Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: раскрыть в полном объеме сущность абсолютизма 16-19 вв. в России, его влияние на дальнейшее развитие Российского государства, а так же - чем именно Российский абсолютизм отличается от Европейского.

Работа содержит 1 файл

Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

"обязанные" крестьян было переведено лишь          около 27 тысяч крестьян,

проживающих в  имениях всего шести помещиков. В Эстляндской, Лифляндской и

Курляндской губерниях  в 1816- 1819 гг. крестьяне были освобождены  от

крепостной  зависимости без земли.

Организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться

государственные крестьяне, к 1825 г. достигло 400 тысяч  человек. Поселенцы

были обязаны  заниматься сельским хозяйством (отдавая  половину урожая

государству) и  нести военную службу.

В 1847 г. было создано министерство государственных имуществ, которому

было поручено управление государственными крестьянами: было упорядочено

оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система

крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский

сход, сельский староста.

Уже в 1801 г. государственным  крестьянам было разрешено покупать землю у

помещиков. В 1818 г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам (в том

числе и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.

Потребность в  свободном наемном труде сделала неэффективным использование

труда посессионных крестьян на фабриках и заводах: в 1840 г. заводчики

получили право  освобождать посессионных крестьян и вместо них нанимать

вольных людей  и оброчных крестьян.

        Развитие государственной системы в первой половине XIX в.       

В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего

законопроекты, позже утверждаемые императором, был  создан Государственный

                                   совет.                                  

Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в

заседаниях  председательствовал назначенный  им член Совета. Численность органа

колебалась  от 40 до 80 членов (Государственный совет  просуществовал до 1917

г.). Члены Совета назначались императором или входили в него по должности

(министры).

В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств", положивший начало

новой форме  отраслевых управленческих органов. В  отличие от коллегий

министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них

усиливалась персональная ответственность руководителей  и исполнителей,

расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было

образовано  восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных

дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного  просвещения.

Новыми по существу были министерство внутренних дел и  министерство просвещения;

"В 1811 г.  издается "Общее учреждение министерств" - документ, подготовленный

М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как

высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной  императорской

власти.

Министры и  товарищи министров (заместители) назначались  императором, высшие

чиновники министерств -           императором по представлению министра, низшие

- министром.  В 1837 г. в связи с делением  уездов на более           мелкие

административно-территориальные  единицы (станы) появляется полицейская

должность станового           пристава. Тем самым полицейская сеть

распространяется  в сельские районы страны. Становой пристав           опирался

в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и

цесятских и на вотчинную полицию           помещиков.

В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений.

Первым общегосударственным  актом, регулирующим эту сферу, стал "Свод

учреждений  и уставов о содержащихся под  стражей и ссыльных", принятый в 1832

г.

В одном Санкт-Петербурге в 1829 г. в тюрьмах находились почти 3,5 тысячи

заключенных крестьян, присланных туда помещиками. Судами второй инстанции в

губерниях стали  палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда

выполняла также  функции нотариата. С 1808 г. стали  образовываться коммерческие

суды, рассматривавшие  вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр.

Действовали другие ведомственные суды: военные, морские, горные,

лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах

действовали надворные  суды по делам сословий.

                  Изменения в правовом положении церкви                 

Разработка  положений о церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754 г.,

затронула ряд  существенных вопросов господствующего  положения православной

веры. Отход  от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство

оставались  тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.

Правовой статус других вероисповеданий и церкви полагался ограниченным, их

проповедь (не вероисповедание) запрещалась. Также ограничивалось

распространение нехристианских вероучений, прежде всего мусульманства.

Приверженцы раскола  получали право на равный с другими  подданными суд. Они

облагались  обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в

государственные должности ограничивалось. Распространение  вероучения

раскольников запрещалось.

В области брачно-семейных прав православные получали определенные привилегии.

Вполне законным признавался брак, заключенный между  лицами одного

вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от

этого брака  могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные

от православных дети считались православными.

Наступление государства  на имущественные права церкви выразилось уже в

ограничении прав собственности церкви на землю и  крепостных крестьян:

духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними

сохранялось лишь право сбора оброка.

В соответствии с Наказом Екатерины II многие правонарушения, касавшиеся

церкви, приравнивались к должностным и общеуголовным  и утрачивали черты

квалифицированного преступления. Причастность духовного лица к преступлению

считалась отягчающим обстоятельством.     .

В 1764 г. была проведена  секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь

лишалась вотчинных          прав, свыше 900 тысяч душ перешли  в собственность

казны и под  управление Коллегии экономии. В 1773 г.          была

провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775

г. дела о суевериях          передавались в совестные суды, с 1782 г. - в

управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же          передавались

дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные  наказания за

                                     ересь.                                    

На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно-и

церковнослужителей, в возрасте от 15 до 40 лет призвали в армию. Духовенство

численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г.

хлебное жалованье  было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось

пенсионное обеспечение священнослужителей.

С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для  крепостных, в 1779 г.

были отменены телесные наказания для духовных лиц.

После разгрома декабристов в 1826 г. Особая канцелярия Министерства

внутренних  дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной

безопасности) включается в структуру Собственной  Его Величества канцелярии:

именно тогда  возникает известное Третье отделение  Собственной Его Величества

канцелярии. В  задачи отделения входило руководство  полицией, борьба с

революционерами, сектантами и раскольниками.

В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную

и оперативную  опору Третьего отделения.

В 1836 г. создаются  особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный

комитет, подчиненные оберпрокурору. Все исполнительные органы Синода

оказались подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления

оказался изолированным  от местного аппарата. Александр 1 мечтал о Парламенте,

но даровал  его лишь финнам и полякам. В 1809 г. к России была присоединена

Финляндия, в 1815 г.- часть герцогства Варшавского, в 1812 г.- Бессарабия.

Финляндия именовалась Великим княжеством Финляндским, а русский

император являлся  Великим князем Финляндским и  был главой исполнительной

власти. Законодательная власть принадлежала сословному Сейму, а

исполнительная (с 1809 г.) Правительствующему Сенату из 12 человек, избранных

Сеймом.

В 1815 г. Польша получила Конституционную хартию и статус королевства:

император российский стал одновременно королем польским.

С 1818 г. стал избираться (шляхтой и горожанами) законосовещательный  Сейм. Он

созывался в 1820 и 1825 гг.

Исполнительная  власть сосредотачивалась в руках  наместника царя, при нем в

качестве совещательного органа действовал Государственный  совет.

После подавления польского восстания 1830 г. был издан "Органический

статут", отменивший польскую конституцию, а Польша объявлялась неотъемлемой

частью империи.

В 1822 г. для народов  Сибири был издан специальный  устав, подготовленный М.

Сперанским, бывшим ее генерал-губернатором. Согласно положениям устава, все

"инородные" (нерусские) народы Сибири делились  на оседлых, кочевых и

бродячих. Оседлые  приравнивались в правах и обязанностях к русским,

соответственно  их сословной принадлежности (землевладельцы включались в число

государственных крестьян). Кочевые и бродячие инородцы подчинялись  системе

родового управления.

                                                                             

    


Информация о работе Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма