Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:23, реферат
Целью исследования является выявление всех причин заключения Берестейской унии, какими способами она распространялась и к каким последствиям привела. Церковной унии, и Берестейской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события. Для написания данного реферата в основном использовался исторический очерк Николая Гайдука «Брестская уния 1596 года».
Введение…………………………………………………………………………...3
Причины и подготовка к заключению Берестейской унии……………...4
Заключение и реализация церковной унии………………………….…..13
Результаты и значение унии…………………………………………...…19
Заключение………………………………………………………………….……22
Список использованных источников……………………………………...……23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………...……
ВВЕДЕНИЕ
История
униатского религиозно-церковного движения
в восточно-европейском
В конце II в. римский епископ Виктор I угрожал расколом, если христиане не примут, как обязательную для всех, установленную им дату празднования Воскресения Господня. Существенным фактом, подчеркивающим значение римского епископа, было то, что в Риме находилась единственная на Западе кафедра, основанная апостолом. На Востоке подобных кафедр было много. Апостольские кафедры пользовались в древние времена особым авторитетом. С окончанием I в. прекратился обычай, в соответствии с которым младшие или основанные позже Церкви обращались к Церквам старшим, особенно к основанным апостолами, с просьбой решить проблемы, возникающие в их жизни. Это была повсеместная практика, применяемая особенно в случаях догматических споров. На Востоке такая практика никогда не означала подчинения одной поместной Церкви другой. Это было тесно связано с непрерывной евхаристической памятью о том, что в каждой Церкви присутствует весь Христос. Несколько иначе строилась практика Западной Церкви ввиду того, что Рим был единственной «Апостольской столицей» на Западе. В связи с политическим хаосом и уничтожением государственных структур Римской империи возросло значение римского епископа не только в качестве религиозного авторитета, но и как свидетеля былого величия Рима. В результате многие римские епископы считались истинными властителями душ жителей Римской империи. Особенности природных, культурных и политических условий жизни, а также амбициозные претензии римских епископов привели к разделению Восточной и Западной Церквей.
На протяжении почти тысячелетия Восточная империя и ее столица Константинополь являлись сердцем, мозгом, защитой христианства перед лицом ислама. И вот 12 апреля 1204г. вооруженные орды крестоносцев из Германии, Венгрии, Франции, Англии, Италии и других католических стран ворвались в Константинополь, разрушили великие памятники культуры - то, что было написано, создано, сохранено, накоплено в качестве сокровищ христианской культуры. Во имя Бога крестоносцы убивали православное духовенство, монахов и монахинь, насиловали женщин, убивали стариков и детей - город истекал слезами и кровью. Пьяные крестоносцы с блудницами предавались разврату в разграбленном Соборе Святой Софии. В церковь приводили коней, мулов и нагружали их драгоценностями, содранными со святынь[1, гл. I].
Папа Иннокентий III (1198-1216) счел захват территорий Византийской империи прекрасной возможностью окончательной расправы с православием, полной латинизации оккупированных византийских земель, а также их полного духовного и административного подчинения Риму. От каждого из православных иерархов папа потребовал подтвердить верность и послушание ему лично и его преемникам. На всей территории, оккупированной приверженцами латинской веры, возрастала враждебность к захватчикам. В отместку папский легат приказал закрыть все церкви и бросить в темницы православных священников и монахов. Таким образом, православные бывшей Византии были вынуждены начать продолжавшуюся почти полвека борьбу не только против унии, но и за свободу своей Отчизны.
Свою деятельность, направленную против других христианских Церквей, папа Иннокентий III не ограничил Византией и Малой Азией. Папа был убежден, что пришло время уничтожить «схизматиков» (т.е. православных) во всем современном мире. Вот почему он направил иерархам Православной Церкви на Руси специальное послание, в котором пожелал, чтобы они добровольно перешли в католичество, делая тем самым прозрачный намек на судьбу православия в Византии[1, гл. II]. В 1246г. папа Иннокентий IV вступил в общение с татарами, которые к тому времени завоевали восточную и среднюю Европу, пытаясь склонить их к принятию католичества. Когда эта миссия полностью провалилась, папство предприняло переговоры с галицко-волынским князем Даниилом Романовичем, предложив организовать крестовый поход западно-европейского рыцарства против татар, за что князь подчинится римской курии. Несмотря на поражение, Рим не оставлял своих намерений и около 1253 года снова предложил князю Даниилу корону. Даниил принял в Дрогичине на Полесье корону галицко-волынского короля из рук папского легата Опизо и провозгласил декларацию о признании им, князем Даниилом, верховной власти папы. Однако через несколько лет, когда обещанный крестовый поход против татарских захватчиков так и не состоялся, новоиспеченный король изгнал католическую миссию во главе с епископом Альбертом и разорвал все связи с Римом. Бесполезным с точки зрения Рима был политический результат коронации великого князя литовского Миндовга в 1253 году в Новогрудке. Ничем закончились усиленные попытки папской дипломатии обратить в католичество князя Великого Новгорода, защитника Отечества от набегов шведов и крестоносцев, народного героя Руси Александра Невского, канонизированного Православной Церковью.
В 1261 император Михаил VIII Палеолог разгромил крестоносцев и возродил Византийскую империю, но угроза крестовых походов не исчезла. Стремясь уберечь молодое и слабое государство от повторного разрушения, император вопреки воле православного духовенства и верующих согласился признать превосходство Рима и в 1274 году подписал унию на соборе в Лионе. Несмотря на старания и предпринятые репрессии, Михаилу не удалось претворить унию в жизнь. Таким же результатом закончились попытки подчинения Православной Церкви Риму при помощи унии, заключенной в 1439г. во Флоренции императором Иоанном VIII Палеологом. Император подписал ее охотно, а большинство православных иерархов - с большими сомнениями, хотя все надеялись, что Запад предпримет крестовый поход против турок, которые в то время стояли под стенами Константинополя, угрожая Византийской империи смертельной опасностью. Уния не была оглашена публично по причине чрезвычайно враждебного отношения к ней большинства населения. Как и следовало ожидать, никакой помощи от Запада осажденный Константинополь не получил. 29 мая 1453 г. турки захватили город и подобно крестоносцам осквернили собор св. Софии и другие святыни. При защите города погиб последний византийский император Константин XI. Погибла империя, но Православная Церковь продолжала существовать и оказалась долговечней чем Второй Рим, как называли Константинополь.
Флорентийская уния отозвалась громким эхом на восточно-славянских землях - ею были увенчаны 50 лет попыток латинизации белорусских, украинских и литовских земель. Начало этим попыткам положила династическая уния в Креве (1385г.): православный великий князь литовский Яков Ягайло за женитьбу на польской королеве Ядвиге и приглашение на трон польского короля заплатил принятием католичества им самим, крещением литовцев-язычников и распространением католичества среди своих православных подданных. Сначала он крестил язычников-литовцев, а потом под нажимом польской церковной иерархии и папской курии начал силой обращать в католичество православных.
Первыми католическими священниками в Великом Княжестве Литовском были исключительно польские князья, привлеченные большими материальными благами и соблазнами папской курии. Вот почему белорусы, украинцы и русские восприняли католичество как польскую веру. Любое сопротивление католицизации приобретало форму освободительной борьбы против польских захватчиков, являлось защитой родной православной веры и свободы Отечества. Сопротивление католицизации привело к кровавой гражданской войне, продолжавшейся 10 лет, поводом для которой послужило династическое соперничество между Кейстутовичами и Ольгердовичами. В ней приняли активное участие крестоносцы и поляки, что еще больше усугубило враждебность православных по отношению к католичеству. Враждебность эта была глубокой и сильной, поскольку Ягайло и его двоюродный брат Витовт неустанно предпринимали все возможные действия по обращению православных в католиков.
В 1458 г. униатский патриарх Григорий Мамма, изгнанный из Константинополя за принятие унии и осевший в Риме, посадил на престол митрополита Киевского и Всея Руси некоего Григория Болгарина, ученика митрополита Исидора. Папа утвердил это назначение и вместе с патриархом снабдил Григория Болгарина рекомендательными письмами к польскому королю и великому князю литовскому Казимиру Ягеллончику, послав его в Вильно с миссией обращения православных. В письме к Казимиру Пий II сообщил, что освобождает всех православных из-под духовной власти митрополита московского Ионы и передает их под власть Григория. Одновременно он отдает распоряжение не пускать Иону и его людей в Речь Посполитую. А всех православных иерархов и народ король должен склонить к послушанию Григорию.
Казимир Ягеллончик был ревностным католиком и скрупулезно выполнял рекомендации своего духовного отца. По всей стране начались преследования православных. Эта травля породила у православных верующих других стран мрачные ожидания репрессий, подобных тем, которые осуществлялись против православных в недавно захваченном турками Константинополе. На защиту преследуемых в государстве Казимира Ягеллончика встал московский князь Василий, но в ответ на его послания король цинично предложил ему убрать престарелого митрополита Иону и отдать своих подданных под духовное попечительство Григория. Несмотря на то, что террор против православных в государстве Ягеллончика усиливался, их сопротивление не удалось сломить ни католическому королю, ни униатскому владыке.
