Распад Советского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:29, реферат

Описание работы

Из-за ограниченности и провала хрущевских попыток провести экономическую реформу, иностранные обозреватели изначально были весьма скептически настроены в отношении реформаторских намерений Горбачева. Сомнения вызывала сама возможность проведения каких-либо серьезных изменений в системе, чертами которой являлись политические структуры, лишенные социальной основы, неподвижные, склонные к применению террора; покорное и лишенное внутренних социальных связей общество; господство вездесущей и сплоченной бюрократии; плановая и сверх централизованная экономика; всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии государства на средства массовой информации.

Содержание

Введение
1. Гласность
2. Социально-экономический кризис в СССР
3. Государственно-политический кризис в СССР
4. Проблемы межнациональных отношений в условиях кризиса союзного государства
5. Попытка государственного переворота в СССР в августе 1991 г.
6. Распад Советского Союза
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 33.96 Кб (Скачать)

Экономические реформы, как и гласность, представляли угрозу для всех его привилегий и выгод  от занимаемого положения. Нельзя забывать, что реформы пытались изменить экономику, в которой в течение десятилетий  отсутствовал рыночный механизм, и  процветала коррупция. Эти обстоятельства привели к непредвиденной реакции  на предпринятые руководством шаги: в  государственном секторе прочно воцарилось меновая, бартерная экономика, а в частном - своего рода экономика  казино, в рамках которой новые  предприниматели искали немедленной  спекулятивной выгоды в ущерб  развитию с дальним прицелом производства товаров и услуг. 

В условиях крайне нестабильной политической ситуации речь шла о  получении максимальной прибыли  в кратчайшие сроки, прежде чем в  очередной раз будут изменены правила игры. 

3. Государственно-политический  кризис в СССР 

гласность кризис переворот  советский 

В течение тысячи лет Россия управлялась людьми, а  не законами, а задачей перестройки  было уничтожение прежнего порядка  вещей и замена его иным, действительно  основанным на научном понимании  общества. Тем не менее желание команды Горбачева сохранить при этом политическую систему во главе с КПСС и СССР в его прежнем виде, основанном на принуждении или непонимании национальных устремлений, особенно ограничивало действенность политических реформ и ускоряло распад системы. 

После двух десятилетий  непоколебимой стабильности и старения партийных кадров в течение пяти лет произошло их массовое обновление и омоложение на всех уровнях. Чистка Политбюро происходила поэтапно, по мере укрепления власти новой правящей группы; из Политбюро и от госдолжностей удалялись наиболее консервативно настроенные деятели, связанные брежневскими временами. Одновременно оно пополнялось руководителями, придерживавшимися схожих (до известной степени) с Горбачевым взглядов и принадлежавшими к его поколению. Обновление политического аппарата прошло и в республиках. Это движение сильно сказалось и на омоложении областных кадров. Перемены вызвали серьезное сопротивление местной партократии; в центральных органах консервативный лагерь стал возглавить Лигачев. 

Оппозиция центра апеллировала главным образом к идеологическим доводам. 

На периферии противодействие  местных руководителей объяснялось  нападками на привилегии и угрозой  со стороны гласности. Их влияние  даже росло - в той мере, в какой  слабела центральная власть. 

Как бы не определялся процесс обновления политических структур, он не был не действительно радикальным, ни подлинно демократическим. Тем не менее сопротивление перестройке оказалось достаточно серьезным для того, чтобы вынудить власти вступить на путь радикальной политической реформы с целью оживить институты, которые партия некогда лишила их функций, - Советы и общественные организации. По мнению Горбачева, было необходимо полностью восстановить роль Советов как органов социалистической власти и вернуть общественным организациям их первоначальное значение. 

Второй целью реформы  было перераспределение власти, но при сохранении ведущей роли партии. Конституционная реформа, которая  привела к установлению двухуровневой  представительной системы и учреждению поста президента СССР, наделенного  широкими полномочиями, вызвала критику как консерваторов, так и радикалов, сторонников перестройки, возглавленных Ельциным. Для радикалов реформа была ущербной, поскольку предложенная система не была прямой, ни равной и к тому же сосредоточила слишком много власти в руках президента - Генсека КПСС. Помимо этого, избирательный закон в силу своей нечеткости оставлял широкие возможности для различных манипуляций (например: легитимность президента). 

Стремление преодолеть наследие сталинизма, гарантировать  права граждан, желание достойно и цивилизованно выглядеть в  глазах всего мира, можно считать  первым основанием перехода к построению правового государства. 

Вторым стала необходимость  создания правовой базы для экономических  реформ. Наконец сама политика демократизации, приведшая к возникновению многочисленных неформальных объединений, потребовало  разработки и принята соответствующих  юридических положений и процедур. В связи с этим был принят ряд  законов и указов, начата подготовка других. 

Либерализация политического  климата ускорила и перевела на новый  уровень процессы развития и объединения  десятков тысяч неформальных групп. Хотя далеко не все из них включились в политическую деятельность, число  групп, считавших себя "политическими", продолжало расти. Многие из них объединились в союзы, ассоциации или народные фронты - прообразы политических партий. В основе создания неформальных объединений  не всегда лежала четкая политическая программа, подчас они возникли в  процессе решения практических проблем, связанных с обыденной жизнью. 

Проявившаяся в  массах воля к раскрепощению социальной жизни, обилие комитетов, организаций, групп, народных фронтов все более  явно указывали на ограниченность и  противоречивость частичной, искаженной демократизации. Ущербность последней  наиболее ярко выражалась в стремлении к сохранению однопартийной политической системы, монополии КПСС на анализ общеполитических проблем и разработку стратегических концепций. 

Особенно значительные изменения произошли в области  внешней политики. Они сопровождались последовательной и всеобъемлющей  критикой прежних подходов. Суть "нового мышления" Горбачева состояло в  том, что три "мира" человеческой цивилизации - капиталистический, социалистический и третий мир - сегодня находятся  в глубокой взаимозависимости. Они  принадлежат единому миру, в котором  уже невозможно достичь превосходства  военными средствами. Но в первую очередь  речь шла о сокращении расходов на гонку вооружений, ставших непосильными для Советского Союза. Вторая цель "мирного  сосуществования" нового типа состояла в получении от Запада солидных кредитов, особенно важных для обеспечения  продолжения импорта зерна и  в то же время поставок современной  техники и технологии. 

Однако ни кто  иной, как сам Горбачев, в течение  всех лет выступал в роли главного инициатора и руководителя нового политического  курса. За несколько лет он завоевал огромный личный авторитет на международной  арене, как на встречах в верхах с  руководителями иностранных государств, так и во время пресс-конференций, которые позволили ему проявить свой несомненный талант общения  и способности представлять новый  облик Советского Союза. Вместе со своими соратниками он определил три основных направления деятельности: смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего мирового порядка и расширение экономических связей со всеми государствами, не отдавая более предпочтения государствам марксистско-ленинской ориентации. 

4. Проблемы межнациональных  отношений в условиях кризиса 

союзного государства 
 

Политика перестройки  и гласности, обвяленная руководством страны во главе с М.С. Горбачевым, привела с середины 80-х годов  к резкому обострению межнациональных  отношений и подлинному взрыву национализму в СССР. 

Одним из первых грозных  признаков дезинтеграционных процессов  и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д.А. Кунаеву в Казахстан был прислан В.Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению “социалистической законности” и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они проходили под национал-исламисткими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 года в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось “усмирить” лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа). 

Поначалу национальные движения в советских республиках  девствовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики. 

Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик, набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис, который был вызван решением руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. Помимо этого, активизировалась борьба за возращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжье. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на 2/3 состоявшее из русских и украинцев. 

На рубеже 80-90-х  гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как  единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали  взаимные поставки транспортное сообщение  и т. п. 

Трагические события  в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М.С. Горбачева и  его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию  всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16). Однако процесс  формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем. 

5. Попытка государственного  переворота в СССР в августе  1991 г. 
 

К осени 1990 г. уже  было очевидно, что после пяти с  половиной лет перестройки Советский  Союз вошел в новую стадию своей  истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений  со всем миром. 

Произошла подлинная  революция умов, сделавшая невозможным  возврат к прежнему состоянию. Тем  не менее - и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. ключевых проблем: 

1) проблема политического  плюрализма, органической составной  части всякого процесса демократизации; 

2) проблема создания  рыночной экономики. Основные  положения принятой российским  правительством программы, окрещенной "Мандат доверия на 500 дней" и предусматривавшей приватизацию  государственной собственности  и освобождение цен, были обнародованы  в прессе. Этот "План Ельцина"  был представлен как программа,  альтернативная более осторожному  плану Рыжкова. Как бы то  ни было, эта программа оказалось  мертворожденной; 

3) проблема федеративного  договора. В прессе был представлен  первоначальный проект нового  союзного договора, который предполагалось  осенью представить на обсуждение  полномочным делегациям республик.  Тесно связанный с переходом  к рыночной экономике, новый  федеративный договор должен  был расширить права республик,  прежде всего заменив существовавшие  центральные структуры и вертикальные  связи прямыми отношениями горизонтального  типа между республиками без  посредничества центра. Но и здесь  событиям было суждено опередить  законодателей. 

Эти проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили катализатором  политического кризиса, который  в декабре 1991 г. привел к распаду  СССР и отставке Горбачева. 

19 августа 1991 г.  в стране было введено чрезвычайное  положение, на улицы Москвы  и ряда других крупных городов  были введены войска, включая  танки. Почти все центральные  газеты, за исключением “Правды”, “Известий”, “Труда” и некоторых  других, были запрещены, прекратили  работу все каналы Центрального  телевидения, за исключением 1-й  программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме  КПСС, была приостановлена. 

Возглавил переворот  Государственный комитет по чрезвычайному  положению (ГКЧП) в составе: и.о. президента СССР Г.И. Янаев, секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Обороны О.Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б.К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев, министр обороны СССР Д.Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А.И. Тизяков. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т. е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии. 

Информация о работе Распад Советского Союза