Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:29, курсовая работа
Промышленная революция началась в буржуазной Англии в последней трети XVIII в. и приняла в первой половине XIX в. всеобъемлющий характер, захватив повсеместно капиталистические страны Европы и Америки. Стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии всемерно способствовал утверждению капитализма как господствующей мировой системы хозяйства.
Введение………………………………………………………………………..3
I. Предыстория промышленной революции в дореформенной России
1.1 Складывание предпосылок машинного производства…………………..5
1.2 Появление первых хлопчатобумажных фабрик………………………….9
1.3 Начальные шаги машиностроения………………………………………..10
II. Промышленный переворот в России в XIX в.
2.1. Переход к массовой машинизации текстильного производства……….12
2.2 Усиление технической перестройки тяжелой промышленности……….15
2.3 Трудности перестройки тяжелой промышленности……………………..17
2.4 Проблемы транспортной революции……………………………………..18
III. Завершающий этап промышленной революции в России в 80-90-е годы XIX в.
3.1 Технический переворот в тяжелой промышленности…………………….21
3.2 Качественные сдвиги в структуре промышленного производства………23
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемых источников и литературы……………
В последние десятилетия XIX в. бурный рост переживала нефтяная промышленность России. Важнейшими факторами, положившими начало капиталистическому освоению нефтяной промышленности, явилась отмена в 1864 г. принудительного труда приписных крестьян и ликвидация в 1872 г. откупной системы, длительное время тормозившей развитие этой отрасли промышленности. С этого времени усиливается приток капитала в эту отрасль, что, естественно, дает мощный толчок развитию производительных сил.
Промышленная
революция в противоречивой форме
утверждала становление базисных отраслей
тяжелой индустрии страны, что вело к полному
перевороту в технике и к широкому употреблению
машин.
3.2 Качественные сдвиги в структуре промышленного производства
С 90-ми годами связан наивысший пик железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного производства, в первую очередь тяжелой индустрии.
В Европейской России окончательно складываются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающие важнейшие экономические районы. Ведущее место в российской железнодорожно-транспортной системе принадлежало Московскому узлу, обслуживающему наиболее развитые губернии Центрального промышленного района. Другим крупнейшим железнодорожным узлом был Петербург, являвшийся ведущим морским портом страны. Общая производительность Петербургского промышленного района достигала 12,3 % общей стоимости общероссийского производства.
Важное
значение для экономического развития
страны имело государственное
Индустриальный
рост российской экономики в завершающий
период промышленной революции нашел
яркое отражение в
В
период экономического подъема 90-х
годов XIX в. произошел гигантский скачок
в развитии производительных сил российского
капитализма. Важнейшая особенность этого
периода, заключалась в окончательном
складывании индустриально-технической
базы, связанной с созданием комплекса
крупных предприятий тяжелой индустрии,
качественно изменившей экономическую
структуру страны.
Промышленная
революция в России, начавшись
в середине XIX в., являлась составной
частью всемирно-исторического
В данной работе был рассмотрен процесс промышленного переворота в России, который длился на протяжении практически всего XIX века.
Началу промышленного переворота предшествовал длительный период подготовки перехода от мануфактуры к фабрике в дореформенной России, связанный как с важными хозяйственными сдвигами в ходе развития капиталистического уклада, так и с мощным давлением мирового капитализма. Создание внутреннего капиталистического рынка, первоначальное накопление капитала, появление массы экспроприированных людей, широкое развитие мануфактуры с высокой степенью общественного разделения труда и контингентом квалифицированных рабочих — эти факторы создавали предпосылки для внедрения машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта.
Начало поступательного развития машинного производства было положено хлопчатобумажной промышленностью, на капиталистических предприятиях которой доминировал вольнонаемный труд рабочих из среды оброчных крестьян. Этот важнейший фактор обусловил высокие темпы производительности труда и прибыльность этой передовой отрасли промышленности, которая быстро переросла рамки крепостного хозяйства и создала в его недрах прогрессирующие формы крупной капиталистической фабрики.
Острая экономическая и политическая необходимость введения современных капиталистических форм хозяйства особенно усилились в ходе военного банкротства царизма в Крымской войне 1853—1856 гг. Под напором нарастающей антифеодальной борьбы народных масс царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостничества как главного препятствия на пути социально-экономического прогресса страны.
В
структуре промышленного
Крупнейшим социальным результатом промышленной революции в России явилось гигантское обобществление труда.
Как вывод можно отметить, что в утверждении капитализма в России важнейшее значение имела промышленная революция. Этот радикальный переворот в развитии производительных сил начался с внедрением рабочих машин и паровой энергетики сначала в отраслях легкой промышленности, захватив затем все основные сферы материального производства — тяжелую промышленность, транспорт и в последнюю очередь сельское хозяйство. Причем машинизация проходила в различных формах: как путем замещения традиционных ремесленных или мануфактурных производств, так и в ходе создания принципиально новых отраслей капиталистической индустрии.
В
результате промышленной революции
была создана адекватная капиталистическому
строю материально-техническая
Список используемых источников и литературы