.
Введение
1. Гласность
2. Социально-экономический кризис в СССР
3. Государственно-политический кризис в СССР
4. Проблемы межнациональных отношений в условиях кризиса союзного государства
5. Попытка государственного переворота в СССР в августе 1991 г.
6. Распад Советского Союза
Заключение
Литература
Основным политическим
соперником центрального руководства
СССР было руководство РСФСР. Именно
против него и был направлен основной
удар. Вокруг здания Верховного Совета
РСФСР (“Белого дома”) были сконцентрированы
войска, которые должны были занять
здание, разогнать парламент и
арестовать наиболее активных участников.
Но переворот не
удался. Население страны в основном
отказалось поддерживать ГКЧП, армия
же не захотела применять силу против
граждан своего государства. Уже 20 августа
вокруг “Белого дома” выросли
баррикады, на которых находилось несколько
десятков тысяч человек, а часть
воинских подразделений перешла
на сторону обороняющихся. Эти события
были весьма негативно восприняты за
рубежом, откуда сразу прозвучали заявления
о приостановке помощи СССР.
Переворот был крайне
плохо организован и
6. Распад Советского
Союза
Сразу же вслед за
поражением путча практически во
всех крупных городах прошли массовые
манифестации, направленные против КПСС,
что послужило удобным поводом
для приостановке деятельности КПСС в
стране. По указанию Президента РСФСР
Б.Н. Ельцина были закрыты и опечатаны
здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов
и др.
С 23 августа 1991 г. КПСС
перестала существовать как правящая
структура. Но влияние партийных
работников на экономическую и политическую
жизнь не исчезло, так как активная
их часть давно уже участвовала
в новых сферах жизни России и
других республик. Одновременно с прекращением
деятельности КПСС по указу Президента
РСФСР был временно закрыт ряд
газет, прежде всего “Правда”, “Труд”,
“Советская Россия” и некоторые
другие. Но вскоре в результате протестов
общественности они были вновь открыты.
После победы демократической
революции процессы, которые шли
в экономической, политической, идеологической
и других сферах жизни общества,
резко ускорились.
В сентябре все союзные
республики, которые еще не заявили
о своем полном суверенитете и
независимости, сделали эти заявления.
Высшими органами власти в суверенных
республиках стали
После событий 1991 г.
значение Верховного Совета СССР сошло
на нет. Очередной Съезд народных депутатов
СССР, состоявшийся в конце августа - начале
сентября 1991 г., был последним. Съезд заявил
о самороспуске. Высшим органом по согласованию
между республиками стал Государственный
Совет СССР, созданный в сентябре 1991 г.
под руководством М.С. Горбачева.
В сентябре-ноябре были
предприняты вялые попытки не
допустить окончательного экономического
развала уже бывшего Советского
Союза. Работа велась в двух направлениях:
создание экономического союза и
формирование новых политических отношений.
В сентябре по согласованию с Верховными
Советами и президентами нескольких
республик был создан Межреспубликанский
экономический комитет (МЭК), который
возглавил И.С. Силаев. Наибольшим успехом
МЭК была подготовка экономического
соглашения, которое подписали девять
республик: РСФСР, Украина, Белоруссия,
Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан,
Киргизия, Казахстан. Армения участвовала
в комитете в качестве наблюдателя,
государства Прибалтики прислали своих
представителей. Лишь Молдова и Грузия
полностью проигнорировали это
соглашение. Однако экономический кризис
продолжался.
Противоречия в
отношении политического союза
были значительно более серьезными.
Государства Прибалтики, Украина, Молдова,
Грузия и Армения отказались даже
обсуждать эту проблему. Первые предварительные
переговоры состоялись лишь во второй
половине ноября, в них участвовали
президенты семи республик. В результате
переговоров президенты пришли к
заключению о необходимости создать
новое государство на конфедеративной
основе и дать этому государству
название Союз Суверенных Государств
(ССГ).
После провозглашения
независимости обострились
Экономическое положение
России и других государств бывшего
СССР осенью-зимой 1991 г. стремительно ухудшалось.
Резко возросли темпы инфляции, сокращалось
промышленное и сельскохозяйственное
производство.
Во многом данная
ситуация была вызвана действиями нового
российского руководства, повторявшего
ошибки бывшего союзного. Здесь сыграло
свою роль и заявление Б.Н. Ельцина 28 октября
о том, что с января 1992 г. цены практически
на все товары будут отпущены, будет отменен
контроль за ростом заработной платы,
что в 1992 г. планируется провести массовую
приватизацию предприятий промышленности,
транспорта, торговли, в сельском хозяйстве
должен произойти переход к фермерскому
хозяйству. Это заявление вызвало скачок
инфляции, резкое падение курса рубля
к доллару США. Кроме того, ряд республик
объявили о введении своих валют. Сложности
в народном хозяйстве РСФСР усугублялись
отсутствием стабильности и согласованности
в кадровой политике российского правительства,
где происходили частые конфликты и смены
состава.
Надежды на выход
из кризиса возлагались на массированную
помощь Запада. Получение западных
кредитов приводило к тому, что
быстро возрастал долг республик
бывшего Советского Союза.
Политическая активность
широких масс населения после
попытки августовского путча
заметно пошла на убыль. Невелико по сравнению
с предыдущими годами было и число забастовок,
так как значительная часть работников
находилась под угрозой увольнения. Демократические
партии переживали серьезный кризис: антибольшевистский
пафос, который их объединял, исчез, и они
остались перед лицом грядущего всеобъемлющего
кризиса общества, из которого не видели
выхода. Это происходило как в России,
так и в бывших союзных республиках.
Заключение
Распад Советского
Союза фактически был предопределен
с самого начала политики перестройки
и гласности.
Порожденные политической
демократизацией общества силы привели
к обострению межнациональных отношений
и подлинному взрыву национализма в
СССР.
Вокруг планов экономических
проблем возникла острая политическая
борьба. Непоследовательность в проведении
преобразований в период перестройки
не только не позволила преодолеть
кризис советской социально-
Произошел кризис коммунистической
идеологии и КПСС, что привело
к падению престижа партии в обществе,
о чем свидетельствовал массовый
выход из нее и результаты социологических
опросов.
В стране появились
политические силы, а затем и партии,
оппозиционные к КПСС. Деятельность
оппозиционных сил проявилась в
издании газет и журналов, проведении
митингов.
Литература
1. Зуев М.Н. История
России. - Москва, 2002.
2. Наше Отечество.
- Москва, 1991.
3. Верт Н. История Советского
Союза. - Москва, 1995.
4. Neuvostoliiton historia. - Helsinki,
1992.
5. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. - Москва, 1987.