Просвещённый абсолютизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:42, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть эпоху просвещенного абсолютизма Екатерины II.
Задачи работы - рассмотреть явление "просвещенный абсолютизм" и, в частности, его особенности в России; изучить крепостное право и развитие культуры России в эпоху Просвещенного абсолютизма; охарактеризовать преобразовательную деятельность Екатерины II.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Что такое Просвещение?.................……………………………..…………….4
1.1. Русское просвещение……………………………………………………..5
1.2. Раннее просвещение. Екатерининская эпоха……………………...…...5
2. Зарождение теории «Просвещённого абсолютизма» в Мире….…………...7
3. Особенности политики Просвещённого абсолютизма Екатерины II……..12
4. Развитие культуры России в годы политики Просвещённого
абсолютизма ……………………………………………………………….……17

Заключение………………………………………………………….…………..19
Список использованной литературы…………………………….………….21

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории. Просвещённый абсолютизм..doc

— 123.50 Кб (Скачать)


Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1. Что такое Просвещение?.................……………………………..…………….4

    1.1. Русское просвещение……………………………………………………..5

    1.2. Раннее просвещение. Екатерининская  эпоха……………………...…...5

2. Зарождение теории «Просвещённого абсолютизма» в Мире….…………...7

3. Особенности политики Просвещённого абсолютизма Екатерины II……..12

4. Развитие  культуры России в годы политики Просвещённого

абсолютизма  ……………………………………………………………….……17

 

Заключение………………………………………………………….…………..19

Список использованной литературы…………………………….………….21

 


Введение.

 

Во второй половине XVIII в. в России продолжалось укрепление сословного строя, основанного на крепостничестве и самодержавии. Дворянство, добившееся освобождения от обязательной военной или иной государственной службы (Указ Петра III 1762 г.), превращалось в паразитическое сословие, стремящееся упрочить и расширить свои привилегии, особенно исключительное право собственности на крепостных крестьян.[1] Российские купцы и владельцы мануфактур в своих пожеланиях не шли далее предоставления им права покупать крепостных к фабрикам и заводам. Усиливались эксплуатация и угнетение крепостного крестьянства, все чаще вспыхивали его волнения, нарастала крестьянская война. На страже феодальных отношений стояло самодержавное государство.

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство. Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов», говорят,  было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей.

В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Цель работы - рассмотреть эпоху просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Задачи работы - рассмотреть явление "просвещенный абсолютизм" и, в частности, его особенности в России; изучить крепостное право и развитие культуры России в эпоху Просвещенного абсолютизма; охарактеризовать преобразовательную деятельность Екатерины II.

 

 

 

 

 

1. Что такое Просвещение?

 

Просвещение - передача знаний, распространение знаний и культуры .Так же под просвещением понимается идейное течение основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

Наряду с термином Просвещение употребляется термин просветительство как однозначный ему; иногда эти понятия разграничивают, причём одни учёные считают более широким понятие просветительство, другие — Просвещение. Встречается в литературе и понимание просветительства как «сниженного», неполного варианта Просвещения, а также как идейного течения «вторичного» порядка (т. е. возникшего в некоторых странах под влиянием идей западноевропейского Просвещения.

 

 

 

 

1.1. Русское Просвещение.

 

В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

 

 

 

 

 

1.2. Раннее Просвещение. Екатерининская эпоха.

 

Идеи Просвещения вначале были восприняты знаменитым царем-реформатором Петром Великим и его сподвижниками. Этими идеями вдохновлялись проповеди Феофана Прокоповича, сатиры Антиоха Кантемира и историография Василия Татищева.

Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещенного абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михайло Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.

Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. Екатерину обычно считают образцом просвещенного деспота. Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России. Ко двору Екатерины стремились знаменитые иностранцы из европейских стран: Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энциклопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России.

Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещенных друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 г. императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII века. Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790 г.).

Тем не менее, энтузиазм Екатерины по поводу французской Энциклопедии и идей её создателей никак не повлиял на режим её собственной абсолютной власти, а когда после американской и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает сильное влияние на политическую жизнь, Николай Новиков за вольнодумство был заключен в тюрьму, Радищев — сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. Екатериной была расценена как якобинская  и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше. В итоге в 1792 г. разразилась русско-польская война, за которой последовали разделы Польши. Этот поворот от политики Просвещения получил название контрпросвещение.

 

 

 

 

2. Зарождение теории «Просвещённого абсолютизма» в Мире.

 

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Все политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)

в Португалии — Помбал (1760—1777) при Иосифе Эмануиле

в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV

в Тоскане — Леопольд I (1765—1790)

в Дании — Кристиан VII (1766—1807) с министром Струэнзе (1769—1772)

в Швеции — Густав III (1771—1792)

в Бадене — Карл Фридрих

в Польше — Станислав Понятовский (1764—1795)

в России — Екатерина II

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом — посредник Фридриха в Германии, Гольц — его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн — министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло — в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини — в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес — в Испании, барон Крейц и барон Сталь — в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований Просвещённого абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Информация о работе Просвещённый абсолютизм