Назначение
судей и дьяков в приказы было
исключительной прерогативой царя и
Боярской думы. Скорее всего, проекты
данных назначений готовились в Разрядном
приказе с учетом ряда факторов:
нахождения на службе в данное время,
физической пригодности и т. п. Под
началом дьяков находились подьячие
– канцелярские служащие, рекрутируемые
из дворян и детей приказных людей.
Должностные
обязанности дьяков и подьячих определялись
в каждом конкретном приказе в
зависимости от его компетенции.
В обычном порядке подьячие вели
текущее делопроизводство, переписку
с подчиненными учреждениями и должностными
лицами на местах, а также вторичную
документацию, например, книги «входящих»
и «исходящих» документов и т.
п.
Технический
персонал приказов состоял из «сторожей»
и «приставов». Первые — наемные лица,
функцией которых было обеспечение сохранности
помещения приказа. «Приставы» — должностные
лица административно-полицейского аппарата,
в обязанности которых, помимо прочего,
входило непосредственное исполнение
административных и судебных решений
того или иного приказа. На пост пристава
назначался дворянин. Нахождение в должности
пристава обычно не превышало семи дней.
Структура
приказов определялась их компетенцией
и широтой деятельности. Крупные приказы
делились на столы, возглавляемые дьяками.
В свою очередь, столы подразделялись
по территориальному и функциональному
признакам.
Таким
образом, особенности приказов как
органов государственной власти
XV-XVI веков заключались в следующем:
1)порядок
функционирования и правовой статус приказной
бюрократии обеспечивался соответствующей
правовой базой;
2)установлены
условия продвижения по службе;
3) существовала
система подготовки кадров;
4)введен
единый порядок подготовки и рассмотрения
дел;
5)существовала
специализация структурных подразделений
приказа и отдельных должностных лиц по
выполнению определенных функций;
6)действовала
система (частичного) государственного
обеспечения служащих;
7)существовала
присяга должностных лиц, личное исполнение
обязанностей.
На
протяжении двухсот лет приказы
являлись основным стержнем системы
государственного управления. Но отсутствие
четкой регламентации деятельности
этих учреждений постепенно привело
к появлению значительного числа
негативных явлений. Громоздкость и
неторопливость приказного делопроизводства,
взяточничество, неопределенность функций
привели к тому, что в начале
XVIII века приказы были заменены новыми
органами – коллегиями.
РАЗДЕЛ
III. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
С
образованием централизованного государства
меняется и местное управление. Ограничение
власти кормленщиков - наместников
и волостелей - являлось составной
частью мероприятий, проводимых великокняжеской
властью в целях укрепления централизованного
государства. Эти мероприятия не
только совпадали с пожеланиями
поместного дворянства, но и находили
поддержку и сочувствие черносошного
крестьянства. И те и другие были
заинтересованы в улучшении прежде
всего деятельности суда и того звена
государственного управления, в котором
корыстолюбие кормленщиков проявлялось
особенно остро.
Удельное
княжество не было государством в
чистом виде, а представляло собой вотчинное
хозяйство царя, управление которым, в
конечном итоге, сводилось, к осуществлению
тех или иных действий, направленных на
функционирование этого государства.
Все земли в уделе по своему хозяйственному
назначению делились на три разряда: 1)
дворцовые; 2) боярские и церковные; 3) тягловые
или чёрные земли. По роду этих земель
различалось управление – центральное
или местное.
Земли,
не приписанные к княжескому дворцу,
частновладельческие и черные, входили
в круг местного управления. Это
управление находилось в руках наместников
и волостелей. Значительные княжества
делились на административные округа,
называвшиеся уездами. Уезд состоял
из города и сельских обществ, называвшихся
волостями, в которых стоял сотский
или староста и станами. Центром
волостного управления была волостная
канцелярия – казна (столец), которая
решала мелкие судебные дела. Интересы
князя в волости представлял дворский.
Стан - та же сельская волость, только пригородная,
ближайшая к уездному городу, находившаяся
в окологородьи, как выражаются документы.
Впрочем, и обширные волости делились
на станы, как и обширные станы - на волости.
