Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:17, реферат

Описание работы

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Работа содержит 1 файл

ПРАВОСЛАВИЕ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

— 58.60 Кб (Скачать)

 

Общим итогом одной из самых  основательно осуществляемых реформ Петра I было превращение церкви из идеологической руководительницы нации во вспомогательную  часть государственного механизма  с ограниченными правами и  строго регламентированными обязанностями.

 

 

Православная церковь  в конце XVIII- XIX веках

Правительственная политика в отношении православия и  церкви несколько меняется лишь в  конце XVIII столетия. Церкви возвращается ряд льгот, часть имущества, монастыри  освобождаются от некоторых повинностей.

 

В XVIII- XIX веках правительством предпринимается ряд законодательных  административных мер, ставящих православие  в особое положение в государстве. При поддержке светских властей  развивается православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и  богословское образование.

 

Таким образом, положение  русской православной церкви в Российской империи определялось реформой начала XVIII века, которая упразднила патриаршество  и установила государственную церковность  в лице православия. Церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления. В последующие за реформой два столетия она обожествляла царскую  власть, признавая царя верховным  правителем церкви через Синод, находящийся  под контролем и руководством обер-прокурора, назначаемого царем. Идея самодержавия была политическим символом веры русского православия.

 

Будучи частью государственного аппарата, православная церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имуществом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство закреплялось в законе только за православной церковью.

 

7. Особенности русской  религиозной философии

Русская религиозная философия  конца XIX - начала XX веков явилась  реакцией на негативные стороны антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент прежде всего на духовных качествах  человека, таких как творчество, добро, любовь. Человек здесь также  рассматривается как центр мира (например в творчестве Н.Бердяева), однако он не противопоставляется этому  миру. Наоборот, человек исследуется  как свободное творческое существо, призванное Богом к собиранию  мира в единое целое, к внесению в  мир любви и солидарности, к  созиданию гармонии.

 

Для русских религиозных  философов (В.Соловьева, П.Флоренского, С.Франка и других) человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель  Смысл жизни состоит в отрицании  Зла посредством творения Добра, которое и есть, по убеждению русских  мыслителей, утверждение жизни на планете.

 

Основные черты русской  религиозной философии

Каковы же основные черты  русской религиозной философии  того времени?

 

В религиозной философии  русских философов человек рассматривается  как активная, свободно творящая сила. Он наделен высокой духовностью  и способен объединить мир, спасти его  от разрушения смертоносным временем и человеческим эгоизмом. Религиозный (православный) антропоцентризм в  русской философии выступил в  качестве своеобразного интеллектуального  ответа на технизацию общественной жизни, падение нравов и другие пороки, особенно промышленной цивилизации. Промышленная, техническая по своей сути, цивилизация  разрушает человечность, и противостоять  этому опасному процессу может лишь высокая духовность - так может  быть сформулирована основная идея русской  религиозной антропологии этого  времени, русского религиозного Ренессанса.

Другой чертой религиозного Ренессанса стала идейная эволюция его носителей. От "легального марксизма", экономизма они прошли путь к христианско-православному  идеалу общества и человека.

Универсализм как еще  одну черту религиозного Ренессанса можно проследить на судьбе и творчестве С. Булгакова.

Основные представители  русской религиозной философии

Центральное место в религиозной  философии занимает С. Булгаков: философ, культуролог, социолог, политэконом. Он теоретик и практик: депутат второй Государственной Думы, в 1917 г. - член Поместного собора, восстановившего  патриаршество в России, затем  сам становится священником, пройдя путь от религиозной философии к  богословию, став в Париже профессором. Его подвижничество поистине безгранично. Он автор таких работ, как "Два  града" (1911), "Философия хозяйства" (1912) "Свет невечерний" (1917), трилогия "Агнец Божий" (1933).

 

С. Булгаков в молодости  был марксистом, профессором политической экономии в Политехническом институте. Предки его были священниками, первоначально  он учился в духовной семинарии. В  нем была глубоко заложена православная основа. Он никогда не был ортодоксальным марксистом, в философии был не материалистом, а кантианцем. Пережитый  им перелом он выразил в книге "От марксизма к идеализму". Он первый в этом течении делается христианином и православным. С.Н. Булгаков начал свою научную и литературную деятельность как экономист, затем  его интерес переместился в область  философии, но большую часть жизни (после выхода книжки "Свет невечерний", 1917г.), он оставался философствующим  богословом.

 

Оцерквление жизни, религиозная  общественность, подчинение социально-экономических  проблем религиозно-духовным - эти  идеи были близки ему. Главным в его  обосновании христианства является понятие Софии, понимаемое как премудрость  божья, то есть идеальное всеединство, совокупность идей, воплощающихся в  мире.

 

Булгаков был апологетом христианства в его православной форме. Продолжая развивать философские  заветы Соловьёва, он создает оригинальную собственную систему - софиологию, где  переплетаются космизм, софийность со стихией падшего состояния  тварного мира, поэтому направление  философии С. Булгакова называют софиологическим. Он остается верен  основной русской идее Богочеловечества.

 

Важнейшие представители  русской религиозной философии

Основное влияние на С. Булгакова в известный момент жизни оказал Владимир Соловьев (1853-1900), который стоял у истоков "золотого века" русской философии. Концепция  Вл. Соловьева, призывающая к необходимости  активного сотрудничества человека и Бога становится основой нового миросозерцания части интеллигенции.

 

Последователи Соловьева - Бердяев, Булгаков, Федотов, Флоровский, Трубецкие - пытаются создать целостное религиозное  мировоззрение, осмысляя историю как  процесс сотрудничества человека с  Богом, как боготворчество. Мир должен быть преобразован не насилием, а подлинным  христианским учением.

 

Родственный Соловьеву Бердяев  стремится ввести в сознание идею превосходства человеческой свободы  перед всем остальным, видя в ней  самодовлеющую истину. В книгах "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937, на русском языке - 1955), "Русская  идея" (1946) Бердяев, исследуя истоки и смысл русского коммунизма, приходит к выводу, что коммунизм - это продукт  русского национального характера, которому свойственна мессианская  идея освобождения человечества и спасения народов от завоевателей, не раз  находившая за долгую историю России практическое воплощение.

 

Многие завоеватели, устрашая Восток и Запад, сумев покорить многие народы, придя в Россию, терпели  поражение: Тамерлан, Чингисхан, Наполеон, Гитлер. Русские, таким образом, завоевывали  не только себе свободу, но и освобождали  от порабощения другие народы. Так  что мессианская идея ортодоксального  марксизма - освобождение всего человечества от эксплуатации через мировую революцию - это не что иное, как модификация  русской мессианской идеи.

 

В работах "Духовный кризис интеллигенции" (1910) и "Кризис искусства" (1918) Бердяев стремился убедить  своего читателя в том, что только внутренние потенции личности, способные  раскрывать религиозно-мистическую  сущность бытия, позволяют обрести  подлинную свободу. Единственный выход  из духовного кризиса он видел  в религиозных исканиях индивида. Революционные действия народа отрицались или просто не принимались им во внимание, а естественное состояние  человека он видел в одиночестве  и отчаянии.

 

Особое место в религиозном  менталитете XIX веке занимает теория общего дела Н. Федорова, ставшего известным  философом-космистом, внесшего много  нового в трактовку русского апокалипсиса и всеобщего спасения. Люди должны объединиться в братство, которое  победит смерть, организует космическую  жизнь, воскресит мертвых. Деятельный человек должен подчинить разуму и знанию стихию и преодолеть иррационализм. Концепция Н. Федорова активно социокультурна. Он предлагает коренное изменение типа человека, его менталитета, его деятельности, пытается поставить на службу христианству русскую соборность.

 

Свое учение Федоров называл  активным христианством, призывая к  активному преображению природного, смертного мира в иной, не природный, бессмертный божественный тип бытия. Самое существенное в его раскрытии  замысла Божия о мире убежденность, что Божественная воля действует  только через человека как разумно-свободное  существо, через единую соборную совокупность человечества. Главная задача при  этом - сделаться активным орудием  воли Бога, а воля его ясна - возведение мира в прославленное бессмертное  состояние через самого человека. Бог создает и совершенствует человека через него самого. Федоров  был убежден, что требование активности человека вытекает из самого христианского  учения.

