Происхождение древнегреческого театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:18, реферат

Описание работы

В обрядах, посвященных Дионису, обязательными были выступления хоров ряженых. Ряженые изображали спутников Диониса – сатиров (это были, по представлениям греков, демоны плодородия - насмешливые по характеру существа с человеческой головой и руками, козлиным туловищем и ногами и с лошадиным хвостом. Для сходства с сатирами ряженые облачались в козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

Содержание

1. Происхождение и устройство древнегреческого театра………………………..2
2. Трагедия как жанр театрального искусства Древней Греции……………….7
3. Комедия как жанр театрального искусства Древней Греции……………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Древнегреческий театр. происхождение театра. Трагедия. Комедия..docx

— 45.51 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Происхождение и устройство древнегреческого театра………………………..2

2. Трагедия как жанр театрального искусства Древней Греции……………….7

3. Комедия как жанр театрального искусства Древней Греции……………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение и устройство театра

Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Дионис почитался греками как бог творческих сил природы, как покровитель плодоносящих сил земли и растительности, как изобретатель и покровитель виноградарства и виноделия.

В обрядах, посвященных Дионису, обязательными были выступления  хоров ряженых. Ряженые изображали спутников Диониса – сатиров (это были, по представлениям греков, демоны плодородия - насмешливые по характеру существа с человеческой головой и руками, козлиным туловищем и ногами и с лошадиным хвостом. Для сходства с сатирами ряженые облачались в козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

Останавливаясь на площади,  ряженые пели хвалебные песни  Дионису – дифирамбы, повествуя о рождении Диониса, о превращении его в прекрасного юношу, на пути которого всюду вырастали цветы и плоды, об изобретении Дионисом виноградной лозы и вина, о злоключениях и победах юного бога. Песни хора сопровождались подходящими к сюжету танцами.  Изображение событий мифов в песнях и танцах и было началом театральных представлений [2].

Греческий театр целиком  основывается на мифологии. Мифология  греков, как и других древних народов, выросла из стремления попять и объяснить  окружающий мир. Греческие мифы разнообразны по содержанию: в них рассказывается о происхождении мира, о греческих  богах и героях, о возникновении  обычаев, обрядов. Миф был тесно  связан с языческой религией. При  этом в Греции не было замкнутой  касты жрецов, которая препятствовала бы изображению богов в образе людей и мешала бы свободному созданию мифов и их поэтизации. Поэтому  греческие мифы богаты жизненными мотивами, наблюдениями, деталями.

Важнейшие изменения в  праздниках в честь Диониса греки  связывали их с именем афинянина  Феспида. В 534 году до н.э. Феспид добавил  к хору актера, который мог вести разговор с запевалой хора, обращаться к хору, пояснять происходящее, изображать по ходу  действия  различных  персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее. Таким образом,  появилась настоящая драма (от. древнегреч. «drama» - «действие») – произведение, построенное в виде диалога.

Больше всего известно о театральной  жизни Афин. Здесь жили знаменитые авторы трагедий и комедий: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Менандр. Театр  в Афинах располагался на склоне Акропольского  холма и вмешал пятнадцать тысяч  зрителей. Начинались представления  рано утром и продолжались до вечера, и так несколько дней подряд. К  каждому празднику драматурги представляли свои произведения. Специальное жюри выбирало лучшую драму. После каждого  представления имена авторов, названия пьес и присвоенные им места записывались на мраморных досках [4].

Работать в дни театральных  представлений грекам не приходилось, напротив, посещение театра было обязанностью афинских граждан. Самым бедным даже выплачивали деньги, чтобы восполнить убытки. Такое почтение к драматическому искусству объясняется тем, что  театральными представлениями афиняне  чтили бога Диониса.

Трагедии было принято писать четвёрками — тетралогиями: три трагедии на какой-либо мифологический сюжет и  к ним четвёртая — уже не трагедия, а развлекательная пьеса. В ней участвовали не только герои  мифа, но и лесные демоны, похожие  на людей, но покрытые шерстью, с козлиными  рожками или лошадиными ушами, с  хвостом и копытами, — сатиры. Драма с их участием называлась сатировой  драмой.

