Предпринимательство и предприниматели первой половины XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:07, реферат

Описание работы

Государство регулировало внешнюю торговлю, устанавливая дифференцированные таможенные пошлины на различные товары. В таможенной политике на протяжении первой половины XIX века преобладала тенденция к установлению высоких пошлин на ввоз готовых изделий, производство которых уже налаживалось в России, и низких на сырье, полуфабрикаты и оборудование для отечественной промышленности.

Содержание

1. Введение.

2. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства.

3. Начало промышленного переворота и становление капиталистического предпринимательства в России.

4. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле.

5. Предпринимательство в горно-металлургической промышленности.

6. Предприниматели первой половины XIX века.

7. Вывод.

8. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Московский государственный университет путей сообщения.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Предусматривался также отказ от континентальной блокады: с этой целью в 1810 году под руководством Сперанского было разработано «Положение о нейтральной торговле» и принят таможенный тариф. Он носил строго запретительный характер и был нацелен на покровительство русской торговли и промышленности: был запрещен ввоз из-за границы предметов роскоши, повышались пошлины на иностранные товары фабричной промышленности. Все это улучшило положение в финансовой сфере, если бы план Сперанского полностью претворился в жизнь, мог бы произойти рост курса бумажного рубля. Однако выпуск в 1810 году дополнительных ассигнаций обусловил падение их курса до 20 копеек. В результате в обществе усилилось недовольство деятельностью Сперанского, что привело к его отставке.

     Вследствие ухудшения отношений  с Наполеоном и начала Отечественной войны 1812 года разработка и внедрение в экономику либеральных реформ приостановились. Александр I предпринял конкретные шаги в экономической сфере. В целях укрепления не только политических, но и экономических связей с европейскими странами и США в рамках Священного союза в 1816-1819 года были резко снижены заградительные пошлины на западноевропейские товары и введены так называемые фритредерские тарифы. Однако российская промышленность оказалась неготовой к тому, что на страну обрушилась лавина английских, французских, германских изделий. Русские товары не выдерживали конкуренции. Начались разорения и банкротства российского купечества и фабрикантов. В итоге Александр I был вынужден отказаться от «экономической интеграции»: в 1822 году был введен высокий протекционистский тариф, вновь опустился занавес, экономически отгородивший Россию от Европы.

     В общей своей массе господствующий  класс России, включая верхушку  купечества и фабрикантов, отверг  шедшие сверху нововведения. Реформы, в том числе экономические, «повисли в воздухе», не находя социальной поддержки в обществе. Государство оказалось неспособным разрушить крепостническую экономику. Император был вынужден сойти с пути либерализма. Наступление кризиса либерального развития России ускорили декабристы, восстание которых имело для него роковые последствия. Эпоха правления Николая I, по выражению В.О. Ключевского, явилась логическим продолжением второй половины предшествующего царствования, которое он оценивал как консервативно-охранительное: не ставились цели что-либо изменить, было лишь стремление сохранить существующее устройство государства и общества и навести в нем порядок.

     Эту точку зрения разделяет  большинство исследователей, однако  по поводу оценки экономической политики Николая I отсутствует единообразие. Одни исследователи считают, что военно-бюрократическое устройство государства при Николае I менее всего благоприятствовало развитию капитализма. Другие считают, что его правление – это эпоха, в которой один строй незаметно сменялся другим, а именно, крепостной строй – строем гражданским.

     Таким образом, формирование при  Александре I более благоприятных условий для предпринимательской деятельности явилось закономерным следствием проведенных либеральных реформ. Ту же политику, хотя и менее последовательно, проводил Николай.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Начало  промышленного переворота и становление  капиталистического предпринимательства  в России. 

    Наиболее активно процесс формирования  капиталистического способа производства происходил в промышленности. Для России начало начала – середины  XIX века было характерным широкое распространение мелкой, преимущественно крестьянской, промышленности.

    В 1808 году купец Пантелеев открыл  в Москве первую частную бумагопрядильную фабрику. В условиях присоединения России к континентальной блокаде Англии и прекращения вследствие этого подвоза из нее пряжи потребовалось создание еще нескольких бумагопрядильных фабрик, работавших на среднеазиатском хлопке. После пожара в Москве в 1812 году, когда сгорели практически все московские фабрики, центр предпринимательской активности сместился в провинцию – Кострому, Иваново, Владимир. В Москве текстильная промышленность стала возрождаться в 1820 -  1830-гг. Этому способствовали, во-первых, ведение протекционистского таможенного тарифа, приведшее к увеличению пошлины на ввозимые  из- за границы готовые мануфактурные изделия, а во- вторых- значительное удешевление импортной хлопковой пряжи следствие технического совершенствования производства на английских фабриках, что, в свою очередь, было вызвано промышленными кризисами в Англии в 1820-1840-х гг. по числу бумагопрядильных веретен.

