Психологические особенности поведения детей Во время Великой Отечественной войны. На материалах Белгородчины

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:57, практическая работа

Описание работы

Психологические особенности поведения детей во время Великой Отечественной выойны на материалах Белгородчины.
Белгород – один из крупнейших центров Российского Черноземья, центр Белгородской области, сыгравший не раз историческую роль в судьбе России. Расположен город на южной окраине Среднерусской возвышенности, на правом берегу реки Северский Донец.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась яркой героической и в то же время трагической страницей в истории нашего края.
С октября 1941 по август 1943 года по Белгородской земле проходила линия фронта. Многие поселки по нескольку раз занимали то советские, то немецкие войска. Белгород дважды пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года на нашей земле проходила одно из величайших сражений Великой Отечественной войны – Курской битвы (5 июля – 23 августа).
О Великой Отечественной войне написано и издано огромное количество мемуаров, художественных произведений, многочисленных исторических трудов. Написано много и о героической Курской битве. Но вот о годах оккупации мало что известно. Не любили вспоминать наши прадеды эти страшные дни, да и архивных документов сохранилось очень мало. Кое-какие документы сохранились у немцев: они пытались на оккупированных территориях выпускать газеты, призывы, составляли списки людей, пытались вести какие-то документы, учет, фотографировали, даже снимали на кинопленку. Нашим людям, жившим в оккупации, было не до этого. Надо было просто выжить, не умереть от голода, холода, не сгореть в огне, не попасть под шальную пулю или под бомбу. В 70-80-е годы в школах области было собрано много материалов о подвигах белгородцев в годы войны. Но в 90-е эти материалы о подвигах пионеров стали забывать. В настоящее время усилиями администрации краеведов области разрозненные материалы стали опять обобщаться, восстанавливаются памятники, издаются книги, мемуары. Это никогда не должно быть забыто.

Работа содержит 1 файл

Борьба юных белгородцев против фашизма..doc

— 135.00 Кб (Скачать)

      
Немцы сравнительно легко прошли на Воронеж. А на Белгородской земле на год с лишним воцарился оккупационный режим. По воспоминаниям очевидцев [5], вернулось нечто похожее на царский строй, открылись церкви. Для детей это было диковинно. Но с первых дней оккупации основная масса населения не собиралась подчиняться «новому режиму». Особенно подростки и молодежь, воспитанные на пионерских и комсомольских традициях советского государства. 
 

24 октября 1941 года немецко-фашистские войска оккупировали Белгород. 

С первых дней вступления германской армии в  Белгород начала работать городская  управа, организована городская полиция. [6]. 

        Оставшееся в городе население спряталось в подвалах, на чердаках.

Начались  страшные дни оккупации. В городе не было воды, света, не работали магазины. Люди собирали для еды всё что можно: в районе Крейды сгорел элеватор, собирали несгоревшее зерно, чечевицу, на полях рыли мёрзлый картофель, меняли вещи на продукты в деревнях.  Голод, холод, страх охватил население Белгородчины, ведь в городе остались в основном женщины, дети и старики. [5]  

Но были и такие, кто сотрудничал с  немцами, шли добровольцами в немецкую армию, полицаями, старостами. 

14 декабря «для населения г.Белгорода и окрестностей» начала выходить фашистская оккупационная газета «Восход». Её лозунг: «Конец большевизма – означает начало освобождения русского народа» В первом номере газета писала: Под новым названием «Восход» население г.Белгорода пойдет уверенно навстречу будущему, новой жизни и новому строительству в очищенных от большевистской заразы областях. Через газету «Восход» оно также будет приобщено к жизни в Германии». Кроме пропагандистских материалов газета публиковала также объявления и приказы Белгородской городской управы, полиции, распоряжения городского головы.[6]    

  С первых же дней оккупации на Белгородщине стали действовать несколько  партизанских отрядов и подпольных групп. Из-за особенностей степного рельефа и не очень больших лесов крупных отрядов не создавалось. Наши леса тянутся узкими полосами вдоль рек, в них невозможно действовать крупным партизанским отрядам и зимовать. С партизанами сотрудничали очень многие юные герои. Десятки подвигов совершили дети Белгородщины в эти годы. Во всем величии перед нами встают имена юных героев в возрасте десяти-шестнадцати лет. Им бы еще учиться и играть, а они уходили воевать.

   Многие  подростки не смирились с фашистской агрессией и вели активную борьбу против немцев. На сайте [http://grhist.narod.ru/vexi20/war2.htm Грайворон] подробно рассказывается об учениках Грайворонской школы имени Энгельса: Коле Синицыне, Пете Игнатенко, Мите Балицком, которые еще до появления фашистов в городе, усиленно готовились к партизанской деятельности в тылу врага. В своих листовках, расклеенных по Грайворону, они ставили подпись: «Штаб обороны Грайворона». Написанные мальчишеским корявым подчерком, листовки призывали не верить немцам, призывали народ не подчиняться новому режиму и ждать возвращения Красной Армии. Задиристые мальчишки первые листовки расклеили прямо среди немецких объявлений. Немцы не умели читать по-русски, а полицаи не разглядели их, и весь город сразу же узнал о настоящих сводках Информбюро. Мальчишки сами нашли партизан и добывали для них ценные сведения о немцах. Может показаться, что ничего героического в их поступка не было. Но и того, что они делали, оказывалось достаточно, чтобы немцы уничтожили их. Они это знали, но продолжали бороться. В этом и заключается героизм их поступков. Они знали, что рискуют жизнями. Четвертого ноября 1941г. Колю Синицына, Петю Игнатенко, Митю Балицкого немцы арестовали и бросили в подвал школы им. Энгельса.  7 ноября 1941г. мальчиков повесили. К груди каждого была прикреплена табличка «Я партизан». (Из воспоминаний Синицына Андрея Ильича, родного брата Коли Синицына).[19]

   Иногда  дети участвовали и в диверсионных вылазках, взрывали немецкие машины с оружием, поджигали склады с боеприпасами и продовольствием. Но чаще всего они вели разведку для партизанских отрядов и советских войск. Красная армия была рядом, по территории области проходила линия фронта, и мальчишки и девчонки передавали ценные сведения о немцах нашим войскам.

   Пусть они не совершили  громких дел, они  совершили главное: они противостояли  оккупационному режиму духовно. Они категорически  не приняли «новый порядок», отстаивая  собственное достоинство  и свои личные убеждения. С точки зрения фашистов это само по себе уже было страшным преступлением. Поэтому они и расправлялись с молодыми и взрослыми патриотами так свирепо.

   В «Нашей газете», издаваемой «Белгородэнерго» в №4 за 2004 год опубликована статья М.И.Карагодина «Летопись Белогорья», в которой рассказано о борьбе подростков в годы ВОВ Там же приведен текст одной из листовок, которые расклеивали участники подполья: 

«Из обращения комсомольцев с. Мясоедово Белгородского района ко всей молодежи Советского Союза с призывом к борьбе против немецко-фашистских оккупантов

Дорогие комсомольцы, пионеры, школьники и октябрята!  
Несколько месяцев истекало кровью, гибло в нужде, задыхалось задавленное, затоптанное бандитским сапогом наше родное с. Мясоедово. Была задушена учеба в школе, звонкий смех, радость и веселая песня комсомольцев, пионеров, школьников и октябрят. 
Долгое время стонало население от пьяного разгула сумасшедших убийц. Это была не жизнь, а кошмарный сон. Кровь стынет в жилах, когда вспоминаем о зверствах фашистских головорезов, казнивших Алешу Спесивцева и Ушакова Васю. Эти два героя с первых дней оккупации родного села вступили в партизанский отряд. Они были схвачены кровавыми лапами фашистских палачей и посажены на 6 суток в сырой подвал, переносили страшные пытки и побои: у Алеши были выбиты все зубы нижней челюсти и синяками покрылось лицо, а у Васи на теле оказались следы 50 шомпольных ударов. Их вывели на казнь, перед смертью зазвучал звонкий голос Алеши: «Стреляйте же, палачи, но не забывайте, что и вам уже смерть смотрит в глаза. Да здравствует родной Сталин!» 
Разве можем мы их забыть? 
Вот комсомолка Лупандина Зина, изнасилованная, в разорванном платье, выгнанная раздетой из хаты, бежит по улице босиком с убитым братом-пионером Колей на руках, поддерживая левой рукой его размозженную фашистской пулей головку. Сквозь пальцы руки сочится кровь, а ей вдогонку целится фашист и убивает. К ним подбежала старшая сестра Аня, упав на убитых, стала плакать и целовать их. Но тут же гитлеровский бандит приколол её штыком к брату и сестре.  
А вот бесстрашный герой пионер Лупандин Витя … лежит с отрубленными палачом руками, выколотыми глазами и прострелянной головой. 
Вот плачущая мать везет на санках убитых октябрят Денниковых Васю и Ваню.…А вот лежит в снегу истекший кровью сиротка-пионер Шишканов Ваня …  
Подобных примеров не перечесть.  
Слушайте, молодое поколение! Слезами вы не спасете ваших отцов и матерей, братьев и сестер. Вы должны ежечасно, ежеминутно действовать, безжалостно уничтожать оккупантов, всеми способами и средствами оказывать помощь нашей доблестной Красной Армии. 
Оказывайте помощь действующим партизанским отрядам. Вступайте в партизаны! Уничтожайте коммуникации, живую силу врага и предателей» [21]

        Иногда в литературе и СМИ появляются высказывания, что немцы не трогали бы мирное население, если бы их не беспокоили партизаны. Но из приведенных фактов видно, что немцы не разбирались, кто партизан, а кто нет. Для них не существовало понятия жалости, они жестоко расправлялись как со взрослыми, так и с детьми.

А кому мог понравиться «новый режим». По рассказам очевидцев оккупации Белгорода [5] немцы приходили хозяевами в каждый дом, брали что хотели, селились там, где хотели. И это они называли новой хорошей жизнью.

   В районе Валуек действовал партизанский отряд, а в его составе был взвод из жителей села Тимоново, которым командовал бывший директор Тимоновской школы А.М. Иванов. Ученики этой школы были связными партизан. Первым начал выполнять эту роль 18-летний красавец Ваня Панин, прозванный за смуглый свой облик «Цыганенком». Когда подростков колхоз отправил сопровождать скот на восток страны, Цыганенок был от этого освобожден по просьбе партизан. Оставшись в селе, он постоянно посещал лес. В своем саду, в дупле яблони он прятал револьвер, полученный от партизан. Арестовали Ваню по досадной случайности: дети за селом пасли своих коров. Вдруг из чащи вышел мужчина и попросил их сообщить Цыганенку, чтобы тот пришел в лес. Одна из пастушек оказалась дочерью старосты и рассказала дома об этом эпизоде. Наутро Ваня был арестован и вскоре расстрелян. С него и начались казни тимоновцев. Всего их было уничтожено 32 человека.

   Особенно  страшной была трагедия 22 ноября 1942 г. За день до этого партизаны совершили  налет на полицейскую управу. Все  полицаи этого куста (6 человек)  в тот день находились допоздна в  городе на совещании. Партизаны дождались  их, пятерых предателей застрелили в Тимоново, а одного в Солотях. В связи с этим утром 22 ноября из Валуек в Тимоново прибыли две машины с солдатами и собаками. Каратели собрали всех жителей в центре села.  Дежурившему по управе рассыльному Филиппу Колесникову вручили список из 8 человек, которые должны были немедленно явиться в управу.  С ним по дворам пошел и офицер. Арестованных посадили в машину, вывезли за село к Стуколову лесу и стали по одному раздевать, разувать и расстреливать.  Затем трупы бросили в траншею, забросав слегка снегом.  Так погибли коммунисты Яков Егорович Скворцов и Ульяна Михайловна Подолякина с сыном Михаилом, а также комсомольцы: Анна Шевелева, Наталья Кузнецова, Анна Рябинина, Иван Рябинин и Фекла Колесникова.[1,19]. 

     

 На  моей малой родине, в Шебекинском  районе есть живописное село Устинка. Здесь до войны учился в школе, водил товарищей в «партизанские» походы» по тайным тропам Виктор Захарченко. Игра не была случайной — отец Вити участвовал в гражданской войне и Виктор мечтал быть похожим на отца.

  Вите было двенадцать лет, когда началась война. Дом семьи Захарченко стоял на окраине села, у леса. Поэтому именно туда как-то заглянули разведчики красноармейцы. Виктор познакомился с бойцами. Они научили его обращаться с оружием, маскироваться. Мать Вити, как и другие женщины в селе готовили еду для воинов, стирали,  штопали для них одежду.

  Однажды разведчики получили оперативное задание: выяснить расположение врага и его силы в селе Крутой Лог. Но дороги туда они не знали. Тогда и пригодились Витины познания окрестностей.  Ночью он вывел разведчиков к Крутому Логу. С этого дня Виктор стал разведчиком. Для него подобрали военную форму. Но нередко видели его и в старенькой гражданской одежде. Это значило - Виктор собирается на задание. Однажды он доставил в штаб взятого им лично "языка", в другой раз (в районе Крутого Лога) вывел из окружения отряд воинов до 150 человек, которым грозила явная гибель.

   В июне 1942 года в Устинке было спокойно. Живя в лесу с партизанами, Витя приболел и отпросился сбегать в родное село. Его кто-то выдал. Утром, когда мать ушла в поле на работу, пришли враги. Они сломали замок и ворвались в дом. Виктора увели в дом старосты, а потом под конвоем отправлен из Устинки в Шебекино, где избитого мальчика бросили в подвал. На допросах фашисты пытались вырвать у Виктора признание о местонахождении отряда, но мальчик молчал. Тогда его начали пытать, выкололи глаза, выломали левую руку. Но и после мучительных пыток Виктор никого не выдал. На следующий день Виктора Захарченко вместе с двумя местными жителями Евдокимом Кононовым и Михаилом Лагутиным повели на казнь. Приговоренным к смерти приказали рыть себе могилу. Витя не мог рыть.  
     Первыми расстреляли Е. Кононова и М. Лагутина. Юный герой стоял рядом с высоко поднятой головой. Раздался ещё выстрел. Мальчик упал, но через мгновение вскочил и побежал. Весь в крови, ничего не видя перед собой, он бежал, натыкаясь на деревья и людей, падал, поднимался и снова бежал. Гитлеровцы догнали слепого израненного парнишку, бросили живым в яму и закопали. Ему было 13 лет.[8]

    Через  Шебекинский, Валуйский районы  проходила линия фронта, то есть  армия была рядом. Поэтому мальчишки,  не желающие сидеть сложа руки, знающие местность как свои  пять пальцев были незаменимыми  помощниками разведчиков, связными  партизан.

   В Титовском партизанском отряде Шебекинского района отважно сражался Гриша Беликов, которого в отряде любовно звали  Гриша маленький.

     В партизанский отряд, который был создан в конце 1941 года в селе Титовка, что возле Шебекино, Гришу долго не брали. Мал - четырнадцать лет. Но он каждый день ходил в отряд к старшему брату Николаю.

     Присмотревшись ближе к смышленому мальчишке, командир партизанского отряда поручил ему вычистить винтовку. Когда Гриша на отлично сдал экзамен, ему вручили  небольшую аккуратную трофейную винтовку.

Информация о работе Психологические особенности поведения детей Во время Великой Отечественной войны. На материалах Белгородчины