Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:38, курсовая работа
Цель работы – изучить Великого императора Петра , его происхождение и личность, как реформатора. Исследовать его основные реформы, проанализировать, то есть выявить их главные значения в тогдашнем устоявшемся положении страны, и просуммировать оценивающе реформы русского монарха XVIII – го столетия в логических их последствиях.
Поставленная цель выполняется путем анализа исторических фактов, исторических документов, с помощью анализа точек зрения разных историков на личность Петра, его реформы и их последствия.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Приход к власти Петра І………………………………………………..5
2. Предпосылки Петра І, как преобразователя………………………...6
3. Преобразования Петра І…………………………………………………10
3.1.Военные реформы………………………………………………………..10
3.2.Администрантивные реформы………………………………………..15
3.4.Церковные реформы……………………………………………………..20
3.5.Значения и последствия реформ Петра I…………………………….23
4. Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………27
Крупные неудачи в захвате азовских берегов, сподвигли Петра на создание ещё более мощных судов. 29 января – 3 мая 1696г. Царю удалось буквально за три месяца залечить раны прошлогоднего похода и ошеломить турков. И уже 17 июля 1696 года Пётр одержал победу за выход к Азову.
Затем Великий царь переключил всё своё внимание на создание Балтийского флота.
С основанием Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. Вначале Петром был создан большой галерный гребной флот, поскольку особенности морского театра военных действий, главным образом у берегов Финляндии, ограничивали возможности корабельного флота. В 1713 г. галерный флот состоял из 2 паромов, 2 галиотов, 3 полугалер, 60 скампавей, 30 бригантин, 60 карбасов и 50 больших лодок, имея десант в 16000 человек. С завоеванием Прибалтики флот получил удобные незамерзающие порты. Для обороны новой столицы - Петербурга на острове Котлин строится мощная крепость - Крондштадт. В 1724 г. Балтийский флот России был самым мощным на Балтике. Он имел 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 галер, а также части морской пехоты.
Значение создания морского флота России достаточно велико в своём масштабе. Во – первых Россия обрела торговые связи с Европой. Основались гавани в Петербурге, новые порты в Финском заливе, в Архангельске. Во – вторых Петру удалось сломать стереотип «Россия в лаптях» в европейских странах, где её признали мощнейшей во флоте.
Петр понимал значение военной подготовки в политическом смысле, и поэтому реформировал военный устав для укрепления и увеличения численности русской армии (ведь, сколько было перебито стрельцов, молодых и крепких). В 1705 года монарх ввёл рекрутскую повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования и обучения, с единообразным вооружением и обмундированием.
Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.
Вооруженные
силы делились на полевую армию, которая
состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских)
и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные
внутренние войска, которые обеспечивали
«порядок» внутри страны. В состав
пехотных и кавалерийских полков
включалась артиллерия. Учитывая силу
землячества для сплочения
Так же немало важно, что именно при Петре возникла настоятельная необходимость в упорядочении чинов и должностей: их стало чрезвычайно много. Особое место среди государственных преобразований Петра І занимает принятый в 1722 году документ – так называемая Табель о рангах.
В
царском указе было написано так:
«Сыновьям Российского государства князей,
графов, баронов, знатнейшего дворянства,
а так же служителей знатнейшего ранга…никому
никакого ранга не позволяем, пока они
нам и отечеству никаких услуг не покажут
и за оныя характера не получат…» В Табеле
о рангах были приведены в систему все
государственные чины, распределённые
по трём родам службы: воинские, статские
и придворные. Все существующие и вновь
вводимые чины разделили на три разряда
и 14 классов (рангов), высшим из которых
был 1- й. В свою очередь, воинские чины
подразделялись ещё на четыре разряда:
сухопутные, гвардейские, артиллеристские
и морские.
Регулярная армия содержалась полностью
за счет государства, одета была в единообразную
казенную форму, вооружена стандартным
казенным оружием (до Петра I оружие и лошади
у дворян-ополченцев, да и у стрельцов
были свои). Артиллерийские орудия были
единых стандартных калибров, что существенно
облегчало снабжение боеприпасами (ранее,
в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально
пушечными мастерами, которые их и обслуживали).
Результаты, достигнутые в этом отношении крайне энергичною деятельностью Петра, были блестящи: в конце его царствования русская
регулярная армия состояла из 210 000 человек. Кроме того, было около 100 000
казачьих войск. Во флоте числилось 48 линейных кораблей, 787 галер и мелких
судов и 28 000 человек.
