Рабочий и национальный вопрос в России в 1907-1914гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Революция 1905-1907 гг. заставила царизм заняться обновлением изрядно обветшавшего строя, без представительных учреждений монархия уже была не в состоянии решать ни внутри- ни внешнеполитические проблемы. Согласно Основным законам 1906 г. Россия становилась дуалистической монархией: вся исполнительная власть по-прежнему сосредоточивалась в руках императора (члены Совета министров во главе с его председателем назначались царем и не были подотчетны Думе), а законодательная власть осуществлялась императором и общероссийским законодательным представительством.

Содержание

Введение.

1.«Третьеиюньская» политическая система.

2. Рабочий вопрос 1907-1914гг.

3. Национальный вопрос.

Заключение.

Литература.

Работа содержит 1 файл

история Росси 1907-1914гг..doc

— 120.50 Кб (Скачать)


Рабочий и национальный вопрос в России в 1907-1914гг.

 

 

 

                                          План.

 

 

Введение.

 

1.«Третьеиюньская» политическая система.

 

2. Рабочий вопрос 1907-1914гг.

 

3. Национальный вопрос.

 

Заключение.

 

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Революция 1905-1907 гг. заставила царизм заняться обновлением изрядно обветшавшего строя, без представительных учреждений монархия уже была не в состоянии решать ни внутри- ни внешнеполитические проблемы. Согласно Основным законам 1906 г. Россия становилась дуалистической монархией: вся исполнительная власть по-прежнему сосредоточивалась в руках императора (члены Совета министров во главе с его председателем назначались царем и не были подотчетны Думе), а законодательная власть осуществлялась императором и общероссийским законодательным представительством. Законодательное представительство было двухпалатным. Низовая палата – Государственная дума – формировалась согласно избирательному закону. Верхняя палата – Государственный совет – состояла из равного числа назначаемых императором и выборных членов. Государственный совет в силу принципов своего формирования являлся органом представителей крупного землевладения и верхов буржуазии и надежно охранял царизм от реформ. Создание такой системы, получившей название третьеиюньской политической системы, или «третьеиюньской монархии», должно было обеспечить фактическую неограниченность власти, умело использующей в своих интересах как общую контрреволюционность дворянства и буржуазии, так и противоречия между ними.

Вместе с тем факт создания и функционирования законодательных палат означал существенные перемены в системе государственного управления России, которые ознаменовали собой попытку эволюции российской государственности от самодержавной монархии к буржуазной. Такой путь эволюции абсолютистской власти и совокупность определенных форм и методов управления, присущих данной стадии развития государства, получили название бонапартизма. Бонапартизм возникает в условиях, когда не выполнены задачи буржуазного переустройства общества, но уже существует реальная угроза натиска рабочего класса на все имущие слои (в том числе и на буржуазию), и характеризуется лавированием государственной власти между различными общественными группами и политическими силами.

Цель данной работы рассмотреть политику российских властей по рабочему и национальному вопросам во времена «третьеиюньской монархии», которая знаменовала собой поворот к политической реакции, но вместе с тем и проведение необходимых реформ, чтобы предотвратить новый революционный взрыв.

 

 

 

 

 

1.      «Третьеиюньская» политическая система.

 

В результате государственного переворота 3 июня 1907г. в России установилась так называемая «третьеиюньская» политическая система, или «третьеиюньская монархия», которая знаменовала собой поворот к политической реакции, но вместе с тем и проведение необходимых реформ, чтобы предотвратить новый революционный взрыв.

Обнародованный 3 июня 1907г. новый избирательный закон так ограничивал представительство в Государственной думе для основной массы населения России (рабочих, крестьян и жителей национальных окраин), что даже творцы этого закона цинично называли его «бесстыжим». Отныне выборы в Думу проходили по четырем куриям – землевладельческой (в основном помещики), первой городской (городские помещики-домовладельцы и крупная буржуазия), второй городской (в нее входили мелкие городские землевладельцы, ремесленники и рабочие) и крестьянской. Для первых двух курий устанавливались двухстепенные выборы, для третьей – трех степенные и для четвертой – четырехстепенные. Каждая курия сначала избирала выборщиков, которые собирались затем на собрания выборщиков, а те уже избирали депутатов в Думу. 1 депутат избирался от 230 выборщиков от землевладельческой курии, 1 – от 1000 выборщиков первого разряда городской курии, 1 – от 15 тыс. выборщиков второго разряда городской курии и 1 – от 125 тыс. выборщиков от крестьянской курии [2, с.98].

Новый порядок выборов вдвое сокращал представительство от крестьян, в два с половиной раза – от рабочих, в три раза – от Польши, Кавказа и Закавказья, а нерусские народы Средней Азии, Сибири и Забайкалья совсем лишались своих представителей в Думе.

Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие в общей сложности менее одного процента населения страны, отныне получали более двух третей мест в Государственной думе.

