Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:07, реферат
Государство регулировало внешнюю торговлю, устанавливая дифференцированные таможенные пошлины на различные товары. В таможенной политике на протяжении первой половины XIX века преобладала тенденция к установлению высоких пошлин на ввоз готовых изделий, производство которых уже налаживалось в России, и низких на сырье, полуфабрикаты и оборудование для отечественной промышленности.
1. Введение.
2. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства.
3. Начало промышленного переворота и становление капиталистического предпринимательства в России.
4. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле.
5. Предпринимательство в горно-металлургической промышленности.
6. Предприниматели первой половины XIX века.
7. Вывод.
8. Список литературы.
Предусматривался также отказ от континентальной блокады: с этой целью в 1810 году под руководством Сперанского было разработано «Положение о нейтральной торговле» и принят таможенный тариф. Он носил строго запретительный характер и был нацелен на покровительство русской торговли и промышленности: был запрещен ввоз из-за границы предметов роскоши, повышались пошлины на иностранные товары фабричной промышленности. Все это улучшило положение в финансовой сфере, если бы план Сперанского полностью претворился в жизнь, мог бы произойти рост курса бумажного рубля. Однако выпуск в 1810 году дополнительных ассигнаций обусловил падение их курса до 20 копеек. В результате в обществе усилилось недовольство деятельностью Сперанского, что привело к его отставке.
Вследствие ухудшения
В общей своей массе
Эту точку зрения разделяет большинство исследователей, однако по поводу оценки экономической политики Николая I отсутствует единообразие. Одни исследователи считают, что военно-бюрократическое устройство государства при Николае I менее всего благоприятствовало развитию капитализма. Другие считают, что его правление – это эпоха, в которой один строй незаметно сменялся другим, а именно, крепостной строй – строем гражданским.
Таким образом, формирование
Начало
промышленного переворота
и становление
капиталистического
предпринимательства
в России.
Наиболее активно процесс
В 1808 году купец Пантелеев открыл в Москве первую частную бумагопрядильную фабрику. В условиях присоединения России к континентальной блокаде Англии и прекращения вследствие этого подвоза из нее пряжи потребовалось создание еще нескольких бумагопрядильных фабрик, работавших на среднеазиатском хлопке. После пожара в Москве в 1812 году, когда сгорели практически все московские фабрики, центр предпринимательской активности сместился в провинцию – Кострому, Иваново, Владимир. В Москве текстильная промышленность стала возрождаться в 1820 - 1830-гг. Этому способствовали, во-первых, ведение протекционистского таможенного тарифа, приведшее к увеличению пошлины на ввозимые из- за границы готовые мануфактурные изделия, а во- вторых- значительное удешевление импортной хлопковой пряжи следствие технического совершенствования производства на английских фабриках, что, в свою очередь, было вызвано промышленными кризисами в Англии в 1820-1840-х гг. по числу бумагопрядильных веретен.
Таким образом, уже на первом
этапе промышленного
В русской промышленности того времени действовали три типа мануфактур: крепостная (вотчинная), посессионная и вольнонаемная, которые вызывались либо фабриками (в легкой и пищевой отраслях), либо заводами (в горнодобывающей отрасли и металлургии). Вотчинная мануфактура создавалась в помещичьих имениях и обслуживалась трудом крепостных крестьян. Посессионные мануфактуры принадлежали частным лицам либо казне, а трудились на них или навсегда причисленные к заводам и фабрикам казенные крестьяне, или приписанные ( с выплатой компенсации прежним владельцам) беглые и бродяги, или купленные с разрешения правительства крепостные крестьяне. Все они считались принадлежащими самой мануфактуре, а не ее владельцу, и не могли быть проданными отдельно от нее. Вольнонаемные мануфактуры создавались предпринимателями- выходцами из купцов и «капиталистых мужиков», и там использовался труд наемных рабочих – как правило, крестьян – отходников и лично свободных мещан (горожан).
