Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:57, практическая работа
Психологические особенности поведения детей во время Великой Отечественной выойны на материалах Белгородчины.
Белгород – один из крупнейших центров Российского Черноземья, центр Белгородской области, сыгравший не раз историческую роль в судьбе России. Расположен город на южной окраине Среднерусской возвышенности, на правом берегу реки Северский Донец.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась яркой героической и в то же время трагической страницей в истории нашего края.
С октября 1941 по август 1943 года по Белгородской земле проходила линия фронта. Многие поселки по нескольку раз занимали то советские, то немецкие войска. Белгород дважды пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года на нашей земле проходила одно из величайших сражений Великой Отечественной войны – Курской битвы (5 июля – 23 августа).
О Великой Отечественной войне написано и издано огромное количество мемуаров, художественных произведений, многочисленных исторических трудов. Написано много и о героической Курской битве. Но вот о годах оккупации мало что известно. Не любили вспоминать наши прадеды эти страшные дни, да и архивных документов сохранилось очень мало. Кое-какие документы сохранились у немцев: они пытались на оккупированных территориях выпускать газеты, призывы, составляли списки людей, пытались вести какие-то документы, учет, фотографировали, даже снимали на кинопленку. Нашим людям, жившим в оккупации, было не до этого. Надо было просто выжить, не умереть от голода, холода, не сгореть в огне, не попасть под шальную пулю или под бомбу. В 70-80-е годы в школах области было собрано много материалов о подвигах белгородцев в годы войны. Но в 90-е эти материалы о подвигах пионеров стали забывать. В настоящее время усилиями администрации краеведов области разрозненные материалы стали опять обобщаться, восстанавливаются памятники, издаются книги, мемуары. Это никогда не должно быть забыто.
В сохранившихся донесениях о
боевых действиях титовских
Однажды Гриша подобрался камышами к самой развилке и, не выдавая себя, следил три часа подряд за движением по дорогам.
Гриша Маленький - так любовно
звали Беликова в отряде.
В БОЯХ на белгородской земле
и позже - уже в частях действующей
армии - погибли многие бойцы Титовского
партизанского отряда. А Гриша Беликов
вернулся с фронта живым. После войны он
жил и работал в далеком южном городе Душанбе.
В 1978-м приезжал в
родные места.
23февраля 2008г. исполнилось 80 лет со дня рождения Алексея Иосифовича Джуса (1928–1944), сына 682-го стрелкового полка 202-й стрелковой дивизии, уроженца с. Малояблоново Прохоровского района Белгородской области. В память о нем установлены памятник в с. Малояблоново и его деревянная копия в государственном военно-историческом музее-заповеднике «Прохоровское поле».
В дни оккупации на глазах мальчика гитлеровцы расстреляли его учителя Ивана Федоровича Булгакова, казнили других односельчан. Во время боев на Курской дуге Лене удалось перейти линию фронта. Он остался в одном из подразделений...
Леонид Джус участвовал в боях за освобождение родных мест от гитлеровских захватчиков, в форсировании Днепра. Особенно отличился Леня в боях за село Березовку, что в 35 километрах от города Могилева-Подольского.
Западнее города Тульчина, что в Винницкой области, полк завязал бой. Противник не выдержал натиска и оставил село, но часть гитлеровцев укрылась в домах и подвалах. Леня заметил, что в одном из домов прятались враги. Он подкрался к этому дому и появился на его пороге с поднятыми вверх гранатами. При словах «Хенде хох» гитлеровцы подняли руки. Отважный подросток доставил их в штаб.
...Наши части подошли к городу Яссы, в восточной Румынии. Группа танков, совершавшая прорыв, попала под сильный обстрел. Леня Джус, находившийся в составе десанта, под сильным артиллерийским и пулеметным огнем вытащил из горящих машин несколько оставшихся в живых танкистов, оказал им первую помощь.
За проявленное мужество Леонид Джус был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». После тяжелых ранений Леню отправили в госпиталь. В сентябре 1944 года он вернулся в свой 682-й стрелковый полк.
Но случилось непоправимое — при артиллерийском обстреле 12 октября 1944 года полк потерял своего сына Леню Джуса. Вот выписка из донесения политотдела 202-й стрелковой Корсунской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии от 13 октября 1944 года: «Ефрейтор Джус — шестнадцатилетний воспитанник полка, трижды награжденный, во время артиллерийского обстрела противником наблюдательного пункта полка закрыл своим телом майора Пенкина. Джус погиб смертью храбрых».