Наместник
правил городом и подгородными станами;
волости управлялись волостелями,
которые обыкновенно ни в чем
не зависели от наместника своего уездного
города; только в некоторых уездах наместнику
принадлежал суд по важнейшим уголовным
делам, случавшимся в волостях его уезда.
Правительственная деятельность областных
управителей ограничивалась собственно
делами полицейскими и судебными, раскрытием
преступлений, преследованием преступников
и судом по делам уголовным и гражданским.
Наместники и волостели правили с помощью
подчиненных им агентов: тиунов, творивших
суд их именем, доводчиков, вызывавших
на суд, и праветчиков, чинивших исполнение
по судебным приговорам: доводчики некоторыми
своими функциями напоминают наших судебных
следователей, а праветчики - судебных
приставов. Тиуны, доводчики и праветчики
- не государственные чиновники: обыкновенно
это были дворовые люди, холопы наместников
и волостелей. Главною целью удельного
областного управления было извлечение
доходов из управляемого округа11.
В этом
смысле должность областного управителя
называлась кормлением: управитель кормился
на счет управляемых в буквальном смысле
этого слова. Содержание его состояло
из кормов и из пошлин. Кормы были въезжий,
единовременный, и ежегодные постоянные,
именно: рождественский, петровский и
в некоторых местах великоденский - "на
велик день". Въезжий корм вносили при
въезде управителя на кормление, при самом
вступлении его в должность: кормленщик
получал на въезд от горожан и сельских
людей, "что кто принесет". Кормы рождественский
и другие праздничные точно определялись
грамотами уставными, какие давались целым
округам, или жалованными - отдельным кормленщикам
на жалуемые им в кормление округа.
Эти кормы разверстывались по сохам. Соха
- податная единица. Подобные же кормы,
только в уменьшенных размерах, шли волостелям,
тиунам и прочим подчиненным агентам управления.
Таким образом, корм – это особый местный
сбор, взимавшийся в определенном постоянном
размере. Другим, не менее распространенным
источником дохода для кормленщиков были
пошлины. Пошлины были: 1) судебные, которые
составляли или известный процент (например,
10% с суммы иска), или противень против
исцова, т. е. пеню с виноватого, равнявшуюся
сумме самого иска; 2) таможенные - с продаваемых
товаров; 3) свадебные, взимавшиеся при
выдаче замуж обывательницы в пределах
округа или за его пределы: в первом случае
кормленщик получал свадебный убрус (платок),
во втором - выводную куницу (мех).
Наместничества
давались обыкновенно более знатным
служилым людям, боярам, волостельства
- людям менее родовитым из слуг вольных.
Не всем наместникам предоставлялась
одинаковая компетенция: были наместники
«с судом боярским» и «без боярского суда»;
первые решали дела по холопству (укрепление
и освобождение) и уголовные окончательно;
другие – обязаны были отсылать их к докладу
в Москву.
Кормление
– это не вознаграждение за правительственный
труд, а награда за службу придворную
и военную, какая лежала на служилом
человеке и отправлялась безвозмездно:
управление городом или волостью
не считалось службой. Кормления
отвечали господствовавшему тогда
натуральному хозяйству и служебному
положению служилых людей, как и
их общественным понятиям.
Главное
значение наместничьево управления заключалось
в приведении провинции в связь с государством,
а не во внутреннем управлении провинцией.
Для последней цели в каждом уезде была
своя выборная система органов самоуправления,
такая же как и в 1-м периоде: сотские и
старосты, которые, как правило, осуществляли
местное управление, именно управление,
а не получение кормов.
Можно
выделить три основных момента в
ходе начавшегося реформирования областного
управления:
- Усиление
законодательной регламентации. Подобная
регламентация осуществлялась посредством
принятия общеобязательных норм (Судебников)
и внесением изменений в содержание местных
Жалованных и Уставных грамот, которая
представляла собой подробный перечень
возможных доходов, кормов, пошлин (кормленщик,
наместник или волостель, получал при
назначении на кормление доходный, список,
своего рода таксу, подробно определявшую
его доходы, кормы и пошлины.). Как правило,
вводился запрет кормленщикам самим собирать
корма с населения (это поручалось старостам
и сотским). А также наметилась тенденция
к сокращению продолжительности сроков
кормлений.
