Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа
Цель контрольной работы: раскрыть в полном объеме сущность абсолютизма 16-19 вв. в России, его влияние на дальнейшее развитие Российского государства, а так же - чем именно Российский абсолютизм отличается от Европейского.
"обязанные" крестьян было переведено лишь около 27 тысяч крестьян,
проживающих в имениях всего шести помещиков. В Эстляндской, Лифляндской и
Курляндской губерниях в 1816- 1819 гг. крестьяне были освобождены от
крепостной зависимости без земли.
Организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться
государственные крестьяне, к 1825 г. достигло 400 тысяч человек. Поселенцы
были обязаны заниматься сельским хозяйством (отдавая половину урожая
государству) и нести военную службу.
В 1847 г. было создано министерство государственных имуществ, которому
было поручено управление государственными крестьянами: было упорядочено
оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система
крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский
сход, сельский староста.
Уже в 1801 г. государственным крестьянам было разрешено покупать землю у
помещиков. В 1818 г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам (в том
числе и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.
Потребность в свободном наемном труде сделала неэффективным использование
труда посессионных крестьян на фабриках и заводах: в 1840 г. заводчики
получили право освобождать посессионных крестьян и вместо них нанимать
вольных людей и оброчных крестьян.
Развитие государственной системы в первой половине XIX в.
В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего
законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный
Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в
заседаниях
председательствовал
колебалась от 40 до 80 членов (Государственный совет просуществовал до 1917
г.). Члены Совета назначались императором или входили в него по должности
(министры).
В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств", положивший начало
новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий
министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них
усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей,
расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было
образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных
дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.
Новыми по существу были министерство внутренних дел и министерство просвещения;
"В 1811 г. издается "Общее учреждение министерств" - документ, подготовленный
М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как
высшая исполнительная,
непосредственно подчиненная
власти.
Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие
чиновники министерств - императором по представлению министра, низшие
- министром. В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие
административно-
должность станового пристава. Тем самым полицейская сеть
распространяется в сельские районы страны. Становой пристав опирался
в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и
цесятских и на вотчинную полицию помещиков.
В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений.
Первым общегосударственным актом, регулирующим эту сферу, стал "Свод
учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных", принятый в 1832
г.
В одном Санкт-Петербурге в 1829 г. в тюрьмах находились почти 3,5 тысячи
заключенных крестьян, присланных туда помещиками. Судами второй инстанции в
губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда
выполняла также функции нотариата. С 1808 г. стали образовываться коммерческие
суды, рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр.
Действовали другие ведомственные суды: военные, морские, горные,
лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах
действовали надворные суды по делам сословий.
Изменения в правовом положении церкви
Разработка положений о церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754 г.,
затронула ряд существенных вопросов господствующего положения православной
веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство
оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.
Правовой статус других вероисповеданий и церкви полагался ограниченным, их
проповедь (не вероисповедание) запрещалась. Также ограничивалось
распространение нехристианских вероучений, прежде всего мусульманства.
Приверженцы раскола получали право на равный с другими подданными суд. Они
облагались обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в
государственные должности ограничивалось. Распространение вероучения
раскольников запрещалось.
В области брачно-семейных прав православные получали определенные привилегии.
Вполне законным признавался брак, заключенный между лицами одного
вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от
этого брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные
от православных дети считались православными.
Наступление государства на имущественные права церкви выразилось уже в
ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных крестьян:
духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними
сохранялось лишь право сбора оброка.
В соответствии с Наказом Екатерины II многие правонарушения, касавшиеся
церкви, приравнивались к должностным и общеуголовным и утрачивали черты
квалифицированного преступления. Причастность духовного лица к преступлению
считалась отягчающим обстоятельством. .
В 1764 г. была проведена
секуляризация церковных и
лишалась вотчинных прав, свыше 900 тысяч душ перешли в собственность
казны и под управление Коллегии экономии. В 1773 г. была
провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775
г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. - в
управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же передавались
дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за
На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно-и
церковнослужителей, в возрасте от 15 до 40 лет призвали в армию. Духовенство
численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г.
хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось
пенсионное обеспечение священнослужителей.
С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г.
были отменены телесные наказания для духовных лиц.
После разгрома декабристов в 1826 г. Особая канцелярия Министерства
внутренних дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной
безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии:
именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величества
канцелярии. В задачи отделения входило руководство полицией, борьба с
революционерами, сектантами и раскольниками.
В 1827 г. был создан
специальный жандармский
и оперативную опору Третьего отделения.
В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный
комитет, подчиненные оберпрокурору. Все исполнительные органы Синода
оказались подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления
оказался изолированным от местного аппарата. Александр 1 мечтал о Парламенте,
но даровал его лишь финнам и полякам. В 1809 г. к России была присоединена
Финляндия, в 1815 г.- часть герцогства Варшавского, в 1812 г.- Бессарабия.
Финляндия именовалась Великим княжеством Финляндским, а русский
император являлся Великим князем Финляндским и был главой исполнительной
власти. Законодательная власть принадлежала сословному Сейму, а
исполнительная (с 1809 г.) Правительствующему Сенату из 12 человек, избранных
Сеймом.
В 1815 г. Польша получила Конституционную хартию и статус королевства:
император российский стал одновременно королем польским.
С 1818 г. стал избираться (шляхтой и горожанами) законосовещательный Сейм. Он
созывался в 1820 и 1825 гг.
Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника царя, при нем в
качестве совещательного органа действовал Государственный совет.
После подавления польского восстания 1830 г. был издан "Органический
статут", отменивший польскую конституцию, а Польша объявлялась неотъемлемой
частью империи.
В 1822 г. для народов Сибири был издан специальный устав, подготовленный М.
Сперанским, бывшим ее генерал-губернатором. Согласно положениям устава, все
"инородные"
(нерусские) народы Сибири
бродячих. Оседлые приравнивались в правах и обязанностях к русским,
соответственно их сословной принадлежности (землевладельцы включались в число
государственных крестьян). Кочевые и бродячие инородцы подчинялись системе
родового управления.
Информация о работе Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма