Пророк Мухаммад – его жизнь и учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:08, реферат

Описание работы

Цель работы изучить жизнь и учение пророка Мухаммада.
Задачи работы:
1. Изучить биографию пророка Мухаммада.
2. Изучить деятельность пророка Мухаммада.
3. Рассмотреть Коран как Священную книгу мусульман.

Работа содержит 1 файл

Мухаммад его жизнь и учение.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

    Откровение, полученное на горе Хира, окончательно убедило Мухаммада в правильности сложившихся у него религиозных представлений, он уверовал в их истинность так же, как в свою пророческую миссию. Первой приняла новую веру жена Мухаммада Хадиджа, а затем его двоюродный брат и воспитанник Али и приемный сын Зайд. Самые близкие люди без малейших колебаний уверовали в Мухаммада, уверовали глубоко и на всю жизнь.

    Первым  среди курайшитов новую веру принял Абу Бакр ас-Сиддык, который стал активно проповедовать Ислам  среди своих многочисленных друзей и знакомых. На первых порах проповедь новой веры проводилась в глубокой тайне. Распространение учения шло очень медленно: за 3 года Мухаммад приобрел всего около 40-50 сторонников. Из них он создал религиозную общину (умму), прочно сцементированную взаимным побратимством и всецело преданную ему, Мухаммаду - духовному главе, пророку и посланнику Аллаха. Доступ в умму (новую общину) был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммада в качестве духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления.

    Первую  публичную проповедь Мухаммад провел с холма ас-Сада в центре Мекки  перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха, а когда  Мухаммад объявил себя посланником Аллаха, на него посыпался град насмешек. И так повторялось каждый раз, когда появлялся Мухаммад со своей проповедью. Курайшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха. Всю систему доказательств, выдвинутую Мухаммадом, - сотворение Богом земли, человека, животных и т. д., - они считали несерьезной. Идолопоклонники требовали от него чудес, которые подтвердили бы его превосходство и степень достоинства перед Богом. Мухаммад считал главным чудом новой веры Коран.

    Несмотря  на ожесточенную полемику Мухаммада и его немногочисленных сторонников с курайшитами - идолопоклонниками, обстановка в Мекке в течение первого года после начала публичной проповеди новой веры оставалась мирной. Но когда Мухаммад от прославления единого истинного Аллаха перешел к прямым нападкам на богов, которых почитали в храме Кааба, это вызвало переполох в Мекке. Курайшиты поняли, что против мусульман нужны решительные действия. Мухаммаду и его сторонникам запретили молиться вблизи Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммада и его сторонников. Были случаи, когда Мухаммада и других мусульман забрасывали камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои и нечистоты у порога его дома.

    Аллах продолжал посылать Мухаммаду новые  знамения, разъясняя, как мусульманам общаться с иноверцами, как им вести себя по отношению к Пророку, как делить военную добычу и наследуемое имущество. Были провозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольные напитки, употребление в пищу свинины.

    Не отвергая традиционного обряда поклонения Каабе, Мухаммад установил новую для арабов форму служения Богу, включавшую ряд поз, выражающих благоговение, и многократное повторение фраз "Хвала Аллаху" и "Аллах велик". Завершая молитву, человек должен был простереться ниц. Эта невиданная прежде поза самоуничижения - земной поклон - возмущала многих жителей Мекки. Мухаммад называл их гордецами, не желающими покориться Аллаху.

    Около 618-620 гг. возникла возможность компромисса с мекканцами. Мухаммад якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь— ал-Лат, ал-Уззы и Манат, а мекканцы— пророческую миссию Мухаммада и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения — строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась.

    Мухаммад  стал искать сторонников вне Мекки. Около 620 года он вступил в тайное соглашение с группой жителей  Йасриба— крупного землевладельческого  оазиса примерно в 400 км к северу от Мекки. Жившие там языческие и  принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Мухаммада, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.

    Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Мухаммад переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби, т.е. 24 или 22 сентября 622 года. С первого  месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Мухаммада из Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби ("город Пророка") или просто ал-Мадина (Медина).

    Мухаммад  превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Мухаммада были пришедшие с ним из Мекки мусульмане — мухаджиры и мединские мусульмане — ансары. Мухаммад надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба. Однако они отказались признать в Мухаммаде мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Мухаммада — мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Мухаммада. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем "лицемеров" (мунафикун).

    Внутреннее  размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Мухаммад все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке — "печати пророков", иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется как исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы — пятница, объявляется о святости ал-Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла).

    Укрепившись в Медине, посланник Аллаха приступил  к созданию своего могучего государства. Главной его целью было объединение  всех арабских племен, погрязших в  язычестве и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ, преданный Исламу. В начале 624 г. был составлен и принят документ, получивший название "Конституция Медины". В этом документе, который дошел до нас в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммада в Медине и принципы, на основе которых осуществилось превращение разноплеменного населения оазиса в единый народ, умму пророка и посланника Божьего. В "Конституции" Мухаммад не назван правителем, он признан пророком - человеком, получающим откровения от Аллаха.

    В Медине строятся первая мечеть, дом  Мухаммада, устанавливаются основы мусульманского ритуала — правила  молитвы, омовения, поста, призыва к  молитве, сборов на благочестивые нужды  и т.д. В проповедях Мухаммада  стали фиксироваться правила  жизни общины — принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания.

    Начинает  особо выделяться положение Мухаммада  как посланника Аллаха. В "откровениях" появляются требования особого почтения к Мухаммаду, ему "ниспосылаются" исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

    Таким образом, в Медине Мухаммад сформировал  основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в "откровениях" и частично— в высказываниях, решениях и поступках самого Мухаммада.

    В последние годы жизни Мухаммад определяет цель объединения мединцев и меккенцев — распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Мухаммад неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Мединны (Мечети Пророка).

    Со  смертью Мухаммада прекратился  прямой "контакт" общины с Аллахом, ею стали управлять халифы— заместители  Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухаммадом и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Мухаммада — Абу Бакр.

    В современной науке существует общее мнение, что Мухаммад действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Мухаммада (сира), в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка.

    В европейской культуре образ Мухаммада был первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как например, о висящем в воздухе гробе Мухаммада. Просветители считали Мухаммада обманщиком, использовавшем религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Мухаммаде и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т.д.

    Успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами. В  ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Мухаммада, вдохновенного  оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, "демократизм" с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.

    «Реальные результаты деятельности Мухаммада и тот образ пророка и правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение роли и личности Мухаммада в средневековой истории Востока и Запада» [4, С. 198] 

    3. Коран – Священная Книга мусульман.

    «Священная книга мусульман – Коран (от араб. "ал-куран" — "чтение вслух", "назидание"). В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммада. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила» [2, С. 160]. Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков – Моисея, Иисуса, наконец, Мухаммада. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммадом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину.

    Эта легенда о Коране, если очистить ее от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией, как и сам ислам близок иудео - христианству.

    Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656 гг.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" [2, С. 165-166].

    Коран состоит из 114 сур (глав), расчлененных на 6219 стихов стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

    Большая часть положений Корана носит  казуальный харктер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

    Рассмотрим, как, откуда и почему появилось грозное  понятие "священная война".

    Дело  Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью.

    Коран был доступен далеко не каждому –  его изучали и анализировали  лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пророк Мухаммад – его жизнь и учение