Причины и подготовка к заключению Берестейской унии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Целью исследования является выявление всех причин заключения Берестейской унии, какими способами она распространялась и к каким последствиям привела. Церковной унии, и Берестейской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события. Для написания данного реферата в основном использовался исторический очерк Николая Гайдука «Брестская уния 1596 года».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Причины и подготовка к заключению Берестейской унии……………...4
Заключение и реализация церковной унии………………………….…..13
Результаты и значение унии…………………………………………...…19
Заключение………………………………………………………………….……22
Список использованных источников……………………………………...……23

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

   Православные  монастыри обращались в униатство  с помощью административных решений, а непокорные игумены и монахи изгонялись. С особым ожесточением преследовались православные братства, у них отбирались святыни и школы, закрывались типографии, больные выбрасывались на улицу из больниц и приютов. С каждым днем усиливалась борьба против православных - их увольняли с занимаемых должностей, лишали права торговать и заниматься ремеслом, оскорбляли и били на улицах.

   Каждый  православный в Речи Посполитой чувствовал себя в опасности. Верными религии  предков остались только стойкие  и мужественные. Поддающиеся на уговоры, колеблющиеся и пугливые, те, кто  боялся потерять свои владения, имущество, особенно украинские и белорусские магнаты, зажиточные бояре и мещане отрекались от веры своих предков и переходили в католичество.

   Православным  священникам запрещалось под  угрозой смерти появляться в местах, где находились церкви, их лишили права  совершать богослужения, таинства, служить панихиды. Были запрещены похоронные процессии для православных, по улицам городов и деревень покойников приказывали вывозить ночью через ворота. Православные пытались далеко за городом или деревней, в поле или в лесу, строить временные часовенки, чтобы в них можно было молиться. Но и там на них нападали группы униатов-фанатиков и католиков, они избивали и разгоняли людей, разрушали часовни.

   Не  только православные, но и все просвещенные граждане Речи Посполитой отдавали себе отчет в том, что уния угрожает государству. В 1598 году дело дошло до сотрудничества православных и протестантов, целью которого была общая борьба за религиозную терпимость в стране. Об этом узнал униатский митрополит Потей и сразу же забил тревогу: нашелся повод объявить, что уния находится в опасности. Он просил короля католиков о помощи. Ему не пришлось долго ждать помощи со стороны братьев-католиков. Сигизмунд III тут же передал всю власть над Православной Церковью Потею и подтвердил право униатов на все отобранное у православных имущество. Он также запретил православному братству строить в Вильне новые храмы и тем самым разрешил врагам Православия начать самые жестокие гонения.

   Только  после 22 лет преследований, которые  можно сравнить лишь с гонениями на христиан во времена Нерона, после неудавшегося польско-католического нашествия на Москву террор несколько утих, но ненадолго.

   Из  всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы: в конце 1596 в Бресте был созван собор для окончательного решения вопроса об унии. В нем участвовали экзархи патриархов константинопольского и александрийского, много епископов, духовенства и мирян с обеих сторон, православной и униатской. Целью Берестейской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний Русского царя на земли Юго-Западной Руси. Заключение Берестейской унии привело впоследствии к созданию Украинской грекокатолической церкви, вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов. Уния распространялась путем проповеди и путем насилия, постоянно переплетавшимися между собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Результаты и значение унии 

  Царившее  в Речи Посполитой духовное и физическое угнетение довело православных белорусов  и украинцев до отчаяния. Одни бросали  все имущество и спасались  бегством в православное Московское государство, другие восставали, третьи уходили в степи между Доном и Днестром, на пограничье Речи Посполитой и Турции и там становились вольным народом - казаками. Давление на православных возрастало, и в январе 1648г. на Украине разгорелось всенародное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. За несколько месяцев восстание охватило почти всю Украину и половину Беларуси. Восстало также Подлесье, особенно резко выступило православное население в окрестностях Дрогичина, Мельника, Брянска.

  Новый король направлял против повстанцев одну армию за другой. Но восставшие громили их под Желтыми Водами, Корсунью, Пилявцами и неудержимо двигались на запад, на Варшаву. Польские крестьяне и беднота приветствовали их почти как избавителей. Смертельно напуганный король, обеспокоенное правительство, устрашенное униатское и католическое духовенство, - все начали искать возможности договориться с этой православной «чернью», которую несколько месяцев назад собирались «забить нагайками»[1, гл. XVI].

  Хмельницкий выдвинул жесткие условия, чтобы  памяти и следа унии не было. Первоначально, в панике, было обещано выполнить все условия, выдвинутые казаками. Однако по мере того, как восстание угасало, обещания забывались, и православные повстанцы снова преследовались огнем и мечем. Это вынудило их искать помощи у московского монарха. В результате долгой изнурительной войны с Московским государством и шведами Речь Посполитая потеряла значительную часть белорусских земель, всю левобережную Украину вместе с Киевом, а также около миллиона убитых и умерших от болезней за время войны. Такую страшную цену Речь Посполитая заплатила за католический фанатизм, прозелитизм и презрение к православным. Но эти потери ничему не научили польскую правящую элиту. После войны она снова вернулась к прежней практике. Приверженцы некатолических вероисповеданий изгонялись с родных мест в Речи Посполитой. На границе государства без суда и следствия убивали монахов и путников, которые возвращались из Константинополя, св. горы Афон, Святой Земли или святых мест в Московском государстве. Это политические результаты заключения Берестейской унии.

  Что касается разрушительных результатов, то униатское  духовенство, занятое истреблением Православия, не слишком заботилось о своей душеспасительной деятельности, имуществе своих храмов и монастырей. Униаты строили немного, они увеличивали свое имущество главным образом за счет присвоения собственности Православной Церкви. Их деятельность раз и навсегда была определена римской курией - всеми способами истреблять Православие, а исповедующих его принуждать переходить под власть папы римского. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что приверженцы униатской конфессии относились к своей вере не слишком серьезно, считали ее искусственной, неполноценной, почти холопской. Поэтому некоторые униаты стремились к полному соединению: одни - с католической, другие - с Православной Церковью. Разрастание этой второй группы обеспокоило римскую курию, и по ее инициативе в 1720г. в Замостье был созван униатский собор. Решался один единственный вопрос - как очистить унию от всевозможных остатков православных традиций в догматике, литургике, книгоиздании и внедрить чисто католические традиции, обрядность, издать новую, полностью католическую богослужебную литературу.

  Вскоре  вышло распоряжение молиться только по-польски, петь только польские религиозные песни; священникам было приказано разговаривать с верующими только по-польски. Униатские священники должны были вести себя и одеваться так же, как и католические. Приходы бунтовали, противились этим новшествам или вообще их отвергали. Среди униатских священников стали появляться противники новой политики.

  В 1732г. было принято решение, согласно которому лица иного, нежели католическое, вероисповедания, т.е. православные, протестанты, иудеи  лишаются избирательного права. Иноверцам было запрещено проводить собрания, добиваться справедливости в судах. Православным и другим христианам некатолического вероисповедания было отказано в возможности открыто хоронить покойников. Их вынуждены были хоронить ночью. Дети от смешанных браков должны были принадлежать католической Церкви. Даже сводные дети отчима или мачехи вынуждались к принятию католичества.

  В 1764г. сейм принял постановление о смертной казни для всех, кто отступит от католицизма (унии). В это же самое  время папа отпустил на сто лет вперед грехи преступникам, осужденным за преследование и даже убийство некатоликов. Естественно, такая политика угрожала самому существованию Речи Посполитой.

  Наперекор преследованиям со стороны католиков  и совершенно уже латинизированных униатов Православная Церковь жила и держалась благодаря стараниям простых людей, священников, и таких иерархов как Климент Тризна, Сильвестр Волчанский, Серапион, Сильвестр, князья Четвертинские, Арсений Берло, Иосиф и Иероним Волочанские, Георгий Конисский, Виктор Садковский и другие. Большинство отдавало все силы, а иногда и жизнь, защищая доброе имя Церкви и ее верующих. Примером тому был благословенный Георгий Конисский, который посвятил свою жизнь защите Православия. Неустанно нес он свет предкам современных белорусов и украинцев, будил в них память о родной стародавней Православной вере. Его деятельность наносила тяжелый удар унии и развенчивала ее фальшивых пророков.

  Итак, хоть определенная часть белорусско-украинского  общества и поддержала идею унии, его  большинство, в первую очередь православное, ее отвергла. Несмотря на то, что уния имела довольно существенные и органичные духовно-культурные корни в жизни белорусского и украинского народов, ее брестский вариант, который готовился в тайне от широкого общества, имел ярко выраженную политическую окраску. Он, по существу, предусматривал исчезновение православия как самостоятельного религиозного вероисповедания в пределах Речи Посполитой, разрыв традиционных духовно-культурных связей. Он предусматривал декретивное, административно-командное введение унии, которое в ситуации отказа большей части общества ее принять превращалось в принуждение, насилие и чуть не привело к гражданской войне.

  Судьба  унии, возможно, стала бы более удачной, если бы были соблюдены два условия. Первое – уния реализовывалась постепенно и добровольно, без дискриминации и принуждения, в связи с чем этот процесс необходимо было растянуть на несколько столетий. Второе – униатство должно было стать вероисповеданием не только демократических пластов, но и белорусских и украинских магнатов и шляхты, тогда бы оно стало вероисповеданием национальным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  История религиозно-церковной унии на отечественной  почве не начиналась со знаменитого  Брестского собора, который произошел  в октябре 1596 года. Ее истоки восходят к XIII – XIV векам, началу создания белорусско-литовско-украинского государства – Великого Княжества Литовского. Именно в этот период перед народами ВКЛ и их лидерами встают две глобальные задачи: укрепление политической и сохранение духовно-культурной независимости. В свете этих задач и рассматривается насыщенная и драматичная история отечественной религиозно-церковной жизни.

  Польское  правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

  Многолетний драматичный опыт реализации идеи церковной унии много чему учит. В первую очередь, что нельзя ломать «через колено» веками сложившуюся историческую жизнь народа, его традиции, ценности; что путь к общественному согласию нации, государства, человечества лежит через взаимную терпимость, уважение к иноверству и инакомыслию, через свободный и добровольный выбор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Гайдук, Н. Подготовка и заключение унии / Н. Гайдук // Брестская уния 1596 года [Электронный вариант]. – 1996. – Режим доступа: http://www. antipapism.kiev.ua/index.php
  2. Падокшын С. А. Унія. Дзяржаўнасць. Культура: ( філас.-гіст.аналіз) / С.А. Падокшын; рэд. А.С. Майхровіч.- Мінск: Бел. Навука, 1998.
  3. Белоруссия в эпоху феодализма : сборник документов и материалов. В 3 т. Т. 1. С древнейших времен до середины XVII века / Академия наук Белорусской ССР, Институт истории Академии наук Белорусской ССР, Архивное управление МВД Белорусской ССР. – Минск : Издательство Академии наук БССР, 1959. – 516 с.

Информация о работе Причины и подготовка к заключению Берестейской унии