Похоронили
Леню Джуса в румынском городе
Клуж. Надпись на простеньком памятнике
гласила «Здесь похоронен воспитанник
Красной Армии, трижды орденоносец, геройски
отдавший свою молодую жизнь в боях с немецко-фашистскими
извергами, Джус Леонид Иосифович. Родился
23 февраля 1928 года, погиб 12 октября 1944 года».
Указом Президиума Верховного Совета
СССР Леня был посмертно награжден орденом
Отечественной войны II степени. [8, 20]
КОГДА фашисты захватили
поселок Пролетарский вблизи
железнодорожной станции Готня,
С этим автоматом Толя участвовал в восстании, поднятом в поселке перед приходом Красной Армии, а в начале 1943 года с одной из воинских частей ушел на фронт. Сохранилось Толино письмо матери (учительнице поселковой школы) - бледно-розовый истершийся листок (упаковка от концентрата фронтовой пшенной каши - другой бумаги под рукой не оказалось): «Здравствуй, дорогая мама!!! Здравствуйте, дорогие сестры! Пишу вам с передовой линии фронта. Мам, если вернусь с задания, то буду дома, а покамест немножко потерпи. Мама, если увидишь кого-нибудь из моих товарищей, то дай им обязательно мой адрес. Сейчас немножко заболел малярией, но ты за меня не беспокойся. Нас, разведчиков - глаза и уши армии, - очень хорошо кормят и одевают. Очень жду писем».
И еще одно письмо - от командира части, в которой служил юный воин: «Дорогая Мария Федоровна! Ваш сын, Маликов Анатолий, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками награжден правительственной наградой - орденом Красной Звезды. Сердечно благодарим вас за воспитание отважного юного бойца. 27:03.43 г.».
Той же весной часть, в которой служил Толя, вела наступательные бои на его родной белгородской земле в районе села Илек-Пеньковка. Толя отправился в разведку, но группа была обнаружена немцами. При прорыве сквозь огонь к своим, Толя был убит.
Отстреливаясь, отползая, разведчики ушли за линию фронта. На плащ-палатке они вынесли Толю. Хоронили юного солдата с воинскими почестями в уже освобожденном селе Илек-Пеньковка.[19]
До войны в Новом Осколе было много голубей. Без умолку неслось их воркование с чердаков и крыш. В 1942 году голубиному счастью настал конец. Пришел враг. На заборах и столбах вывешивались приказы со свастикой. Разводил голубей и Сережа Бондаренко. Он был обычным мальчишкой, не успел он стать и партизаном. Однажды, забравшись на чердак покормить голубей, он неосторожно воспользовался фонарем. Увидев свет, немецкий патруль немедленно сообщил о происшествии в комендатуру. Несколько дюжих оккупантов ворвались в дом Бондаренко, ринулись на чердак. Мальчик мирно кормил голубей, но птицы в глазах врагов выглядели почтовыми, партизанскими. Сережу вытащили его из дома, стали бить коваными сапогами. Арестовали всю семью. «Где партизаны? Куда скрылись коммунисты и комсомольцы? Укажите семьи советских активистов» — допытывались палачи.
Бондаренко
жили в Новом Осколе много лет,
знали партийных советских
...Когда
наши войска освободили город
от нацистских варваров, раскрылись
слуховые окна, и стаи птиц взмыли в голубое
небо. Их и сейчас много в городе.[21]
8 февраля 1943 года советские войска ворвались с востока в Белгород и на следующий день освободили город. К концу февраля в городе открыли двери две неполные средние и две начальные школы, в которых приступили к учебе 1250 детей.
Но
18 марта части Красной армии снова вынуждены
были оставить Белгород. 22 марта линия
фронта стабилизировалась, образовав
южный фарс Курской дуги. [6]
Начался
второй период оккупации.
В эту вторую, длившуюся четыре с половиной
месяца оккупацию, немцы вывозили все,
что только могли, даже оборудование больниц
и библиотек.