Александр Ягеллончик вместе с виленским архиепископом Войтехом Табором и канцлером Иваном Сапегой после таинственной смерти православию митрополита Макария в 1497г. посадили на его место епископа смоленского Иосифа Болгариновича. Они ввели в заблуждение Константинопольских патриархов Нифонта и Иоакима и получили их благословения для митрополита-униата. Хотя Иосиф удерживал епископский жезл не более четырех лет, он успел совершить немало зла в отношении православных в Великом Княжестве Литовском.
Нажим на православных, в особенности на православную аристократию, с тем, чтобы та отступила от веры своих предков, был так силен, что многие княжеские роды покинули страну и поселились в Великом Княжестве Московском.
Результаты преследования православных оказались плачевными для Великого Княжества Литовского, поскольку оно в глазах не только православных, но и всего мира устойчиво вошло в число стран, не отличавшихся веротерпимостью и согласных с агрессивным намерением Католической Церкви отдать православных под власть Рима. Это стало одной из причин того, что Великое Княжество Московское начало трагические для Великого Княжества Литовского и Польского Королевства войны. Эти преследования также способствовали тому, что московский царь стал рассматриваться в качестве единственного защитника Православия. С этого времени все военные действия Польши и Великого Княжества Литовского, а позже и Речи Посполитой воспринимались, как инспирированная Римом католическая агрессия.
Истинные причины Берестейской унии следует искать не в последних десятилетиях XVI века, а в продолжавшихся многие десятилетия попытках папской курии подчинить себе Православную Церковь.
Осуществлению подобных попыток способствовал ряд событий. Важнейшие из них - государственные унии Польши и Великого Княжества Литовского: Кревская (1385г.), Виленско-Радомская (1401г.), Городельская (1413г.), Гродненская (1432г.), Мельницкая (1501г.), Люблинская (1569г.), которые фактически ознаменовали очередные этапы попадания Великого Княжества Литовского в зависимость от Польской Короны.
Польская экспансия сопровождалась неустанным стремлением папской курии подчинить своей власти Православную Церковь. Для уничтожение инако- верующих, особенно «схизматиков» (т.е. православных) папа Павел III в 1540 году призвал орден , «Наисвятейшего Сердца Иисусова», т.е. иезуитов[1, гл. VI]. Они появились в Польше в 1564 г. и сразу же приступили к тщательно обдуманной, долговременной, систематической, разносторонней и интенсивной деятельности. Они стремились подчинить себе правящую элиту во главе с королем, а через образование и науки - все общество. И достигли намеченной цели: король Сигизмунд III Ваза и его приближенные полностью оказались духовно закрепощены иезуитами. Иезуиты оживили идею унии, мобилизовали для ее реализации попавшую в их подчинение правящую верхушку во главе с королем, а также дворянство, особенно новообращенное население белорусских и украинских земель, переметнувшееся из Православия в католицизм. А таких, по мере расширения и углубления миссионерской деятельности борцов из ордена «Наисвятейшего Сердца Иисусова», становилось все больше и больше.
Эти канонические права, запрещающие светской власти вмешиваться в дела назначения и посвящения епископов, из века в век нарушались в Королевстве Польском и Великом Княжестве Литовском в отношении Православной Церкви, особенно в пору так называемой «золотой шляхетской вольности» в XVI-XVIII веках. Это приводило к ситуации, противоречащей какому бы то ни было представлению о достоинстве духовного сословия. Назначения на должности епископов, архимандритов и игуменов зависели исключительно от «гостинцев» (подарков) власть имущим, огромных взяток их окружению. То же самое надо сказать в отношении благочинии и приходов. В результате иерархами и священниками становились люди совершенно неподготовленные к исполнению духовных обязанностей и даже личности, вообще не могущие и не имеющие права занимать какие-либо общественные должности: шарлатаны, авантюристы, пьяницы, преступники. Поэтому неудивительна та пропасть, в которую враги усиленно сталкивали Православную Церковь с целью скомпрометировать ее, унизить, обесчестить. Церковь защищалась, как могла, от этих искушений. Примером может служить сопротивление православных львовян вмешательству католического епископа Львова при избрании православных епископов. В XV веке и в начале XVI века римско-католический архиепископ имел решающий голос при избрании православного епископа. Львовяне смогли освободиться от этой «опеки», представив огромный выкуп (часть его составляли более 500 быков).
Информация о работе Причины и подготовка к заключению Берестейской унии