Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 08:40, лекция
Екатерина II пришла в результате дворцового поворота, и основной задачей было - узаконивание власти.
Когда ее возводили на трон, имелось в виду, что у нее есть наследник Петра, который к 1774 году должен был вступить в пору совершеннолетия, и что она должна будет передать власть. Но она долго этого не делала. Вторая задача - разложение феодально-крепостнической системы. Поэтому господствующий класс должен был сдерживать, консервировать крепостничество. Поэтому Екатерина II должна править в интересах дворянства: обеспечить простор для существования дворянства. Вместе с тем Екатерина II зайдя на престол, боялась дворянства, боялась, что оно может привести к власти другого в любой момент. Поэтому она всячески задабривала дворянство. Зайдя на престол, она заявляет о готовности изменить законодательство, т.к. оно устарело - не изменялось 120 лет. Екатерина говорит, что надо создать уложенную комиссию, создать новые уложения. Она начинает писать наказ этой комиссии (в 1764 году она пишет его). Там она говорит о том, что рабство в 18 веке оскорбительно для страны, что хочет править в свободной стране, что между обществом и монархом должен быть общественный договор - монарх правит, покровительствует, а общество поддерживает и подчиняется во всем. В 1767 году была созвана уложенная комиссия. Она созывалась из разных сословий, однако акцент не трудно определить - дворяне составляли 70%, 12% казачество, также были представители духовенства. Екатерина заявляет духовенству, что отменяет секуляризацию земель, но ведь она за дворян, поэтому в 1763 году она менее помпезно принимает указ о секуляризации церковных земель. В 1785 году Екатерина II подписывает документ - "Жалованная грамота дворянству" Дворянство становится привилегированным господствующим сословием. Все те привилегии, которых добились дворяне на протяжении всего столетия, подтверждались "Грамотой" и получали статус закона. Дворянин совершенно освобождался от податей и телесных наказаний. Он мог быть осужден только дворянским судом. Дворяне имели исключительное право собственности на землю. Дворянство окончательно сформировалось как сословие. Крестьяне становятся собственностью дворян - вещью, происходит их закрепощение. Практически одновременно Екатерина II подписывает жалованную грамоту городам. Вводится городское самоуправление и городское население делится на категории:
34 Просвещенный абсолютизм. Внутренняя политика Екатерины II.
Екатерина II пришла в результате дворцового поворота, и основной задачей было - узаконивание власти.
Когда ее возводили на трон, имелось в виду, что у нее есть наследник Петра, который к 1774 году должен был вступить в пору совершеннолетия, и что она должна будет передать власть. Но она долго этого не делала. Вторая задача - разложение феодально-крепостнической системы. Поэтому господствующий класс должен был сдерживать, консервировать крепостничество. Поэтому Екатерина II должна править в интересах дворянства: обеспечить простор для существования дворянства. Вместе с тем Екатерина II зайдя на престол, боялась дворянства, боялась, что оно может привести к власти другого в любой момент. Поэтому она всячески задабривала дворянство. Зайдя на престол, она заявляет о готовности изменить законодательство, т.к. оно устарело - не изменялось 120 лет. Екатерина говорит, что надо создать уложенную комиссию, создать новые уложения. Она начинает писать наказ этой комиссии (в 1764 году она пишет его). Там она говорит о том, что рабство в 18 веке оскорбительно для страны, что хочет править в свободной стране, что между обществом и монархом должен быть общественный договор - монарх правит, покровительствует, а общество поддерживает и подчиняется во всем. В 1767 году была созвана уложенная комиссия. Она созывалась из разных сословий, однако акцент не трудно определить - дворяне составляли 70%, 12% казачество, также были представители духовенства. Екатерина заявляет духовенству, что отменяет секуляризацию земель, но ведь она за дворян, поэтому в 1763 году она менее помпезно принимает указ о секуляризации церковных земель. В 1785 году Екатерина II подписывает документ - "Жалованная грамота дворянству" Дворянство становится привилегированным господствующим сословием. Все те привилегии, которых добились дворяне на протяжении всего столетия, подтверждались "Грамотой" и получали статус закона. Дворянин совершенно освобождался от податей и телесных наказаний. Он мог быть осужден только дворянским судом. Дворяне имели исключительное право собственности на землю. Дворянство окончательно сформировалось как сословие. Крестьяне становятся собственностью дворян - вещью, происходит их закрепощение. Практически одновременно Екатерина II подписывает жалованную грамоту городам. Вводится городское самоуправление и городское население делится на категории:
Каждая из категорий
получала свою думу, свой суд, но надо сказать,
что жалованная грамота городам
оказалась самым невыполненным
указом, по сути дела разделение на категории
осталось после 85 года, городское самоуправление
не прижилось. Просвещенный
абсолютизм в России.
Абсолютизм - это форма правления, при
которой верховная власть в государстве
полностью и безраздельно принадлежит
монарху. Абсолютный монарх правит, опираясь
на чиновничье-бюрократический аппарат,
постоянную армию и полицию, ему подчиняется
и церковь как идеологическая сила. Французские
просветители сформулировали основные
положения просветительской концепции.
По их мнению обеспечить совершенное общественное
устройство могла теория разделения законодательной,
судебной и исполнительной властей, их
независимость друг от друга. В своей политике
Екатерина 2-ая пыталась реализовать эти
положения, она должна была выработать
политику, отвечавшую условиям Нового
времени. Эта политика и называлась “просвещенным
абсолютизмом”. Екатерина 2-ая не могла
пойти против дворянства, против крепостного
права. Она стремилась построить законную
самодержавную монархию, а не вводить
конституционный демократический строй,
как этого хотели просветители. Понимание
монархами равенства и свободы не шло
дальше закрепления прав и привилегий
каждого сословия в рамках самодержавной
монархии. Екатерина 2 придавала огромную
роль законодательству, за годы своего
царствования издавала по 12 законов в
месяц. Самым крупным мероприятием Екатерины
2 был созыв Комиссии для сочинения проекта
нового Уложения. В качестве руководящего
документа Комиссии 1767 г. она приготовила
“Наказ” -теоретическое обоснование
политики просвещенного абсолютизма.
Целью самодержавия она объявила благо
всех подданных. Девизом Уложенной комиссии
были слова: “Блаженство каждого и всех”.
Равенство людей понималось как право
каждого сословия обладать дарованными
ему правами: для дворян свои установления,
для крепостных - свои. Работа Комиссии
продолжалась более года, потом она была
распущена. Политика просвещенного абсолютизма
в России была направлена на использование
положений просветительской идеологии
для укрепления крепостнического строя
в условиях его начавшегося разложения.
Она не могла существовать долго. После
Великой французской революции настал
конец периода просвещенного абсолютизма
41 Отмена крепостного права в России.
Причины отмены крепостного права. Во второй четверти XIX века Россия вступает в стадию кризиса, что означало невозможность дальнейшего развития страны. Начинается промышленный переворот, появляется наемный труд, растет количество капиталистических мануфактур, появляются фабрики. Но развитие сдерживает феодальная надстройка, поэтому она должна быть уничтожена. Другая объективная причина в том, что в России произошли существенные социальные изменения. Сложились два новых класса: буржуазия и пролетариат. Социальная структура общества не позволяла реализовать себя этим классам. Социальные преграды сдерживали формирование этих классов. Для отмены крепостного класса были и причины субъективного порядка. Основная - поражение России в Крымской войне. Николай I, который правил с 1825 по 1855, в конце своего правления начинает Крымскую войну, которая длилась с 1853 по 1856 год. Со всей очевидностью стала необходимость реформирования армии. Россия воевать не могла, потому что все более слабевший бюджет не мог держать постоянное войско. России было необходимо перейти к войску, основанному на всеобщей воинской повинности. Эту реформу нельзя было осуществить, потому что существовало крепостное право. Часть населения было на положении рабов. Поэтому реформа отмены крепостного права стала необходимой. Одна из субъективных причин растущее недовольство крестьян. Александр II , выступая перед представителями дворянства, сказал, что лучше отменить Крепостное право сверху, чем оно отменится само снизу. Александр отменил многие указы Николая первого, которые были реакционными, сдерживающие развитие общества.
Реформа
и итоги. Суть реформы отмены крепостного
права от 19 марта 1861 в том, что это рубеж
между феодальной и капиталистической
историей России. Относительно реформы
существуют противоречивые мнения: первая
- царь добровольно даровал волю крестьянам,
и это хорошо; вторая - реформа была грабительской
и проблем не решила. Итак, 19 февраля царь
опубликовал и подписывает манифест об
отмене крепостного права, который состоял
их нескольких пунктов. Пункт первый. Из
30 миллионов крестьян освобождались лишь
15 миллионов. 14 миллионов государственных
и 1 миллион казенных - не освобождались.
Освобожденные крестьяне бесплатно получают
личную свободу и уравниваются в правах
со всеми сословиями. Пункт второй рассматривал
вопрос о том, как наделять крестьян землей.