5 июля 1943 года началась Великая битва, вошедшая в историю как Битва на Курской дуге. Летом 1943 года во время Курской битвы в новом здании Купинской школы был развернут полевой госпиталь для тяжело раненных воинов. Для легко раненных солдат госпиталь разместился во дворе жителя деревни Купино Матвея Ивановича Енина. В начале июля 1943 года стали поступать раненые. В Купинскую школу день и ночь везли тяжело раненых воинов. Село неоднократно подвергалось бомбежкам немецкой авиации. Постоянно дежурили в полевом госпитале и ухаживали за ранеными воинами выпускники Купинской семилетки: Маруся Никитина, Таня Безменова, Маруся Тонких, Шура Присекина, Маруся Купина. Все они впоследствии стали медиками
Шебекинский
райвоенкомат, размещавшийся тогда
в Яблочково, призвал 14-15-летних мальчишек
для учебы на минеров. В их число
попали и ученики Купинской школы: Митя
Васин, Митя Бочарников. В течение 1943 и
1944 годов юные минеры обезвредили поля,
сняли тысячи вражеских мин. Нередки были
случаи, когда юные минеры подрывались
на вражеских минах. Их хоронили со всеми
воинскими почестями, как солдат.[9]
Когда началась война, мой бабушке Сурядновой Евдокии Владимировне было девять лет, и жила она здесь, на Белгородчине, в селе Муром Шебекинского района. Даже фотографий тех лет у нас не сохранилось. Но моя мама очень много рассказывает мне о бабушке и о её жизни.
Что это было за время?
Немцы входили в наши деревни и города
хозяевами. Вели себя нагло, всех жителей
выгоняли из своих домов в землянки, погреба.
Они резали скот, грабили всё, что могли
найти в доме: полушубки, отрезы тканей,
предметы старины (прялки, вышитые скатерти,
кружева, ткани).
Женщины старались прятать от
них своих детей, особенно
Бабушка моя видела, как однажды голодный соседский мальчишка семи лет стащил у немца шоколадку. Немец, увидевший это, расстрелял его прямо на глазах у матери. Бедная женщина сошла с ума. Она так и не выздоровела, бродила день и ночь по деревням, всё искала своего мальчика, и как-то в ледяную зимнюю ночь замёрзла прямо на улице.
В Муромских лесах, как и
в других местах, действовал партизанский
отряд. Молодые юноши и девушки уходили
в лес, жили там в землянках и всеми доступными
способами воевали с немцами. Они ночами
поджигали их склады с боеприпасами и
продуктами, поджигали дома, где жили немцы,
взрывали их транспорт. Немцы очень жестоко
расправлялись с партизанами. На глазах
у всей деревни, женщин и детей были повешены
парень и девушка из партизанского отряда.
А было им по пятнадцать лет.
Из документов ЦДНИБО, ф. 1140, оп. 1, д. 16, л. 37об. От 6.02.1942г. «Микояновский партизанский отряд (командир отряда М.И. Проскурин, комиссар Н.В. Иванченков) проводит боевые операции против немецких оккупантов в прифронтовом тылу и на передовой линии противника в лесах Микояновского и Шебекинского районов Курской области, Волчанского и Липцовского районов Харьковской области.» Леса Микояновского и Шебекинского районов – это и есть леса, среди которых и расположено село Муром.
Оккупационная газета «Восход», №35, 23 июля 1942г. напечатала выписку «Из приказа по Белгородской управе: «¼ родителей не следят за воспитанием детей, дети бросают в проходящие автомобили, велосипеды и телеги камни. За вышеуказанные поступки родители и дети будут строго наказаны, а в особо злостных случаях будут преданы смертной казни. За повреждение кабелей и линий связи виновные будут наказаны смертью ¼» [Из документов ЦДНИБО]
Из одной только этой заметки
видно, что некоторые дети
Выводы:
Дети остаются во многом детьми даже в тяжелейших условиях. У них своя психология, без прогноза на будущее. Одержимость игрой, приключением, любопытством, легкостью вступления в эти области. А война, вот она, с возможностью отличиться. Но это сначала. А потом, когда кругом реки крови, слез, когда на твоих глазах убивают людей, становится не до геройства. В этих условиях они сразу взрослели. Они, толком не зная, что происходит, помогали взрослым, чем могли. Не спали ночами, рыли окопы, готовили убежища для солдат. Теперь простые игры «в войнушки» сменила настоящая страшная война. Брали в руки винтовки, шли к партизанам, брали на себя ответственность за младших и больных. Так кончалось детство. У кого-то в восемь-девять, у кого-то в тринадцать-четырнадцать. И в дальнейшем их поступками руководило чувство мести и желание победить, даже ценой своей жизни. Принцип «Ни шагу назад» брали мальчишки для своей жизни осознанно. Они были героями и в Великой Победе есть и их частица, может быть и немалая. С такими детьми невозможно было не победить. Этот вывод подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.