Правление Павла Первого

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Короткий период царствования Павла I может быть определён как попытка проведения назревших масштабных перемен в исторически кратчайшие сроки. Данный период является логичным завершением XVIII века, который внёс в историю России радикальные преобразования. Конец XVIII века - один из наиболее неоднозначных периодов в российской истории. Именно в этот период столкнулись деспотизм и демократические идеи, понятия блага государства и блага личности, ответственности правительства и ответственности правителя, диктатуры закона и диктатуры личности - проблемы злободневные сейчас, как и двести лет назад.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС И МЕРЫ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ
ГЛАВА 3. ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ 11 МАРТА 1801 ГОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 55.71 Кб (Скачать)

4. Помещичьи крестьяне.  В отношении данной группы  крестьян можно выделить лишь  небольшое количество указов,  изданных правительством Павла. Среди них: указ 16 октября 1798 г. о непродаже малороссийских крестьян без земли,  16 февраля 1797 г. о непродаже дворовых людей и без- земельных крестьян  "с молотка или с подобного на сию продажу торга", об "изыскании с помещиков долгов  казенных  и частных" (указом 28 января 1798 г. постановлено: "оценивать их (крестьян) по работе и по тому доходу,  каковой каждый из них чрез искусство, рукоделие и труды доставляется владельцу,  брать их в казну, принимая оный процентом с капитала,  который и засчитывать в казенный долг");  о передаче крестьян без раздробления семейства от 19 января 1800 г.  Вот  практически  все,  что  было  сделано                               правительством для помещичьих крестьян.            

Отдельного  разговора заслуживает манифест  5  апреля  1797 г., ставший  первой попыткой законодательства встать между помещиком и крестьянином в отношении упорядочивания труда.  Манифест 5  апреля  1797  г.  устанавливал норму барщины в размере трех дней[2ст30].  Указ был объявлен в день коронации и,  можно предположить, являлся простой милостью  крестьянам,  однако по своему значению его оценивают,  как одно из главных преобразований всего Павловского времени. В манифесте две идеи: непринуждение крестьян к работам в воскресные дни и о трехдневной барщине. Что касается  первого,  то  это  не  стало новым (еще в Уложении Алексея Михайловича  воскресные  работы  запрещались).   Интерес представляет часть манифеста о трехдневной барщине.  До этого ни разу не было издано закона,  который регулировал барщину. Впрочем, как отмечает Валишевский, законодатель не вполне ознакомился с многими различаями в значении и форме этой повинности в отдельных губерниях.  В  Малороссии помещики обыкновенно требовали лишь два дня в неделю барщины.  Понятно,  что они  не  замедлили воспользоваться новым законом,  чтобы увеличить свои требования. Наоборот, в Великороссии,  где барщина  была  почти  ежедневной, помещики пожелали  увидеть  в том же самом тексте лишь указание, совет. И,  действительно,  употребленная форма  допускала  самые различные толкования.  Нет категорического приказа,  а высказано как бы пожелание:  шесть дней, поровну разделяемые, " при добром распоряжении", "достаточны будут на удовлетворение хозяйственным надобностям". Не вызывает сомнения то,  что  сам  Павел  понимал манифест как  закон,  несмотря  на это Сенат придерживался иного мнения. Однако факт неисполнения манифеста сбрасывать со счетов все же не следует. Более того, в некоторых районах, например на Украине, где барщина ограничивалась двумя днями в неделю, манифест, наоборот, ухудшил положение крестьян. Неясность манифеста скорее всего была нарочитой. Во-первых, Павел, опасаясь крестьянских восстаний, пытался предотвратить их популистскими мерами, во-вторых, приобретал еще один инструмент давления на дворян. В-третьих, открыто ослабить крепостной гнет он тоже не мог, поскольку и зависимость трона от дворянства была велика, да и намерений таких у него скорее всего не было. В обществе же,  вообще, сложилось многостороннее понимание указа. Как бы ни понимать манифест, важно выяснить использовалось ли на  практике  правило  о трехдневной барщине.  Многочисленные свидетельства говорят о том,  что указ не соблюдался.  В том  же 1797 г.  крестьяне подавали императору жалобы, в которых сообщали, что они работают на помещика "ежедневно", доведены "до крайнейшего состояния тяжкими разного рода сборами",  что помещик их "как загонит на барщину с понедельника, то до воскресенья самого и продержит" и т.д.  О том же свидетельствуют и дворянские круги (Безбородко, Радищев, Малиновский...).    А в 1798 г. выходит указ, позволяющий заводчикам из купцов покупать крестьян с землёй и без земли к фабрикам и заводам.     

Если  же  подводить  итоги  политики  Павла  по отношению к крестьянству, то можно заметить,  что в этой деятельности нельзя найти желания  прямо поставить вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости или о радикальном улучшении бытовых условий жизни крестьян.  И все же совершенно определенно видно общее благожелательное отношение правительства к крестьянству  вообще. Хотя мероприятия  Павла  не  отличались  выдержкой и систематичностью (за время своего правления Павел роздал 550 тыс.  душ и 5 млн. десятин  земли),  но вместе с тем среди них можно найти ряд важных, несомненно способствовавших  улучшению  жизни  крестьян, мер. Сюда следует отнести облегчение многих повинностей,  земле- устроительную политику,  организацию  сельского   и   волостного управления, постановление о "непременных мастеровых" и т.д.  Несомненно большую роль в освобождении крестьян сыграл манифест  о трехдневной барщине.  Можно сказать, что для крестьян царствование Павла ознаменовало собой начало новой эры:  росту крепостничества был  положен конец,  постепенно начался переход к полному освобождению крестьян,  заверщившийся реформой 1861  года.  И  в этом деле большая заслуга императора Павла I.          

 Введение трехдневной  барщины было скорее продиктовано  стремлением умерить злоупотребления  землевладельцев, а не заботой  о крестьянах. Но эта мера не  сыграла отводившейся ей роли, так как обойти предписания  верховной власти было совсем  не сложно. Отметим также, что  Павла заботило и экономическое  процветание страны, в основе  которого лежало стабильное развитие  и крестьянского, и помещичьего  хозяйства.      

Преобразовательная  деятельность Павла если и не была четко продумана, то, во всяком случае, не диктовалась ни прихотью, ни блажью. У Павла были вполне определенные цели. Эти цели, да и средства их достижения, были не слишком привычны, но в них ощутима логика.  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ДВОРЦОВЫЙ  ПЕРЕВОРОТ 11 МАРТА 1801 ГОДА     

Поведение Павла I, его крайняя раздражительность  и мелочная придирчивость вызывали недовольство в высших кругах, особенно в столицах. Поэтому буквально с первых месяцев его царствования стала складываться оппозиция, объединившая всех недовольных Павлом I. Еще при его воцарении в ближайшем окружении Суворова вынашивались планы государственного переворота. В 1796 г. А.М.Каховский, один из руководителей раскрытого два года спустя кружка, обдумывал возможность активного военного протеста.[9ст56] 

     К 1797 г. сложилось три основных оппозиционных  лагеря: 1) группа П.С.Дехтерева — А.М.Каховского в Смоленске; 2) кружок «молодых друзей» Александра Павловича в Петербурге; 3) так называемый заговор Н.П.Панина — П.А.Палена.      

Смоленские  заговорщики имели связи в  Москве, Петербурге, Киеве и других городах империи. Они тщательно изучали общественные настроения и стремились установить контакты со всеми оппозиционными элементами. Отсюда происходил особый интерес к тем лицам, которые были хоть как-то замешаны в антиправительственных поступках. Члены кружка старались всячески поддерживать их и противодействовать тому, что активно или пассивно служило «деспотическому режиму» Павла I. Члены «канальского цеха», как они себя называли, стремились всеми доступными средствами усилить недовольство режимом среди населения, содействовали распространению сведений, дискредитирующих правительство, распространяли карикатуры, стихи, песни, критикующие Павла I, вели беседы о положении России, налогах, «утеснении» и «отягощении».[10ст102] В группе смоленских заговорщиков обсуждался и вопрос об убийстве императора, А.М.Каховский готов был даже пожертвовать свое имение на расходы для такого предприятия. Вместе с тем, члены кружка, по-видимому, не исключали и открытого военного выступления.       

О заговоре стало известно в Петербурге, и в начале 1798 г. в Смоленск был послан Ф.И.Линденер, один из «гатчинцев», для проведения следствия, в ходе которого все его участники были арестованы, а затем сосланы.     

В 1797-1799 гг. антипавловские настроения существовали и при самом дворе, где возник кружок политической направленности. В нем принимали участие наследник  престола Александр, его жена Елизавета  Алексеевна, А.Чарторыйский, Н.Н.Новосильцев, П.А.Строганов, В.П.Кочубей; связь с наследником поддерживали А.А.Безбородко и Д.П.Трощинский. На своих тайных собраниях эти люди толковали о политических делах в стране, искали наилучшие формы для ее переустройства. В 1798 г. кружок издавал даже «Санкт-Петербургский журнал», на страницах которого велась пропаганда широко распространенной в эпоху Просвещения концепции «истинной монархии». Следствие по делу Смоленского заговора привело к сворачиванию основной деятельности и этого кружка.     

