Преступление и наказание по русской правде

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Изучая историко-правовые вопросы российского законодательства, следует обратить внимание на важнейшие памятники древнерусского и феодального права, а также многочисленные законодательные акты Российской империи в области уголовного права. При этом важность и ценность источников уголовного права, характеризующих определенные этапы развития Российского государства, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, так как наиболее глубоко и содержательно понять любое явление, событие, изменения, происходящие в общественном и государственном строе, а тем более в праве, можно, лишь изучив генезис их происхождения, возникновения и развития. Заметим, что вряд ли возможно проанализировать учение о субъекте преступления в прошлых источниках российского права без изучения в них самого понятия преступления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «РУССКАЯ ПРАВДА» ЕЕ СОСТАВ, ИСТОЧНИКИ В ПРАВОВОМ И МАТЕРИАЛЬНОМ СМЫСЛАХ……………..5
Глава 2. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНЫ, ВИДЫ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ……………………………..9
Глава 3. ВИДЫ ПРИСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ…………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

контрольная 2 по истории отечественного государства и права.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Институт Мировой экономики  и информатизации» 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

        По  курсу:   ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО 

                              ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

                    

                    На тему:     ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПО  

                                 РУССКОЙ ПРАВДЕ 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:   Середин Руслан Александрович

Группа:          юриспруденция

Цикл обучения:

Курс    семестр  1 

Региональный  центр г. Находка 

г. Москва

2012 г. 

     Содержание:

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «РУССКАЯ ПРАВДА» ЕЕ СОСТАВ, ИСТОЧНИКИ В ПРАВОВОМ И МАТЕРИАЛЬНОМ СМЫСЛАХ……………..5

Глава 2. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНЫ, ВИДЫ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ……………………………..9

Глава 3. ВИДЫ ПРИСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ…………………………...11

Заключение…………………………………………………………………………20

Список  литературы………………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Изучая  историко-правовые вопросы российского  законодательства, следует обратить внимание на важнейшие памятники  древнерусского и феодального права, а также многочисленные законодательные  акты Российской империи в области  уголовного права. При этом важность и ценность источников уголовного права, характеризующих определенные этапы развития Российского государства, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, так как наиболее глубоко и содержательно понять любое явление, событие, изменения, происходящие в общественном и государственном строе, а тем более в праве, можно, лишь изучив генезис их происхождения, возникновения и развития. Заметим, что вряд ли возможно проанализировать учение о субъекте преступления в прошлых источниках российского права без изучения в них самого понятия преступления. Исследование данной проблемы необходимо проводить в историческом развитии, соблюдая хронологические рамки и последовательность принятия законодательных документов отечественного уголовного права, поскольку, в литературе давно обращено внимание на то, что при исследовании в первую очередь необходимо изучать законы, касающиеся уголовного права.

     В древних источниках содержатся данные, указывающие на существование некоего  свода норм права, применявшегося на территории Киевской Руси – «Закона Русского». Его текст до наших дней не сохранился, некоторые исследователи считают его сборником норм устного обычного права.

     Документом, дошедшим до наших дней в писаном  виде и содержащим сборник норм права  Киевской Руси, является «Русская Правда» - собирательное понятие, имеющее в своем составе зафиксированные несколькими князьями и действующие на протяжении нескольких веков нормы обычного права в своем развитии.

     Выбранная мною тема "Преступление и наказание  по Русской Правде", является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой. Цель работы - рассмотреть особенности преступления и наказания по Русской Правде. Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «РУССКАЯ ПРАВДА» ЕЕ СОСТАВ, ИСТОЧНИКИ В ПРАВОВОМ И МАТЕРИАЛЬНОМ СМЫСЛАХ 

     Истоки  древнерусского законодательства восходят к языческим нормам обычного права, наиболее характерная черта той  эпохи – кровная месть за убийство, в нормах Русской Правды наглядно прослеживается трансформация этого института. Определенное место имело влияние византийского права, ввиду тесных торговых и дипломатических контактов Руси с Византией. Договоры 911 г. и 944 г. представляют памятники высокоразвитого права, в текстах имеются упоминания о существовании «закона русского» и «устава и закона русского».1

     Ко  второй половине IX в. в Среднем Поднепровье – Русской земле «произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространилась на территорию» Киевского государства. «Эти нормы использовались в последующем для разработки Русской Правды. Исследователь М.Б. Свердлов нашел в ее составе более десятка статей, восходящих к древнему «русскому закону».

     С принятием христианства некоторые  нормы языческого законодательства оказались неприемлемыми в новых  условиях, однако влияние христианской морали на языческую дикость было постепенным и не приводило к  острым социальным конфликтам. «На  развитие русского законодательства борьба язычества и христианства повлияла таким образом, что право обходило вопросы религии, было абсолютно светским». При этом властью князей определялось правовое положение и юрисдикция церкви (Уставы князей Владимира I Святого и Ярослава Мудрого).

     Таким образом, источниками древнерусского законодательства в правовом смысле являются языческие обычаи («закон русский»), договоры Руси с Византией, нормы христианской морали (Кормчие  Книги (Номоканоны) – византийские сборники церковно-гражданских постановлений, нормы некоторых славянских законодательств («Закон Судный людем» из Болгарии, содержащий церковно-гражданские нормы византийского права), княжеские распоряжения и судебная практика.2

     Однако  для придания нормам обычного права статуса кодекса в условиях Древнерусского государства необходима была воля верховного правителя – князя, который своей властью видоизменял отдельные нормы и наделял свод норм необходимой юридической силой, подкрепляемой государственным принуждением, в последующем, с развитием общественных отношений, соответствующие изменения вносились в действующий свод последующими князьями.

