Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:31, контрольная работа
Изучая историко-правовые вопросы российского законодательства, следует обратить внимание на важнейшие памятники древнерусского и феодального права, а также многочисленные законодательные акты Российской империи в области уголовного права. При этом важность и ценность источников уголовного права, характеризующих определенные этапы развития Российского государства, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, так как наиболее глубоко и содержательно понять любое явление, событие, изменения, происходящие в общественном и государственном строе, а тем более в праве, можно, лишь изучив генезис их происхождения, возникновения и развития. Заметим, что вряд ли возможно проанализировать учение о субъекте преступления в прошлых источниках российского права без изучения в них самого понятия преступления.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «РУССКАЯ ПРАВДА» ЕЕ СОСТАВ, ИСТОЧНИКИ В ПРАВОВОМ И МАТЕРИАЛЬНОМ СМЫСЛАХ……………..5
Глава 2. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНЫ, ВИДЫ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ……………………………..9
Глава 3. ВИДЫ ПРИСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ…………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………...22
Помимо убийства, тяжелым преступлением против личности считалось нанесение увечий (усечение конечности), далее по степени тяжести наказания следовало оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах), менее тяжкими преступлениями считались легкие телесные повреждения, побои.
Имущественные преступления включали разбой (неотличимый еще от грабежа), кражу (татьбу), уничтожение или порчу чужого имущества (в том числе убийство раба), угон скота, отдельно наказывалось конокрадство, увод раба, повреждение межевых знаков, поджог, злостную неуплату долга. Наиболее подробно квалифицировалась татьба, различались ее виды: из закрытых помещений, конокрадство, кража холопов, сельскохозяйственных продуктов и прочие мелкие кражи.
В Уставе Владимира Мономаха появляются статьи о личных оскорблениях, нанесенных рабом свободному человеку, обиженный имел право или бить раба (но несвязанного), или получить возмещение. В целом данный Устав содержал в основном составы преступлений из прежней редакции, но были конкретизированы предметы краж и уничтожения: добавлена статья о краже бобра, о подломе бортного дерева, выдирании пчел из улья, о порче верви в перевесе, о зажжении чужого гумна или двора, о зарезании чужой скотины.
Отсутствие абстрактного описания преступных деяний вынуждало законодателя описывать подобные мелкие детали преступлений.4
Устав включил важное определение, согласно которому у рабов и холопов отсутствуют права личности – за их убийство не назначалась вира, ущерб возмещался как за уничтоженное имущество. За ущерб, причиненный рабом или холопом, ответственность нес господин.
В определенной степени трансформируется понятие обиды, причиненной оскорблением. «Первоначально каждый платил обидчику тем же, потом оскорбления стали оплачиваться деньгами, но продолжали считаться частными оскорблениями, наконец, в них стали видеть оскорбление всего общества»
В
Русской Правде отсутствует понятие
государственного преступления, хотя
и существует повышенная ответственность
за убийство лиц княжеской администрации.
Представляется, что в случае посягательства
на князя он сам творил расправу в виде
казни, часто массовой, на месте преступления:
«вред государству отождествлялся с вредом
князю» Соответственно, измена князю
и междукняжеские споры решались в своей
среде и не требовали законодательного
оформления.
Глава
3. ВИДЫ ПРИСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ
На языке Русской Правды преступления назывались «обидой». Существовал ряд особенностей в понятии преступления:
- Любое нанесение кому-либо материального, физического и морального вреда считалось преступлением (например, «ввод в церковь животных», «моление у воды» и т.д.). То есть преступным считалось только то, что причиняло непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу.
- Субъектами преступления были: феодалы, городские люди, крестьяне. Холопы за совершенные преступления подлежали другой ответственности. За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам. До середины XI в. холопа, ударившего свободного человека, можно было убить. После князя Ярослава это было запрещено, раба можно было только связать и бить, либо взять выкуп с его хозяина.
- Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, не знает также понятия вменяемости, но ей уже известно понятие соучастия. Правда, проблема соучастия решалась просто: все соучастники преступления отвечали поровну, независимо от участия каждого в преступлении.
- Русская правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но различаются два вида умысла – прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разбое наказывается высшей мерой наказания – потоком и разграблением, убийство же «в сваде» (ссоре, драке) – только вирой. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а от характера самого преступления: убийство в разбое -это низменное убийство, а убийство в драке может быть оправдано с моральной точки зрения. Если человек убил вора в своем дворе, он освобождался от наказания. Если преступление было совершено в пьяном виде, оно считалось более легким и, следовательно, наказывалось меньше. Кроме того, Русская Правда отличает покушение от окончательного преступления. По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Что касается объективной стороны состава преступления, то Русская Правда еще не знает преступлений, совершаемых путем бездействия.
- Наиболее ярко сословная природа древнерусского права проявляется при анализе объекта преступного посягательства. Ответственность резко различалась в зависимости от положения потерпевшего. Так, за убийство свободного человека платилась вира в 40 гривен. Жизнь «княжеского мужа» оценивалась двойной вирой в 80 гривен. Жизнь зависимых людей оценивалась в 12 и 5 гривен, которые даже не назывались вирой. Жизнь, честь, имущество холопов не охранялись совсем, так как они не были субъектами права.5
Жизнь женщин и мужчин защищалась неодинаково. Так, в Русской Правде есть статья, в которой говорится, что за убийство женщины положено такое же наказание, как за убийство мужчины, в том случае, если она не была виновата (если не давала повод к гневу и убийству). Если бы в судебной практике не было колебаний по этому поводу, не было бы смысла вводить эту статью.
Виды преступлений. Русская Правда знает лишь два рода преступлений – против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Однако это не означало, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Так, князь Изяслав, вернувшись с польским войском в Киев, немедленно казнил всех, принимавших участие в восстании 1068 года. Таким образом, организация восстаний против князя и участие в них карались смертной казнью, Также наказывалась измена, нарушение вассальной верности.
Каждый из родов включал в себя довольно разнообразные виды преступлений. Назовем следующие преступления против личности:
Убийства. За убийство в ссоре (на пиру, под влиянием внезапного возбуждения) полагался штраф; за убийство в разбое (определялось чисто внешними признаками) – рабство и конфискация имущества. Хотя Русская Правда не предусматривала наказания за убийство князя, княгини, представителей церковных властей, другие источники свидетельствуют, что такие преступления наказы вались смертной казнью.6
Телесные повреждения (им посвящено очень много статей в кодексах):
- раны, наносимые оружием;
- удары, наносимые рукой, палкой или другими предметами;
- отнятие руки, ноги, глаза (подробно оговаривалось повреждение каждой части тела).
За повреждение пальцев с виновного брали штраф 3 гривны (из них пострадавшему – одна), за выбитый зуб – 12 гривен (из них пострадавшему – одна). Если раньше действовал принцип талиона: «око за – око, зуб за зуб», то теперь за око и зуб платили деньги. Побои считались более тяжким преступлением, чем нанесение ран оружием.
Преступления против чести (оскорбление действием или словом). Русская Правда отличает только оскорбление действием:
- вырывание волос, бороды и усов;
- толкание к себе и от себя.
Княжеские уставы знают и состав оскорбления словам, где объектом преступления нанялась преимущественно честь женщины. Этот вид преступления относился к церковной юрисдикции (хотя церковь наказывала и за оскорбление действием). За оскорбление словом замужней женщины – жены боярина – налагался штраф 5 гривен золота в пользу пострадавшей и 5 – в пользу епископа; за оскорбление жены крестьянина – 5 гривен серебра церкви.
Среди имущественных преступлении наибольшее внимание уделено краже. Кража в Киевской Руси называлась татьба, а вор – тать. Разные редакции Русской Правды предусматривают разные виды наказаний за кражи. Наиболее тяжкими видами татьбы считались:
- конокрадство;
- кража из закрытых помещений;
- поджог жилых и нежилых помещений.
Эти виды преступлений влекли за собой поток и разграбление (рабство и конфискацию имущества). Такая строгая мера наказания определялась тем, что конь был важнейшим средством производства, а поджег – самым быстрым и опасным способом уничтожения чужого имущества. Нередко он применялся как средство социальной борьбы, когда закабаляемые крестьяне хотели отомстить своему господину, И наконец, поджег считался чрезвычайно опасным, поскольку в деревянной Руси от одного дома или сарая могло сгореть целое село или даже город. Зимой это могло привести к гибели большого количества людей» оставшихся без крова и предметов первой необходимости.7
К
имущественным преступлениям
- порча межевых знаков;
- порча бортных деревьев;
- злонамеренное повреждение скота оружием;
- повреждение оружия и платья;
- злостное нежелание признать долг.
Русская Правда выделяет недозволенное пользование чужим имуществом. Так за пользование чужой лошадью налагался штраф 3 гривны (в те времена это звучало так же, как сейчас угон машины).
В княжеских уставах говорится о преступлениях против церкви и против семьи. К преступлениям против церкви относились:
- церковная кража;
- разграбление могил;
- посечение крестов;
- ввод в церковь птиц и животных;
- моление под овином, в рощах, у воды (имеются в виду старые языческие обряды);
- колдовство;
- урекание (оскорбление словом);
- зелейничество (употребление ядовитых трав во вред другим).
Насаждая новую форму брака, церковь усиленно боролась против остатков языческих традиций, поэтому к преступлениям против семьи относились:
- брак между родственниками в недозволенных степенях родства и свойства;
- двоеженство (штраф 40 гривен);
- роспусты;
- самовольный развод (12 гривен).
Таким
образом, характерная черта развития
уголовного законодательства в XII в.
– детализация составов, ужесточение
ответственности за имущественные преступления
и четкая регламентация процессуального
порядка отправления правосудия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.
Развитие русского законодательства, рассматриваемое на примере Русской Правды, выражалось в борьбе языческих начал обычного права с христианскими нормами и нормами византийского права, являвшимся более развитым в техническом плане.
Христианство
как общегосударственная
Цель Русской Правды – упорядочить месть за нанесенный личности вред, придать частному характеру мести государственную волю, вывести возмездие за совершение наиболее тяжких проступков, дезорганизующих общество, из сферы частного в сферу публичного интереса. Вторая цель – компенсация потерпевшему причиненного ущерба, порядок компенсации формализуется и упорядочивается и ему придается общеобязательная сила.
Информация о работе Преступление и наказание по русской правде