Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:18, реферат
В обрядах, посвященных Дионису, обязательными были выступления хоров ряженых. Ряженые изображали спутников Диониса – сатиров (это были, по представлениям греков, демоны плодородия - насмешливые по характеру существа с человеческой головой и руками, козлиным туловищем и ногами и с лошадиным хвостом. Для сходства с сатирами ряженые облачались в козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.
1. Происхождение и устройство древнегреческого театра………………………..2
2. Трагедия как жанр театрального искусства Древней Греции……………….7
3. Комедия как жанр театрального искусства Древней Греции……………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..18
Другим ярким представителем и
создателем греческих трагедий был
Софокл. В его трагедиях действие
разнообразилось живыми картинами.
В его пьесе "Аякс" представлен
герой троянской войны, впавший
в дикое безумство, когда доспехи
убитого Ахилла присудили не ему,
а Одиссею. Жена Аякса сообщает хору
его товарищей, что Аякс в бешенстве
и ослеплении перебил стадо баранов,
приняв их за Одиссея и его воинов.
Во время этих слов широко распахиваются
двери сценической палатки: из них
выезжает на колесах помост и на
нем несчастный, потерявшийся Аякс
среди фигур перебитых им животных,
через несколько минут эту
подвижную сцену укатывают
Во время Пелопоннесской войны между драматическими писателями выдавался Эврипид. Он выбирал по обыкновению содержание из мифов, но под видом героев изображал современных ему людей. В трагедиях Эврипида несчастия и гибель человека представлены, как следствия его характера и ошибок, которые он совершил. В разговорах действующих лиц поднимаются разные вопросы: сила или правда торжествуют на свете, можно ли верить в богов и др. Эти беседы напоминают иногда споры и доказательства в афинском суде [6].
У Эврипида пьеса обыкновенно начиналась с большой живой картины. Чтобы не готовить ее на глазах у зрителей и не портить впечатления, стали спереди сцены, между вытянутыми боковыми ее стенками, устраивать занавес: так получилось четырехугольное место между задней декорацией, боковыми стенками (кулисами) и занавесом. Это место, которое и стали называть с тех пор сценой, было приподнято над орхестрой. Актеры выходили из задней двери, а хор с боков палатки. Пройдя кругом орхестры, хор входил по широким ступеням на сцену.
В трагедиях Эврипида к концу были приготовлены новые эффекты: герой взлетает на воздух на крылатом коне, волшебницу увозят в облака драконы и т. д. Зрители привыкли под конец действия смотреть наверх. Развязку приносил обыкновенно бог или просветленный герой, появлявшийся с небес. Для этого придумана была особая машина: кулисы были вытянуты вверх значительно выше палатки, между этими крылами протягивались канаты, по которым можно было двигать корзину, где сидели актеры, изображавшие богов на воздухе. Позади канатов широкую стену раскрашивали голубым цветом неба или к столбам на краях приделаны были крюки, которые держали корзину с актерами и поворачивались к середине.
Таким образом, греческая трагедия была отчасти похожа на нашу оперу: хор исполнял несколько песен, а действующие лица, помимо обыкновенного разговора, еще мерно читали нараспев стихи. Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков, которое имела в V в., имена ее посредственных создателей оказались почти забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в школах и переписывались из столетия в столетие.
3. Комедия как жанр театрального искусства Древней Греции
Комедия, вторая отрасль греческой драмы, получила в Афинах официальное признание значительно позже, чем трагедия. Состязания «комедийных хоров» были установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 – 486 гг., на Ленеях еще позже. До этого комедия входила в состав Дионисовых празднеств лишь как народная обрядовая игра, и государство не брало на себя ее устройства.
Термин «комедия» (Komoidia) обозначает «песню комоса». Комос — «ватага гуляк», совершающих после пирушки шествие и распевающих при этом песни насмешливого или хвалебного, а иногда и любовного содержания. Комосы имели место и в религиозной обрядности и в быту. В древнегреческом быту комос иногда служил средством народного протеста против каких-либо притеснений, превращался в своего рода демонстрацию. Рассказывают, что аттические крестьяне, будучи обижены кем-либо из горожан, направлялись по ночам ватагой в город к дому обидчика и подвергали его общественному поруганию. В комедии элемент комоса представлен хором ряженых, одетых подчас в весьма фантастические костюмы [2].