    Таким образом, уже на первом  этапе промышленного переворота  в хлопчатобумажном производстве Россия освободилась от импорта английской пряжи и перешла на американский и частично среднеазиатский хлопок, что повлекло за собой удешевление производства. Вместе с механизацией процесса ткачество это привело в 1830- 1850гг. к снижению цен на 70%, что еще более укрепило позиции хлопчатобумажной отрасли, позволило ей составить мощную конкуренцию другим текстильным отраслям и выйти на первое место.

    В русской промышленности того  времени действовали три типа  мануфактур: крепостная (вотчинная), посессионная и вольнонаемная, которые вызывались либо фабриками (в легкой и пищевой отраслях), либо заводами (в горнодобывающей отрасли и металлургии). Вотчинная мануфактура создавалась в помещичьих имениях и обслуживалась трудом крепостных крестьян. Посессионные мануфактуры принадлежали частным лицам либо казне, а трудились на них или  навсегда причисленные к заводам и фабрикам казенные крестьяне, или приписанные ( с выплатой компенсации прежним владельцам) беглые и бродяги, или купленные с разрешения правительства крепостные крестьяне. Все они считались принадлежащими самой мануфактуре, а не ее владельцу, и не могли быть проданными отдельно от нее. Вольнонаемные мануфактуры создавались предпринимателями- выходцами из купцов и «капиталистых мужиков», и там использовался труд наемных рабочих – как правило, крестьян – отходников и лично свободных мещан (горожан).

    Другое проявление развития капитализма  в России – начало промышленного  переворота, состоявшего в переходе  от мануфактуры, основанной преимущественно на ручном труде, к фабрике, базировавшейся на машинной технике (использовании паровых двигателей и станков). Он завершился в 70-80 –е гг. XIX века. Одним из признаков промышленного переворота был рост числа промышленных предприятий и количество занятых на них рабочих.

    В 40-х гг. XIX века началось вытеснение из крупной промыщленности мануфактур, основанных на подневольном  труде, обусловленное тем, что, во- первых, такие мануфактуры по производительности труда и себестоимости продукции не могли конкурировать с вольнонаемной частнокапиталистической мануфактурой. Во – вторых, 1830-1840-е гг. началось широкое внедрение в производство (в первую очередь в новых отраслях и на частнокапиталистических предприятиях) паровых машин и разнообразных технических усовершенствований. Эксплуатация же нового оборудования с применением подневольного оказывалась менее выгодной, чем его использование на вольнонаемных предприятиях. К тому же владельцы вотчинных мануфактур зачастую не имели средств для внедрения новшеств. В результате  крепостнические мануфактуры приходили в упадок и вытеснялись более конкурентоспособными капиталистическими.

    Промышленный переворот, начавшийся  в хлопчатобумажной промышленности, затем распространился и на  другие отрасли. Уже на первом  его этапе появились предприятия, ставшие «пионерами» отечественного машиностроения, - санкт – петербургские литейные  заводы ( завод Берда и Александровский казенный завод), выпускавшие пароходы, паровозы, паровые машины, вагоны, промышленное оборудование.

    Следствием промышленного переворота стало формирование новых классов: промышленной буржуазии и наемных рабочих – пролетариата. Первая (купцы- промышленники) складывалась из купцов, разбогатевших на торговле, винных откупах и казенных подрядах и открывших свои фабрики (Солдатенковы, Титовы, Кондрашевы), и «капиталистых мужиков»из государственных или выкупившихся на волю крепостных (Гучковы, Мосоловы, Морозовы). Чаще всего они совмещали торговые функции с промышленным предпринимательством.

    Таким образом, русская буржуазия первой половины XIX века, формировавшаяся в условиях самодержавно-крепостнического государства, страдала от гражданского неравноправия и представляла собой социальный слой, находившийся в сильной зависимости от политики властей.

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  предпринимательства  в сфере транспорта и в торговле. 

    Россия в первой половине XIX века оставалась страной бездорожья, что существенно мешало ее экономическому развитию. Основными видами транспорта в то время были водный и гужевой (перевозки на лошадях и волах). В начале века стали функционировать каналы, которые соединяли Волгу с Северной Двиной и Балтийским бассейном, а Днепр – с Вислой, Неманом, Западной Двиной. Правда, пропускная способность каналов была небольшая, кроме того навигация на них имела сезонный характер – зимой она прекращалась.

    Своему ускоренному развитию  предпринимательство в сфере  водного транспорта было обязано  пароходам. Первые из них появились  на реках в 1813- 1817 гг. Однако  существенно число пароходов начало расти только в 1840- 1850-е гг.: если в 1854 году их насчитывалось 115, то в 1860г. – уже 392. В основном это были пароходы иностранного производства, хотя первый отечественный пароход был построен еще в 1813 году в Петербурге на заводе Берда, в дальнейшем получившего привилегию на постройку пароходов.

    Протяженность шоссейных дорог  в России была крайне невелика. К их строительству приступили  в 1817году, но наиболее интенсивным  оно было в 1836- 1855гг. Тогда были  проложены дороги с твердым покрытием между Москвой и Санкт- Петербургом протяженностью 676 верст, Московско- Варшавское шоссе- 999, Киевское шоссе- 787 верст и др. Самым важным событием в развитии системы транспортных коммуникаций и вообще в промышленной революции явилось начало строительства железных дорог. Первая железная дорога была положена в 1837 году от Петербурга до Царского села, в 1838 году она была продолжена до Павловска. Поскольку эта дорога не имела никакого экономического значения, появились утверждения, что применительно к громадным пространствам России железнодорожное сообщение бесперспективно. К строительству железных дорог приступили лишь в конце 1840-х гг. Первыми экономически значимыми линиями стали Николаевская железная дорога, связывавшая Санкт- Петербург и Москву в1851года, и Санкт- Петербург – Варшава, построенная в 1857 году.

    В первой половине XIX века  продолжалось поступательное развитие торговли, ее оборот (особенно внешней торговли) все время рос. В начале века на внутреннем рынке ежегодно продавались и покупались товары на сумму 900 млн. руб., оборот внешней торговли составлял 235 млн. руб. Основной объем внутренней торговли приходился по- прежнему на сельскохозяйственную продукцию и изделия кустарных промыслов. И лишь к середине века увеличилась доля изделий крупных промышленных предприятий, особенно текстильных и кожевенных.

   Внутренняя торговля в основном  имела ярмарочный характер. К  середине XIX века в России, согласно разным источникам, насчитывалось до 4- 6 тыс. ярмарок, из них крупных  с оборотом свыше 100 млн. руб. – 30 до 64 ( в их числе Нижегородская ярмарка; оборот Ирбитской ярмарки составлял до 40 млн. руб.). Крупнейшие ярмарки были центрами российского предпринимательства. Здесь заключались крупные оптовые сделки (нередко с участием иностранных оптовых торговцев).

    Внешняя торговля России ориентировалась  в основном на заподноевропейский  рынок – на его долю приходилось  до 90% всего внешнеторгового оборота.  Главным торговым партнером ( более 30% товарооборота России) по- прежнему выступала Англия. Торговля с Европой осуществлялась через морские порты Петербург и Архангельск. Большое значение в первые десятилетия XIX века приобрела черноморская торговля, которая велась через одесский порт.

    В XIX веке изменилась структура экспорта: если в XVIII веке из России вывозилось в основном железо, то теперь она поставлялась на европейский рынок исключительно сельскохозяйственные товары и полуфабрикаты. Быстро увеличился экспорт зерна: в первое десятилетие XIX века ежегодно вывозилось до 20 млн. пудов, в 1850-е гг. – уже до 70 млн. пудов (35% стоимости всего экспорта). Из Европы ввозились товары, необходимые для российской промышленности, - машины, хлопок – сырец, краски и т. д. Развивалась и торговля с Востоком: Китаем, Ираном, Турцией, Хивой, Бухарой. Ее структура была иной: Россия поставляла в основном промышленную продукцию (текстиль, металлические изделия), а ввозила традиционные товары восточной торговли – хлопок, шелк, чай, пряности.

    Государство регулировало внешнюю  торговлю, устанавливая дифференцированные таможенные пошлины на различные товары. В таможенной политике на протяжении первой половины XIX века преобладала тенденция к установлению высоких пошлин на ввоз готовых изделий, производство которых уже налаживалось в России, и низких на сырье, полуфабрикаты и оборудование для отечественной промышленности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предпринимательство и предприниматели первой половины XIX века