Пророк Мухаммад – его жизнь и учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:08, реферат

Описание работы

Цель работы изучить жизнь и учение пророка Мухаммада.
Задачи работы:
1. Изучить биографию пророка Мухаммада.
2. Изучить деятельность пророка Мухаммада.
3. Рассмотреть Коран как Священную книгу мусульман.

Работа содержит 1 файл

Мухаммад его жизнь и учение.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО  «Тобольский государственный педагогический институт

им. Д. И. Менделеева». 
 

Кафедра всеобщей истории. 

Реферат на тему:

Пророк  Мухаммад – его  жизнь и учение. 
 
 
 
 

                                                                                    Выполнила: Долгушина Анастасия Алексеевна

Студентка 2 курса

Исторического факультета.

     Научный руководитель:

к. и. н. доцент

                                                                                                          Сотникова С. В. 
 
 

Тобольск

2009г.

Введение.

    Цель  работы изучить жизнь и учение пророка Мухаммада.

    Задачи  работы:

    1. Изучить биографию пророка Мухаммада.
    2. Изучить деятельность пророка Мухаммада.
    3. Рассмотреть Коран как Священную книгу мусульман.

    Хронологические рамки: с 570 года от Р. Х. до 632 года от Р. Х.

    Актуальность  темы. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления человека и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

    Возникнув на заре человечества и складываясь  веками на основе неадекватного отражения  в мышлении людей реальных объективных  процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания и загробного существования. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, религия становилась частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран.

    Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на «земляческую»  помощь собственных богов. Иные из религий  « с местной пропиской» отошли в небытие (порой вместе с породившими их народами), другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день.

    Ислам — одна из трех (наряду с буддизмом  и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих  приверженцев практически на всех континентах  и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

    В сегодняшнем мире более 700 миллионов  человек на вопрос: "Кто ты по вере?" — отвечают арабским словом муслим: "Человек, исповедующий ислам", мусульманин.

    "Ислам"  в переводе с арабского означает  покорность, "мусульманство" (от  арабского "муслим")— предавший  себя Аллаху.

    Основателем ислама является арабский "пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановиться особо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Биография пророка Мухаммада.

    Пророк  Мухаммад родился в 570 году от Р.Х. в Мекке в роде Хашим (в переводе с арабского «делящий хлеб»; это прозвище получил один из предков пророка, который первым ввел в традицию кормление паломников и мекканцев хлебом), относящемуся к племени курайш (отсюда – курайшиты). Его матерью была Амина, дочь Вахба; его отец Абдуллах умер еще до рождения сына.

    Согласно  преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и  Исой (Иисусом Христом). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям, и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех – же ветхозаветных пророков, а так же Иисуса Христа как одного из них. Мухаммад происходил из храброго и знаменитого племени Курейш. Дед его Абд ал-Мутталиб был старейшиной племени, хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин Абдул Мутталиб умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммад жил обычной жизнью мальчика из кочевого племени в аравийской степи, куда увезла его из Мекки кормилица Халима. С матерью Аминой мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой.

    Вначале воспитанием будущего пророка занимался  его дед Абд ал-Мутталиб, а после  его смерти - дядя Абу Талиб. В семье дяди Мухаммад вел относительно самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел, при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далеких странах, о преданиях старины и обычаях разных племен и народов. Всё это способствовало его духовному развитию.

    Мухаммад  о своем детстве и юности говорил  впоследствии просто и лаконично: "Я  был сиротой". Сирота достигает  зрелости раньше других детей. Он чувствует  страдания сирот и сопереживает им в жизни.

    В возрасте 12 лет Мухаммад совершил свое первое длительное путешествие с  караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для  своих лет работу. Продолжительное (полгода) и увлекательное путешествие  позволило подростку познакомиться с разнообразными ландшафтами его родины - Аравии, ближе познать жизнь простого народа.

    Примерно  к 20 годам Мухаммад начал совершенно самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени  полностью определился род его  занятий - он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. По словам арабских историков, Мухаммад слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасные характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

    В возрасте 25 лет Мухаммад женился  на Хадидже бинт Хувайлид, 40-летней состоятельной вдове, которая была его единственной супругой вплоть до своей кончины в 619 году. Это дало Мухаммаду финансовые возможности – как при участии в торговле, так и на долгие периоды самоотстранения его от активной деятельности и нахождения в уединении. Они имели двух сыновей, умерших во младенчестве, и четырех дочерей: Зайнаб, Рукайю, Фатиму и Умм-Кульсум. Рукайя, а затем и Умм-Кульсум, вышли замуж за Усмана ибн Аффана, впоследствие третьего Праведного Халифа (644-656), Фатима вышла замуж за Али ибн Аби Талиба, впоследствии четвертого Праведного Халифа (656-661). Только Фатима (умерла в конце 632 - начале 633 гг.) ненамного пережила своего отца, и потомство пророка от ее детей - Хасана и Хусейна – наиболее почитаемо в исламе.