     Русская Правда в дошедшем до нас виде (в  более чем ста списках, первый текст был обнаружен В.Н. Татищевым  в 1738 г. в одной новгородской летописи) формировалась на протяжении XI – XII в.в., само название обозначено легально-нравственным термином «Правда» (в отличие от сборников европейского права, имеющих чисто юридические заголовки – закон, законник). Хронологически и по смысловому содержанию Русская Правда указанного периода делится на две редакции – Краткую и Пространную. В XIII – XIV в.в. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по «IV Троицкому списку»). «Она представляет собой выборку из Пространной правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности» и отдельного интереса не представляет.

     Краткая редакция состоит из двух основных частей – Правды Ярослава и Правды Ярославичей, «все списки имеют заглавие «Суд Ярославль Владимирович» или «Устав в.к. Ярослава Владимировича о судьях»

     Правда  Ярослава состоит из 18 статей, целиком  посвященным нормам уголовного права. Вероятно, создание этих статей вызвано  необходимостью разрешить конфликт наемной варяжской дружины Ярослава с новгородцами во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком в 1015-1019 г.г. Текст этой Древнейшей Правды содержится в «Новгородской I летописи», где содержится указание на авторство Ярослава. Считается, что «Ярослав дал новгородцам льготную грамоту в награду за их помощь в войне со Святополком». В других областях Руси Правда Ярослава также применялась, но уже не была льготной грамотой.

     Правда  Ярославичей включает ст. ст. 19 – 43 Краткой  Правды (найдена в «Академическом списке»). «В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения». Сборник был утвержден не ранее года смерти Ярослава и не позднее года смерти одного из его сыновей, т.е. между 1054 г. и 1072 г. Статьи 42 и 43 имеют самостоятельные названия «Покон вирный и Урок мостников».

     Дальнейшая  законодательная деятельность князей со второй половины XI в. и до начала XII в. привела к созданию Пространной Правды. Данная редакция (121 статья по «Троицкому списку») по уровню правовых институтов и социально-хозяйственному содержанию – уже достаточно развитый источник права, состоит из объединенных единым смыслом групп статей. Наряду с новыми постановлениями она включала и видоизмененные нормы Краткой Правды (Суд Ярослава), причем в неизменном виде «из Ярославовой Правды и Правды сыновей заимствована только одна первая статья», «отменивших месть за убийство и заменивших его кунами» «Пространная Правда, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 – 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 – 121) Пространная Правда «развивает юридические понятия, излагает узаконения о вирах, подробно разъясняя, что такое дикая вира и головщина».3

     Показательно  развитие русского права на примере  языческого обычая кровной мести. Христианство отвергает убийство, но архаические  обычаи еще сильны, и Ярослав не может своей волей их отменить, он лишь ограничивает круг мстителей  ближайшими родственниками убитого – отцом, сыном, братом, племянником, дядей (первая статья Правды Ярослава). «Если же не было ближайших родственников, то никто не имел права мстит, а с убийцы взыскивалась только определенная пеня в пользу родственников убитого», «дальние степени родства не имели права вознаграждение». Вопрос о вине убийцы не ставился, он одинаково подвергался мести родственников и при случайном, и при преднамеренном убийстве.

     Первая  статья Правды Ярославичей полностью  отменяет месть и заменяет ее денежными  выкупами. Эта статья перекочевала и в первую статью Пространной Правды без изменений - развитие государственности трансформировало частный характер мести в государственный интерес (в первую очередь, денежный).

     Таким образом, Русская Правда выросла  из потребности «прекратить столкновения и распри и, во имя правосудия, определить наказания за совершенный проступок». 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНЫ, ВИДЫ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 

     Современная наука уголовного права под термином "преступление" понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды? На этот вопрос нам и придётся ответить в данной главе. 
С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как "обида", т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового.

     Таким образом, главный элемент преступного  по Русской Правде – наказуемость деяния.

     Объективная сторона распадалась на две стадии: покушение на преступление и оконченное преступление. Упомянуто соучастие (случай разбойного нападения «скопом»), но без разделения ролей.

     Право на необходимую оборону при защите жизни и имущества (безнаказанное  убийство вора) не подвергалась сомнению, но уже имелись представления  о случаях ее превышения (когда  несопротивляющегося вора убивают  уже после его задержания).

     К смягчающим обстоятельствам относилось состояние опьянения, к отягчающим – корыстный умысел (убийство в  разбое), повторность совершения преступления.

     О субъекте преступления в Русской  Правде ничего не говорится, но с учетом того, что любое преступление подразумевало наказание в виде штрафов и имущественных взысканий, субъектом преступления могли быть только лица, могущие иметь собственность. т.е. свободные. Иных упоминаний, в частности, сословных отличий, ответственности женщин, о возрасте преступников, не имеется.

     Субъективная  сторона уже подразделяется на умысел и неосторожность (убийство на пиру и убийство в разбое).

Информация о работе Преступление и наказание по русской правде