Другое проявление развития
В 40-х гг. XIX века началось вытеснение из крупной промыщленности мануфактур, основанных на подневольном труде, обусловленное тем, что, во- первых, такие мануфактуры по производительности труда и себестоимости продукции не могли конкурировать с вольнонаемной частнокапиталистической мануфактурой. Во – вторых, 1830-1840-е гг. началось широкое внедрение в производство (в первую очередь в новых отраслях и на частнокапиталистических предприятиях) паровых машин и разнообразных технических усовершенствований. Эксплуатация же нового оборудования с применением подневольного оказывалась менее выгодной, чем его использование на вольнонаемных предприятиях. К тому же владельцы вотчинных мануфактур зачастую не имели средств для внедрения новшеств. В результате крепостнические мануфактуры приходили в упадок и вытеснялись более конкурентоспособными капиталистическими.
Промышленный переворот,
Следствием промышленного переворота стало формирование новых классов: промышленной буржуазии и наемных рабочих – пролетариата. Первая (купцы- промышленники) складывалась из купцов, разбогатевших на торговле, винных откупах и казенных подрядах и открывших свои фабрики (Солдатенковы, Титовы, Кондрашевы), и «капиталистых мужиков»из государственных или выкупившихся на волю крепостных (Гучковы, Мосоловы, Морозовы). Чаще всего они совмещали торговые функции с промышленным предпринимательством.
Таким образом, русская буржуазия первой половины XIX века, формировавшаяся в условиях самодержавно-крепостнического государства, страдала от гражданского неравноправия и представляла собой социальный слой, находившийся в сильной зависимости от политики властей.
Развитие
предпринимательства
в сфере транспорта
и в торговле.
Россия в первой половине XIX века оставалась страной бездорожья, что существенно мешало ее экономическому развитию. Основными видами транспорта в то время были водный и гужевой (перевозки на лошадях и волах). В начале века стали функционировать каналы, которые соединяли Волгу с Северной Двиной и Балтийским бассейном, а Днепр – с Вислой, Неманом, Западной Двиной. Правда, пропускная способность каналов была небольшая, кроме того навигация на них имела сезонный характер – зимой она прекращалась.
Своему ускоренному развитию
предпринимательство в сфере
водного транспорта было
Протяженность шоссейных дорог в России была крайне невелика. К их строительству приступили в 1817году, но наиболее интенсивным оно было в 1836- 1855гг. Тогда были проложены дороги с твердым покрытием между Москвой и Санкт- Петербургом протяженностью 676 верст, Московско- Варшавское шоссе- 999, Киевское шоссе- 787 верст и др. Самым важным событием в развитии системы транспортных коммуникаций и вообще в промышленной революции явилось начало строительства железных дорог. Первая железная дорога была положена в 1837 году от Петербурга до Царского села, в 1838 году она была продолжена до Павловска. Поскольку эта дорога не имела никакого экономического значения, появились утверждения, что применительно к громадным пространствам России железнодорожное сообщение бесперспективно. К строительству железных дорог приступили лишь в конце 1840-х гг. Первыми экономически значимыми линиями стали Николаевская железная дорога, связывавшая Санкт- Петербург и Москву в1851года, и Санкт- Петербург – Варшава, построенная в 1857 году.
В первой половине XIX века продолжалось поступательное развитие торговли, ее оборот (особенно внешней торговли) все время рос. В начале века на внутреннем рынке ежегодно продавались и покупались товары на сумму 900 млн. руб., оборот внешней торговли составлял 235 млн. руб. Основной объем внутренней торговли приходился по- прежнему на сельскохозяйственную продукцию и изделия кустарных промыслов. И лишь к середине века увеличилась доля изделий крупных промышленных предприятий, особенно текстильных и кожевенных.
Внутренняя торговля в
Внешняя торговля России
В XIX веке изменилась структура экспорта: если в XVIII веке из России вывозилось в основном железо, то теперь она поставлялась на европейский рынок исключительно сельскохозяйственные товары и полуфабрикаты. Быстро увеличился экспорт зерна: в первое десятилетие XIX века ежегодно вывозилось до 20 млн. пудов, в 1850-е гг. – уже до 70 млн. пудов (35% стоимости всего экспорта). Из Европы ввозились товары, необходимые для российской промышленности, - машины, хлопок – сырец, краски и т. д. Развивалась и торговля с Востоком: Китаем, Ираном, Турцией, Хивой, Бухарой. Ее структура была иной: Россия поставляла в основном промышленную продукцию (текстиль, металлические изделия), а ввозила традиционные товары восточной торговли – хлопок, шелк, чай, пряности.
Государство регулировало
Информация о работе Предпринимательство и предприниматели первой половины XIX века