Число депутатов в Думе сокращалось с 524 до 448. Крайне правые имели в Думе 50 мест, националисты – 26, умеренно правые – 70, октябристы и примыкавшие к ним – 154, кадеты – 56, польское коло – 18, прогрессисты – 23, трудовики – 13, мусульманская группа – 8 и социал-демократы – 20 (данные конца 1907г.) [2, с.99]. К окончанию срока полномочий III Думы численный состав ее фракций несколько изменился, однако это не сказалось на расстановке сил в Думе. Фракция октябристов оказалась наиболее значительной. Хотя она и не составляла большинства в Думе, но от нее зависел исход голосований: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то в Думе создавалось правооктябристское большинство, если вместе с кадетами и примыкавшими к ним, то октябристско-кадетское. Эти два блока в Думе позволяли правительству проводить политику лавирования: при необходимости проведения реформ оно могло рассчитывать на поддержку октябристско-кадетского большинства, а принятие консервативных законов обеспечивалось голосами правооктябристского большинства.

Председателями III Государственной думы были: до марта 1910 г. Н.А. Хомяков (сын известного славянофила А.С. Хомякова), возглавлявший объединение правых группировок в Думе, а затем лидеры партии октябристов – А.И. Гучков (март 1910 – март 1911 гг.) и М.В. Родзянко (март 1911 г. – до конца полномочий Думы).

III Государственная дума, состоявшая преимущественно из депутатов от помещиков и крупной буржуазии (они имели свыше 300 депутатских мест), была самой «угодной» для самодержавия и просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок, проведя 621 заседание (первое состоялось 1 ноября 1907 г., последнее – 9 июня 1912 г.). За это время она обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Подавляющее их большинство представляли собой второстепенного характера законы о сметах различных ведомств и учреждений, о тарифных и таможенных сборах, жаловании разного рода чиновникам и т.п. Обильно принимаемые Думой мелкие законы метко окрестили тогда «законодательной вермишелью» [3, с.112]. Вместе с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905-1907 гг.: рабочим, национальным и особенно аграрным.

Политика «третьеиюньской монархии» в целом расценивается как реакционная. Однако это было и время преобразований. Самодержавие не могло не учитывать «уроков» революции 1905-1907 гг., поэтому для его политического курса 1907-1914 гг. характерно сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между реакционными дворянскими кругами и либеральной буржуазией.

Таким образом, революция 1905-1907 гг. заставила царизм заняться обновлением изрядно обветшавшего строя. Согласно Основным законам 1906 г. Россия становилась дуалистической монархией: вся исполнительная власть по-прежнему сосредоточивалась в руках императора, а законодательная власть осуществлялась императором и общероссийским законодательным представительством. Законодательное представительство было двухпалатным. Создание такой системы, получившей название третьеиюньской политической системы, или «третьеиюньской монархии», должно было обеспечить фактическую неограниченность власти, умело использующей в своих интересах как общую контрреволюционность дворянства и буржуазии, так и противоречия между ними. Политика «третьеиюньской монархии» в целом расценивается как реакционная. Однако это было и время преобразований.

 

 

 

 

2. Рабочий вопрос 1907-1914гг.

 

До 1905 г. Николай II считал, что в России не существует рабочего класса, аналогичного западно-европейскому. Но уже в ходе революции, в которой рабочий класс проявил огромную активность и упорство, для правительства стала очевидной необходимость решения рабочего вопроса в целом и разработки рабочего законодательства в частности. Понимали важность этой проблемы и многие политические силы, представленные в Думе.

Приступив к подготовке «рабочих» законов, правительство продолжало политику «успокоения» в отношении рабочего движения. Половину все арестованных, осужденных и сосланных составляли рабочие. В 1907-1909 г. было казнено больше рабочих, чем в годы первой российской революции. Было закрыто около 1 тыс. рабочих газет. В уточнение, а фактически, в нарушение Временных правил о собраниях распоряжение министра внутренних дел запрещало рабочие митинги и собрания на территории предприятий. Временные правила об обществах и союзах также не пересматривались. Но циркуляр Столыпина от августа 1908 г. предписывал закрывать культурно-просветительские общества и профсоюзы, замеченные в «политической пропаганде». В результате разогнаны были сотни профсоюзов [3, с.115].

В тоже время, правительство не могло полностью игнорировать итоги революции. Формально продолжали действовать Временные правила о стачках. Совет министров рекомендовал не применять радикальные меры к запрещению празднования 1 мая.

В 1905 г. был выработан комплекс соответствующих законопроектов, охватывавших все стороны проблемы, и являвшийся одной из наиболее последовательных программ правительства. Проекты касались

– создания больничных касс для рабочих;

– арбитражных комиссий для решения споров с хозяевами;

– сокращения рабочего дня с 11,5 до 10 часов;

– отмены наказания за участие в стачках;

– введения государственного страхование рабочих и т.д. [3, с.115].