Греческие актёры были ограничены в  своих возможностях по сравнению  с современными: их лица закрывали  маски, соответствующие тому или  иному персонажу. Трагические актёры надевали котурны — обувь на высокой  «платформе», которая мешала двигаться. Зато герои казались выше и значительнее. Костюм  трагических  актеров  был  некоторым  видоизменением   пышной одежды,  которую  носили  жрецы  Диониса  во  время  исполнения  религиозных церемоний. Театральный хитон (одежда из льняной ткани) имел длинные рукава и спускался до пят.  Плащи употреблялись в основном двух  видов:  гиматий (широкий  плащ, располагавшийся  складками  вокруг тела)  и  хламида (короткий плащ с застежкой на плече). Цвет  на  одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в  одеяниях  с желтой  или  красной  полосой,  а  синие   или   зеленые   полосы   отмечали неудачников. Главными выразительными средствами служили голос и пластика. В первых театральных постановках актёр был всего один, а партнёром его являлся хор или корифей, т. е. предводитель хора. Эсхил предложил ввести второго актёра, а Софокл — третьего. Если действующих лиц в трагедии было больше трёх, то один актёр исполнял несколько ролей, в том числе женские: к лицедейству в Древней Греции допускались только мужчины [3].

В греческих спектаклях звучало  много музыки. Одна из важнейших  ролей обязательно принадлежала хору — своего рода собирательному персонажу. Хор не принимал участия  в действии, но активно комментировал  его, давал оценку героям, осуждал  их или хвалил, вступая с ними в беседу, а иногда пускался в  философские рассуждения. В трагедиях  хор был серьёзным и вдумчивым. Чаше всего он по замыслу автора представлял почтенных граждан  города, в котором происходит действие. В комедиях хор нередко составляли шуточные персонажи. У Аристофана, например, это лягушки, птицы, облака. Соответствующие  названия и у его знаменитых комедий. Представления строились на чередовании  пения и декламации.

Как уже говорилось ранее, театральные представления происходили  в  дни  всенародных  праздников Диониса.  Все  дела  в  это  время  приостанавливались.  Суды   закрывались, должники освобождались от уплаты долгов в течение  всех  дней  праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем,  чтобы  они  могли  принять  участие  в общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали  женщины,  дети  и  даже слуги, домашние рабы.  
      На эти представления люди собирались  с  восхода  солнца.  Сперва  им было предоставлено право самим занимать какие угодно места (нередко  дело доходило до драк). Позже, чтобы  устранить  беспорядки  и  для  покрытия  расходов  по содержанию театральных зданий, городские власти ввели выдачу входных билетов  -  медных кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. Неимущим гражданам  выдавались  на   посещение   театра   особые   зрелищные   деньги (теорикон) [2].

В театре были  строго  определены  места  для  разных  групп  зрителей. Первый ряд отводили  государственным   лицам,   жрецам   и   полководцам.   Им, восседающим в креслах, билеты были не нужны. 

За  креслами,  отделенными  проходом,  начинались  скамьи-ступени  для богатой публики. Каждый  сектор  был  помечен  одной  буквой,  начиная  с  А (альфа).  Той  же  буквой  и  помечали  и   оборотную сторону  билетов-символов   с изображением  головы  богини  Афины  или  морды   льва, которого   считали охранителем от всего плохого.

Количество людей, получивших символы  на  один  раз,  не  должно  было превышать числа мест на скамьях. При входе билеты отбирались. Зрители  ели  и  пили  в  самом  театре.  Все  были  одеты  в 
праздничные  одежды,  головы  украшали   венками.   На   Великих   Дионисиях происходило громадное стечение  горожан,  к  которым  присоединялись  еще  и жители других городов-государств, приезжавшие со всей Греции.

Жребий   определял   порядок   представления   пьес    соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы. 

Афинская публика была  очень  восприимчивой  и  непосредственной.  Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Если пьеса  не  нравилась,  зрители  свистели,  щелкали  языком, стучали ногами. Бывали и такие  случаи,  когда  актера  прогоняли  со  сцены камнями и требовали  прекратить  пьесу  и  начинать  новую.  Таким  образом, суждение  народа  имело  существенное  значение  для  успеха  представления.

Что же касается архитектуры театра, то в V в до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай - “смотрю”) и скену (скенэ - “палатка”, позже - деревянное пли каменное строение).

Древнейшей  из   этих   частей   является орхестра — круглая площадка, на которой  выступали  хор  и  актёры.  Вначале зрители свободно  размещались  вокруг  орхестры.  Позднее  появились  особые места для публики,  расположенные  на  склонах  прилегающих  холмов  и  гор.

