История.
Аттестация:
(Александр Борисович
Каменский- «Жизнь и судьба
императрицы Екатерины Великой»)
Сравнение Петра
и Екатерины
Екатерина 2.
Родилась в апреле
1729 года, отцом был Христиан Август,
генерал прусской армии, мать была аристократической
крови
С детства любила
верховодить, серьезный и расчетливый
ум уже в 13 лет, склонность к анализу.
С раннего детства слышала
рассказы о России, как о стране
больших возможностей.
Затем ее приглашают
в Россию как невесту для Петра
1, Елизавета выбирает из семьи погибшего
жениха, при крещении получает имя
Екатерина Алексеевна( в честь
матери Елизаветы)
В 1745 году – состоялась
свадьба, в своих записках она ставила
себе задачу, нравиться князю, императору,
народу.
Екатерина сама себя
сделала( сама себя образовывала, ее
отдушиной при дворе становится
чтение). Она искренне интересуется
страной, историей, культурой, она путешествует
по России. В результате, у нее
складывается определенное мировоззрение,
основанное на книгах( франц. просветители,
английские юристы и экономисты) а
с другой представление, что в
России эти идеи могут быть использованы
с большой пользой. ( она внимательно
изучала систему управления страной,
видела удачи Елизаветы и ее промахи)
За весь период( за
43 года) у Екатерины было 15 фаворитов,
в первые десять лет три человека(
по меркам тех лет – это очень
мало). Трагедия Екатерины как
женщины в том, что не было равного
ей партнера, из всех она пыталась сделать
гос. деятеля, получился только Потемкин.
Из знаменитых фаворитов:
Салтыков, граф Понитовский( ввел в международную
политику), Григорий Орлов( от которого
она родила сына).
Черты
политика в Екатерине: понимание
психологии людей, способность ладить
с самыми разными людьми и использовать
их лучшие качества, умела слушать( что
немаловажно для политика), была инициатором
всего русского при дворе( использовать
только русскую речь при дворе), умела
грамотно подбирать советников и политическую
элиту вокруг себя( Румянцев, Суворов,
Долгорукий и др.), умела менять тон, была
блестящим публицистом, заботилась о своей
репутации, колоссальное трудолюбие( начинала
рабочий день очень рано, работала с семи
утра до 10 вечера). Ни одного из фаворитов
к рулю государства она не подпускала,
выделяла им отдельный сектор какой-то.
Она разделяла философские идеи просвещения
и практику жизни.
Что очень важно,
она привила себе и наследнику
оспу, и вслед за этим все дворяне
сделали тоже самое( не издавала указ),
естественно, она вмешивалась в
дела сына, подобрала ему невесту( Наталья
Алексеевна умерла в родовой горячке),
Павел впал в депрессию. Екатерина выложила
ему письма его жены к любовнику и быстро
его женила на другой( Мария Федоровна),
в 1777 году родила Александра и Константина,
Екатерина была замечательной бабушкой.
(лично разработала для них систему образования,
занималась лично их воспитанием, каждый
день писала им письма, обожала Александра).
Покровительствовала
театру, академии наук, в течение
всей своей жизни Екатерина отправляла
эмиссаров с деньгами, чтобы те
скупали предметы искусства, никогда
не говорила, что Эрмитаж ее музей,
а достояние России( престиж нации).
Подавала тем самым пример дворянам
к коллекционированию. Екатерина
положила начало в России благотворительным
организациям. В течение всей своей
жизни вела переписку с Вольтером
и с другими франц. просветителями.
( В России она не имела достойных собеседников).
Была самым популярным
правителем в Европе.
Какие правила она
поставила перед собой
- просвещать нацию
- ввести добрый
порядок в гос-ве и заставить общество
соблюдать законы государства. ( «Расцвет
гос-ва и величие в его изобилии»)
- Считала, что гос-во
должно быть грозным в самом себе и в силу
этого внушать уважение соседям
- Поставила перед
собой задачу превзойти Петра 1( когда
найдет слабые стороны его политики -
носитель власти должен в первую очередь
опираться не на насилие, А на любовь, справедливость
и гуманизм
- Отношение к крепостному
праву – негативное( с Екатерины все императоры
понимали, что крепостное право – это
зло)
- Двигателями экономики
является свобода и собственность, но
духовно-нищий народ не способен распорядиться
своей свободой, отсюда задача просвещения.
- Она отменяет
все нововведения своего супруга, создает
огромное кол-во комиссий
- Проводит реформу
сената, 6 департаментов
- Проводит секуляризацию
церковных земель
- Отменяет гетманство
на Украине, Украина становится обычной
губернией в России
- Она создает вольное
экономическое общество, во главе этого
общества ставит своего фаворита( по вопросу
следует ли крестьян наделять собственностью?),
т.о. выявляет общественное мнение
- Создает комиссию
с опекунство над иностранными гражданами,
приглашает 30 тысяч немцев, селит из в
Саратовскую губернию, после в Новороссию(Кубань),
хочет тем самым показать свободу крестьянского
труда. Им разрешается иметь свои школы,
газеты и вероисповедание, показывает
преимущество свободного труда.
- Вместе с Бицким
начинает проводить реформы образования,
реформу шляхетских корпусов, положила
начало женскому образованию( Смольный
институт)
- Активно занимается
градостроительством
- Наказ
депутатам «парламента» -
уложенная комиссия,
самый замечательный
памятник эпохи Просвещения( главным
просветителем была сама Екатерина в России),
на 2/3 компиляция, но чрезвычайно талантливая.
526 статей. Прежде всего в преамбуле
доказывает, что Россия – европейская
держава, что единственная форма правления
возможная в России- самодержавие, впервые
в России Екатерина юридически обосновывает
понятие собственности, говорит о том,
что рабство надо ограничить законами,
впервые в истории России
Екатерина провозгласила
презумпцию невиновности. Это была декларация
о ее намерениях, она бросает пробный шар
в общество( популяризировала свой наказ),
показала европейцам, что русских те же
ценности – имидж России взлетел до невиданных
высот.
- Депутаты выбираются.
Она практически собрала парламент( все
предпосылки). Она открывает уложенную
комиссию в 1767 году, в Москве. Почему не
в Петербурге? Она собирает его в Кремле,
в грановитой палате(
Почему именно в Москве и именно в Кремле?)
- В отличие от Петра
1 она отказывается от титула Матери отечества,
говорит о том, что судить должны потомки!
- Разработала регламент
выступления, с штрафами для сиротских
домов.
- Ни по одному вопросу
уложенная комиссия не добилась результатов.
В чем причина? Низкий политический уровень
всех депутатов, Екатерина переоценила
их возможности. Она у начала турецкой
войны распускает парламент. Но доконца
своих дней она изучает стенограмму их
речей( Получила информацию!).
- С 1769 года она
начинает издавать журнал «Всякая всячина»,
будирует общество. Опять же показывает
пример, наиболее известным журналистом
будет Николай Иванович Новиков.( аттестация).
В истории России не было ни одного императора,
которой бы так подвергался критике, но
при этом она не закрыла ни одного журнала,
считала это полезным
- Начинает заниматься
драматургией.
- С 1773-1774 год -
Пугачевщина. ( страшный разрушительный
бунт, смысл действия – отнять и разделить,
симптомы неблагополучия).
Пугачева четвертовали,
к следствию привлечены 9000 с лишним,
казнили 38
После подавления Пугачевщины
начинается период легисломания:
- Закон о высочайшем
даровании личности, Екатерина провозглашает
свободу предпринимательства
- Учреждение для
управления губернией, большая часть этого
документа просуществовала до 1860 года,
а еще одна часть этого док-та до октябрьской
революции. 340 тысяч –губерния, во главе
губернатор, при нем губернское правление,
при губернии уезды( 20-30 чел-к)/ Создала
унитарное гос-во
- Судебная реформа,
в первые в истории нашей страны делает
попытку отделить судебную власть от исполнительных
органов, не получилось до конца. Создает
сословный суд. Создает органы прокуратуры.
- Приказ общественного
призрения, органы соц. Обеспечения,
которое должны были быть в каждом губернском
правлении – она тем самым без насилия
вернула дворян на государственную службу,
они получили возможность работать на
местах, другая сторона - увеличивается
кол-во чиновников, бюрократия!
- Устав о благочиние,
разбила все города в России на части и
кварталы, во главное, еще потребовала,
чтоб в каждом квартале поставили столб
с информацией
- В день своего
рождения издает Жалованную грамоту дворянам
и Жалованную грамоту городам. Готовила
документы сама. Пишет о том, что дворяне
могут лишиться звания только по суду,
их дома свободны от постоя войск( как
у Петра 3),
- она создает институты
гражданского общества ( губернские дворянские
собрания и уездные дворянские собрания
- органы самоуправления)
- Она делит дворян
на 6 категорий( по царскому указу, дворяне
за военные заслуги, за гражданские услуги,
иностранные, титулованные, старинные
дворянские роды)
- Не скрывала, что
дворяне зависят от воли монарха
- Вводит понятие
городских обывателей( мещане), тогда еще
без отрицательного смысла. Предоставляет
горожанам шестивластную городскую думу.
Жалобная грамота
дворянам и городам – она дала
тем самым России конституцию! В
80-ых года продолжает реформу образования,
народного бессословного образования.
Она очень хотела
провести четкую грань между самодержавием
и деспотизмом, провести кодификацию
законов и реформу армии. Она
считала, что гос.чиновники должны сдавать
экзамен