Но в 1906-1908 гг. под нажимом со стороны как организаций промышленников, так и высшей бюрократии, большая часть проектов не была передана в Думу. В государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции, тяготение властей к роли посредника и арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, стремление осуществлять жесткий контроль над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Эта идея не могла устроить ни рабочих, ни промышленников. Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания, неоднократно выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его смерти новый премьер В.Н. Коковцев также придавал большое значение вопросу о рабочем законодательстве.

Еще в начале 1905 г., под влиянием начавшейся мощной волны стачечного движения правительство вынуждено было созвать специальную комиссию под председательством министра финансов В.Н. Коковцова для разработки законопроектов по рабочему вопросу. Предложенные ею законопроекты об организации больничных касс, создаваемых на средства рабочих и фабрикантов, смешанных арбитражных комиссий на предприятиях для разрешения конфликтов между рабочими и предпринимателями, о сокращении рабочего дня, о пересмотре статей закона о наказаниях за забастовки и порядке досрочного расторжения договоров о найме были переданы в Комитет министров и после долгого в нем об суждения в 1912 г. внесены в Государственную думу вместе с разработанным в 1908 г. Министерством торговли законопроект о страховании рабочих. Правое большинство III Думы в течении 1908-1911 гг. фактически саботировало обсуждение 3 внесенных правительством законопроектов: о больничных кассах, государственном страховании рабочих и ненаказуемости участников стачек (взамен расплывчатых Временных правил). Законопроекты были поддержаны кадетами, прогрессистами и левыми. Только в 1912 г. в условиях нового подъема общественного движения первые два закона были приняты. Создавались на предприятиях кассы из взносов рабочих и предпринимателей, из которых выплачивались пособия по нетрудоспособности и в случае потери на производстве кормильца семьи. Но эта социальная мера распространялась только на постоянных рабочих, занятых на основных производствах, которые составляли примерно 20% общего числа лиц наемного труда. Рабочий день сокращался с 11,5 до 10 часов. Но правые при поддержке октябристов провалили проект закона об отмене наказания стачечников [2, с.105].

Существует точка зрения, что в 1907-1910 гг. рабочее движение, в том числе, лишенное руководства со стороны радикальных политических партий, переживало постепенный спад. Действительно, число забастовок снизилось с 1400 во второй половине 1907 г. до 790 в 1909 г., но экономические стачки сократились незначительно, лишь политические забастовки почти исчезли [2, с.106]. Редкие проводившиеся политические стачки были связаны, в основном, с празднованием 1 мая или памятными датами. В то же время, стачки стали организованнее и проходили под руководством как легальных, так и множившихся нелегальных профсоюзов. Сохранившиеся легальные профсоюзы продолжали действовать, хотя число их сократилось с 850 в 1907 г. до 230 в 1910 г. [2, с.106]. При этом ежегодно, несмотря на условия создания, усложненные циркулярами МВД, возникали новые профессиональные и культурно-просветительские рабочие организации, число которых достигало нескольких тысяч. Ширилась сеть рабочих библиотек, просветительских рабочих обществ и рабочих домов.

Рабочие постепенно осваивали новые формы протеста: организованные обращения в фабричную инспекцию, судебные иски. Промышленный пролетариат, имевший опыт борьбы, и, главное, познавший вкус победы, изменился по сравнению с 1901-1904 гг.: стал образованнее, организованнее, сознательнее. Можно сделать вывод о постепенном изменении характера борьбы рабочих и стабилизации экономического движения на относительно высоком уровне.

В 1910-1914 гг. забастовочное движение резко усилилось. После максимального спада общего числа стачек в 1909 г. до 788, в 1910 г. число всех забастовок увеличилось до 1250 (хотя за счет вовлечения и небольших предприятий они стали в среднем мельче) [3, с.119]. Всю Россию потрясли события, которые произошли в апреле 1912 г. на Ленских золотых приисках. В результате расправы над бастующими рабочими, требовавшими 8-часового рабочего дня, увеличения зарплаты, отмены штрафов, организации медицинской помощи, улучшения продовольственного снабжения и др., 270 человек было убито и 250 ранено. По стране прокатились массовые акции протеста. Ленские события положили начало массовым выступлениям трудящихся. Вскоре бастовало уже 300 тыс. рабочих, 400 тыс. чел. вышли на демонстрации 1 мая 1912 г. Выступления, все чаще приобретавшие политический, революционный характер, нарастали вплоть до начала Первой мировой войны. К 1914 г. рабочее движение достигло огромного размаха. Только в первой половине 1914 г. бастовало больше рабочих (1,5 млн.), чем за весь революционный 1905 г. (1,3 млн.) [3, с.119]. Важно, что забастовки снова приобрели в основном политический характер. В 1912 г. 70% стачек сопровождались выдвижением, наряду с экономическими, и политических требований. Все чаще кончались победой рабочих экономические стачки. Возникали новые рабочие профсоюзы, издавалось все больше рабочих газет.

Информация о работе Рабочий и национальный вопрос в России в 1907-1914гг