- Установление
двустороннего надзора за действиями
областных кормленщиков. Эти меры
стесняли не только произвол, но и самый
объем власти кормленщика, изъяв
наиболее важные дела из их компетенции.
Средством этого ограничения
служил двойной надзор за их действиями,
шедший сверху и снизу (доклад и судные
мужи). Сверху: в продолжение XV и XVI вв. все
большее количество дел, прежде вершившихся
на месте, в области, идет от областных
кормленщиков на доклад в центральные
учреждения. Так доклад ограничивал власть
областных управителей. Во второй половине
XV в., по первому Судебнику, лишь некоторые
из наместников и волостелей обязаны были
посылать в столицу на доклад известные
дела о холопстве и важнейшие уголовные
- о разбое, душегубстве и татьбе с поличным.
По второму Судебнику, это ограничение
распространено на всех наместников и
волостелей. Точно так же с конца XV в. едва
ли не большая часть судных поземельных
дел решается в центре, а не в области.
Снизу: Судные мужи (бывшие сотские и старосты)
должны были наблюдать за правильностью
судопроизводства, охраняя правовой порядок,
местный юридический обычай от произвола
или неопытности кормленщиков, не знавших
или не хотевших знать местной правды.
- Поручение
местным мирам самостоятельного
ведения дела, которое неудовлетворительно
вели кормленщики, именно дела охраны
общественной безопасности.
В
XVI в. провинции уже почти срослись с государством,
а в самом государстве сознаётся потребность
в чисто государственном управлении. Таким
образом, были созданы учреждения специальных
органов самоуправления, наряду с наместниками
(губные учреждения), а затем произошла
полная отмена наместничьей власти и введено
общее земское самоуправление (земские
учреждения).
В
30-е годы XVI в. стали создаваться так
называемые губные органы, во главе с губными
старостами, которые избирались из дворян
и детей боярских. А их помощники - старосты
и "лучшие люди" - по постановлению
Судебника обязательно должны были участвовать
в наместничьем суде, что означало контроль
со стороны выборных от населения за деятельностью
наместников. Значение служилых людей
- дворян - поднималось и тем, что устанавливалась
неподсудность их суду наместников.
У губного старосты был свой аппарат, а
делопроизводством занимался дьяк. Также
при губном старосте стояли целовальники
(обычно 4). Все вместе они составляли губную
избу. В итоге, губная изба стала проводить
всю уголовную и тюремную политику.
В
1555-1556 гг. была проведена земская
реформа. В уездах и волостях, где
было помещичье землевладение, черносошные
и дворцовые крестьяне, а также
посадские люди получили право выбирать
старост и земских судей, целовальников.
В своей работе они опирались
на выборных от крестьянской общины –
сотских, десятских, пятидесятских.
Все
земские выборные избирались на неопределённый
срок, но могли быть переизбраны. Позже
введены ежегодные выборы. Земские
органы собирали подати, разбирали
гражданские и второстепенные уголовные
дела черносошных крестьян и посадских
людей.
Полномочия
земских властей, как правило, распространялось
на судебные, хозяйственные и финансово-налоговые
отношения. Объём их полномочий, в
какой-то степени, превышал компетенцию
наместников и боярского суда,
так как земские власти были в
праве неограниченно решать не только
дела холопские, но и дела, ведшие к
смертной казни.
Итак,
в России сложилась система государственных
учреждений в центре и на местах, для которых
уже были характерны некоторая бюрократизация,
иерархия учреждений и чинов, бумажное
делопроизводство, а также зачатки выборности
управленцев, но в самом низовом звене.
Также земская реформа была осуществлена
не на всей территории России, а лишь на
территории Русского Севера. На большей
части Московского государства реформа
не была осуществлена, а власть наместников
заменялась воеводским управлением, более
жёстко связанным с центральным управлением.
Считается,
что губная и земская реформы
являются шагом на пути централизации.
При этом, однако, не учитывается
тот факт, что власти на местах становились
выборными, а, следовательно, на местах
развивалось самоуправление.