Античный  театр  вмещал  огромное  количество  зрителей (Афинский  театр, например, до 17 тыс.чел). Планировка  греческого  театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме  того,  для  усиления  звука  в некоторых  театрах  применялись  резонирующие  сосуды,  помещавшиеся   среди зрительных мест. Если, стоя  в  центре  орхестры,  бросить  на  камень  пола монетку  или  разорвать  клочок  бумаги,  то  звон упавшей  монеты,  шорох разрываемого   листа   будут   слышны  в самом верхнем ряду. Занавеса в греческом театре не было [7].

Таким образом, театр греков древнейший на территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Стоит отметить, что основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. Древнегреческий театр генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания музыки, танца, песни, слова. Это свидетельствует о том, что возникновение древнегреческого театра заложило основу современного театрального искусства, стало ростком, который в настоящие дни разросся до небывалых размеров.

 

 

 

2. Трагедия как жанр театрального  искусства Древней Греции

Понятие «трагедия» буквально толкуется с греческого языка как козлиная песнь. В самом общем смысле она представляет собой один из основных жанров театрального искусства. Трагедия - драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя.

Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и  указывает на 534 г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственно драматические произведения. Только на рубеже VI и V вв. трагедия приобретает свой классический облик [7].

Трагедия, как видно уже из самого термина, возникла из языческого ритуала, сопровождавшегося  дифирамбом в честь древнегреческого бога Диониса. Дифирамб включал в себя зачатки диалога между хором и запевалой, и именно диалог позже стал главной формой организации всех жанров драматургического и сценического искусства.

Особенно много нового для театра и в частности для трагедии придумал поэт Эсхил, живший во время  греко-персидских войн. В представлениях стали изображать не только мифы, но и события недавнего времени. Эсхил, сам участник саламинского боя, представил в трагедии "Персы" бегство варваров и принижение "великого царя".

Для оживления театра Эсхил придумал выводить второго актера. Пока из сцены  выходил всего один актер, он мог  только рассказать словами о том, что случилось с богом или  героем, которого он изображал. Двое актеров, особенно если они представляли противников, могли воспроизвести само происшествие, могли представить действие. Чтобы  актеры могли свободнее двигаться  и все-таки быть выше хора, Эсхил  перестал выводить их на помост или  на повозке и снабдил их высокими деревянными каблуками или привязными скамеечками. Эсхил устроил и  первую декорацию. Актеры у него должны были играть ближе к палатке: ее переднюю стенку стали раскрашивать, придавая ей, смотря по пьесе, вид алтаря, скалы, переднего фасада дома с дверью посредине и т. д. Если в пьесе надо было представить и людей, и богов, то боги входили на плоскую крышу палатки, чтобы казаться выше людей.

В трагедиях Эсхила сюжет был  возвышенный или грустный. Зрители  следили с замиранием сердца, как  богини кровавых призраков преследовали несчастного Ореста, убившего мать за то, что она изменнически зарезала своего мужа Агамемнона, отца Орестова, когда он вернулся домой после  взятия Трои. Они глубоко волновались, глядя на прикованного к скале  героя Прометея, благородного друга  людей, наказанного Зевсом за то, что  он похитил для людей огонь  с неба, научил их труду и поднял над грубой жизнью животных.

В театральных представлениях принимали  участие множество граждан. Играли на сцене вовсе не актеры по ремеслу, а любители, постоянно сменявшиеся. Еще более смены нужно было для исполнения хоров и танцев. Пьеса давалась обыкновенно только один раз. Публика требовала к  каждому большому празднику новые  четыре драмы: три трагедии и одну пьесу насмешливого содержания в  заключение. Афинские поэты были поэтому  очень плодовиты. Современник Перикла, Софокл, написал более 120 пьес. Между  немногими, дошедшими до нас, есть три  трагедии, связанные между собою  по содержанию. Они изображают страдания  царя Эдипа и несчастия его  детей [5].

Царский сын Эдип, по мнению его  родителей погибший, убивает в  случайной ссоре отца своего, которого он вовсе не знал. Он правит потом  долго и счастливо, пока не наступает  среди народа тяжелый мор. Тогда  предсказатель объявляет, что это  – наказание за великий грех царя. Эдип в ужасе от того, что узнал, отрекается от власти и выкалывает себе глаза, но беда преследует его  дом: два его сына убивают друг друга в споре за власть. Его  дочь погибает потому, что хотела похоронить убитого брата-изгнанника. На всех этих людях нет вины, они ищут лучшего  пути в своих действиях. Гибнут они  потому, что уже заранее решено и предсказано их осуждение. Мысль  этой драмы та, что человек, как  бы ни строил он жизнь свою, сколько  бы ни было в нем высоких порывов, все же бессилен против судьбы.

Информация о работе Происхождение древнегреческого театра