Принятие христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:19, реферат

Описание работы

Христианство в Древней Руси существрвало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством.

Но, будучи распространено по всей Руси, языческое моровоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финов и попадали под влияние финских шаманов - "волхвов" и "кудесников", - то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомствос христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам.

Содержание

Введение
Глава I. Предпосылки принятия христианства
Глава II. Крещение Руси
Глава III. Православная церковь в первые века своего существования
1. Организационная структура церкви
2. Укрепление позиций церкви
3. Деятельность церковных судов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Принятие христианства-2.docx

— 47.64 Кб (Скачать)

Высшие церковные  власти —епископы и митрополит —могли быть выбраны только из среды монахов, которых в отличии от обычных  попов и дьяконов называли черным духовенством. На Руси не было проблемы кадров, потребности удовлетворялись  за счет духовенства, мигрировавшего из Моравии, Болгарии, захваченного в Корсуне, и сыновей тех священников, которые  начинали пропаганду христианства в  середине Х в. Кроме того. Древнерусское  государство с первых дней введения христианства начало специально готовить священников при открывающихся  церквах и монастырях, используя  методы коллективного и индивидуального  обучения. «Обеспеченность Руси духовенством подтверждается и летописью, где  под 1051 г. имеется запись, что у  Ярослава в Берестове «попы многы»(5). Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри.

Некоторые центральные  монастыри, вроде Киевско-Печерского (основанного в середине XI в.), стали  своего рода духовными академиями, куда охотно поступали сыновья крупных  вельмож .стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие  библиотеки; здесь велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние монастырские события, прославлялись  монахи —«подвижники», «отшельники», «молчальники».

Ко времени  Ярослава относится окончательной  оформление церкви как организации. При нем основывается митрополия в Киеве и при ней соборная церковь святой Софии, которая должна была стать центром новой церковной  организации. Эта сторона деятельности Ярослава не укрылась от глаз исследователей. Одни объясняют ее переходом из-под  власти болгарской архиепископов под власть константинопольского патриарха и вызванным этим переустройством церковного управления; другие отрицают вообще наличие митрополичьей кафедры в Киевской Руси до назначения Фоепеппа около 1037г. Как бы то ни было, окончательно как учреждение церковь сложилась только при Ярославе. Не случайно и то, что при нем был созван первый церковный собор в Киеве и сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства. Не случайно и то, что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в лице братьев самого князя, Бориса и Глеба. При нем же была сделана попытка если не канонизации, то по крайней мере беатификации его отца.

Укрепление  позиций церкви.

Могущество церкви основывалось прежде всего на ее быстро увеличивающихся материальных средствах. Еще князь Владимир Святославович  установил «десятину»—отчисление  десятой части княжеских доходов  в пользу церкви; этот же порядок  поддерживался и другими князьями. Церквам принадлежали крупные недвижимые имущества, многочисленные села, слободы  и даже целые города. Киевская Десятинная церковь владела городом Попонным, владимирский успенский собор —городом Гороховцом и т.д.

Опираясь на материальные богатства, церковь приобрела  большое влияние на экономическую  и политическую жизнь, на быт населения. Она стремилась выступать в качестве гаранта междукняжеских соглашений, закреплявшихся «крестным целованием», вмешивалась в ведение переговоров, причем ее представители нередко  выполняли роль послов. Впрочем, князья зачастую не питали никакого уважения к религиозным клятвам и к  самим церковным деятелям.

Церковь использовала различные способы для проповеди  православного вероучения и утверждения  своего авторитета. Не последнюю роль играло в этом отношении возведение храмов, архитектурные формы и  внутренняя роспись которых должны были символизировать «земной»и  «небесный»миры. С той же целью  религиозного воздействия на сознание людей совершались богослужения и обряды—в честь христианских праздников и «святых», по случаю крестин, бракосочетаний и похорон. В церквах служили  молебны о выздоровлении, о спасении от стихийных бедствий, о победе над врагами, произносили проповеди  и поучения. Церковные службы были своего рода театрализованными представлениями  и уже с XI века сопровождались стройным пением. Торжественная обстановка в  храме резко контрастировала  с тяжестью повседневной жизни и  быта народных масс и этим привлекала верующих. При помощи обязательной исповеди церковники проникали во внутренний мир людей, воздействовали на их психику  и поступки и в то же время выведывали сведения о всяких замыслах, направленных против церкви, господствующего класса и существующего общественного  строя.

Несмотря на то, что христианство в период феодальной раздробленности охватило уже значительную часть населения, даже среди феодальной знати проявлялись открытое пренебрежение  новой религией и неуважение к  ее служителям. Тем более сопротивлялись христианству в народе.

Церковные руководители активно старались упрочнить  позиции церкви. Киевский митрополит Иоанн II (1080—) в своих посланиях  и поучениях обрушивался на языческие  верования. Не в меньшей степени  его беспокоили и отступления  в сторону «латинства», грозившее  ослаблением византийского влияния  на Русь. Митрополит осудил даже выдачу замуж русских княжон за «латинских»правителей. Сильной опорой византийского влияния стал киевский Печерский монастырь. Среди монахов этого монастыря бал знаменитый Нестор, автор «Повести временных лет», живописец Алипий и другие видные представители культуры своего времени. Летописи, составлявшиеся в Печерском монастыре, проводили идею о том, что христианство пришло на Русь из Византии благодаря греческим церковникам. Князь Владимир Святославович изображался теперь уже не как инициатор крещения Руси, равный по заслугам Константину, а как князь-язычник, крестившийся под воздействием греческих миссионеров.

Церковь успешно  использовала феодальную раздробленность  Древней Руси для укрепления своих  позиций вширь и вглубь, сама превратилась в источник распространения христианства среди других народов. Одновременно шел процесс взаимопроникновения  отдельных элементов религиозной  идеологии и культа, что было результатом  широких многосторонних взаимосвязей Киевской Руси. Будучи равноправным членом мировой феодальной системы, чувствуя свои силы, древнерусской государство  не вмешивалось в религиозные  распри между христианскими центрами и даже после разделения церквей  поддерживало контакты со странными  распространения католицизма, что  трактовалось православным духовенством, как попытки перехода в другую веру.

Исследования  ученых в области средневековой  истории Запада и Востока раскрывают самые разнообразные связи. Сдерживающими  силами в их развитии было папство  и русский митрополит, готовые  предать проклятию всех, кто не обращал внимание на внутрихристианскую возню. Однако авторитет церкви на Руси был не настолько высок, чтобы  ограничить или прервать экономические  связи. Поэтому в Новгороде, Киеве, Полоцке, Смоленске, Ладоге, Переяславле  Существовали инославные храмы.

Еще одним свидетельством наличия объективных условий  для взаимопроникновения религиозных  идеологий являются династические  союзы и, как их следствие, приглашение  русских князей «на стол»в другие государства. Члены княжеских семей, переезжая в другие страны и въезжая  на Русь везли с собой священников, принадлежности культа, литературу, строили  домашние церкви. Хорошо известен династический  брак между Святополком Туровским  и польской княжной, привезшей на Русь епископа Рейнберна, которого некоторые  историки подозревают в пропаганде католицизма.

Деятельность  церковных судов.

При Владимире  церковь на себя брала не только духовные обязанности, но также ведала и мирскими делами, тесно соприкасающимися с интересами государства. С одной  стороны церкви была дана юрисдикция над всеми христианами, в состав которой входили дела семейные, дела о «нарушении святости и неприкасаемости  христианских храмов и символов», также  церковь имела право судить за вероотступничество, «оскорбление нравственного  чувства». Под попечение церкви было поставлено особое общество, выделившееся из христианской паствы, получившее название богадельных людей. «Оно состояло: 1)из духовенства белого и черного  с семействами первого, 2)из мирян, служивших церкви и удовлетворявшим  различным ее нуждам, каковы были врачи, повивальные бабки, просвирни... 3) из людей бесприютных и убогих,.. каковы были странники, нищие, слепые, вообще не способные к работе»(2). В ведомстве церкви находились также  монастыри, богадельни, больницы.

