Просвещённый абсолютизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:42, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть эпоху просвещенного абсолютизма Екатерины II.
Задачи работы - рассмотреть явление "просвещенный абсолютизм" и, в частности, его особенности в России; изучить крепостное право и развитие культуры России в эпоху Просвещенного абсолютизма; охарактеризовать преобразовательную деятельность Екатерины II.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Что такое Просвещение?.................……………………………..…………….4
1.1. Русское просвещение……………………………………………………..5
1.2. Раннее просвещение. Екатерининская эпоха……………………...…...5
2. Зарождение теории «Просвещённого абсолютизма» в Мире….…………...7
3. Особенности политики Просвещённого абсолютизма Екатерины II……..12
4. Развитие культуры России в годы политики Просвещённого
абсолютизма ……………………………………………………………….……17

Заключение………………………………………………………….…………..19
Список использованной литературы…………………………….………….21

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории. Просвещённый абсолютизм..doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Устав о народных училищах предусматривал создание главных народных училищ по одному в каждом губернском городе, а также малых — в городах губернских и уездных. Срок обучения в первых — четыре года, во вторых — два. В каждый класс малого народного училища определялся один учитель, в главном их должно было быть шесть. Учащимися могли стать представители всех сословий, в том числе дети дворовых. Первые два года обучали чтению, письму и «христианскому добронравию». Со второго класса учили рисованию. В третьем и четвертом классах вводились новые предметы; всеобщая история, география, землеописание Российского государства, основы физики, механики геометрии, естественной истории и латыни.

Народные училища торжественно открылись 22 сентября 1786 г. в 25 российских губерниях. Через несколько лет первая же проверка выявила убогое состояние новооткрытых учебных заведений. Родители неохотно отдавали своих чад в школьные классы. По распоряжению тамбовского губернатора Гаврилы Романовича Державина, например, полиция в городах отлавливала детей школьного возраста на улицах и принудительно волокла в училища. Тем не менее, результат оказался впечатляющим (если учесть, что дело начиналось фактически с нуля): к концу XVIII в. в 45 губерниях России работало 49 главных и 239 малых училищ с 22220 учениками и 760 учителями.Казалось бы, логика требовала и издания «Жалованной грамоты крестьянству»: она бы завершила процесс укрепления охраняемых законом сословий. Такая грамота была подготовлена. В 30-е годы XIX в. из глубин архивов стали всплывать обрывки свидетельств, позволяющие ныне судить о том, что детей крепостных, родившихся после 1785 г., Екатерина II намеревалась объявить свободными.

Крепостное право постепенно вымерло бы почти в буквальном смысле слова, следуя ветхозаветной истории о Моисее, 40 лет водившем свой народ по пустыням: дабы умерли родившиеся в рабстве. Но вольность понималась в XVIII в. как удовольствие за счет других, и дворяне, перестав быть крепостными государства, резко возражали, чтобы за их счет стали вольными крестьяне. Ведь потеря имения, толкавшая на службу или в предпринимательство, ограничивала экономическую основу их собственной вольности. От равенства в бесправии сословий Россия перешла к неравенству в правах. Крепостничество оставалось самым консервативным элементом екатерининской политики. В этом более всего убеждает структура государственного бюджета: основную часть постоянно возраставших доходов казны (с 1763 по 1796 год они увеличились более чем вчетверо) приносили не прямые, а косвенные налоги. Если учитывать падение курса рубля, то получится, что в течение XVIII века размер крестьянских повинностей в пользу государства сократился, а в пользу помещика увеличился по крайней мере в 5—6 раз. Львиная доля доходов от крепостного труда оседала не в казне, а в карманах помещиков, у которых были все основания до небес возносить императрицу при жизни и долго с благодарностью вспоминать после ее смерти.

Важной составной частью «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление церковных и монастырских земель (так называемая секуляризация). Буржуазные революции в XVII-XVIII вв. в Европе нарушили безраздельное господство церковной идеологии, которая отрицала за человеком право на свободу личности, слова, действий и высказываний. К тому же, в России, где совокупный прибавочный продукт едва достигал допустимого минимума, проблема увеличения доходов казны за счет церкви была особенно актуальна. Так Екатерина II завершила начатое ещё Петром I подчинение церкви государству. Указом 26 февраля 1764 года монастырские и церковные владения с населявшими их крестьянами передавались в ведомство Коллегии экономики. Это лишило духовенство экономической базы, монастыри и епархии стали полностью зависимыми от государства, которое брало их на свое содержание. Ещё один важный результат проявился в облегчении положения крестьян, ранее принадлежащих духовным помещикам. В целом, церковь оказалась интегрированной в государственную структуру, что уменьшило её влияние на общество.

Результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.

 

 

 

 

 

4. Культура России середины – второй половины XVIII.

 

Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В. Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу Петра Академии Наук был предпринят ряд больших географических экспедиций. Исторические труды создает В.Н. Татищев, литературные произведения А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский.

Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное образование, хотя основным было еще весьма несовершенное домашнее обучение. В 1758 г. была открыта гимназия для дворян и для разночинцев в Казани. В 1764 г. создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге.[8] Возникает ряд других учебных заведений. Предполагалось ввести три типа такого рода заведений — малые, средние и главные народные училища. Все эти мероприятия в области образования были связаны с именем И.И.Бецкого. В области точных наук и техники русские ученые добивались значительных успехов. В стенах Академии Наук работали талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину, И.П. Кулибин создал много научных приборов высокого качества, разработал замечательный проект одноарочного моста через Неву. К сожалению, в условиях той бюрократической системы, которая уже тогда возникла в России, многие из этих изобретений остались невостребованными.

Делала успехи и историческая наука. В семи томах своей «Истории Российской» М.М. Щербатов создает цельную и полнокровную концепцию русской истории, которая, правда, еще основывалась на провинденциалистическом подходе, на мысли о союзе самодержавия и дворянства. Шаг вперед в понимании закономерности исторического процесса сделал И.И. Болтин, автор «Критических примечаний на историю Щербатова» и на тенденциозную книгу о России французского писателя Леклерка.

В условиях российской действительности второй половины XVIII в. появляется критика наиболее жестких форм крепостничества, деспотизма самодержавия. Русские мыслители проявляют огромный интерес к идеям Просвещения. Другая часть дворянской интеллигенции подпадает под влияние масонства. Явление это, получившее во второй половине XVIII в. в Европе широкое распространение, существовало в форме полуконспиративных организаций с торжественным и мистическим ритуалом. Оно дробилось на ряд течений и направлений — от весьма консервативных до радикальных. В 1780 г. в России было до 100 масонских лож. Одним из крупнейших масонов был Н.И.Новиков. С его именем связано также создание первых ярких сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Н.И.Новиков разворачивает широкую книгоиздательную деятельность, которая определялась просветительскими целями.

В общественной мысли России формируется и крайне левое радикальное крыло — течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А.Н. Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским материалистам XVIII в. Основным его произведением стало знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Это хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно Екатерина заявила, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева».

Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды и мировоззренческие установки. Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей — идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа «общей пользы». Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры. А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.В. Княжнин и ряд других — представители классицизма в русской литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка. Наряду с художественной литературой в XVIII в. получают большое распространение мемуары. Лучшими из них были записки А.Т. Болотова. Русская живопись второй половины XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать своим мастерством. Первым русским академиком исторической живописи был А.П. Лосенко. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее талантливыми русскими скульпторами были Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, М.И. Козловский. Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж. Кваренги, Ч. Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы — В.Н. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.

В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г. Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И.А. Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П. Шереметьева в его подмосковных усадьбах — Кусково и Останкино.

 

 

 

 

Заключение.

 

В целом для эпохи «просвещенного абсолютизма» характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения. Во второй половине XVIII в. уже раздавались голоса о невыгодности земледелия, основанного на подневольном труде; еще со времен Петра I общим было порицание продажи крепостных в розницу, без семьи и без земли; нередки были сетования на расточительных и жестоких помещиков. Однако защитить крепостного от помещичьего произвола можно было, лишь ограничив право собственности и господскую власть помещиков, на что самодержавие не пошло именно из-за его органической связи с крепостничеством; в период завершения строительства военно-бюрократического аппарата феодально-абсолютистскому государству нужны были не столько помещики – «рачительные хозяева», сколько полновластные надсмотрщики над многомиллионными массами подневольного крестьянства.

В процессе и в результате «примерки» к общественному сознанию господствующего класса освободительных идей выработался особенный тип вольтерьянца-крепостника, знающего новинки просветительской литературы Запада, восхищающегося свободой античных республик, конституционными порядками Англии и Голландии, сочувственно следящего за борьбой народа Соединенных Штатов, осуждающего торговлю неграми в Америке, но непримиримо враждебного к самой мысли о признании человеческого достоинства принадлежащих ему крепостных, предоставлении им хоть каких-нибудь прав, ослаблении его господской власти и собственности на людей. Если официальной доктриной «просвещенного абсолютизма» были либеральные идеи Просвещения, то подлинной его идеологией стал макиавеллизм: «Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот», – поучала Екатерина II своих высших сановников.

В самом общем виде, итоги политики просвещенного абсолютизма можно свести к следующему: укрепилось и модернизировалось самодержавие, оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества. Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права, зародились понятия свободы и прав личности. Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

 


Список использованной литературы:

 

1.                            Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в.: Борьба за наследие Петра. - М.: Мысль, 2006. - 238 с.

2.                            Виноградов В.Н. Век Екатерины II: Прорыв на Балканы //Новая и новейшая история. - 2002. - №4. - С. 43-64

3.                            Дмитриенко В.П. История Отечества ХХ век. М.: Дрофа, 2003.-796с.

4.                            Записки императрицы Екатерины II (Репринт. воспроизвед. изд. 1859 г.) - М.: Книга, 2001. - 277 с.

5.                            История России с древнейших времен до конца XX века. Москва, 2001.-694с.

6.                            История России. т. 2, СПб: Дельта, 2003.-632 с.

7.                            Ключевский В. О. История. М.: Мысль, 2002.-569с

8.                            Костомаров Н. И. Российская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: ИНФРА, 2002.-653с.

9.                            Фроянов И.Я.. История России от древнейших времен до начала XX в. Учебник истории для ВУЗов. М.: ИНФРА, 2003.-729с.

 

2

 



[1] Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в.: Борьба за наследие Петра. - М.: Мысль, 2006. – с.136.

[4]2 История России с древнейших времен до конца XX века. Москва, 2001.-с.321.

3 История России. т. 2, СПб: Дельта, 2003.-632 с. –с.184.

4 Ключевский В. О. История. М.: Мысль, 2002.-569с. – с. 211.

 

 

 

[5] Дмитриенко В.П. История Отечества ХХ век. М.: Дрофа, 2003.-796с.- с.301.

 

[7]6 Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в.: Борьба за наследие Петра. - М.: Мысль, 2006. - 238 с. – с.84.

7 Ключевский В. О. История. М.: Мысль, 2002.-569с – с.119.

 

 

 

[8] Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в.: Борьба за наследие Петра. - М.: Мысль, 2006. – с.198.


Информация о работе Просвещённый абсолютизм