Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа
Цель контрольной работы: раскрыть в полном объеме сущность абсолютизма 16-19 вв. в России, его влияние на дальнейшее развитие Российского государства, а так же - чем именно Российский абсолютизм отличается от Европейского.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной
жизни. Была направлена прежде всего на как можно более эффективное
использование церкви для нужд государства, а если конкретнее – на выжимание
из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство
флота. После путешествия Петра в составе великого посольства его занимает еще
и проблема полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр
распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома.
Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет
выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому
Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г.
образуется Монастырский приказ – светское учреждение для управления делами
церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право
распоряжаться своей собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для
которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает
наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число
монахов: за разрешением на постриг теперь нужно обращаться в Монастырский
приказ. В последствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты
для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре
ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.
Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического
оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович
составляет Духовный регламент, который предусматривает уничтожение института
патриаршества и образование нового органа – Духовной коллегии, которая вскоре
была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально
уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-
президентом – Феодосий Яновский и Феофан Прокопович.
Создание Синода
явилось началом
как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках
Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались
протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: « Вот вам
духовный патриарх, а если он вам не нравиться, то вот вам (бросив на стол
кинжал) булатный патриарх».
Принятие Духовного регламента фактически превратило русских
священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за
Синодом было поставлено светское лицо – обер-прокурор.
Реформа церкви осуществлялось параллельно с податной реформой. Проводились учет
и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный
оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний
(образованы
в результате членения
освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди
священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором
священнослужителям
вменялось в обязанность
была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.
[7]
В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния
и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и
управляемую светской властью.
1.3.Влияние европеизации на процессы общественной жизни.
Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая
часть Петровских реформ. Еще до Перта были созданы предпосылки широкой
европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию
постепенно проникают культурные западноевропейские традиции, даже брадобритие
уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-
латинская академия – первое высшее учебное заведение в России. И все же
деятельность Петра была революционной. В.Я. Уланов писал: «Новым в постановке
культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была
призвана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в
ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к
избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа."
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе
Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет
много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным
образом доя овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии
образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа
математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского
университета, шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был
Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...». в 1711 г. в Москве появляется
инженерная школа.
Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со
времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее
появлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на
новый календарь – 7208 год становиться 1700-м, а празднование Нового года
переноситься с 1 сентября на 1 января.
В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты «Ведомости» - первой русской
газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения в быту дворян, переделавшие российское дворянство
"по образу и подобию» европейского. В 1717 г. выходит книга «Юности честное
зерцало2 – своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи –
дворянские собрания по образцу европейских.[8]
Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили
исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так
и для низших слоев общества.
Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова
и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.
1. Реформы Екатерины II. «Политика просвещенного абсолютизма»
В результате последнего в XVIII в. дворцового переворота, осуществленного 28
июня 1762 г., на русский престол была возведена жена Перта III, ставшая
императрицей Екатериной II (1762-1796 гг.).
Екатерина II начала свое царствование с подтверждения Манифеста о вольности
дворянства и щедрых одариваний участников переворота. Провозгласив себя
продолжательницей дела Петра I, Екатерина направила все свои усилия на
создание мощного абсолютического государства.
В 1763 г. была проведена сенатская реформа с целью упорядочения работы Сената,
давно превратившегося в бюрократическое учреждение. Сенат был разделен на шесть
департаментов с четко определенными для каждого их них функциями. В 1763-1764
гг. была осуществлена
секуляризация церковных
сокращение (с 881 до 385) численности монастырей. Тем самым была подорвана
экономическая состоятельность церкви, которая отныне стала полностью зависеть
от государства. Начатый Петром I процесс превращения церкви в часть
государственного аппарата был завершен.[9]
Экономическая база государства значительно укрепилась. В 1764 г. было
ликвидировано гетманство на Украине, управление перешло к новой
Малороссийской коллегии, находившейся в Киеве и возглавлявшейся генерал-
губернатором П.А. Румянцевым. Это сопровождалось переводом массы рядового
казачества на положение крестьян, на Украину стали распространяться
крепостные порядки.
Екатерина получила престол незаконно и только благодаря поддержке дворян-
офицеров, искала опору в дворянстве, понимая всю непрочность своего
положения. Целая серия указов расширяла и укрепляла сословные права и
привилегии дворянства. Манифестом 1765 г. об осуществлении Генерального
межевания за дворянством было закреплено монопольное право владения землей,
предусматривалась также продажа дворянам по 5 коп. за десятину засечных
земель и пустошей.
За дворянством были закреплены сверхльготные условия для производства в
офицерские чины, значительно возросли средства на содержание сословных
дворянских учебных заведений. Одновременно с этим указы 60-х годов закрепляли
всевластие помещиков и полное бесправие крестьян. Согласно Указу 1767 г.
любая, даже справедливая жалоба крестьян на помещиков объявлялась тягчайшим
государственным преступлением.
Так помещичья власть при Екатерине II приобрела более широкие юридические
границы. [10]
В отличии от своих предшественников Екатерина II была крупным и умным
политическим деятелем, ловким политиком. Будучи хорошо образованной, знакомой
с трудами французских просветителей, она понимала, что править старыми
методами уже нельзя. Политика, проводимая ею в 60-х – начале 70-х гг.
получила название политики просвещенного абсолютизма. Социально-экономической
основой политики
просвещенного абсолютизма
капиталистического уклада, разрушавшего старые феодальные отношения.
Политика просвещенного абсолютизма была закономерным этапом государственного
развития и несмотря на половинчатость проведенных реформ, приближала момент
перехода общественной жизни к новой, более прогрессивной формации.
В течении двух лет Екатериной II была составлена программа нового
законодательства в форме наказа для созываемой комиссии по составлению нового
Уложения, так как Уложение 1649 г. устарело. «Наказ» Екатерины II явился
итогом ее предшествующих размышлений над просветительской литературой и
своеобразным восприятием идей французских и немецких просветителей. «Наказ»
касался всех основных частей государственного устройства, управления,
верховной власти, прав и обязанностей граждан, сословий, в большей степени
законодательства и суда. В «Наказе» был обоснован принцип самодержавного
правления: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только
соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством
столь великого государства.» Гарантией от деспотизма, по мнению Екатерины,
служило утверждение принципа строгой законности, а также обособление судебной
власти от исполнительной и непрерывное связанное с ним преобразование
судопроизводства, ликвидирующее устаревшие феодальные институты.
Программа экономической политики неизбежно ставила на первый план
крестьянский вопрос, который имел важное значение в условиях крепостного
права. Дворянство проявило себя как реакционная сила (за исключением
отдельных депутатов), готовая любыми средствами отстоять крепостнические
порядки. Купцы и казаки думали о приобретении привилегий на владение
крепостными, а не о смягчении крепостной зависимости.
В 60-е годы был издан ряд указов, которые нанесли удар господствовавшей системе
монополий. Указом 1762 г. разрешалось свободно открывать ситцевые фабрики и
Информация о работе Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма