Причины и подготовка к заключению Берестейской унии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Целью исследования является выявление всех причин заключения Берестейской унии, какими способами она распространялась и к каким последствиям привела. Церковной унии, и Берестейской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события. Для написания данного реферата в основном использовался исторический очерк Николая Гайдука «Брестская уния 1596 года».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Причины и подготовка к заключению Берестейской унии……………...4
Заключение и реализация церковной унии………………………….…..13
Результаты и значение унии…………………………………………...…19
Заключение………………………………………………………………….……22
Список использованных источников……………………………………...……23

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

   Чтобы окончательно дискредитировать православную веру и Церковь и оправдать  свои захватнические действия, Римско-католическая Церковь в Польше и Великом  Княжестве Литовском развернула широкую агитационную кампанию. Настойчивые атаки в письмах Бенедикта Хербста – «Сентенции веры Римско-католической Церкви и история подчинения Греческой для единения», Петра Скарги – «О руководстве и единстве Церкви Божией под одним пастырем и о греческом от этого единства отступлении» и другие тому примером. Этому идеологическому наступлению давали должный отпор православные публицисты, в том числе Мелетий Смотрицкий в «Ключе от Царствия Небесного» и Василий Острожский в своем труде «Об одной вере». Несмотря на попытки сопротивления нажим нарастал[1, гл. VI].

   Король  Стефан Баторий в отвоеванном  у царских войск Полоцке в 1579 г. закрыл восемь православных церквей  и семь монастырей, изгнав из них  многочисленных священнослужителей и несколько сотен монахов, а потом отдал все эти церкви и монастыри иезуитам для поддержания основанных им костела и коллегии. Коллегия должна была воспитывать среди молодых людей отступников от веры «схизматиков» и искоренять Православие. Так же поступал его преемник, выученик иезуитов король Сигизмунд III Ваза.

    В  Польше и Литве существовало  право патроната. Правда, оно давало  отдельным лицам, как, напр., князю  К.К. Острожскому, возможность оказывать существенную поддержку православной церкви в борьбе ее с католичеством; но в то же время патронат, предоставляя мирянам право вмешиваться в дела церкви, открывал широкий простор произволу и насилиям, как это и было в Литве в период насаждения унии. Патронат в западнорусской церкви получил особенно широкое и своеобразное развитие. Он принадлежал не только отдельным лицам, отдельным родам, но и городским общинам, которые группировались для этого в церковные братства. Из них видное место заняли православные братства львовское в Галиции, виленское в Литве и богоявленское в Киеве.

   Описанные выше обстоятельства неумолимо должны были бы привести к массированной  атаке католицизма на Православие, но, вероятно, в достаточно отдаленном будущем. А пока в 1588г. на восточные  земли прибыл Константинопольский  патриарх Иеремия II и возвел московского митрополита Иова в сан патриарха. Иеремия II посетил Супрасльскую Лавру. Это сильно обеспокоило польские светские власти и католических иерархов. Всячески дискриминированная ими Православная Церковь заметно укреплялась, благодаря всесторонней поддержке Патриарха и движению светских христианских братств, защищающих Православие. А образование Московского Патриархата еще больше упрочило авторитет Московского государства как самого близкого и единственного защитника Православной Веры.

   Решения патриарха, связанные с неканоническими поступками некоторых духовных лиц, а также небывалое возвышение роли братского движения в жизни Церкви вызвали беспокойство тех православных иерархов, которые боялись потерять свой авторитет и положение. Эту ситуацию тут же использовали враги православия, подсунув иерархам идею унии, которая освободила бы их от власти патриархии и общественного контроля братств. У каждого из них на совести были серьезные проступки, а у некоторых и преступления. Поэтому православные епископы ухватились за спасительную для них идею унии.

   Следует добавить, что мысль о сближении  и даже об объединении православной и Римско-католической Церквей на основе полнейшего равенства, без изменения  основ веры, литургии и обрядности, не была чужда выдающимся церковным деятелям той эпохи, в частности Константину (Василию) Острожскому, поскольку оно означало прекращение постоянно возбуждающей общество, а поэтому вредной для Речи Посполитой и обеих конфессий взаимной борьбы; также имелось в виду поднятие престижа и чести Церкви и православного духовенства.

   Обобщив, можно сделать следующие выводы: для дальнейшего укрепления Речи Посполитой, как считали польские власти и католические круги, было необходимо объединить православных украинцев и белорусов с поляками-католиками. Православные епископы также выступали за объединение церквей, но при этом интересы православных и католических иерархов, равно как и их видение роли и положения будущей униатской церкви, были совершенно разными. Для православных епископов основными причинами заключения унии были: а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства; б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой; в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля; г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть. Католические священники и польская шляхта рассматривали унию как: а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель; б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия; в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Заключение и реализация церковной унии 

   Вскоре  после отъезда патриарха новый  экзарх, епископ Луцкий Кирилл Терлецкий, в большой тайне от верующих и  низшего духовенства начал интенсивные действия, направленные на осуществление унии. Уже в июне 1590г. он завоевал благосклонность самого митрополита, а четырех из семи властвующих епископов склонил подписать первую декларацию о согласии. В то же время пламенный сторонник подчинения православной Церкви римско-католической П.Скарга утверждал, что обязанностью христианского короля является забота о единстве Речи Посполитой, из чего следует необходимость единства Церкви, без которой не только никто не может получить спасения, но не продержится долго и единство Речи Посполитой.

   Сигизмунд III Ваза до сих пор не выступал открыто  в поддержку унии, чтобы не раздражать православное дворянство, поскольку  заискивал перед ним, ища поддержки  в преодолении кризиса своей власти. Укрепившись на троне благодаря этой поддержке, он в 1592г. открыто выразил свое отношение к унии, а также обещал ее сторонникам защитить их и уравнять в правах с католическим духовенством.

Это заявление  удвоило старания Терлецкого и его помощника епископа брестского и владимирского Ипатия Потея по привлечению новых сторонников и разработке условий, на которых должно было наступить присоединение Церкви Православной к Церкви Римско-католической. В 1594г. были уже готовы так называемые «сокальские» положения (сформулированные на тайном съезде в Сокале), определяющие по пунктам условия вступления в унию, из содержания которых вытекает, что семь из них касались личных привилегий православной иерархии и только три - церковных прав.

   Переговоры с представителями римской курии, польского епископата и короля быстро продвигались вперед. Одновременно расширялся круг сторонников унии: были охвачены не только все православные епископы, но и большая часть архимандритов и игуменов. Проект унии, а также все другие документы, адресованные папе и королю, были разработаны в деталях. Православная иерархия подписала их на синоде 12 июня 1595г. Епископы Терлецкий и Потей были названы полномочными представителями, задачей которых было представить папе решение православной Церкви Речи Посполитой подчиниться Риму.

   Тем временем все то, что хранилось в строжайшей тайне, стало, стараниями епископа Потея  и митрополита Рогозы, явным. Измена иерархов и проект унии вызвали у  православной общественности возмущение. Против унии, уничижающей Православие, особенно резко выступил видный церковный деятель и самоотверженный защитник Церкви Православной, князь Константин (Василий) Острожский. Благодаря его стараниям  от униатов отошел епископ львовский Гедеон Балабан, он провозгласил свой публичный протест против унии. К львовскому владыке, присоединился епископ Михаил Копыстенский, который пожелал, чтобы вопросами унии занялся Собор с участием всего духовенства, братств и дворянства. Вместе с обоими иерархами и князем-сенатором выступили архимандриты и игумены ряда монастырей, многочисленные представители старых княжеских родов, бояр и простого люда.

   Православное  общество во главе с князем-сенатором К. Острожским, воеводами Александром Острожским и Федором Скумином-Тышкевичем требовало от короля созвать всеобщий Собор, чтобы решить вопрос с унией. Созвать Собор просили короля также униатские епископы, питая надежду, что их отступничество от веры отцов завоюет расположение общества. Однако Сигизмунд III Ваза под нажимом своих советников, особенно иезуитов, не созвал Собор и оправдал свое решение тем, что вопросы веры должны решать иерархи, а не простой люд.

   Православные  иерархи предали свою Церковь и полностью подчинились Римско-католической. Следовательно король считал себя обязанным оберегать унию, а не оставлять ее под вопросом. И чтобы никто не усомнился в искренности их униатских стремлений и подлинности их собственноручных подписей под униатскими актами, иерархи-отступники от Православия спешно съехались в Луцк и 27 августа 1595 года подписали заявление о том, что приняли унию.

   Таким образом отступники не оставили даже тени сомнения в том, что касалось полной добровольности своей измены вере отцов. Они сожгли за собой все  мосты, ведущие к согласию, и объявили беспощадный крестовый поход против православных.

   В Кракове  король Сигизмунд III Ваза и оба великих  канцлера, польский Ян Замойский и  литовский Лев Сапега, еще раз  тщательно проанализировали условия  унии, убирая все, что было невыгодно  для Римско-католической Церкви и  польского правительства. Они же вскоре приказали Потею и Терлецкому готовиться в дорогу. Король распорядился, чтобы посольский кортеж был внушительным и своим видом не ронял чести католического королевства.

   За  два дня до того, как в Рим  отправился необычайно величественный кортеж во главе с Потеем и Терлецким. Потея и Терлецкого с многочисленной свитой приняли в Риме чрезвычайно сердечно и торжественно. А 23 декабря 1595 года папа и высшие чины курии были готовы торжественно праздновать усмирение «схизматиков».

   Церемония происходила в большом зале для  аудиенций. Папа Климент VIII в торжественном  облачении восседал на троне в окружении 33 кардиналов. Два распорядителя церемонии ввели Потея и Терлецкого, которые приблизились к трону и упали на колени. Далее они рассказали о цели своего приезда и, подав Клименту VIII привезенные документы, ожидали ответ.

  Тем временем папа приказал прочитать вслух врученные  ему документы. Виленский каноник  Евстафий Воллович огласил оригиналы, написанные на официальном старобелорусском языке, потом папский секретарь прочитал их латинские переводы. После этого секретарь обратился к прибывшим: „Мудро и богобоязненно поступили вы и ваш богобоязненный митрополит с епископами, когда возжаждали объединения с Католической Церковью, вне которой нет спасения. И из таких отдаленных стран прибыли вы сюда, чтобы подчиниться истинному наследнику святого Петра, истинному наместнику Христа на земле и, отвергнув былые ошибки в вере, принять от него чистую, неискаженную веру."[1, гл. VII]. В ответ Потей и Терлецкий, стоя на коленях, приняли присягу от имени епископата и всего народа.

   Все это  свидетельствовало о том, что  Потей и Терлецкий приняли  католичество, а слово «уния» было только листком, скрывающим этот факт. После принесения присяги оба епископа - теперь уже католики - снова пали ниц перед папой и поцеловали его туфлю. Климент VIII произнес над ними несколько прочувствованных слов, сказав, что принимает их в лоно Римско-католической Церкви, а также всех отсутствующих: митрополита, епископов, духовенство и весь народ. По его распоряжению кардинал и инквизитор сняли с обоих все проклятия и дали отпущение всех грехов. Церемония подошла к концу, и папа покинул зал. Только через месяц, 21 января 1596 года папа Климент VIII подписал конституцию об унии. В ней подробно были расписаны правила, обязательные для униатов.

   В первых числах февраля 1595г. Потей и Терлецкий  вместе со своей свитой выехали из Рима. К сожалению, они везли в  родной край не христианское единство, не благословленный Богом мир, но агрессивное третье вероисповедание, целью которого была победа над православием.

   Король, католические иерархи, униаты и иезуиты  торжествовали, отправляли благодарственные богослужения в церквах. Но они поторопились, потому что на варшавском всеобщем сейме в марте - мае 1596г. послы, избранные на земских сеймах, собрали протесты, в которых требовали, чтобы король лишил звания епископов Потея и Терлецкого. А сенатор князь Острожский требовал предать их суду за государственную измену. Подобные протесты прислали и города. Но король ответил на это репрессиями, а католические священники усилили пропаганду в защиту унии.

   На  Украине в ответ на эту духовную агрессию снова разгорелось несколько  притихшее восстание, во главе которого стоял Северин Наливайко. Отряды повстанцев состояли из православного украинского и белорусского крестьянства, мещанства, мелкого дворянства. Они взялись за оружие, чтобы, прежде всего, защитить свою веру в ответ на преследования со стороны католических священников и шляхты. Против повстанцев король отправил вооруженную армию гетмана Жолкевского. Его воины усмиряли белорусские и украинские деревни и городки в Среднем Приднепровье. Повстанцы и население отчаянно защищались, но предатели выдали руководителей восстания. В Варшаве на Замковой площади им отрубили головы, а Наливайко сожгли живьем 7 июля 1596г.

   Когда восстание было подавлено, король по рекомендации папы 14 июня 1596г. огласил  универсал об объединении Православной и католической Церквей.

   Униатская иерархия и католический клир с помощью иезуитов набросились на православные храмы, священников и монахов. Инициатор унии, Кирилл Терлецкий во главе своего собственного отряда напал на Жидиченский монастырь и полностью разграбил его. Он подверг монахов жестоким пыткам, а потом изгнал их из монастыря. С особой изощренностью преследовал православных Ипатий Потей. Он устраивал настоящую охоту на православных священников, бросал их в тюрьму, приказывал сбривать им бороды, отбирал приходы, издевался над ними, а особенно упорных в православной вере сдавал как бунтовщиков светским властям, которые кроваво расправлялись с ними.

Информация о работе Причины и подготовка к заключению Берестейской унии