Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:38, курсовая работа
Цель работы – изучить Великого императора Петра , его происхождение и личность, как реформатора. Исследовать его основные реформы, проанализировать, то есть выявить их главные значения в тогдашнем устоявшемся положении страны, и просуммировать оценивающе реформы русского монарха XVIII – го столетия в логических их последствиях.
Поставленная цель выполняется путем анализа исторических фактов, исторических документов, с помощью анализа точек зрения разных историков на личность Петра, его реформы и их последствия.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Приход к власти Петра І………………………………………………..5
2. Предпосылки Петра І, как преобразователя………………………...6
3. Преобразования Петра І…………………………………………………10
3.1.Военные реформы………………………………………………………..10
3.2.Администрантивные реформы………………………………………..15
3.4.Церковные реформы……………………………………………………..20
3.5.Значения и последствия реформ Петра I…………………………….23
4. Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………27
Петр
смешал в администрации коллегиальное
начало с единоличным, как было
и раньше; Петр, как прежде, управлял
"системою поручений", приказав
администрацию Сенату, с генерал-прокурором.
Так при новых формах осталась старая
сущность.
3.4.Церковные реформы.
Достаточную
важную роль, среди петровских преобразований,
занимает Духовная реформа. Петр прекрасно
знал историю борьбы своего отца с
тогдашним патриархом Никоном, и
ему так же было известно отношение
Духовенства к его
Во
второй половине XVII в. позиции Русской
православной церкви были весьма прочными,
она сохраняла
Петр отлично понимал стремление церкви подчинить себе светскую власть - это и обусловило те мероприятия, которые были проведены в этой сфере.
Основной поворот пришёлся на дату смерти патриарха Адриана (1700 год). И тогда же встал вопрос об избрании нового церковного патриарха. Но Петр не спешил с решением этого вопроса. Понимая опасность сопротивления сильного врага, через некоторое время Петр передал руководство делами церкви рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, малороссу, его объявили блюстителем патриаршего престола. Выбрать патриарха из среды великорусов для Петра значило рисковать создать себе грозного противника. Малорусское духовенство держало себя иначе: оно само подверглось влиянию западной культуры и науки и сочувствовало новшествам Петра. Но поставить малоросса патриархом было невозможно потому, что во время патриарха Иоакима (1675 – 1690 гг. ) малорусские богословы были скомпрометированы в глазах московского общества, как люди с латинскими заблуждениями; за это на них было воздвигнуто даже гонение. Возведение малоросса на патриарший престол повело бы поэтому к общему соблазну. В таких обстоятельствах Петр решил остаться без патриарха.
Петр стремился освободить себя от влияния церкви и в связи с этим начал ограничивать права духовенства: в 1701 году издается указ об ограничении число монахов. Теперь. Чтобы пойти на подстриг в монахи, нужно было обратится в Монастырский указ.
Таким образом, Петр добивается своего, и церковь находится в подчинении у государства. И наконец, после двадцати лет беспорядка и безпатриаршества 14 февраля 1721 года был учрежден «Святейшего правительствующего Синода» официально уравненный в правах с Сенатом. Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. Его разработка, а может и сама мысль принадлежала видному деятелю и правой руке Петра в церковных делах, Феофану Прокоповичу. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх».
Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор. Но по курсу лекций Платонова встречаются разносторонние мнения: «О значении Синода в общем составе администрации при Петре существуют у нас разнообразные мнения. Одни полагают, что "Синод во всем был сравнен с Сенатом и наряду с ним непосредственно подчинен государю"(такого мнения держится, например, П. Знаменский в своем "Руководстве к Русской церковной истории"). Другие же думают, что при Петре, на практике, государственное значение Синода стало ниже значения Сената. Хотя Синод и
стремится стать независимо от Сената, однако последний, рассматривая Синод
как обыкновенную коллегию по духовным делам, считал его себе подчиненным».
Особо бурную реакцию народа и священослужителей вызвала практическая отмена тайны исповеди, если священнику было что рассказать важное для государства. Это ещё раз подтверждает полное расположении церкви под влияние государства.
Результат
церковной реформы был таков,
что Петр всё – таки подчинил
себе, весьма сильного оппозиционера
– духовенства, и склонил на сторону
своей политики. Вследствие чего, церковь
потеряла огромную часть своего влияния,
превратившись в
3.5.Значения и последствия реформ Петра I.
