Правовой аспект торговли Новгорода с Ганзейским союзом в XII-XV веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

В конце XI века в русской истории начинается закономерный процесс феодальной раздробленности, который привел к распаду некогда единого государства на отдельные княжества, среди которых историки часто выделяют три наиболее развитых в экономическом и политическом плане: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородское. Но наиболее плодотворно распорядилось своей независимостью последнее из перечисленных княжеств.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ. - 3 -
2. ИСТОРИОГРАФИЯ. - 4 -
3. ГАНЗЕЙСКИЙ СОЮЗ. - 7 -
3.1. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ГАНЗЕЙСКОГО СОЮЗА. - 7 -
3.2. ЗАДАЧИ ГАНЗЕЙСКОГО СОЮЗА. - 8 -
4. ДОГОВОРЫ НОВГОРОДА И ГАНЗЫ. - 11 -
4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРОВ. - 11 -
4.2. УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ ПО РУССКО-ГАНЗЕЙСКИМ ДОГОВОРАМ. - 12 -
4.3. ТОРГОВЫЕ ПОШЛИНЫ И ПОВИННОСТИ ГАНЗЕЙСКИХ КУПЦОВ. - 14 -
4.4. БЕРЕГОВОЕ ПРАВО В НОВГОРОДЕ. - 15 -
4.5. ОБЫЧАЙ РЕПРЕССАЛИЙ. - 16 -
4.6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ МЕЖДУ ГАНЗЕЙЦАМИ И НОВГОРОДЦАМИ. - 17 -
5. ПОЛОЖЕНИЕ ГАНЗЕЙСКИХ КУПЦОВ В НОВГОРОДЕ. - 19 -
5.1. СКРА. - 20 -
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. - 23 -
СПИСОК, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: - 24 -

Работа содержит 1 файл

Ганзейские города Новгород.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет права

Кафедра теории права и сравнительного правоведения 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

история отечественного государства и права

на тему:

Правовой  аспект торговли Новгорода  с Ганзейским союзом

в XII-XV веках 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2005.

Содержание:

 

1. Введение.

 

      В конце XI века в русской истории начинается закономерный процесс феодальной раздробленности, который привел к распаду некогда единого государства на отдельные княжества, среди которых историки часто выделяют три наиболее развитых в экономическом и политическом плане: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородское. Но наиболее плодотворно распорядилось своей независимостью последнее из перечисленных княжеств. По-моему мнению, Новгород стоял всегда на голову выше, используя прогрессивные идеи, как и в государственном строительстве, так и в экономическом. Всем известен политический строй Новгорода – боярская республика, что может показаться диковинкой для России тех лет, всем известна и торговля Новгорода с Западной Европой, которая приносила ему немалый доход. Если первому факту посвящено огромное количество работ, то по второму найдется мало исследовательских трудов, тем более юридических, поэтому мой выбор не случайно пал на данную тематику. В своей работе я попытаюсь показать, как происходила торговля, с помощью чего регулировалась торговая деятельность новгородцев с европейцами, какие цели преследовали последние в своих сношениях с Новгородом и совпали ли результаты с поставленными целями, какими правами  и обязанностями обладали иноземцы и новгородцы.  Также попытаюсь сравнить позиции разных историков и юристов-международников по поводу характера торговли и её правового режима. Хочется отметить, что в моей курсовой вы не увидите детального разбора источников права, ввиду масштабности данного мероприятия.  Я попытаюсь представить обобщенные факты, как говорит С.И. Нагих  «сгусток мысли», о правовом режиме торговли на основании русско-ганзейских договоров и новгородской Скры, которые являются базовыми источниками для исследования вопроса моей курсовой.

 

2. Историография.

     Давайте рассмотрим историографию, изучаемой мной темы. Первые работы по вопросам русско-ганзейских отношений, работы М. Славянского, И. Андреевского, Н.Г. Ризенкампфа,  опубликованные в середине XIX века имеют лишь историографический интерес. В них авторы дают самый общий и краткий очерк истории немецкого двора в Новгороде, торговли русских с ганзейцами и положения иноземных купцов на Руси. Необходимой предпосылкой углубленного исследования истории русско-ганзейских отношений явилась публикация исторических источников в XIX- начале XX. Прежде всего, это издание новгородских и псковских летописей, вошедших в состав «Полного собрания русских летописей», а также ливонских хроник. Огромный вклад в изучение отношений Новгорода и Ганзы внесла публикация документальных источников, хранящихся в прибалтийских архивах и издание ганзейских документов, содержащих рецессы (резюме происходивших обсуждений и принятых постановлений) ганзейских съездов, а также различные грамоты ганзейских городов.

