Пятая республика во Франции. Конституция 1958г

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:45, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в проведении комплексного, последовательного, систематического исследования теоретических и практических аспектов формирования Пятой республики во Франции.

Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

1.Дать характеристику Конституции 1958г.;
2.Рассмотреть президентство де Голля, Жоржа Помпиду, Валери Жискар д Эстанэ;
3.Проанализировать современное представление по исследуемой теме;
4.Исследуя периодические издания отразить проблематику и сущность исследуемой темы;

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….2


§1. Характеристика Конституции 1958г………………………….………….4

§2. Президентство Шарля де Голля

2.1. Правительство Мишеля Дебре………………………………………….7

2.2. правительство Жоржа Помпиду……………………………………….8

2.3. Правительство Мориса Кув де Мюрвиля………………………………10

§3. Президентство Жоржа Помпиду

3.1. Правительство Жака Шабан-Дельмаса…………………..…………….12

3.2. правительство Пьера Месмера…………………………………………13

§4. Президентство Валери Жискар д Эстана

4.1. правительство Жака Ширака…………………………………………..14

4.2.правительство Раймона Барра. Экономический кризис……………………………………………………..…..………………….15

§5. Президентство Миттерана….........................................................................16

§6. Президентство Жака Ширака……………………………………………….18


Заключение…………………………………………………………………….....20

Список используемой литературы……………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Пятая республика во Франции. Конституция 1958г..doc

— 110.00 Кб (Скачать)

План:

Введение……………………………………………………………….……….2 

§1. Характеристика Конституции 1958г………………………….………….4

§2. Президентство Шарля де Голля

  2.1. Правительство Мишеля Дебре………………………………………….7

  2.2. правительство Жоржа Помпиду……………………………………….8

  2.3. Правительство Мориса Кув де Мюрвиля………………………………10

§3. Президентство  Жоржа Помпиду

   3.1. Правительство Жака Шабан-Дельмаса…………………..…………….12

   3.2. правительство Пьера Месмера…………………………………………13

§4. Президентство  Валери Жискар д Эстана

     4.1. правительство Жака Ширака…………………………………………..14

     4.2.правительство Раймона  Барра. Экономический кризис……………………………………………………..…..………………….15

§5. Президентство Миттерана….........................................................................16

§6. Президентство Жака Ширака……………………………………………….18 

Заключение…………………………………………………………………….....20

Список  используемой литературы……………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В октябре 1958г. после одержанной правительством де Голля победы на референдуме в силу вступила новая конституция Франции, установившая новый политический порядок. С этого времени началась жизнь Пятой республики, продолжающаяся и по настоящее время.

      Конституция 1958г. стала основой нового режима -  Пятой республики. Она заменила во Франции парламентскую республику республикой президентского типа.

      В новой конституции нашли свое логическое завершение основные  положения  голлисткой доктрины государства, которые  формировались на протяжении многих лет и высказывались как самим  де Голлем, так и его сторонниками.

      Пятая республика, ведущая свой отчет с 1958г., возникла в результате острого внутриполитического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире, которую часть правящих кругов IV Республики развязала в 1954г. В итоге к власти пришла «дирижисткая» фракция крупной французской буржуазии, избравшая генерала Шарля де Голля «верховным арбитром нации». Режим V Республики вобрал в себя как конституционные традиции и опыт четырех предшествующих Республик, так и то новое, что породило государственно-монополистический капитализм Франции после второй мировой войны, к концу 40-х годов.

      Главными  вехами в формировании режима Пятой  республики стали парламентские и президентские выборы и назначение премьер-министра.

      Из  всего многообразия проблем V Республики в данной работе описано лишь три: Социально-экономическое развитие страны; ее общественно-политическую жизнь; Особенности государственного устройства.

      В место заключения дается общий итог истории развития V Республики на фоне важных внутриполитических событий.

      Цель исследования заключается в проведении комплексного, последовательного, систематического исследования теоретических и практических аспектов формирования Пятой республики во Франции. 

      Для решения этой цели поставлены следующие  задачи:

  1. Дать характеристику Конституции 1958г.;
  2. Рассмотреть президентство де Голля, Жоржа Помпиду, Валери Жискар д Эстанэ;
  3. Проанализировать современное представление по исследуемой теме;
  4. Исследуя периодические издания отразить проблематику  и сущность исследуемой темы;

      Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в процессе формирования Пятой республики во Франции.

      Предмет исследования – особенности формирования Пятой республики во Франции.

     Методологическую основу исследования составили – общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторический и логический и др.; частнонаучные методы, а именно системно-структурный анализ, функциональный метод, сравнительный метод.

   Теоретическую базу исследуемой работы составили специальная литература, научные разработки, труды ученых и практиков: В.Н. Виноградов, А.М. Зверев, Т.М. Исламов, Н.И. Кривогуза, Е.Е. Юровский, М.Ц. Арзаканян, П.Ю. Уваров, А.В. Ревякин, И.В. Колосков, В.Г. Сироткин, А.С. Автономов, В.В. Маклаков и др.

   Структура работы определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка используемой работы. 
 
 
 

§1. Характеристика Конституции 1958г.

      Главной задачей правительства Шарля  де Голля, в которое вошли голлисты, представители МРП, радикалы и социалисты, с тала разработка новой конституции. Составление ее проекта было  возложено на группу высокопоставленных чиновников – членов Государственного совета во главе с министром юстиции Мишелем  Дебре.

      Государственный  совет начал свою работу в июне 1958г. Разрабатываемый им проект по частям обсуждался Правительственным комитетом под  председательством самого де Голля. В него вошли около 40 человек. К концу июля текст конституции был составлен     и передан  на рассмотрение так называемому Конституционному консультативному комитету.

      Конституционный  консультативный  комитет внес поправки  дополнения в проект. Во второй половине августа проект обсуждался в правительстве, был одобрен  м и 4 сентября обнародован. На 28 сентября 1958г. был назначен всеобщий референдум, на котором французский народ должен был высказаться «за» или «против» нового основного закона страны.

      Главное отличие Конституции 1958г. от Конституции  Четвертой республики заключалось  в значительном расширении прерогатив исполнительной власти (президента и правительства) за счет законодательной власти (парламента).

      Президент республики теперь становился фигурой  французской политики. По новой конституции  он обладает правом назначать премьер-министра и  по его предложению отдельных  министров, возвращать  принятые парламентом законопроекты на новое обсуждение, передавать на всеобщий референдум по предложении правительства или обеих палат любой законопроект, касающийся организации государственной власти или одобрения международных соглашений, способных затронуть деятельность государственных институтов. Президент может распускать (после консультации с премьер-министром и председателями палат) Национальное собрание и назначить новые выборы.    

      Статья 16 новой конституции дает право  президенту республики в чрезвычайных обстоятельствах брать всю полноту власти в стране в свои руки.

      Назначаемый президентом страны премьер-министр  и правительство несут ответственность  в своей политики перед Национальным собранием.

        Согласно Конституции 1958г., отказ в доверии правительству может иметь место либо в случае постановки самим премьер-министром в Национальном собрании вопроса об ответственности правительства по его программе, либо в случае внесения, по меньшей мере, одной десятой частью депутатов  так называемой резолюцией порицания. В обоих случаях правительству может быть отказано в доверии лишь абсолютным большинством голосов. Если «резолюция порицания» не собирает требуемого большинства, то ее инициатора лишаются права вносить новую в течение данной парламентской сессии.

      Законодательная власть во Франции по новой конституции  принадлежит двухпалатному парламенту – Национальному собранию и Сенату.

      В компетенцию Национального собрания, избираемого на пять лет всеобщим голосованием, входит разработка законов, определяющих осуществление гражданских прав, гражданское  и уголовное законодательство, судоустройство, налоговую систему, порядок выборов, статут государственных служащих и национализации. Все остальные вопросы решаются правительством и администрацией в порядке осуществления распорядительной власти.

