Процесс становления таможенной службы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы является - рассмотреть процесс становления таможенной службы Российской Федерации, а так же изучить систему таможенных органов

Содержание

Введение
1. Процесс становления таможенной в службы Российской Федерации
1.2. Функции таможенных органов
1.3 Таможенно-тарифное регулирование
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории таможенному делу..docx

— 43.29 Кб (Скачать)

начала  своего образования были включены в  систему правоохранительных органов  государства. Их правоохранительный статус закреплен Указом Президента РФ от 18 сентября 1993 г. “О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации”. В соответствии с Указом от 23 декабря 1993 г. “Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям” Правительству РФ было поручено обеспечить вооружение таможенной службы в целях повышения их роли в борьбе с преступностью.

Таможенный  кодекс РФ конкретизировал основные направления правозащитной деятельности системы таможенных правоохранительных органов (ст. 8, 10); регламентировал оперативно-розыскную  деятельность и дознание (разд. IX), а  также особенности производства по делам о нарушении таможенных правил (разд. X). Все это дополнительно  подчеркивает значимость правоохранительных функций таможенных органов и  функций таможенных органов в  сфере оперативно- розыскной деятельности, но при этом следует помнить, что  сфера деятельности таможенных органов  на этом не исчерпывается. В этой связи  особо следует отметить деятельность таможенных органов по борьбе с таможенными  правонарушениями.

В период, предшествовавший принятию Таможенного  кодекса Российской Федерации (ТК РФ), таможенные органы при решении вопросов о привлечении к административной ответственности за таможенные правонарушения руководствовались преимущественно  общими положениями норм административного  законодательства - Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

ТК РФ, используя фундаментальные положения административного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и многие другие положения, что составляет основу данного направления деятельности таможенных органов.

За совершение нарушений таможенных правил законодатель предусмотрел следующие виды взысканий, перечень которых дается в ст.242 ТК РФ и охарактеризованных в других статьях ТК РФ:

1. Предупреждение.

Как мера ответственности за нарушение таможенных правил предупреждение выносится в  письменной форме, о чем состав-ляется постановление по делу. Применяется в качестве основно-го взыскания и, как правило, по таможенным правонарушениям, которые не имеют тяжких последствий.

2. Штраф  (ст.243 ТК РФ).

Таможенный  кодекс РФ за нарушения таможенных правил предусматривает два вида штрафа:

- исчисляемый  применительно к размеру минимальной  месячной оплаты труда, под  которой понимается установленная  законом минимальная месячная  оплата труда на день совершения  правонарушения, а если такой  день невозможно установить - на  день обнаружения правонарушения;

- исчисляемый,  исходя из стоимости товаров  и транспортных средств, в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.

Среди должностных лиц таможенных органов  имеет место ошибочное мнение, что предусмотренное санкциями  некоторых статей ТК РФ взыскание  в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, является якобы указанием на то, что субъектами ответственности по этим статьям могут быть только физические либо должностные лица.

Например, за нарушение сроков представления  таможенному органу Российской Федерации  таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (ст.263 ТК РФ) субъектом ответственности, как правило, может быть именно юридическое лицо. Исчисление же штрафа применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда применяется лишь в связи с тем, что в подобных случаях непосредственным объектом нарушения являются не товары и транспортные средства, а специфические требования таможенных органов. Штраф применяется в качестве основного наказания.

3. Отзыв  лицензии или квалификационного  аттестата.

Данный  вид взыскания имеет специфических  субъектов и может применяться  к:

- владельцам  таможенных складов, магазинов  беспошлинной торговли, свободных  складов, складов временного хранения;

- таможенным  брокерам, таможенным перевозчикам;

- специалистам  по таможенному оформлению. Отзыв  лицензии или квалификационного аттестата применяется только в качестве дополнительного взыскания к перечисленным выше лицам и лишь в случае совершения ими нарушения таможенных правил в связи с осуществлением ими деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом.

4. Конфискация  товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном  обращении товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, в федеральную собственность. Конфискация производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Данный  вид взыскания может применяться  как в качестве основного, так  и в качестве дополнительного.

5. Взыскание  стоимости товаров и транспортных  средств, являющихся непосредственными  объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Данный  вид взыскания представляет собой  принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на день обнаружения правонарушения. Он может применяться в качестве основного или дополнительного взыскания.

Следует иметь в виду, что взыскание  стоимости товаров и транспортных средств является самостоятельным  видом административного воздействия.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств как самостоятельный  вид административного воздействия  следует отличать от взыскания стоимости  товаров и транспортных средств  как меры, применяемой при невозможности  конфискации товаров и транспортных средств на стадии исполнения постановления  таможенного органа в части конфискации (ч.3 ст. 380 ТК РФ). В последнем случае в качестве вида взыскания применяется  конфискация товаров и транспортных средств, однако, если по каким-либо причинам исполнить постановление таможни в этой части не представляется возможным, - оно реализуется через взыскание их стоимости.

6. Конфискация  транспортных средств, на которых  перевозились товары, являющиеся  непосредственными объектами нарушения  таможенных правил.

Данный  вид взыскания предусмотрен лишь в санкции ст.276 ТК. РФ "Перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля".

 

1.2 Таможенно-тарифное регулирование

Значение  таможенно - тарифного регулирования велико. Одним  из видов федеральных налогов  поступающих в казну являются таможенные пошлины. Их роль в качестве бюджетных поступлений достаточно велика: по предварительным данным за 2004 г. сумма таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров, составила  более 26,5 трлн. рублей, или 40% всех поступлений  от таможенных платежей и сборов.    

С другой стороны, таможенный тариф является одним из регуляторов российского  импорта. Действующие ставки ввозных  таможенных пошлин были разработаны  исходя из концепции, что таможенный тариф должен служить главным  инструментом регулирования внешней  торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения – потребительскими товарами. В то же время он призван  защищать отдельные отрасли от чрезмерного  ввоза иностранной продукции  и выполнять протекционистскую  функцию.  

Поэтому изменения в механизме таможенно-тарифного регулирования импорта в настоящее  время в значительной степени  обусловлены следующими факторами:     

- фискальными целями,    

- необходимостью  поддержки отечественного производства.     

Этими факторами обусловлены и новые  тенденции в применении различных  видов пошлин. Ставки пошлин на современном  этапе имеют две разновидности: первый вариант предполагает определение  ставки пошлины в процентах от таможенной стоимости, но не ниже определенного  количества ЭКЮ за единицу измерения. По второму варианту происходит сложение адвалорной и специфической составляющих1 ставки. В российской таможенно-тарифной системе преобладающим является первый вариант, который используется и в рассматриваемом постановлении. Это означает, что существует пороговое значение таможенной стоимости за единицу соответствующего товара. Если реальная таможенная стоимость товара выше этой величины, то используется адвалорная составляющая ставки, а если ниже – то специфическая.    

Таким образом, почти по всем товарам складывается похожая ситуация: пороговое значение таможенной стоимости превышает  ее среднюю величину, следовательно, при прочих равных условиях большая  часть товаров, импортируемых из-за рубежа, будет подпадать под обложение  специфической пошлиной. Поэтому  все более актуальной становится задача усиления контроля за правильностью  определения таможенной стоимости.    

Россия  на протяжение последних лет провела  большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования  к требованиям ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие  основные меры в этом направлении:

1. Признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и  физического лица заключать экспортно-импортные  сделки

2.Признание основным регулятором  внешней торговли таможенного тарифа, сведение к минимуму других средств  регулирования

3.Признание принципа наибольшего благоприятствования  во внешней торговле (в настоящее  время соответствующий режим  предоставлен более чем 120 государствам, включая всех участников международной торговли)

4.Признание принципа национального  режима в отношении импортных  товаров (сертификация этих товаров  осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного  подхода к товарам импортного и отечественного производства в  отношении налогов)

5.Признание  принципа национального режима в  отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов); 6. Отказ от субсидированного экспорта 

7.Утверждение общепринятой номенклатуры  таможенного тарифа, основанной  на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров

8. Утверждение системы таможенного  контроля, базирующийся в основном  на принципах ГАТТ, включая порядок  декларирования, проверки, таможенного  оформления товаров, определения  их таможенной стоимости на  основе реальной стоимости контракта.

9.Разрешение торговых споров  путем проведения консультаций  и переговоров. Возможность повышения  импортных пошлин с началом  переговоров о вступлении в  ВТО сузились. Средний уровень ставок пошлин российского таможенного  тарифа различен в зависимости  от методологии подсчета, но в  любом случае он значительно  превышает 10%. Между тем в развитых  странах этот уровень составляет  порядка 4 - 5%, а на готовые изделия  - 6,2% (что, впрочем, не мешает, используя  дифференцированные ставки, осуществлять  эффективную защиту узких, но  важных секторов экономики). Согласно  требованиям ВТО средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением тарифов на другой товар. Россия пока не является членом ВТО, однако она имеет с подавляющим большинством стран мира соглашения о взаимном предоставлении РНБ в торговле. С января наша страна является членом Всемирной таможенной организации ( Совет по таможенному сотрудничеству.

Информация о работе Процесс становления таможенной службы Российской Федерации