     Во  второй половине  XIX  ведущая роль в исследовании русско-ганзейских отношений принадлежала русским ученым. Книга М.Н. Бережкова «О торговле Руси с Ганзой до XV века» дает обзор торговли в широких масштабах. Автор поддерживает мнение, высказанное еще первыми историками Ганзейского союза, об отсутствии ограничений деятельности ганзейских купцов в Новгороде.1 В ином плане, нежели чем книга М.Н. Бережкова, построен очерк торговли Новгорода с Западом в «Истории экономического быта Великого Новгорода» А.И. Никитского, где автор рассматривает новгородско-немецкую торговлю как бы в статистическом разрезе: он дает характеристику торговых отношений, истории их у него нет.

     Общий труд по истории русско-ганзейских отношений в XIX веке появился и на немецком языке, в частности это книга А.Винклера «Немецкая Ганза в России», где автор сумел дать лишь самый общий очерк истории русско-ганзейских отношений.

     В первые десятилетие XX века ведущая роль в разработке вопросов русско-ганзейских отношений переходит к немецким и прибалтийско-немецким историкам Р. Гаусман и П. Остен-Сакен в своих работах проследили возрастание влияния ливонских городов на жизнь новгородской ганзейской конторы, следствием чего явился переход руководства конторой в руки ливонских городов. Огромным достоинством обладает очерк о русско-ганзейских отношениях в работе Э. Денеля о Ганзе эпохи её расцвета, где история новгородско-ганзейской торговли дается на широком фоне политических и экономических связей Ганзы. Но обобщает  и дополняет всех вышеперечисленных Л. Гетц своими капитальными трудами «Немецко-русские торговые договоры средневековья» и «История немецко-русской торговли в средние века». Для нас как для юристов особо важен первый труд Гётца, содержащий подробный анализ немецко-русских торговых договоров,

который  не является источниковедческим. Во второй работе Л Гётц рассматривает историю немецко-русских отношений во всех аспектах. Нужно также отметить работу известного историка-экономитса И.М. Кулишера «История русской торговли и промышленности», где автор старается показать развитие русско-ганзейских отношений, опираясь на официальные документы того времени, прежде всего, на договоры и редакции скры.

     Значительный  вклад в изучение русско-ганзейских отношений внесён советской историографией. В советское время продолжалась публикация источников, прежде всего летописей и, новгородских грамот и договоров под редакциями А.Насонова и С.Н.Валка. Советская историография при анализе внешней политики государства исходит из марксистко-ленинского учения о об общественно-экономических формациях, в частности из положения о зависимости внешней политики от уровня социально-экономического развития изучаемых стран, что повлияло на позиции советских историков и  на содержание их трудов.

     Специальная разработка русско-ганзейских отношений  началась в советской историографии после Великой Отечественной войны. Здесь можно отметить ряд работ М.П. Лесникова о торговле с Западом: «Ганзейская торговля пушниной» и др. Автор данных исследований попытался выяснить направление торговой политики Новгорода – стремление к установлению равных с ганзейцами условий торговли и предоставлению новгородским купцам свободного проезда по морю на Запад.2 В дальнейших работах он продолжил изучение торговой политики Новгорода, а затем отдельных этапов и эпизодов торговой политики Русского государства. В работах И.Э. Клейненберга изучаются различные вопросы русско-ганзейских отношений. Прежде всего, это статья «Цена, вес и прибыль в посреднической торговле товарами экспорта в XIV- XVI веках», где высказывает мысль, что прибыль ганзейских купцов складывалась за счёт реального уменьшения содержания единицы веса от начала пути (в месте покупки товара), к концу этого пути (в месте продажи). Ярко выделяется монография А.Л. Хорошкевич «Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Западной Европой в XIV-XV веках», в которой ввоз и вывоз товаров рассматриваются в неразрывной связи с экономикой Новгородсой земли. Конечно, нельзя не отметить капитальный, полный труд Н.А Казаковой «Торговля Новгорода и Ганзы XIII-XV века, где автор наиболее точно старается раскрыть как характеристику русско-ганзейской торговли, так и её историю, раскрывая различные точки зрения историков на данную проблематику.

     Немало  разделов истории средневекового Новгорода  посвящено русско-немецким отношениям в общих трудах В.Л. Янина, Е.А Рыбиной, А. Тимонина  и др.

 

3. Ганзейский союз.

3.1. Внутреннее устройство Ганзейского союза.

     Торговля  немецких городов с Русью является лишь одной из частей того товарообмена, который совершался в средневековую эпоху купцами северогерманских городов, объединившихся уже раньше фактически, а впоследствии и формально в ганзейский союз, немецкую Ганзу, в состав которой входило свыше 70 городов померанских, вендских, прусских, вестфальских, голландских, ливонских. Ганзейский союз представлял собой типично средневековый союз городов. Общеганзейским органом власти являлись ганзейские съезды, рассматривавшие вопросы торговли и взаимоотношений с иностранными государствами. В промежутках между съездами текущими делами ганзейского купечества руководил рат Любека. В организационном отношении Ганзейский союз делился на несколько групп городов (города венедские, прусские, ливонские и др.). Города каждой группы собирались для обсуждения касавшихся их дел на свои съезды.

     Сила  и богатство Ганзейского союза зиждилось на посреднической торговли между Восточной и Западной Европой, которая находилась в руках ганзейского купечества. В ряде европейских стран Ганзейский союз имел свои фактории, из которых важнейшими были фактории в Брюгге, Лондоне, Бергене и Новгороде. Здесь ганзейцы сумели приобрести для себя большие привилегии. В условиях средневековья Ганза играла прогрессивную роль в экономике Европы, но по мере развития экономики европейских стран стремление ганзейских купцов на сохранении монополии торговли между Востоком и Западом пришли в противоречие с желаниями национальных купечеств занять первенствующее положение во внешней торговле своих стран.3

     В период до создания единого государства  ведущая роль в сношениях русских  земель с Ганзейским союзом принадлежала Новгороду. Торговля с Ганзой имела существенное значение для экономики Новгорода. Основными статьями новгородского экспорта являлись главным образом продукты крестьянских промыслов: пушнина и воск, импорта – продукция западноевропейских сукноделия и горнодобывающей промышленности: различные сорта сукон, серебро, цветные металлы. Наряду с ними ганзейцы поставляли в Новгород такой продукт широкого потребления, как соль, а также пищевые продукты: сельдь, мед, вина. Ганзейский спрос на продукты новгородских промыслов способствовал подъему последних. Торговля с Ганзой стимулировала также развитие некоторых отраслей новгородского ремесла – ювелирного, металлообрабатывающего, но в свою очередь тормозила развитию солеварения и ткацкого ремесла.

4

3.2. Задачи Ганзейского союза.

     Прежде  всего, главной целью ганзейцев  было юридическое закрепление прав купцов на льготную торговлю и свое положение в факториях. Задачи их была нелегкие. Первоначально всякий иноплеменник был бесправен, и лишь постепенно путем соглашений между различными областями удавалось обеспечить ему хотя бы наиболее элементарные права. Создается особое гостиное право, заключающееся в целом ряде стеснений и ограничений, установленных для иногородних купцов. Эти ограничения вытекают из первоначальной бесправности их, являются последующим смягчением ее. Стеснения гостей в правах чрезвычайно затрудняли их торговлю, необходимо было добиться их смягчения, установления особых привилегий для купцов данного города. За это и боролась повсюду Ганза в интересах своей торговли.

     В первую очередь, необходимо было получить для гостей право приезжать в данную местность, пользуясь охраной властей, как для личности купцов, так и для их имущества, право селиться здесь на известный срок и свободно выезжать обратно, не подвергаясь никаким насилиям, даже в случае возникновения войны между данным государством и родиной купца. Последнего нужно было, далее, освободить от таких жестоких обычаев, существовавших в те времена, как береговое право (присвоение государем товаров, спасенных с корабля, потерпевшего крушение у его берегов), как право на груз, упавший на землю, если поломалась телега ("что с возу упало, то пропало"), как очищение себя от подозрений при помощи испытания каленым железом или путем поединка (поля). Надо было гарантировать гостю возможность взыскания с местных жителей сумм по проданным товарам, как и вообще возможность добиться суда в столкновениях и тяжбах с ними. Особенно же важно было для иноземных купцов, чтобы их не привлекали к ответственности за преступления, совершенные другими купцами, или не заставили уплачивать убытки последних (право репрессалий). К этому присоединялась и обязанность передачи имущества, оставшегося после смерти гостя на чужбине, представителю его города для выдачи наследникам. Наконец, необходимо было установление различных правил, облегчавших гостям привоз и вывоз товаров, погрузку и разгрузку их, пользование судами и водами, предоставление им лоцманов, перевозчиков, как и возможности рубки леса для починки судов.

     Во  всех этих направлениях ганзейцы старались добиться привилегий, освободиться от того тягостного гостиного права, которое господствовало в Средние века, и им действительно удавалось достигнуть этой цели. Они оказывались в несравненно более выгодном положении, чем прочие иностранцы.

Информация о работе Правовой аспект торговли Новгорода с Ганзейским союзом в XII-XV веках