      Сенат, согласно новой конституции, избирается (многостепенным) голосованием сроком на девять лет и обновляется на треть своего состава каждые три  года. За ним также закреплено право  законодательной инициативы.

      Отдельный раздел Конституции 1958г. регулировал  статус французский заморских территорий. Одна из его статей гласила, что все  заморские департаменты Франции  «могут сохранить свой статус в составе  республики», но могут также «Образовать отдельные государства», если их территориальные ассамблеи изъявят  на то свою волю не позднее чем через четыре месяца после принятия конституции. Иными словами, эта статья декларировала право французских колоний на независимость.

      В новой конституции нашли свое логическое завершение основные  положения  голлисткой доктрины государства, которые формировались на протяжении многих лет и высказывались как самим де Голлем, так и его сторонниками. Конституция 1958г. стала основой нового режима -  Пятой республики. Она заменила во Франции парламентскую республику республикой президентского типа.

      В течение лета 1958г. политические партии страны готовились к предстоящему референдуму  и определяли свои позиции по поводу конституции.

      На  чрезвычайном съезде СФИО большинством голосов было решено дать положительный ответ. Но социалисты, голосовавшие на съезде против такой позиции, отказались подчиняться большинству.

      Французские коммунисты единодушно решили голосовать «против», усмотрев в новой конституции  стремление де Голля к установлению в стране личной власти.

      Сторонники  конституции оказались намного  сильнее ее противников. На референдуме 28 сентября 1958г. 79,25٪ голосовавших ответили «да» и лишь 20,75٪ - «нет». Конституция 1958г. вошла в силу и стала основным законом страны, по которому Франция живет по сей день.  
 
 
 

§2. Президентство Шарля  де Голля

2.1. Правительство Мишеля  Дебре 

      В январе 1959г. де Голль назначил на пост премьер-министра своего соратника Мишеля Дебре, который включил в правительство многих известных деятелей голлисткого движения, а также представителей «независимых» и МРП. Социалисты решили уйти в оппозицию новому режиму.

      В начальный период существования  Пятой республики сложилась традиция, согласно которой главной прерогативой президента страны стала нынешняя политика, а задачей главы правительства – внутренняя. Для кабинета Дебре такими направлениями  стали новая экономическая и финансовая политика, социальная политика и так называемый школьный вопрос.

      В основе экономического и финансового «возрождения» Франции лежала система мер, базировавшаяся на государственном регулировании экономики. Правительство поставило задачу развивать преимущественно те отрасли промышленности, которые наиболее успешно способствовали улучшению платежного баланса.

      Кабинет Дебре принял меры, направленные на улучшение финансового положения  Франции. Они привели к желаемым результатам. Значительно сократился торговый дефицит  страны. Впервые за многие годы уменьшился дефицит государственного бюджета. Правительство провело налоговую реформу. Она имела своей целью упростить очень сложную и громоздкую систему налогообложения, в частности объединения прогрессивный и пропорциональный налоги в единый подоходный с каждого плательщика.

      Кабинет неоднократно повышал гарантированный минимум заработной платы.

      Одной из проблем внутренней политики Франции, как и в годы Четвертой республики, стал «школьный вопрос». В Национальном собрании вновь разгорелся спор о субсидиях частным школам. В самом конце 1959г. после долгих дебатов был принят законопроект, предоставивший им государственные субсидии.  

2.2. правительство Жоржа Помпиду

      В апреле 1962г. на посту премьер-министра Мишеля Дебре сменил Жорж Помпиду. В  новое правительство, кроме голлистов, вошли представители «независимых» и МРП. 

      Политическая  ситуация в стране была сложной. К  левой оппозиции режиму де Голля, состоявшей из коммунистов, присоединились радикалы. Они вышли из состава  правительства еще в начале 1960г. в знак протеста против утверждения  закона о предоставлении государственных субсидий частным школам.

Информация о работе Пятая республика во Франции. Конституция 1958г