    Во  время уединенных размышлений (медитаций) о смысле жизни и бренности  бытия в маленькой пещере Хира на горе ан-Нур в окрестностях Мекки в конце священного для арабов месяца Рамазан Мухаммад получает первое Откровение от Бога через ангела Джибраиля (библ. Гавриил). В результате этого и последующих откровений (по-араб. Вах и) Мухаммад узнает, что Бог (по-араб. Аллах) избрал его своим пророком (по-араб. Наби) и посланником (по-араб. Расуль), призванным нести людям призыв к поклонению Единому Богу. Хадиджа, жена Мухаммада, отвела его к своему дяде – христианскому монаху, или ханифу, и тот подтвердил истинность прихода последнего пророка, и то, что ангел, явившийся Мухаммаду, - Джибраиль (или Ан-Намус – «Совесть»), приносящий вести пророкам от Создателя. 

2. Деятельность пророка  Мухаммада. 

    Биография Мухаммада лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.

    В Аравии были и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммада, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммада — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.

    Во  время джахимейи – так именуется  доисламская эпоха, когда арабы  не знали истинного Бога, - в Мекке  устраивались большие торговые ярмарки. В святилище Кааба ("куб") и на запретной территории ("харам") нельзя было ссориться, проливать кровь. Ибо все это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу.

    В центре языческой Каабы стоял  Хубал; древние арабы чтили это  божество племени курейш как повелителя небес и луны, властелина громов и дождя. Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из сердолика (золото заменило некогда отбитую каменную руку). Находившийся с древних времен в Каабе черный камень (по мнению ученых, имевший метеоритное происхождение ) олицетворял небесную силу Хубала.

    Вокруг  главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы, изображавшие другие аравийские божества (до 300 в Каабе ).

    Жили  в Мекке и иудаисты, и христиане, а так же ханифы – аскеты, благочестивые  люди, исповедовавшие строгое единобожие. Пантеон языческой Мекки состоял  из множества богов, один из которых  носил имя Аллах.

    Еще во время торговых путешествий, наблюдая религиозные верования разных народов, особенно иудеев и насара (христиан), сравнивая их с идолопоклонством своих единоплеменников, Мухаммад отмечал  положительные и отрицательные  качества этих религий. Он много размышлял о вере, о Боге и окончательно пришел к выводу, что Бог (Аллах) - один, и никакой идол не может его заменить. Сделанный руками людей, идол не может исполнять функции Аллаха. Поэтому поклоняться идолам - преступление перед единым Аллахом. Мухаммад молился Всевышнему Аллаху в полном одиночестве. Благополучный брак дал Мухаммаду обеспеченную жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами все крепло и, наконец, оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры.

    Излюбленным местом молитв и размышлений Мухаммада являлась расположенная в нескольких часах ходьбы от Мекки гора Хира (пустынный каменистый холм), где он чаще всего проводил весь месяц рамадан. В конце третьего года непрерывных молитв и религиозных исканий его труды увенчались успехом: к нему снизошло первое откровение Бога. «В одну из ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему Мухаммаду на горе Хира впервые явился некто могучий и страшный и приказал ему (неграмотному!) читать, а когда Мухаммад отказался, сам прочел ему пять строк и приказал повторить их, и строки эти врезались в сердце Мухаммада

    "Читай  во имя Господа твоего,

    Который сотворил человека из сгустка крови.

    Читай! Ибо при помощи пера.

    Научивший человека тому Господь твой есть Все  благодатный.

    Научивший человека, чего он не знал» [http://www.answering-islam.org/Russki/Authors/Gilchrist/Muhammad/glava2.htm].

    Пять  коротких строк, продиктованных Мухаммаду  в одну из ночей рамадана (эта  ночь в дальнейшем получила название Ночи Свершения, или Ночи Могущества), содержали важнейшие сведения о сущности Бога и Его отношении к человеку. Бог в них определен как всемогущий Творец, ни на секунду не покидающий мир в своей творческой заботе - творить сложное, совершенное и прекрасное. Пример его особого всемогущества - создание самого сложного и совершенного существа на земле - человека. Бог является основным источником знания для человека, и это знание нисходит к человеку в виде "писания". В священную Ночь Свершения, или Ночь Могущества, Джибрил (Джебраил, Гавриил) сообщил Мухаммаду отрывок из небесного Корана, и тем самым было положено начало Корану земному - точной копии небесного подлинника.

Информация о работе Пророк Мухаммад – его жизнь и учение