 

История нашего общества подтвердила  правоту многих воистину пророческих  идей, высказанных русскими религиозными философами.

 

8. Православная церковь  и армия

Первым в истории нашего отечества, кто ввел традицию освящения  русского воинства, был Владимир Мономах. Именно с этого времени, выступая в поход или осаждая город, все воины исповедовались и причащались, и поэтому, они шли бесстрашно на смерть. Сражаясь за отечество, предпочитали не сдаваться в плен и охотно умирали  мучениками, будучи убеждены, что их души примут ангелы и отнесут в  царство вечного блаженства. Священнослужители, обслуживающие царский двор, армию  и флот, всегда составляли особое звено  в церковной организации и  в самом духовенстве.

 

Со времен Мономаха русский  патриотизм носил религиозный характер. И церковь во все времена вносила  свою лепту в трансформацию веры в патриотическое чувство, что и  происходило на протяжении веков  во многочисленных войнах и битвах русского народа за свою родину, за правое дело. Нельзя отрицать значение деятельности армейского духовенства в общей  совокупности причин высокой воинской доблести русского солдата в Отечественной войне 1812 года, Севастопольской обороне, шипкинской эпопее.

 

Солдатская масса в XIX веке с лозунгом "За веру, царя и отечество" и армейское духовенство делали, конечно, все возможное, чтобы использовать естественные патриотические чувства  народа в интересах самодержавия и церкви Но нельзя сбрасывать со счетов и любовь к родине, истинную в  массе своей религиозность русских  солдат, выходцев в основном из христианских масс, где особенно сильны традиции православия.

 

К тому же церковь участвовала  в организации медико-санитарной службы, помощи инвалидам, беженцам, поэтому  нельзя переоценить роль церкви в  экстремальных событиях жизни народа XIX века.

 

В структуру военного министерства первой четверти XIX в. входили обер-священник  главного штаба и обер-священник  армии. Они ведали духовенством и  всей сетью постоянных церквей военных  гарнизонов и походных церквей военных  частей и соединений. Обер-священник  формально был в двойном подчинении - военному министерству и Синоду, но практически благодаря именно этой двойной подчиненности приобрел определенный суверенитет. Эта структура  в течении XIX века не претерпела заметных изменений, если не считать переименования обер-священника армии в протопресвитера  военного и морского духовенства. Последний  избирался Синодом, но утверждался  царем. На армейское и флотское духовенство  была возложена задача обеспечения  морального фактора в армии, соблюдение дисциплины и достойного поведения.

 

Во время Великой Отечественной  войны 1941-1945 годов Русская православная церковь, не ограничиваясь патриотическими  призывами, приняла самое непосредственное участие в оказании помощи фронту. На собранные по инициативе духовенства  в храмах средства была создана танковая колонна имени Александра Невского. Это подняло престиж церкви в  глазах советских людей и способствовало усилению ее влияния.

 

Изменение ситуации в нашем  обществе привело к тому, что и  сегодня в отдельных частях уже  есть священники. Но этот процесс сближения  армии и церкви проходит пока очень  осторожно, хотя наша армия остро  нуждается в идеологии, в укреплении морального духа, появлении некой  национальной идеи, способствующей укреплению ее рядов.

 

9. Русское православие  в XX веке

Православие и Февральская  революция

Февральская революция 1917 г. упразднила самодержавие, лишив православную церковь ее многовековой опоры. В  программном документе Временного правительства "Обращение к гражданам" 7 марта 1917г. содержалось указание на отмену "сословных, вероисповедных и национальных ограничений". Затем  было принято постановление Временного правительства о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного  образования, против которого выступила  православная церковь, заявив, что этот акт "причиняет большой вред церкви и ее христианской просветительской деятельности". Появилось постановление  Временного правительства "О свободе  совести", закреплялся принцип  союза церкви и государства. Под  свободой совести понималась веротерпимость. Господствующим положение православной церкви оставалось на том основании, что православная религия является религией значительного большинства  населения России. Внеисповедное  состояние по-прежнему не признавалось.

Информация о работе Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры