Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:21, курсовая работа
Короткий период царствования Павла I может быть определён как попытка проведения назревших масштабных перемен в исторически кратчайшие сроки. Данный период является логичным завершением XVIII века, который внёс в историю России радикальные преобразования. Конец XVIII века - один из наиболее неоднозначных периодов в российской истории. Именно в этот период столкнулись деспотизм и демократические идеи, понятия блага государства и блага личности, ответственности правительства и ответственности правителя, диктатуры закона и диктатуры личности - проблемы злободневные сейчас, как и двести лет назад.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС И МЕРЫ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ
ГЛАВА 3. ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ 11 МАРТА 1801 ГОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Курсовая работа
Тема: государственное устройство …
Я не разделяю обычного пренебрежения к значению этого царствования.
В. Ключевский
Оглавление
Цель исследования - раскрытие внутренней политики Павла I и изучение его основных реформ, повлиявших на развитие империи.
Для достижения данной цели
поставлены следующие задачи:
1.раскрыть внутреннюю
политику Павла I;
2. рассмотреть
крестьянский вопрос;
3. проследить,
как отнеслись современники Павла к заговору
против него.
Объект курсовой
работы – история государственного
и муниципального управления.
Предмет исследования
– особенности управления Российской
империей при Павле I.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ПАВЛА I И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ....................
ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС
И МЕРЫ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ..................
ГЛАВА 3. ДВОРЦОВЫЙ
ПЕРЕВОРОТ 11 МАРТА 1801 ГОДА..........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Короткий период царствования
Павла I может быть определён как
попытка проведения назревших масштабных
перемен в исторически
Несмотря на то, что историография этого времени насчитывает почти двухсотлетнюю историю, она столь же сложна и противоречива, как сама эпоха императорства сына Екатерины. Однозначность фигуры монарха, трагическая его гибель, двусмысленность роли Александра I в мартовских событиях не могли не наложить отпечаток на изучение этого периода, в частности, длительным цензурным запретом на специальное исследование павловского царствования. Уже в первые десятилетия XIX века в литературе складываются две совершенно противоположные точки зрения на личность императора и его правления.[13ст30]
Цель исследования - раскрытие внутренней политики Павла I и изучение его основных реформ, повлиявших на развитие империи.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть внутреннюю политику Павла I;
- рассмотреть крестьянский вопрос;
- проследить, как отнеслись современники
Объект курсовой работы – история государственного и муниципального управления.
Предмет исследования – особенности управления Российской империей при Павле I.
Нами изучен широкий круг научной литературы по вопросам управления Российской империей при Павле I, такого автора как Окунь С. Б.[10ст52]. Ему принадлежит "Очерки истории СССР конец XVIII – первая четверть XIX века" По его мнению, Павел являлся крепостным царем, подчеркивая его продворянскую направленность на борьбу против революционной Франции, на укрепление позиций правящего в России класса. Незначительные элементы социальной демагогии, преобладание военных методов в управлении государством были только средствами для ее реализации.
Методологическая основа исследования. Использованы обще научные методы, такие как анализ, синтез, метод сравнения. Специальные методы: исторический, институциональный, функциональный.
Структура курсовой работы
определена целями и задачами исследования
и состоит из введения, трех разделов, заключения
и списка использованных источников.
1 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Уже первые шаги Павла-императора продемонстрировали его намерение действовать во всем наперекор политике матери. Этим стремлением окрашено, по сути, все его царствование. Так, конечно же совсем не либеральными симпатиями объясняются освобождение Павлом Новикова, Радищева, Т. Костюшко, а с ним и других поляков, смена многих высших должностных лиц по обвинению в коррупции. Новый император пытался как бы зачеркнуть предшествующие 34 года русской истории, объявить их сплошной ошибкой.
Павел I начал осуществлять новую городскую реформу. В 1798 г. в Петербурге, а затем в Москве (в 1799 г.) по примеру своих любимых Павловска и Гатчины он создал новый орган управления — ратгауз (городское правление), который должен был заведовать городскими доходами, а также ведать гражданскими и уголовными судебными делами горожан. Ратгаузу был подчинен приказ общественного призрения[8ст45]. В 1800 г. Павел попытался распространить нововведение на всю страну. Именным указом от 4 сентября 1800 г. он повелел «во всех городах губернских... вместо магистратов учредить ратгаузы, на том же основании как в столицах», а «под их апелляциею» находиться магистратам и ратушам уездных городов. В феврале 1801 г. был опубликован новый городской устав, по которому губернский ратгауз, подобно столичному, составлялся как из коронных (т.е. назначаемых), так и выборных чиновников, президент которых утверждался императором из кандидатов, представленных Сенатом. Губернский ратгауз делился на два департамента. По уставу 1801 г. он был приравнен ко всем прочим административным учреждениям и введен в государственную иерархию.
Во внутренней политике Павла выделяется
несколько взаимосвязанных
Дальнейшее изменение функций Сената в целом, которому Екатерина в своих позднейших проектах готовила по сути роль органа высшего правового надзора, связано с реорганизацией центрального и местного управления. Еще в 80-е гг. был ликвидирован ряд коллегий и оставлены лишь три - Военная. Адмиралтейская и Иностранных дел. Связано это было с тем, что, декларируя свободу предпринимательства, Екатерина полагала возможным передать минимально необходимый контроль за развитием экономики в руки местных властей. Павел восстановил некоторые коллегии, считая, однако, необходимым преобразовать их в министерства, заменяя принцип коллегиального правления единоличным. Так, в 1797 г. было создано совершенно новое Министерство уделов, ведавшее землями, принадлежавшими непосредственно царской фамилии, а в 1800 г. - Министерство коммерции. Еще более решительно разрушил Павел всю систему местного управления, созданную на основе Учреждений 1775 г.
Во-первых, были ликвидированы должности
Изменил Павел и административно-
Наступление на дворянские привилегии, узаконенные Жалованной грамотой 1785 г., началось практически с первых дней павловского царствования. Уже в 1797 г. был объявлен смотр всем числящимся в списках полков офицерам и неявившиеся уволены в отставку. Эта мера была связана с тем, что при Екатерине существовал обычай записывать в полк малолетних дворянских детей, чтоб к совершеннолетию они уже имели офицерские чины. Также, большое число офицеров числилось больными, в отпусках и пр. Кроме того, многие высшие сановники государства наряду с должностями в государственном аппарате имели генеральские чины и числились в различных, как правило гвардейских полках. Поэтому предпринятая Павлом мера выглядела вполне разумной и справедливой, хотя и озлобила дворян. За нею последовало ограничение привилегий неслуживших дворян. Запросив в августе 1800 г. списки таких дворян, Павел распорядился большую их часть определять в военную службу. До этого с октября 1799 г. был установлен порядок, согласно которому для перехода с военной службы на гражданскую требовалось специальное разрешение Сената. Другим указом императора неслужащим дворянам запрещалось участие в дворянских выборах и занятие выборных должностей.