Преобразование системы государственного управления при Александре I и Николае I

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Каждый народ вправе гордиться своей историей. История русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность. Тридцать одно поколение создавало русскую историю; с 862 года - года образования Русского государства, до 1917 года - года крушения Российской империи. Каждое из этих поколений внесло свой вклад в общее дело. Были у России и взлеты, и падения. Порой наступали критические периоды, грозящие исчезновением государства. Опасно переоценивать, но нельзя и недооценивать значение того или иного государственного деятеля в развитии страны. Интересно и окружение правителей. Последние 300-летие русской дореволюционной истории связывают с Романовыми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное управление в годы правления Александра I..4
1.1. Эра либерализма……………………………………………………….4
1.2. Реформы 1801 - 1812гг. Их значение…………………………………5-11
1.3. Реформы 1815 – 1822 гг. Их значение………………………………..12-14
Глава 2. Государственное управление в годы правления Николая I……15
2.1. Кодификация законов………………………………………………...15-16
2.2. Крестьянский вопрос при Николае I…………………………………17-18
2.3. Создание режима личной власти при Николае I…………………….19
Заключение…………………………………………………………………20-21
Библиография………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат гос.управление3).doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственное  управление в годы правления Александра I..4

1.1. Эра либерализма……………………………………………………….4

1.2. Реформы 1801 - 1812гг. Их значение…………………………………5-11

1.3. Реформы 1815 – 1822 гг. Их значение………………………………..12-14

Глава 2. Государственное  управление в годы правления Николая  I……15

2.1.  Кодификация законов………………………………………………...15-16

2.2. Крестьянский  вопрос при Николае I…………………………………17-18

2.3. Создание режима личной власти при Николае I…………………….19

Заключение…………………………………………………………………20-21

Библиография………………………………………………………………22  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Каждый народ вправе гордиться своей историей. История русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность. Тридцать одно поколение создавало русскую историю; с 862 года - года образования Русского государства, до 1917 года - года крушения Российской империи. Каждое из этих поколений внесло свой вклад в общее дело. Были у России и взлеты, и падения. Порой наступали критические периоды, грозящие исчезновением государства. Опасно переоценивать, но нельзя и недооценивать значение того или иного государственного деятеля в развитии страны. Интересно и окружение правителей. Последние 300-летие русской дореволюционной истории связывают с Романовыми. За этот период Россия минула феодализм и вступила на капиталистический путь развития, который в 1917 г. был прерван революцией. Допетровский период правления Романовых характеризуется становлением государства. Многое сделала для развития начинаний Петра Алексеевича Екатерина II. Но наивысший подъем Российского государства приходится на первую четверть 19 века. Это связано с исторической победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. России не было равных по силе в эту эпоху. Именно в данный период истории царствовал Александр I.

    Александр I - одна из самых загадочных фигур в русской истории. Александр стоял на рубеже двух веков, резко между собой различавшихся.

    Далее был Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции. «Время Николая I – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии», - так характеризуют николаевское царствование видный либеральный историк А.Е. Пресняков. 
 

Государственное управление в годы правления Александра I.

Эра либерализма

    Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить деспотическую политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененные Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала. 
    В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет — совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.
 
 
 

Реформы 1801 - 1812гг. Их значение.

    Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам.

    Александр I решил перестроить, как он выражался, «безобразное здание Российской империи».

    В 1801 г. один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла.

    Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (число которых превышало 10 тыс.). Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные и сосланные «тайной экспедицией», и сама тайная экспедиция была упразднена, ибо, как гласил царский указ, «в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона». Было запрещено - «под страхом неминуемого и строгого наказания» - применение пытки. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Разрешено было открыть частные типографии. Эти меры создали Александру славу либерала.

    В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления».

Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость  коренных, т. е. основных, законов, которых  почти еще не было в России.

В таком  направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

1. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.

    Задачей Негласного комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа».

2. Манифестом 8 сентября 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены и преобразованы были в восемь министерств. Это были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Прежние коллегии были подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр отчитывался перед Сенатом. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия.

3. В  1802 г. был реформирован Сенат,  ставший высшим судебным и  контролирующим органом в системе  государственного управления. Его  участие в законодательной деятельности  выразилось в том, что он  получил право делать “представления”  императору по поводу устаревших законов.

4. Введение  принципа единоначалия затронуло  и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена  государству. Духовными делами  ведал Святейший Синод, члены  которого назначались императором.  Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А.Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

    Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы со злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

5. С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно дотоле пользовалось правом приобретать землю в личную собственность.

6. Сын Екатерининского фельдмаршала граф Сергей Румянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев».

Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

7. Серьезные меры для улучшения положения крепостных крестьян были предприняты в эти годы лишь в Прибалтийском крае, «Положениями», изданными для крестьян Лифляндской и Эстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам предоставлялись гражданские права, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды; крестьяне становились наследственными владельцами своих участков, размеры их повинностей и платежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями.

8. Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Новоучрежденное министерство народного просвещения с состоящим при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования. План этот, изложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии, университеты.

Начало XIX века характеризуется быстрым культурным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных экономических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов разных направлений («Вестник Европы», «Журнал Российской Словесности», «Северный Вестник»).

    Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй.

9. В  1809 г. по поручению Александра М.М. Сперанский составил проект коренных преобразований. Осуществление проекта М.М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров. Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Информация о работе Преобразование системы государственного управления при Александре I и Николае I