Главные последствия военных реформ заключаются в следующем:
3.2.Администрантивные реформы.
Изменения, осуществляемые русским государем в вооружённых силах, противоречили устаревшей системе гражданского управления. Страна нуждалась в четкой административной структуре, законодательных актах, разработанной единой системе наказаний.
В.
О. Ключевский писал: «Преобразование
управления - едва ли не самая показная,
фасадная сторона преобразовательной
деятельности Петра; по ней особенно
охотно ценили и всю эту деятельность».
Ключевский, вообще относившийся к
деятельности Петра весьма критически,
считал, что реформы управления проводились
наспех, беспрограммно. Те или иные изменения
в государственном управлении, административно-
Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.
Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала принимать своеобразная «команда», составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский.
Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался с российскими традициями и широко переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления.
В начале своего царствования, Петр І столкнулся с медлительной, нерешительной, бюрократией - боярской думой и приказами. Деятельность приказов и боярской думы была запутанной и малоэффективной для продуктивного управления страной. Такое положение дел в аппарате государственного управления совершенно не устраивало Петра І.
Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого ведомства по управлению городами. Власть воевод отменялась. Выборные городским купечеством бурмистры (городские управители) должны были ведать судом и сбором казённых денежных платежей. Возглавила новые органы Московская Ратуша, выбираемая столичным купечеством. В её ведении находился общий надзор за действиями органов самоуправления.
В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые «доли» во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством «доль» каждая губерния будет содержать определенное количество полков.
Однако
и эта реформа не дала желаемого
эффекта, Северная война затянулась,
и разместить в губерниях приписанные
к ним полки не удалось. Денег
по-прежнему не хватало, что создало
благодатную почву для
Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII века.
В 1708 году, когда противостояние между Швецией и Россией приблизилось к высшей точке и, казалось, нужно было все силы направить на решение военной задачи, русский царь, в целях укрепления власти, издаёт указ о разделении России на губернии, а губернии – на уезды. Меняя государственную структуру, Петр берет за основу Шведский вариант устройства государственной системы. Сущность новой системы заключалась в том, что каждое сословие в государстве должно нести функциональную обязанность. Такая система государства носила военно-бюрократический характер. Были созданы восемь губерний: Московская, Ингерманландская (Санкт – Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому, в свою очередь, делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Петр І, проводя данную реформу, исходил именно из того, что Россия – империя, а в империи всё должно быть организованно по – имперски. Ничего нового и оригинального в данном вопросе он не сделал. Но тот же Дарий «структурировал» свою персидскую державу в годы спокойные, относительно мирные. Петру мира ждать было некогда и не от кого.
Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления». Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. Так был основан Сенат (высший государственный орган, починенный императору), просуществовавший почти 200 лет. В него вошли девять, ближайших Петру сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации.
Однако
создание Сената не могло завершить
реформы управления, так как отсутствовало
промежуточное звено между
В 1718 – 1722 годы была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ. В 1718 году был подписан указ об учреждении 11 коллегий: Чужестранных дел, Камер – коллегии (сбор налогов), Штатс – коллегии (ведомство государственных расходов), Ревизион – коллегии (финансовый контроль), Адмиралтейская - коллегия (военный морской флот), Военная - коллегия (сухопутные вооруженные силы), Юстиц – коллегия (судопроизводство), Вотчинная (дворянское землевладение), Мануфактур – коллегия (промышленность), Берг – коллегия (металлургия), Коммерц – коллегия (торговля).
Каждая коллегия состояла, как и приказ XVII в., из присутствия и
канцелярии. Присутствие состояло из президента, вице-президента, советников,
асессоров и 2 секретарей, которые были начальниками канцелярии. Всего в
присутствии было не более 13 человек, и дела решались большинством голосов.
Всматриваясь в различия между коллегиями и старыми приказами, мы видим, что система коллегий значительно упростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личного начала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центрального управления. Как в приказах при их коллегиальной форме личное начало выражалось деятельностью властного председателя, так и в коллегиях влиятельные президенты и приставленные к коллегиям для общего контроля прокуроры нарушали коллегиальный строй своим личным влиянием и на деле заменяли иногда коллегиальную деятельность единоличной.
Информация о работе Преобразования Петра І: содержание, значение, последствия