В 1019 г. на престол  вступает сын Владимира Ярослав  Мудрый. К этому времени церковь  уже окрепла в новой для  нее стране, и Ярослав решает продолжить дело, начатое его отцом, и разрабатывает указ, в котором он сохраняет подсудные церкви дела и, в отличии от его отца не общими чертами, а четко сформулированными тезисами описывает порядок судопроизводства со сложной системой наказаний. Эта система построена на четком различии между грехом и преступлением. «Грех ведает церковь, преступление—государство. Грех —не только нравственное преступление, нарушение божественного закона, но и сама мысль о деянии, которым грешник может причинить вред другому человеку или обществу. Преступление —деяние, которым одно лицо наносит материальный ущерб или нравственную обиду другому лицу»(2). На этих понятиях и построен церковно-судный порядок Ярослава. Все подсудные церкви дела он разделил на несколько категорий, предусматривавших различную меру наказаний.

Дела чисто  духовные, не связанные с нарушением мирских законов разбирались епископским судом без участия княжьего судьи. Сюда относились дела о нарушении церковных заповедей, такие как волхование, чародейство, не считал должным вмешиваться, т.к. считал их внутренними делами церкви. С делами «греховно-преступными»дело обстояло совсем иначе. Дела, в которых нарушение церковной заповеди сочеталось с причинением нравственного или материального вреда другому лицу или с нарушением общественного порядка разбирались княжеским судом с участием церковного. Княжеский суд назначал приговор преступнику, а митрополит получал небольшую денежную сумму на развитие церкви. К такому разряду относились дела об «умычке девиц, об оскорблении словом или делом, о самопроизвольном разводе мужа с женой по воле первого вез вины последней, о нарушении супружеской верности и т.п.»[2]. Обыкновенные противозаконные действия, совершенные как церковными людьми, так и мирянами рассматривались церковным судом, но по княжеским законам и обычаям. Князь оставлял за собой некоторое участие в суде над людьми церковного ведомства. Это участие было выражено в том, что наиболее тяжкие преступления, совершенные церковными людьми разбирались церковным судом при участии княжеского, с которым первый делился пенями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Влияние церкви на различные  стороны жизни  общества Древней  Руси.

Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, ликвидации «дофеодальной раздробленности», присущей Руси вплоть до конца Х в., когда  в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под эгидой Киева.

Христианство  сыграло исключительно крупную  роль в идеологическом обосновании  власти киевских князей. «С момента  крещения на князя «взирает... всемилостивое  око благого бога». Князя сажает на престол сам бог»(5).

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии оказало большое влияние  на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание  местных, племенных различий в отдельных  областях Руси и формирование древнерусской  народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также  способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться и  обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные  части Руси обособились друг от друга  или попали под власть иноземных  завоевателей.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская  культура обрела принципиально-новые  черты и особенности. Подобно  тому, как христианизация Руси явилась  фактором, заметно ускорившим складывание  единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания —как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могла не усилить и сознание единства происхождения славян и  славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с  древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники  древнерусской письменности. По этому  поводу высказался Нестор Летописец: «Бе  один язык словенеск... А словеньскый  язык и рускый одно есть»(4).

В то же время  в области культуры с принятием  христианства связаны и отдельные  негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского  времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть  утрачена, не попала на пергамент и  бумагу, определенная вина церковных  кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.

С принятием  христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась  в Киеве и других русских центрах  раньше, но вплоть до конца Х в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Информация о работе Принятие христианства на Руси