Изучая многочисленные литературные произведения, посвященные Петру I, несомненно, многие авторы из них приходят к конечному выводу об огоромнейшем значении преобразований Великого императора. Преобразования первой четверти XVIII века столь грандиозны по своим последствиям, что дает основание говорить о допетровской и послепетровской России.
Исходя из трёх реформ, описанных выше, конечно же, нужно выделить последствия военной реформы. Петр I достиг неоценимо огромного успеха в военных делах, кроме того, что он стал великолепным полководцем. Во – первых, Россия при нём стала абсолютно самодержавной, сильной в политической и военной сфере. Он создал сильнейшую сухопутную армию и морской флот, привязав солдат к военным делам практически на всю жизнь. Тем самым увеличив численность и заставив Европу признать Россию, как полноправную и равносильную им державу. За счёт чего, поднялся авторитет страны. Во – вторых, невероятная любовь Петра I к морю, сделала свое дело. Создание военного морского флота в стране, которая за все время своего существования, даже и не задумывалась о собственном флоте, встала, опять же – таки, на равне с сильнейшими соперниками по военному мореплаванию. Это огромный прорыв, с учетом того, что морской флот был создан кратчайшие сроки, когда в других странах он развивался с древнейших времен. А в – третьих, за время правления Петром, страна прибывала большую часть этого времени в войнах, что способствовало выявлению талантливых полководцев (Шереметев, Апраксин, Меншиков) и научило Россию военному искусству.
Заслуги Петра I в административном преобразовании, так же не мало важны при том, что с помощью этих реформ, он создал военно – бюрократическое государство с полноценным государственным властным аппаратом, но при этом утвердился, как абсолютный монарх. Впоследствии чего, облегчалось правление страной будущих императоров и императриц.
В
церковных же нововведениях, Петр действовал
сугубо в своих личных интересах.
Это привело к тому, что Духовенство
стало неким орудием в руках
государства. И император пользовался
им в своих целях, не гнушаясь самым
святым.
4. Заключение.
В заключение своей курсовой работы над Петровскими реформами, хотелось бы в сотый, а может и в тысячный раз выразить особое почтение Великому Императору. Его заслуги невозможно переоценить, столь многозначны они были для России.
Теперь же оценивая его преобразования можно сказать, что особенность реформ Петра состояла в их обширности, в охвате своим влиянием всех сторон жизни каждого подданного и государства в целом: они внесли новшества в экономику страны, в социальную структуру общества, во внешнюю политику, в культурную жизнь, в быт населения, в систему управления государством, в строительство вооруженных сил. Эта широта новшеств позволила некоторым историкам, публицистам и журналистам назвать Петровские преобразования революцией. М.П. Погодин, например, так и писал: «…первый император России был и первым ее революционером…».
Важнейшим итогом Петровских преобразований являлась и европеизация страны. Под европеизацией следует понимать не только и не столько обрезание бород и укорачивание национального платья, а обширный комплекс мер, нацеленных на повышение культурного уровня населения, на его цивилизованное поведение в обществе, на внедрение современных форм промышленного производства и т. д. и т. п.
Но существует и негативные последствия. Одни специалисты говорят, что Петровские реформы привели к консервации феодально – крепостнической системы, нарушению прав и свободы личности, вызвавших в дальнейшем потрясения в жизни страны. Петр принуждал дворян служить в казармах и канцеляриях, проливать кровь на поле брани. Но после его смерти дворяне шаг за шагом освобождались от повинностей, превращались из служилого в земледельческое сословие. Живя плодами чужого труда, дворянство приучалось к лености, лишалось предприимчивости, стремления к овладению знаниями. Что, вообщем – то, не способствовало дальнейшему развитию страны. Ко всему этому приведу актуальную русскую пословицу: «Нет худа без добра».
Без
сомнений Петр, окрестивший себя императором,
и сделавший свою страну поистине империей,
занимает одну из главнейших ролей в историческом
пути России. Для страны, которую все знали,
как старорусскую Московию, он стал глотком
свежего воздуха, об этом, как нельзя лучше
выразился О. Ю. Ключевский:«…, когда самовластец,
не жалея себя, идет напролом во имя общего
блага, рискуя разбиться о неодолимые
препятствия и даже о собственное дело.
Так мирятся с бурной весенней грозой,
которая, ломая вековые деревья, освежает
воздух и своим ливнем помогает всходам
нового посева».
Список литературы:
Информация о работе Преобразования Петра І: содержание, значение, последствия