Предпринимательство и предприниматели первой половины XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:07, реферат

Описание работы

Государство регулировало внешнюю торговлю, устанавливая дифференцированные таможенные пошлины на различные товары. В таможенной политике на протяжении первой половины XIX века преобладала тенденция к установлению высоких пошлин на ввоз готовых изделий, производство которых уже налаживалось в России, и низких на сырье, полуфабрикаты и оборудование для отечественной промышленности.

Содержание

1. Введение.

2. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства.

3. Начало промышленного переворота и становление капиталистического предпринимательства в России.

4. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле.

5. Предпринимательство в горно-металлургической промышленности.

6. Предприниматели первой половины XIX века.

7. Вывод.

8. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Московский государственный университет путей сообщения.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Предпринимательство в горно-металлургической промышленности. 

   XIX век в металлургии начался со спада. К 1815 году производство сократилось приблизительно на 20% по сравнению с уровнем начала столетия, а потом, к 30-м гг., восстановилось до этого уровня. Причиной спада было сокращение экспорта металла (в два раза) в связи с завершением промышленной революции в Англии. Англия теперь покупала меньше российского металла, а внутренний рынок не мог поглотить его возросшую массу, и цены на него упали. Пуд полосового железа, который к началу спада стоил 1 руб. 20 коп. , теперь продавался за 50 коп. Эти трудности потребовали перестройки хозяйства заводов, которая велась в двух направлениях:

  1. На экспорт шло полосовое железо, т.е. просто железо, - переделывать его в сорта англичане предпочитали сами. Внутренней же рынок требовал сортовое железо, т. е. кровельное, шинное и др. – те сорта, из которых кузнецам было проще ковать готовые изделия. Поэтому на заводах стали строить передельные цеха.
  2. С падением цен пришлось сокращать затраты, снижать себестоимость продукции. В основном при этом сокращались затраты на заготовку угля и руды. Вспомогательные работы выполняли заводские крестьяне или сельские работники, которые жили в основном за счет крестьянского хозяйства, и им можно было сократить плату. А зарплату мастеровым, работавшим в цехах завода, сократить было нельзя – у них не было иных источников существования.

           Итак, первая в XIX веке перестройка заводов происходила еще не на капиталистической основе: использовались последние феодально-крепостнические резервы.

    Совсем иной характер имела  следующая перестройка – в  40-50-х гг. В это время металлургическое производство росло, и практически весь прирост за 60 лет с начала века происходил за эти 20 лет.

     В эти десятилетия резко увеличился  спрос на металл:  нарастали  капиталистические явления в  стране, строились пароходы и  проводились железные дороги. Чтобы использовать благоприятную конъюнктуру, надо было расширять производство. Но увеличить численность рабочих было невозможно – не было рынка рабочей силы. Следовательно, надо было повысить производительность труда. А это можно было сделать двумя путями – совершенствуя технику и используя экономическое стимулирование.

      Таким образом, перестройка 40-50-х  гг. в горнозаводской промышленности  имела уже буржуазное содержание: горные заводы старались приспособиться  к капитализму, вводя у себя элементы капитализма. 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 

       
 

Предприниматели первой половины  XIX века.

   

    Поселившись в России в начале  XIX века, Л. Штиглиц, Будучи придворным банкиром Александра I, выполнял связанные с этой должностью традиционные обязанности: был посредником при заключении договоров о внешних займах, осуществлял финансовые операции членов царской семьи и т. д. В августе 1826 года по случаю коронации Николая I «за оказание правительству услуг и усердие к распространению торговли» Штиглиц был возведен в потомственное баронское достоинство, в 1828 г. причислен к Петербургскому первостатейному купечеству, а затем, как крупнейший финансист, пожаловал званием придворного банкира, что повышало его авторитет на всемирной бирже. Услугами банкирской конторы «Штиглиц и Ко» пользовались самые влиятельные вельможи империи, кредитовала она и многих крупных петербургских предпринимателей.

    В 1828 году Штиглиц был избран  членом Мануфактурного совета  при Министерстве финансов, в  1829 году – членом Коммерческого совета, а в 1836 году назначен членом совещательного комитета «по предмету учреждения Российского - Азиатской торговой компании». В1831 году «за труды и усердие на пользу Отечества, торговли и промышленности» барон Л. Штиглиц был награжден орденом Анны второй степени, а в 1836 году – Владимира третьей степени.

    А. Л. Штиглиц (1814- 1844гг.) способствовал  дальнейшему процветанию созданного  его отцом банкирского дома. Штиглицы  оказали большие услуги русскому  правительству, прежде всего в организации иностранных займов. С1820 по 1855г. царское правительство заключила договоры о 13 внешних займов на сумму 346млн. руб. В конце 40-х гг. А. Штиглиц проявил интерес к финансированию российской промышленности. В 1847 году он основал в Нарве суконную фабрику, в 1851 г. – льнопрядильную, а в 1857 году выступил в качестве одного из учредителей главного общества Российских железных дорог. Однако к концу 1850-х гг. влияние Штиглица стало ослабевать, что привело к ликвидации им своих частных дел. Впоследствии он был назначен первым управляющим вновь созданного Государственного банка, в 1862 году был произведен в тайные советники. 

    Одним из самых крупных и  богатых пароходств волжского  бассейна было акционерное товаро  – пассажирское «Общество пароходства на Волге», которое просуществовало до 1819 года. Центральная контора и правление общества находились в Санкт- Петербурге. Основателями общества были иностранец Д. И. Кейли, петербургский купец первой гильдии М. П. Кириллов и калязинский купец первой гильдии Д. М. Полежаев. Суда пароходства плавали по Волге, Каме и другим рекам Волжского бассейна.

    Транспортные перевозки по воде  начались с 1846 года, когда для  этого были куплены за границей  и доставлены на Волгу первые  соответствующие пароходы. Грузы везли на баржах, буксируемых судами «Волга», «Самсон», и «Геркулес». Первая же навигация в 1846 году с использованием единственного буксирного парохода «Волга» принесла обществу 13 тыс. руб. чистой прибыли. Такая удача быстро изменила в лучшую сторону отношение к пароходам в русских коммерческих кругах. Постепенно увеличивалось количество судов и улучшалось их техническое оснащение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод. 

    В своей работе я выяснила  что, первая половина XIX века явилась переходным периодом в развитии отечественного предпринимательства. Начало промышленного переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава общества создавали материальные условия для перехода к капитализму и формирования предпринимательства капиталистического типа.

    Частные капиталы активно «перетекали»  в производственную сферу. Росло  число мануфактур, все более приобретавших  качества фабрик, особенно в хлопчатобумажной  промышленности, изначально основанной  на вольнонаемном труде.

    Замедление оборота торговых капиталов, недостаток кредитов, шаткость тарифной системы сдерживали развитие купеческого предпринимательства в промышленной сфере. Внешнеполитическая ситуация, военные события ( участие в континентальной блокаде Англии, Отечественная война 1812 года, заграничные походы русской армии и, наконец, Крымская война) также отрицательно сказывались на развитии отечественного предпринимательства.

    Разорение и упадок старого  гильдейского купечества и приток  новой генерации предпринимателей, прежде всего из торгующих («капиталистых» ) крестьян, - еще одна характерная черта того времени. Одновременно теряли свои позиции дворянские предприниматели, работавшие в основном на нужды государства. В то же время промышленное и торговое предпринимательство продолжало нести на себе отпечатки феодального строя: некоторые предприниматели, даже будучи владельцами фабрик и заводов, продолжали оставаться в крепостной зависимости от помещиков.

    Государство в целом осуществляло  поддержку отечественной частной  торгово – промышленной деятельности (при некоторых временных отступлениях). Она выражалась в проведении тарифной политики, но зачастую проводилась жесткими административными методами. Биржевое и банковское дело еще не играли важной роли в хозяйстве, хотя и продолжали развиваться. Финансовое положение страны практически на протяжении всего рассматриваемого периода оставалось тяжелым, а инфляция – высокой. Главным же препятствием, сдерживающим развитие предпринимательства, было крепостничество.    

    Формирование капиталистического предпринимательства в России, т. е. становление крупных капиталистических предприятий, шло двумя основными путями. Первый путь – развитие «купеческой» промышленности, включая переход от простого товарного производства к капиталистическому. Это был обычный путь развития капитализма в промышленности, такой же, как и в Западной Европе.

     Второй путь- преобразование крепостной  промышленности в капиталистическую.  Хозяева крепостных предприятий,  стараясь преодолеть сковывающее  действие крепостничества, переводили предприятия на «коммерческие» начала, на наемный труд, делая, делая их все более капиталистическими. 

    Крепостную промышленность следует  разделить на три части, каждая  из которых имела свои особенности  развития. Во-первых, это горные заводы и некоторые другие отрасли, где крепостной труд применялся лишь потому, что в условиях крепостничества нельзя было обеспечить их наемным трудом, где первичными были сами предприятия, а земельные владения при них играли вспомогательную роль. Во – вторых к числу крепостных относились, конечно, предприятия помещиков, которые были придатком к сельским имениям, способом увеличить доходы с этих имений. В – третьих, к этой группе относились казенные предприятия и целые отрасли, которые были скованы не только крепостническими отношениям, но и административной регламентацией. Доля промышленности, находившейся в ведении государства, сократилась с 35% в начале века до 23,5% в 1860г., но и накануне ликвидации крепостного права почти четверть российской промышленности оставалась вне сферы рыночных отношений.

    Замедленные темпы роста тяжелой  промышленности в доиндустриальный  период – общая закономерность. Пока нет машин, нет и машиностроения, не требуется металл для производственного  оборудования, для рельсов, паровозов и пароходов. Он пока тратиться в основном на изготовление орудий труда и оружия. А для этого металла нужно не так много. С развитием рынка сначала повышается спрос на товары народного потребления, что приводит к промышленному перевороту, который начинается именно с легкой промышленности. И лишь после этого возрастает спрос на продукцию тяжелой промышленности, на средство производства. И ускорение роста именно тяжелой промышленности в последние предреформенные десятилетия  свидетельствовало, что промышленный переворот в стране начинался.

     К тому же темпы роста тяжелой  промышленности в России замедлялись,  так как именно в ее составе  преимущественно находились отрасли,  скованные государственной регламентацией. Особенно понизился удельный  вес той части промышленности, которая находилась в собственности государства, т. е. военного производства и казенных горных заводов. Военная промышленность увеличила производство за полвека всего в 2,8 раза. Это свидетельствует о том, что Россия была мирным государством, тратившим на военные приготовления минимум расходов.

    Прямым следствием кризиса феодально-крепостнической  системы, нарастания буржуазных  элементов в экономике, которое  тормозило крепостничество, и  стала ликвидация крепостного  права в 1861 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Бессолицын  А.А., А.Д. Кузьмичев Экономическая  история России. М. 2005г.
  2. Гусейнов Р. История экономики России. М., 1999г.
  3. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс лекций. М., «Логос» 2005.
  4. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие М., 1998г.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

Информация о работе Предпринимательство и предприниматели первой половины XIX века