Преобразования Петра І: содержание, значение, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить Великого императора Петра , его происхождение и личность, как реформатора. Исследовать его основные реформы, проанализировать, то есть выявить их главные значения в тогдашнем устоявшемся положении страны, и просуммировать оценивающе реформы русского монарха XVIII – го столетия в логических их последствиях.

Поставленная цель выполняется путем анализа исторических фактов, исторических документов, с помощью анализа точек зрения разных историков на личность Петра, его реформы и их последствия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Приход к власти Петра І………………………………………………..5

2. Предпосылки Петра І, как преобразователя………………………...6

3. Преобразования Петра І…………………………………………………10

3.1.Военные реформы………………………………………………………..10

3.2.Администрантивные реформы………………………………………..15

3.4.Церковные реформы……………………………………………………..20

3.5.Значения и последствия реформ Петра I…………………………….23

4. Заключение…………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Московский Гуманитарно.docx

— 58.51 Кб (Скачать)

                     Московский Гуманитарно – Экономический Институт.

                                                                       Гуманитарный факультет

                                                                        Связи с общественностью. 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Тема: Преобразования Петра І: содержание, значение, последствия. 
 
 
 
 

Выполнила студентка

1 – ого курса  заочного отделения.                                                          Зубрицкая М.А. 
 
 

Москва 2011

                                                                 

                                  План.

Введение……………………………………………………………………..3

1. Приход к власти Петра І………………………………………………..5

2. Предпосылки Петра І, как преобразователя………………………...6 

3. Преобразования Петра І…………………………………………………10

3.1.Военные  реформы………………………………………………………..10

3.2.Администрантивные реформы………………………………………..15

3.4.Церковные  реформы……………………………………………………..20

3.5.Значения  и последствия реформ Петра I…………………………….23 

4. Заключение…………………………………………………………………25 

Список  литературы…………………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Данный  курсовая работа выполнялась по теме «Преобразования Петра содержание, значение, последствия» на основании литературных трудов, таких величайших историков, как В.О.Ключевский и С.Ф. Платонов. Работа дает целостную картину о основных реформах Петра I и их значения в истории России.

     Работа  состоит из следующих частей: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

     Цель  работы – изучить Великого императора Петра , его происхождение и личность, как реформатора. Исследовать его основные реформы, проанализировать, то есть выявить их главные значения в тогдашнем устоявшемся положении страны, и просуммировать оценивающе реформы русского монарха XVIII – го столетия в логических их последствиях.

     Поставленная  цель выполняется путем анализа исторических фактов, исторических документов, с помощью анализа точек зрения разных историков на личность Петра, его реформы и их последствия.

     В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного сознания. Только сильная рука может вытащить наше государство и поставить его вновь на ноги. Я убеждена в том, что для успешного выхода из кризисной ситуации такого масштаба необходимо хорошо знать историю, изучить подобные ситуации имевшие место, прежде всего, в родной стране. Как писал С. Ф. Платонов: «Чем  больше мы будем знать нашу историю, тем лучше мы будем понимать смысл преобразований.»

       Как говорится, все новое –  это просто хорошо забытое  старое, тем более что Россия  переживала уже не одну подобную  ситуацию. Но, бесспорно, самым ярким и эффективным политиком, поставившим страну на твердый курс, был в XVIII столетии великий человек, первый русский император – Петр I.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Приход  к власти Петра  І.

     Мальчик (Пётр І), родившийся в день Исаак Далматского, 30 мая 1672 года, ничем особенным не отличался от своих многочисленных братьев и сестёр. Брак Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, заключённый 22 января 1671 года, был для 40 – летнего царя вторым. От предыдущего брака, с Марией Ильиничной Милославской, родилось 13 детей, среди которых были Федор, Иван и Софья. В 1676 году Алексей Михайлович умер, передав престол старшему из сыновей – Федору Алексеевичу, юноше болезненному и хилому. Федор правил недолго – в конце апреля 1682 года он умер.  На совете высших сановников государства судьба трона решается в пользу не следующего по старшинству сына Алексея Михайловича – Ивана, а 10 – летнего Петра. 

