Предки восточных славян в полиэтнических племенных союзах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:33, доклад

Описание работы

Предки восточных славян по мнению различных историков могли входить в союзные племенные организации, упомянутые авторами второй половины I тысячелетия до н. э. — первой половины I тысячелетия.

Работа содержит 1 файл

Предки восточных славян в полиэтнических племенных союзах.docx

— 155.48 Кб (Скачать)

Арабские авторы (IX—XIII) веков упоминают города, в названии которых видны названия племен: словене (Славия), вятичи (Вантит) и хорваты (Джарваб, Джарват, Хордаб, Хадрат). Они различают славян и русов, говорящих на языке славян.

В «Повести временных лет» (XII в.) упомянуты: бужане, волыняне, вятичи, древляне, дреговичи, дулебы,кривичи, полочане, поляне, радимичи, северяне, словене, тиверцы, уличи, белые хорваты.

[править] Характер племенной организации

В исторической литературе существует несколько точек зрения на характер летописных племен восточных  славян:

1. Это были исключительно  территориальные объединения (С. М. Середонин, В. О. Ключевский, М. К. Любавский).

2. Племена — это этнографические  группы (А. А. Спицын, А. В. Арциховский и Б. А. Рыбаков), это же мнение разделяют филологи А. А. Шахматов, А. И. Соболевский, Е. Ф. Карский, Д. Н. Ушаков, Н. Н. Дурново.

3. Племена были политическими  образованиями (Н. П. Барсов). По представлениям В. В. Мавродина и Б. А. Рыбакова летописные поляне, древляне, радимичи и другие были союзами племен, объединившими несколько отдельных славянских племен.

Словами «род» и «племя»  русская летопись обозначает кровнородственную  группу. Слово «язык» означало также  племена, говорящие на особых языках.

Современники различали  восточнославянские племена по ряду признаков: название, место обитания, обычаи и «законы отцов», которые  касались брачно-семейных отношений  и погребальных обрядов, а также  предания. При этом в языковом отношении  по мнению современников племена  не различались, хотя на самом деле имелись серьёзные диалектные отличия, а русь была двуязычна и использовала скандинавский язык. Археологи различают  племена по характерным украшениям (височным кольцам) и типу захоронений. Этнографы полагают, что восточнославянские племена различались религиозными предпочтениями того или иного бога (Перун — «бог наш» у руси).

У каждого племени были свои «грады» (тиверцы, уличи, древляне, русь) и один главный «град»: Киев (поляне), Новгород (словене), Смоленск (кривичи), Полотск (кривичи-полочане), Искоростень (древляне). Археологи предполагают у некоторых племен (смоленских кривичей) «гнездовую» структуру поселений: рядом с одним укрепленным  «градом» располагалось гнездо или  два гнезда неукрепленных селищ. «Град» был местом сбора веча, религиозного поклонения (болотные городища смоленских кривичей) и выполнял оборонительные функции.

Летописец обозначает политическую оргнаизацию племен словом «княжение», перечисляя отдельные княжения: у  полян, у древлян, у дреговичей, у  словен «в Новгороде» и «на реке Полоте, где полочане». Под «княжением»  в узком смылсе понималось наличие  института наследственной княжеской  власти. Территориальным обозначением племени было слово «земля» (Деревская земля, Русская земля). Власть в племени принадлежала князю и вечу. Летописец рассказывает о принятии решения на вече в городе Искоростене в 945 году словами «сдумавши с князем своим Малом». Мал назван «князем деревским». Также упоминаются «лучшие мужи», которые «держат Деревскую землю». Эти мужи были отправлены в посольство «Деревской землёй» и говорили о своих «добрых князьях», которые «пасут» Деревскую землю. Также упомянуты «старейшины града». Схожая политическая организация выявляется и у других восточнославянских племен IX—XII вв., а также у антов и полян в VI—VIII вв.

Константин Багрянородный  употребляет по отношению к восточнославняским племенам термин «Славинии», который  впервые употреблен в VII в. у Феофилакта Симокатты в отношении поселившихся на Балканах славян. Означал как район расселения славянского племени или племенного союза, так и особую догосударственную социально-политическую организацию славян, позволявшую им регулировать внутренние отношения, отстаивать независимость от внешних сил и организовывать военные предприятия. Во главе каждой Славинии стоял вождь («архонт» или «рикс»), окруженный родоплеменной знатью.

Ибн Русте (н. X в.) описывает более развитую систему власти у славян (смешаны сведения о разных группах племен): «Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют „главой глав“ (ра’ис ар-руаса), называется у них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей… Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живёт, называется Джарваб… Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из её платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений»

Если «княжения» и «Славинии» обозначают племенные образования  периода «военной демократии», то в  описании Ибн Русте историки видят  признаки формирующегося государства: институализация надплеменной власти, опора на силу, существование налогов  и общеобязательного права.

[править] Иерархия племен

Для племенного устройства восточнославянского общества периода  «военной демократии» характерно стремление одного племени к возвышению над  другими, соседними, племенами.

В VI веке антский посланник  Мезамир, которого самого называли «пустословом и хвастуном», по прибытии к аварам «закидал их надменными и даже дерзкими речами». Сохранились слова подобной речи славянского вождя Даврита: «Родился ли на свет и согревается  ли лучом солнца тот человек, который  бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашей землей, а мы чужой привыкли обладать».

Исконными славянами в  легендах называли себя поляне, волыняне и, упомянутые Географом Баварским, заряне, «у которых одних есть королевство  и от которых все племена славян…  происходят и ведут свой род». Для других племен придумывались разного рода обидные названия: «толковины» (тиверцы), «плотники» (жители Новгорода), «пищанцы» (радимичи), «находники», «дромиты», «кочевники» (русь), «пактиоты» (славяне у Константина Багрянородного, X век), «германцы» (древляне у Льва Диакона, X в.), «спасающиеся бегством рабы» (жители Киева у Титмара Мерзебургского, н. XI в.) и т. д.

Для обозначения места  в иерархии племен использовались ассоциации с обувью: «в сапогах» — господствующее племя, «лапотники» — данники, описан обычай выхода из города босого старейшины, означавший подчинение завоевателю (Смоленск, Владимир Волынский). Также важную роль играло занятие племени («мужи крови» — русь), цвет шатров, материал и размер одежд, парусов и т. д.

В «Повести временных лет» рассказывается, что поляне «имеют обычай отцов своих кроткий и  тихий», а древляне, радимичи, вятичи, северяне и кривичи «жили звериным обычаем, жили по-скотски», «в лесу, как  и все звери»: «убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у  них не бывало, и срамословили при  отцах и при снохах».

Под 907 год рассказывается о русах и словенах: «И подняла  русь паруса из паволок, а славяне  копринные, и разодрал их ветер; и  сказали славяне: „Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок“».

[править] Племенные конфедерации

Историки полагают, что  племена «Повести временных лет» включали в себя несколько родо-племенных  групп («родов», «племён»), название которых, неизвестные летописцу, приводит Географ  Баварский. Число городов, названных  в источнике, сопоставляют с числом родовых общин (по 100—150 человек в  каждом) или их групп, объединявшихся вокруг «града», в котором на вече собирались городские страейшины, представители  окрестных родов.

Наиболее вероятно, что  племя кривичей, действительно, состояло из нескольких групп: в летописи упоминаются  «все кривичи», различаются кривичи-полочане и смоленские кривичи, которые вели самостоятельную внешнюю политику. Археологи отделяют псковских кривичей от смоленско-полоцких. Кроме того, латыши до сих пор именуют русских  этнонимом, производным от имени  кривичей (krievs), что говорит о его  собирательности. Археологи называют кривичей «племенной группировкой», сложившейся  в результате взаимодействия славянских переселенцев с местным балтоязычным населением. Возможно, что кривичи — это политическое образование, известное по прибалтийским легендам о Великой Криви.

Ильменские словене также  находились в конфедеративных отношениях с соседними народами. Полагают, что на месте Новгорода располагались  посёлки различных племен, окружавших пустое пространство, служившее местом сбора союзного веча. Из этих поселков возникли «концы» (самоуправляющиеся  районы) города, в том числе Словенский и Неревский концы(нерева — балтское племя). В середине IX века сложилась конфедерация племен, располагавшихся на обширных пространствах, в которую входили чудь, словене (Новгород), кривичи (Полоцк), весь (Белоозеро), меря (Ростов) и мурома (Муром).

Северяне, по мнению историков, объединяли три племенные группы. В союзе выступали уличи и  тиверцы. Радимичи и вятичи, как полагают, изначально были одним племенем (вятичи), а затем разделились, о чём  говорит и легенда о братьях  Радиме и Вятко.

[править] Институализация власти в союзах племен

При объединении племен в  союзы возникала надплеменная власть, которая не сводилась к патриархальной родовой власти. Так как союзы  создавались в связи с необходимостью защиты от внешних врагов, особым авторитетом  среди племен обладали князья, имевшие  наиболее сильные дружины воинов-профессионалов. Такие князья возглавляли племенное  ополчение и тем самым институализировали свою власть. Ибн Русте называет главного князя союза «свет малик (правитель)», что может быть понято как «светлый князь». В договоре 911 года упомянуты «светлые и великие  князья» восточных славян. Эти  титулы обозначали «князя князей» союза, то есть появлялся институт, не свойственный отдельному роду или племени.

Союзное вече также отличалось от обычного народного собрания. Скандинавская  сага об Олаве упоминает о народном собрании в Новгороде, на которое  пришли «люди из всех близлежащих  местностей», но на практике это было невозможно, поэтому следует считать, что на вече союза племена были представлены «лучшими мужами». Если буквально  доверять легенде о «хазарской дани», когда поляне на вече приняли решение  выплатить дань мечами, то можно  утверждать, что в вече входили  представители военной знати.

Князь, дружина и вече, состоящее из военной и родо-племенной  знати, стали отделяться от простых  соплеменников. Они олицетворяли племенную  власть. Эта власть обозначалась словами  «княжить», «владеть» и «держать», а правящая верхушка обозначала себя словами «господин» (Добрагаст, Келагаст, Ардегаст, Гостомысл) и «владетель» (Володислав, Володимер).

[править] Даннические отношения между племенами

В отличие от государства  племенные союзы не подразумевали  установления даннических отношений  между племенами. Дань устанавливалась, как правило, при подчинении друг другу разноязычных племен. Скифские цари собирали с подвластных племен бронзовые наконечники и зерно. Примитивные налоги, судя по германскому  эпосу о Водене, существовали у  готов в Причерноморье. Выплатами  соседей обременяли гунны и авары. Авары и венгры зимовали в славянских селениях. В VII—X вв. славяне (поляне, северяне, вятичи и радимичи) платили дань хазарам мехом «от дыма» (дома) или деньгами «от рала» (от плуга). В VIII—IX вв. северная конфедерация племен выплачивала дань варягам.

Дань возникла из выплаты  контрибуции победителю. Сами славяне  и анты с VI века получали денежные выплаты  в обмен на союз от Византии. Восточнославянский фольклор упоминает о дани девушками, победители требовали от побежденного племени в качестве добычи женщин (в летописи — Рогнеда, Ольга). Ольга, одержав верх над древлянами, часть их отдала в рабство своим воинам. Захваты рабов с последующим требованием выкупа известны у славян и антов с VI века. Арабские авторы называют славянские племена рабами племени русь. Вероятно, одни племена попадали в коллективное рабство к другим, так славяне по летописи говорят руси: «Идите княжить и владеть нами».

Существует версия возникновения  дани как сакральных даров князю, олицетворявшему солнце. Указывается  на миф о происхождении князей от Дажьбога («солнце-царь»), зимнее время  сбора дани и его название «кружением»  князя и дружины (Константин Багрянородный).

С выделением племенной знати  и профессиональной дружины стали  возникать даннические отношения  и внутри племен. Дань носила натуральный  характер. Описанная Ибн Русте  дань платьями фиксируется лингвистическими данными о «платяных деньгах» у славян (ср. русское «платить»). В «Повести временных лет» особое значение отводится праву князя  охотиться (в том числе, на птиц) в  землях племен-данников. Скандинавы, заимствовали у славян слово «полюдье», означавшее сбор дани. Нахождение князя с дружиной в землях данников называлось «кормлением», а место пребывания князя — «стол». Традиционная дань со славян собиралась мехом, мёдом и воском. У племени русь установилась денежная процентная форма дани.

[править] Формирование государственности у восточных славян

Существуют различные  точки зрения на процесс превращения  союзов племен в государство.

В XI—XVI вв. господствовали теологическая и династическая концепции. Согласно первой, восходящей к кирилло-мефодиевской традиции, государство возникло в противоборстве язычества («старого») и христианства («нового»). Благодатное христианское начало олицетворяли апостолы (Павел, Андроник, Андрей), христианские мученики и князья-христиане (Аскольд, Ольга, Владимир). Христиане, «новые люди», противопоставлялись племенам, «не знающим закона Божьего, но сами себе устанавливающим закон». Основателем государства считался Владимир, а вся предыдущая история выступала лишь как «тень» Крещения Руси в 988 году. Иван Грозный писал: «Исполненное этого истинного православия самодержавство Российского царства началось по божьему изволению от великого князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением…»

Династическая концепция  возводит основание государства  к установлению новой династии рюриковичей  в 862 году, когда Рюрик возглавил  восточнославянские племена. Особое внимание уделяется происхождению и династическим  связям первых русских князей.

Согласно теории общественного  договора государство у восточных  славян возникло в результате добровольного  призвания варягов и установления между русью и другими племенами  договорных отношений: отмечается существование  особого «ряда» («пакта»). Такие договренности  известны не только в Новгороде, но и в Киеве («Аскольд же и Дир  остались в этом городе и стали  владеть землею полян»), Смоленске («увидели это смоляне, вышли их старейшины к шатрам» Олега), северской земле (возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их и вам (им платить) незачем»), договор с радимичами (сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите  мне»), и даже на Кавказе. Завхатив кавказский город Бердаа русы заявили: «Нет между  нами и вами разногласия в вере. Единственное, чего мы желаем, — это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам».

Информация о работе Предки восточных славян в полиэтнических племенных союзах