До реформы крестьяне измели до 30 десятин
земли. По реформе бесплатно они могли
получить от помещика 1 десятину, остальную
же землю надо выкупать, но не больше 12
десятин. Третий пункт. Крестьянин платит
20% процентов от стоимости земли по ценам
1861 года. Причем платит не сразу, а в течение
20 лет. Вроде бы очень хорошо, но дальше,
следовало пояснение: на это время, когда
крестьянин платит помещику, крестьянин
считается временнообязанным - платит
выкуп и несет те же повинности что и до
отмены крепостного права. Выданную государством
80% ссуду крестьянин так же должен вернуть,
выплачивая выкупные платежи в течение
49 лет, при этом набежавшие проценты также
учитывались. Таким образом, когда крестьянин
полностью рассчитывался он выплачивал
сумму в пять раз превышающую стоимость
земли. Крестьянин получил земли меньше,
а вести хозяйство на 12 десятин невозможно,
поэтому крестьянин арендовал землю у
помещика, так называемые отрезки. И это
не все. Теперь земля стала государственной,
крестьянин выкупая землю не получал ее
в собственность. Это стало тормозом развития
капитализма. Земля для капитализма должна
быть объектом частной собственности.
Реформа привела к резкому ухудшению положения
крестьян, она сделало невозможным для
крестьянства накопление капитала. Однако
считается что реформа - начало капитализма.
Она освободила путь для развития капитализма.
Потому что все-таки после реформы делается
необходимым проведение и других реформ,
способствует превращению России в буржуазную
монархию.
42 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. Их социально-политические и экономические последствия.
Земская реформа 1864 года. Городская реформа 1870. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное (земское, как тогда говорили) хозяйство. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных (депутатов) уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц. С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Люди, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства.
Судебная реформа 1864. Новые судебные уставы, опубликованные 20-го ноября 1864 года, совершенно преобразили это “темное царство”. Новый суд был прежде всего открытый и гласный, с активным участием сторон; как по гражданским, так и по уголовным делам был введен так называемый состязательный процесс: по гражданским делам перед судьями выступали стороны или их представители, по уголовным выступал, с одной стороны, государственный обвинитель — прокурор или “товарищ прокурора”, с другой — защитник подсудимого, адвокат, если подсудимый был не в состоянии оплатить адвоката, суд ему назначал бесплатного защитника. Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию “из местных обывателей всех сословий”, записанных в соответственные списки. Судебная власть по новым уставам принадлежала следующим учреждениям:
- менее важные дела разбирались “мировыми судьями”, которые избирались уездными земскими собраниями; их первой обязанностью было склонять спорящие стороны к примирению и пытаться закончить дело полюбовным соглашением;
- следующей инстанцией для мирового суда были съезды мировых судей (в каждом уезде), избиравшие из своей среды председателя.
- для более важных дел учреждены окружные суды, разделявшиеся на гражданские и уголовные отделения. Они состояли из коронных судей.
Военная реформа. 1 января 1874 г. был утвержден “Устав о воинской повинности”, вводившийся для всего мужского населения “без различия состояний”. Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе — 9 лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года. Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним — до полутора лет. Для получения офицерского звания требовалось специальное военное образование. Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы. Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях.
Реформа
в области просвещения.
Реформы управления логически потребовали
изменения системы образования. В 1864 г.
были изданы “ Устав гимназий” и “Положение
о народных училищах”, регламентирующие
начальное и среднее образование. Наряду
с государственными возникли земские,
церковно-приходские, воскресные и частные
школы. Гимназии были разделены на классические
и реальные, в них принимались все дети,
способные внести плату за обучение. В
1863г. новый Устав вернул автономию университетам,
ликвидированную в 1835г. В 1865 г. были введены
“Временные правила” о печати. Они отменяли
предварительную цензуру для ряда печатных
изданий. Новые правила не распространялись
на провинциальную печать и массовую литературу
для народа. Однако вскоре были изданы
указы, сводившие на нет основные положения
реформ. Правительство стремилось полностью
подчинить среднюю школу контролю государства
и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен
циркуляр о "кухаркиных детях", не
допускавший прием в гимназии детей лакеев,
прачек, мелких лавочников и т.д.
В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал
автономию вузов. Одновременно был усилен
полицейский надзор за студентами и увеличена
плата за обучение. Из университетов были
уволены многие прогрессивные профессора.
Было свернуто женское высшее образование.
44 Столыпинская аграрная реформа. Ее причины и последствия.
Целей
у реформы было несколько: социально-политическая
– создать в деревне прочную
опору для самодержавия из крепких
собственников, отколов их от основной
массы крестьянства и противопоставив
их ей; крепкие хозяйства должны
были стать препятствием на пути нарастания
революции в деревне; социально-экономическая
– разрушить общину, насадить частные
хозяйства в виде отрубов и хуторов, а
избыток рабочей силы направить в город,
где её поглотит растущая промышленность;
экономическая – обеспечить подъём сельского
хозяйства и дальнейшую индустриализацию
страны с тем, чтобы ликвидировать отставание
от передовых держав. Первый шаг в этом
направлении был сделан в 1861 году. Тогда
аграрный вопрос решался за счёт крестьян,
которые платили помещикам и за землю,
и за волю. Аграрное законодательство
1906-1910 годов являлось вторым шагом, при
этом правительство снова пыталось решить
аграрный вопрос за счёт крестьянства.
Новая аграрная политика проводилась
на основе указа 9 ноября 1906 года. Основное
направление реформ заключалось в следующем:
разрушение общины и развитие частной
собственности, создание крестьянского
банка, переселение крестьян, кооперативное
движение, агрокультурные мероприятия.
Разрушение общины и
развитие частной собственности.
Все крестьяне получали право выхода из
общины, которая в этом случае выделяла
выходящему землю в собственное владение.
При этом указ предусматривал привилегии
для зажиточных крестьян с целью побудить
их к выходу из общины. В частности, вышедшие
из общины получали «в собственность отдельных
домохозяев» все земли, «состоящие в его
постоянном пользовании». Одновременно
с изданием новых аграрных законов правительство
принимает меры к насильственному разрушению
общины, не надеясь полностью на действие
экономических факторов. Конкретные способы
насилия были самые разнообразные – от
запугивания сельских сходов до составления
фиктивных приговоров, от применения полицейской
силы для получения «согласия» сходов
до высылки противников выдела. Крестьянский
банк. В 1906 – 1907 году указаниями царя
часть государственных и удельных земель
была передана крестьянскому банку для
продажи крестьянам с целью ослабления
земельного дефицита. Банк активно воздействовал
на формы землевладения: для крестьян,
приобретавших землю в единоличную собственность,
платежи снижались.
Переселение крестьян. Возможности
широкого развития переселения были заложены
уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон
вводил свободу переселения без льгот,
а правительству давалось право принимать
решения об открытии свободного льготного
переселения из отдельных местностей
империи, «выселение из которых признавалось
особо желательным». По указу 10 марта 1906
года право переселения крестьян было
предоставлено всем желающим без ограничений.
Кооперативное движение. Значительное
распространение получила кредитная кооперация,
которая прошла в своем движении два этапа.
На первом этапе преобладали административные
формы регулирования отношений мелкого
кредита. Создавая квалифицированные
кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя
значительные кредиты через государственные
банки на первоначальные займы кредитным
товариществам и на последующие займы,
правительство стимулировало кооперативное
движение. На втором этапе сельские кредитные
товарищества, накапливая собственный
капитал, развивались самостоятельно.
В результате была создана широкая сеть
институтов мелкого крестьянского кредита,
ссудносберегательных банков и кредитных
товариществ, обслуживавших денежный
оборот крестьянских хозяйств. Агрокультурные
мероприятия. В годы реформы крестьянам
оказывалась широкомасштабная агроэкономическая
помощь. Специально создавались агропромышленные
службы для крестьян, которые организовывали
учебные курсы по скотоводству и молочному
производству, внедрению прогрессивных
форм сельскохозяйственного производства.
Результаты реформы характеризуются
быстрым ростом аграрного производства,
увеличением емкости внутреннего рынка,
возрастанием экспорта сельскохозяйственной
продукции, причем торговый баланс России
приобретал все более активный характер.
В результате удалось не только вывести
сельское хозяйство из кризиса, но и превратить
его в доминанту экономического развития
России. Однако не были решены проблемы
голода и аграрного перенаселения. Страна
по прежнему страдала от технической,
экономической и культурной отсталости.
Темпы роста производительности труда
в сельском хозяйстве были сравнительно
медленными. Причины
неудачи аграрной реформы.
Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина,
начало войны) прервали столыпинскую реформу.
Всего 8 лет проводилась аграрная реформа,
а с началом войны она была осложнена –
и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил
для полного реформирования 20 лет покоя,
но эти 8 лет были далеко не спокойными.
Причин краха реформ было несколько: противодействие
крестьянства, недостаток выделяемых
средств на землеустройство и переселение,
плохая организация землеустроительных
работ, подъем рабочего движения в 1910-1914
гг. Но главной причиной было сопротивление
крестьянства проведению новой аграрной
политики. В результате, в канун
революции 1917 г., земельный вопрос продолжал
оставаться нерешенным.
Информация о работе Просвещенный абсолютизм. Внутренняя политика Екатерины II