Одновременно  в Петербурге складывалась оппозиционная группа, связанная с кланом последнего фаворита Екатерины II П.А.Зубова. На первом периоде заговора самую видную роль играл вице-канцлер Н.П.Панин. В содружестве с английским послом Уитвортом и Зубовым он составил круг заговорщиков, имевших целью, ввиду якобы «душевной болезни» Павла, учредить регентство и вручить его Александру, убедив Павла «лечиться». В свои планы Панин посвятил и наследника престола. Общая численность заговорщиков достигала 60 человек.     

Но  раньше, чем заговорщики принялись  действовать, Павел начал подозревать Панина и осенью 1800 г. выслал его в подмосковную деревню. Руководство заговором перешло в руки любимца Павла, петербургского военного губернатора П.А.Палена. Заговор окреп к весне 1801 г.     

В ночь с 11 на 12 марта заговорщики проникли в только что отстроенную новую резиденцию Павла — Михайловский замок, предварительно заменив охрану императора своими людьми. Из 40 или 50 человек заговорщиков до комнат Павла дошло человек восемь. Пален среди них отсутствовал. Преднамеренность убийства императора утверждать трудно; возможно, в какой-то степени оно было вызвано твердой неуступчивостью Павла в требовании заговорщиков согласиться на отречение от престола. Во всяком случае, по утверждению самих участников события, убийство произошло в ходе «запальчивых» объяснений с ними императора. В позднейших мемуарах утверждается, что убийство Павла было совершенно случайным.             

Так 11 марта 1801 г. пришел к власти новый  российский император Александр I. Следствие  по делу об убийстве Павла I даже не была начато, никто из убийц не был наказан. Лишь немногих из них удалили в ссылку, остальные отделались легким испугом и вскоре вновь появились при дворе. Эпоха Павла I завершилась последним в истории России дворцовым переворотом  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательная основа самодержавия при Павле I

В сравнении с «золотым веком» последние годы XVIII в., годы правления  Павла I, кажутся временем регресса и разрушения достигнутых в предыдущее царствование успехов в управлении государством. Чтобы понять и правильно оценить недолгое царствование Павла I, следует учитывать, что император взошел на престол в возрасте 42 лет; это был человек с уже сформировавшимся характером и четкими политическими убеждениями, которые значительно расходились с представлениями его матери. Екатерина, как ему казалось, была слишком мягка и либеральна, что не подходило для истинного самодержца и было связано с особенностями женского правления. Все это, по мнению Павла I, пагубно сказывалось на положении в стране, которой после событий во Франции грозила серьезная революционная опасность. Чтобы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы – такова была позиция нового императора.

Столь долгое ожидание власти отрицательно сказалось на характере  Павла I и привело к тому, что, получив  престол, император действовал во всем наперекор политике матери. Этим стремлением  пронизано, по сути, все его недолгое царствование, в результате чего, по словам историка В.О.Ключевского, «самые лучшие по идее предприятия испорчены были положенной на них печатью личной вражды». Новый император пытался как бы зачеркнуть предшествовавшие 34 года русской истории, объявить их сплошной ошибкой.

Вместе с тем нельзя преувеличивать степень личной неприязни  Павла I по отношению к матери и  воспринимать все его действия только как противодействие Екатерине II. В них сохранялась общая тенденция  к усилению государства и дальнейшей централизации власти, что создавало  предпосылки для введения министерской системы управления вместо коллегиальной.

Реформы центральных  и местных органов управления

При Павле I Сенат окончательно утратил свое значение. Император  по всем вопросам сносился только с  генерал-прокурором, который превратился  как бы в премьер-министра, обладавшего  функциями министров внутренних дел, юстиции и частично министра финансов. Дальнейшее изменение положения  Сената в целом связано с реорганизацией центрального и местного управления. При Павле I были восстановлены Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии. Соляная контора, но уже на принципах единоначалия. Создавались новые центральные по отраслям хозяйства (например, Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства). В дальнейшем Павел предполагал преобразовать коллегии в министерства, заменив принцип коллегиального управления единоличным.

Еще решительнее разломал Павел всю систему местного управления, учрежденную в 1775 г.: были ликвидированы  должности наместников, закрыты  приказы общественного призрения, управы благочиния; городское сословное  управление было слито с органами полиции, городские думы ликвидированы, и, наконец, было изменено само административно-территориальное  деление страны и принципы управления окраинами империи (Прибалтийским  губерниям, Украине и некоторым  другим территориям вернули традиционные органы управления).

Информация о работе Правление Павла Первого