           
 
 
 
 
 
 
 
 

             

3. Предпосылки Петра  І, как преобразователя.

     По  книгам  Ивана Забелена «Быт московских царей» и «Быт московских цариц» можно  вполне реально представить себе жизнь двора, царской резиденции. Коротко говоря, Кремль XVII века – это мир церемоний и условностей, складывавшихся столетиями стереотипов поведения, освещенная традициями замкнутая система, в целом мало способствовавшая развитию индивидуальности. Ни одно публичное мероприятие с участием царя не обходилось без соблюдения довольно жестких церемониальных условий.

     Силою политических обстоятельств Пётр был, как бы выброшен из этой системы. Разумеется, он появлялся в Кремле в дни  официальных праздников и аудиенций, но всё это было чуждо ему и  даже, зная отношение  к нему родственников  по отцу, враждебно. Село Преображенское с его бытом летней царской дачи – резиденции, окруженной полями, лесами, дало ему то, что резко способствовало развитию  его способностей, - свободу времяпровождения с минимум обязательных знаний и максимум игр, которые, как и всегда бывает у мальчишек, носили военный характер, с годами усложнялись, а так как участниками их были не куклы, а живые люди, то обучающее и развивающее значение этих игр было огромно. Уже здесь проявились присущие Петру природные данные: живость восприятия, неугомонность и неиссякаемая энергия, страстность и самозабвенная увлеченность игрой, незаметно переходящей в дело. Благодаря этому «потешные» солдаты и английский бот, найденный в сарае, не остались только игрушками, а стали началом будущего грандиозного дела, преобразовавшего Россию.

     Важно ещё одно обстоятельство. Совсем рядом  от Преображенского располагалась  так называемая Немецкая слобода  – Кокуй, поселение иностранцев, приехавших в Россию из разных европейских стран. По традиции того времени это поселение купцов, дипломатов, ландскнехтов было отделено от города оградой. Кокуй был своеобразной моделью Европы, где рядом – так же тесно, как в Европе, - жили католики и протестанты, немцы и французы, англичане и шотландцы. Этот странный, непохожий на Москву мир занимал любознательное внимание Петра первоначально, вероятно, как редкость, курьёз, привлекал своей непохожестью на мир Кремля, Преображенского. Знакомство с иноземцами – интересными, образованными людьми Францем Лефортом, Патриком гордоном, непривычные вещи, обычаи, многоязычие, а потом и первые интимные впечатления в доме виноторговца Монса, где жила его дочь, красавица Анна, - всё это облегчило Петру (предки которого мыли руки из серебряного кувшина после церемонии «допуска к руке» иностранного посла) преодоление невидимого, но прочного психологического барьера, разделявшего два чуждых друг другу мира – православной Руси и «богопротивной» Европы, барьера, который и ныне преодолевать так нелегко.

     Будучи  без необходимого учителя, Пётр уделял основное внимание военному делу, но познакомившись с иностранцами из соседней Немецкой слободы, её жители, офицеры помогли юному царю освоить азы арифметики, геометрии, фортификации. Царь научился обращаться с гранатой, пускал фейрверки. Постепенно у Петра развивалась внутренняя неприязнь к общему строю и режиму Российского государства. Ему были роднее скорей узкие и тесные улочки европейского стиля, чем раздольные площади Москвы. Всё это в дальнейшем повлияет на жизнь русского народа, отставшего по меньшей мере лет на 200 по развитию.

     Нужно выделить три важных события  трёх лет, повлиявших на становление Петра  – реформатора. Во - первых, это поездка в Архангельск в 1693 – 1694 годах. Он впервые увидел настоящее море, настоящие корабли, совершил первое плавание в неспокойной и опасной стихии. Это дало мощный толчок фантазии, появилась мечта о море для России, возник подлинный культ корабля, морской стихии. Естественно, невероятная любовь к морскому делу Петра стала предпосылкой для нововведения в стране - создания первого Российского флота.

     Ещё в «Достопамятных повествованиях…» Андрея Нартова (токаря Петра) приведён аргумент, подтверждающий восторг царя при виде маневров английского флота  в 1698 году, когда он сказал, что «  на сей случай звание английского  адмирала предпочитает званию царя Российского. Толико влюблён был царь Петр в морскую службу!»

     Вторым  важным событием трёх лет стали Азовские походы 1695 – 1697 годов – война  с Турцией  за выход к Азовскому  морю. Первоначальные неудачи со взятием Азова, строительство флота в Воронеже, наконец, военная победа над серьёзным соперником, возведение на берегу Азовского моря нового города, отличного от традиционных русских городов, - Таганрога – всё это потом встретится на берегах Невы и Балтики. Для Петра Азовские походы были первой военной школой и принесли, несомненную пользу. Опыт управления большой армией, осады и штурма сильной крепости не прошли даром для военного гения Петра. Именно с этого момента, а не с момента воцарения, как справедливо заметил советский историк Н. И. Павленко, Петр вел впоследствии отсчет своей «службы» на троне.

     Наконец, третьим событием, повлиявшим на становление  личности будущего преобразователя  России, стала его длительная поездка  за границу в составе Великого посольства в 1696 – 1697 годах. Пётр ехал не как член делегации, а как сопровождающее лицо, среди других дворян и слуг. Это дало ему значительную свободу, позволило детально ознакомиться со многими сторонами жизни Голландии, Англии и других стран. Он впервые увидел западно – европейскую цивилизацию во всем её военном и культурном могуществе, почувствовал её дух, смысл и силу. Он вывез из Европы не только знания, впечатления, трудовые мозоли, но и идею, которую для себя формулировал предельно просто: чтобы сделать Россию столь же сильной, как великие державы Европы, надо как можно быстрее перенять у Запада все необходимое. Именно тогда окончательно оформилась ориентация Петра на западно – европейскую модель жизни старой России, последовательное и порой ожесточенное неприятие, разрушение старого, ненавистного, того, ассоциировалось с врагами: Софьей, стрельцами, боярством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

3. Преобразования Петра  І

3.1.Военные реформы.

     За  время правления, Петру І приходилось  вносить некоторые изменения, преобразования в привычный государственный  устой, порой в самые критические  моменты: во время войн и мятежей. Петр І тем и отличался от других государственных деятелей мировой истории, что он брался решать множественную, комплексную задачу и решил её.

     Военные реформы были крайне важны еще  и потому, что они оказывали  огромное, часто решающее, влияние  на все стороны жизни государства. Ход же их во многом определялись постоянными  войнами (за 36-летний период правления  Петра I можно насчитать лишь несколько  мирных лет).

     Сущность  военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации  боеспособной постоянной армии с  единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Петр  видоизменил  организацию  войск.  Воспользовавшись старым военным материалом,  он сделал  регулярные полки господствующим, даже исключительным типом военной  организации (только малороссийские и донские казаки сохранили старое  устройство).  Кроме  того, изменив быт солдат, он иначе, чем прежде, стал пополнять войска. Только в этом отношении он и  может считаться творцом новой  русской армии.

     Особое  место для Петра всегда занимала морская деятельность. Вдобавок он прекрасно понимал, что Россия без  морского военного и торгового флота  не в состоянии стать великой  державой.

     В 1691 году Петр лично спустил на реку Яузу яхту, управлял ею. И в том  же году монарх заложил ботик на Плещеевом  озере.

     В 1693 – 1694 годах Петр дважды бывал  на Белом море, где положил начало строительству русского морского флота: один корабль выстроили на месте, другой заказали в Голландии. Тогда  же (1693г.) было принято принципиальное постановление, выраженное в торжественно – лаконичной форме : «Морским судам быть».

     Особый  этап развития морского флота в России пришёлся на годы войны с Турцией  за выход в Азовское море. Великому Преобразователю удалось невозможное: создать сильнейшую флотилию (где это выяснится в морских боях со шведами) в стране, видевшей веками только бескрайние равнины, поля да леса.

Информация о работе Преобразования Петра І: содержание, значение, последствия