В общем, современном понимании
комедия – это жанр художественного произведения,
Древнегреческая комедия – явление мирового значения. Она носила решительно выраженную, социальную, нередко политическую окраску. Зло, остроумно, бесстрашно бичевала и потешалась она над общественными пороками, некоторыми сторонами демократии. Сама свобода критики, даже личных нападок на конкретных лиц, нередко влиятельных (как глава одной из политических группировок Клеон), известных писателей (Эврипид), философов (Сократ), вытекала из самой природы демократического государства в пору его расцвета. Знаменательно, что политическая комедия переживает взлёт именно в Афинах, т.к. именно Афины были средоточием демократических институтов. В дальнейшем в истории мировой литературы вплоть до настоящего времени мы обнаруживаем немалое число примеров того, как общество проявляет не только нетерпимость к писателям – «критиканам», но и того, как власть имущие подвергают их преследованиям. Подобные ситуации – верный признак государств тоталитарного и авторитарного типа. В Афинах, и условиях закрепившегося демократического правопорядка, критика воспринималась не как нечто неприемлемое и опасное, но как безусловный стимул к исправлению и реформированию недостатков, пробелов в разных сферах жизни. И это при том, что объектом критики в древнегреческой комедии становились важные государственные институты, например, суды, народное собрание, а также внешняя политика. Комедия также отозвалась на широкое осуждение Пелопоннесской войны, пагубной для разных социальных слоев государства, но особенно для крестьянства.
В основе древнегреческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни. А это означало, что персонажи, герои, ситуации представали словно в кривом зеркале. Комедиограф широко пользовался сгущением красок, шаржем, гротеском, карикатурой. Поэтому древняя комедия не давала какой-то индивидуализации характера, как, скажем, трагедии Эврипида. Она предлагала маски, достаточно обобщенные, запечатлевшие определенные социально-психологические типы. Последние отчасти пришли в комедию из фольклора, из шуточной народной драмы. Среди популярных сатирических персонажей выделялись: врач-шарлатан, ревнивый сластолюбивый старик, хвастун. Приметной фигурой была маска хвастливый воин. Подобный тип был знамением времени. В IV–III вв. до н. э. вместо граждан, выполнявших воинский долг, появился также солдат-наемник, для которого война сделалась средством обогащения в результате грабежей [7].
Если говорить о структуре комедии, то хор состоял не из 12, как в трагедии, а из 24 человек. Посреди спектакля действие приостанавливалось, и хор исполнял особую партию, называемую парабаса. Это было обращение к зрителям, в котором автор зачастую «открытым» текстом высказывал свои взгляды, а иногда комментировал замысел произведения. Комедия включала в себя следующие элементы: пролог, парод (вступительная песня хора), агон («состязание» действующих лиц), парабаса, эписодии (актерские сценки, нередко комического, грубоватого характера), наконец, эксод (уход хора).
Агон составлял сердцевину комедии. Агоном (буквально – состязание, борьба) называлась особая форма публичного выступления, представляющего собой полемику с идейным оппонентом. Агон отражал самый принцип состязательности, выявления лучшего, достойного в результате честного соревнования, а это отвечало коренным демократическим нормам греческого общества. Более того, он сделался приметой эллинского менталитета. В комедии жаргон обычно выстраивался как спор двух антагонистов и нередко носил вызывающе комический, веселый характер. Спорящие подчас старались «переплюнуть» друг друга не только по части логики и аргументации, но и словесной грубости [5].
В отличие от классически строгих, величавых трагедий, постановки комедий отличались вольностью режиссерской выдумки. На сцене актеры и хор пели и плясали. Хор играл даже более активную роль, чем в трагедии. Участники хора носили фантастические маски, рядились в замысловатые костюмы. Нередко костюмы хора давали название комедиям, как это было у Аристофана. Так, белые развевающиеся костюмы хора напоминают бегущие по небу облака: комедия так и называлась «Облака». В комедии «Всадники» участники хора были облачены в костюмы всадников, одной из аристократических группировок в Афинах. То же относится к комедиям «Лягушки» и «Осы» [1].
Античные статуэтки и рисунки на вазах дают представление о том, как выглядели актеры в комедиях. К телу прикреплялись подушки, что деформировало фигуру и придавало ей смешные очертания. Особо низкая обувь делала ноги некрасивыми, тонкими. Комическая маска смешно укрупняла голову актера.
По данным ученых, древнегреческая комедия представлена примерно 40 авторами. До нас дошли лишь 11 полных комедий Аристофана (из 44, которые ему приписываются): «Ахарняне» (425), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» («Тишина») (421), «Птицы» (414), «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий» (413), «Лягушки» (405), «Женщины в Народном собрании» (392), «Плутос» («Богатство») (388). От остальных авторов, а среди них были и значительные мастера, такие, как Эвполид, Кратин, сохранились лишь отрывки. Сегодня о древнегреческой комедии можно судить лишь на основании произведений Аристофана.
Излюбленный персонаж Аристофана
— это мелкий сельский хозяин, обрабатывающий
землю своими руками или с помощью
одного-двух рабов. Аристофан восхищался
трудолюбием мелкого
В комедиях Аристофана наблюдается в ряде случаев смешение реального и фантастического, что делает более яркими и запоминающимися изображаемые им явления и события. С одной стороны, Аристофан осуждает философию софистов, обличает их методы воспитания, с другой стороны, решая все эти жизненные вопросы, он вводит в свои комедии и существа из другого мира. Это или Облака, пропагандирующие философию софистов, или Птицы, устраивающие где-то между небом и землей птичье царство, где можно жить спокойно, не занимаясь, как в Афинах, судебными тяжбами, или страшный бог войны Полемос, держащий на небе в пещере заключенную там богиню Мира.
Персонажи комедий Аристофана
или носят собственные имена,
или обозначаются просто как крестьяне,
горожане, представители различных
профессий или граждане разных греческих
государств. Собственные имена иногда
вымышлены Аристофаном и
Среди «городских» персонажей Аристофана особое место занимают женщины. Аристофан дает не только образы обыкновенных женщин, живущих в узком кругу домашних интересов, но и женщин волевых, которые энергично вмешиваются в государственные дела, успешно разрешают их за мужчин и добиваются мира.
Стоит отметить, что насмешки Аристофана не затрагивают местные аттические божества — Афину, Деметру и Персефону, а также греческого героя Фесея. Старый аттический культ для Аристофана был неприкосновенным, так как, согласно его взглядам, составлял один из устоев афинской республики.
Действие в комедиях Аристофана почти всегда развивается прямолинейно. Уже в прологе герой или герои сообщают о своем плане и тотчас же энергично приступают к его выполнению. Во всех дошедших до нас пьесах, за исключением «Облаков», этот план удается осуществить. Выполняя свой замысел, герой находит поддержку у других действующих лиц и у хора или действует один. Так, в «Осах» Бделиклеон один ведет борьбу за осуществление своего плана: рабы только выполняют его распоряжение не выпускать отца из дома. В «Ахарнянах» Дикеополь тоже один отстаивает дело мира. Напротив, в «Птицах» Писфетеру, выступающему с проектом постройки воздушного города, помогает его товарищ по путешествию Эвельпид. В ряде пьес хор оказывает поддержку действующим лицам. В основе каждой комедии Аристофана обязательно лежит борьба противоположных мнений. Действующие лица (включая и хор) вступают в столкновение друг с другом. Эти столкновения порождаются обычно причинами социального характера. И вообще комедии Аристофана создавали живой, сценически выразительный - тип представления, богатый острыми диалогами, насыщенный буффонадой; всё это требовало от постановщика и актёров изобразительности, яркости характеристик, смелых, остроумных мизансцен [1].
Таким образом, основой для комедий в древнегреческом театре всегда были наиболее злободневные проблемы общественной и политической жизни (нравственный облик видных политиков и рядовых граждан, основы воспитания детей, литературные предпочтения толпы, тяготы войны, пагубность демагогии и внешнеполитических авантюр). Характерной чертой пьес был ввод в число действующих лиц современников с открытым называнием их имен и с портретным сходством в масках актеров, а также свобода обличения и даже личной издевки над запятнавшими себя современниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слово «театр» в переводе с греческого означает место для зрелищ. В общем понимании театр - это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями. Театр – это искусство синтетическое – в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств.
Рождение греческой драмы
и театра связано с обрядовыми
играми, которые посвящались богам-