Правление Павла Первого

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Короткий период царствования Павла I может быть определён как попытка проведения назревших масштабных перемен в исторически кратчайшие сроки. Данный период является логичным завершением XVIII века, который внёс в историю России радикальные преобразования. Конец XVIII века - один из наиболее неоднозначных периодов в российской истории. Именно в этот период столкнулись деспотизм и демократические идеи, понятия блага государства и блага личности, ответственности правительства и ответственности правителя, диктатуры закона и диктатуры личности - проблемы злободневные сейчас, как и двести лет назад.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС И МЕРЫ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ
ГЛАВА 3. ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ 11 МАРТА 1801 ГОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 55.71 Кб (Скачать)

В 1799 г. были упразднены губернские дворянские собрания, ограничены права  уездных и, наоборот, усилено право  губернаторов вмешиваться в дворянские выборы. В 1797 г. дворян обязали платить  специальный налог на содержание губернской администрации, причем в 1799 г. взимаемая сумма была увеличена. Историкам известны и случаи применения в павловское время отмененных Екатериной для дворянства телесных наказаний. Но в целом было бы ошибкой считать  политику Павла антидворянской. Скорее в ней прослеживается явное стремление превратить дворянство в рыцарское сословие — дисциплинированное, организованное, поголовно служащее и преданное своему государю. Не случайно Павел сделал попытку ограничить и приток в ряды дворянства недворян, запретив производить их в унтер-офицеры. С этих позиций яснее становится и политика императора в отношении крестьянства.      

Павловское  царствование, как и предыдущее, отмечено массовыми раздачами крестьян в качестве награды за службу, причем за четыре года Павел умудрился раздать  почти столько же крестьян, сколько  его мать за 34 (около 600 тыс.). Однако разница была не только в количестве. Если Екатерина дарила своим любимцам либо имения, оставшиеся без хозяина, либо поместья на вновь завоеванных территориях, то Павел раздавал прежде всего государственных крестьян, тем самым значительно ухудшая их положение. Объявив в начале царствования, что каждый подданный имеет право подать жалобу лично ему, Павел жестоко пресекал подобные попытки со стороны крестьян. В декабре 1796 г был издан указ о закреплении крестьян за частными владельцами В Области Войска Донского и в Новороссии, в марте 1798 г. — о разрешении заводчикам из купцов покупать крестьян к своим предприятиям с землей и без земли. С другой стороны, появился и ряд законодательных актов, объективно способствовавших ослаблению крепостного гнета. Так, в феврале 1797г. была запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян с молотка, в октябре 1798 г. — украинских крестьян без земли. Впервые за много лет при вступлении Павла на престол крепостные крестьяне должны были принести присягу новому императору наравне с вольными; в декабре 1797 г. с крестьян и мещан была снята недоимка в подушном сборе, отменен назначенный еще Екатериной рекрутский набор.     

Более определенной выглядела политика Павла  в отношении армии, на которую  он решил перенести прусские военные порядки, столь успешно применявшиеся им в Гатчине. Реформа началась с введения новой формы, полностью копировавшей прусскую: длинный мундир, чулки и черные лаковые башмаки, напудренная голова с косой определенной длины; офицерам вручили палки с костяными набалдашниками для наказания провинившихся солдат. В декабре 1796 г. был издан новый устав, в котором главное внимание уделялось обучению солдат “шагистике”. Поскольку основой его послужил прусский устав 1760 г., то никакие новые достижения русской военной мысли, проверенные на полях сражений в период екатерининского царствования, в нем отражения не нашли. Вскоре было издано еще несколько уставов для отдельных родов войск базировавшихся на представлении об армии как о машине, главное в которой — механическая слаженность войск, исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы.     

Бесконечные парады, муштра в сочетании с жесткими мерами по отношению к офицерству — увольнениями в отставку, ссылками и даже арестами — вызывали в армии большое недовольство, причем не только в столице, но и в провинции. Так, уже в 1796—1798 гг. в Смоленской губернии существовал антиправительственный кружок, в который входили офицеры нескольких расквартированных там полков, чиновники местных учреждений, а также ряд отставных военных.     

Говоря  о внутренней политике Павла I, следует упомянуть о некоторых его нововведениях, связанных со статусом государя и царской семьи. В день коронации Павел опубликовал указ о престолонаследии, устанавливавший передачу престола по наследству строго по мужской линии. Указ продолжал действовать в России вплоть до 1917 г. Новым было и создание уже упоминавшегося Министерства уделов, что означало фактическое включение личного хозяйства царской семьи в сферу государственного ведения. Будучи убежден в божественном происхождении царской власти, Павел немало сделал для организации внешних проявлений монархической идеи. Он был большим любителем различных церемоний и обрядов, которые проводились скрупулезно, с соблюдением мельчайших деталей, отличались необыкновенной пышностью и длились по многу часов. Всей жизни двора была придана строго регламентированная обрядность, еще более усиливавшаяся с провозглашением Павла в 1798 г. великим магистром Мальтийского ордена. Надо, однако, заметить, что вся эта европеизированная обрядность была чужеродной для России, да и в самой Европе уже воспринималась как архаичная, а потому у большинства современников вызывала лишь усмешки, никак не способствуя целям прославления монархии, которые ставил перед собой Павел. 

Мелочная  регламентация распространилась и  на повседневную жизнь подданных. В  частности, специальными указами предписывались определенные фасоны и размеры одежды, запрещалось носить круглые шляпы, башмаки с лентами вместо пряжек и пр. Некоторые запреты касались внешности и поведения на балу. Характерно, что все эти ограничения касались не только российских подданных, но и иностранцев. Так, поверенный в делах Сардинии в России был выслан из Петербурга за ношение круглой шляпы.     

В политике Павла явно прослеживается стремление к унификации всех сфер жизни, к исключению многообразия мнений, суждений, возможности выбора образа жизни, стиля поведения, одежды и  пр. В самой этой возможности Павел  видел революционную опасность. На борьбу с проникновением революционных  идей было направлено и введение цензуры, и запрет на ввоз книг из-за границы. Реформы Павла I были нацелены на создание стройной централизованной системы управления, сфокусированной на царе, изменение армии и военного управления, урегулирование проблемы престолонаследия, формальное узаконение статуса царской семьи.     

Всё больше Павла I стали обвинять в неуравновешенности, деспотизме, произволе, усиливались  слухи о его помешательстве.      

Внутренняя  политика Павла I только на первый взгляд кажется непоследовательной и противоречивой. При внимательном рассмотрении в ней чётко прослеживается желание императора установить в стране законность и порядок.      

Павел был заинтересован не только в  укреплении своей личной власти, но и в усилении всей державы. Для него было совершенно неприемлемо реформирование государства екатерининскими методами. Император воспринимал либерализм матери как нечто опасное. Естественно, Павел не хотел повторения пугачевщины, а именно политику Екатерины он считал причиной и предпосылкой разрушительного восстания.     

Реформы Павла проводились скорее по тем  же методам, согласно которым действовал в свое время Петр Великий. Самодержавная  крепкая власть являлась инструментом реформирования. Значит, чтобы подготовить  базу для преобразований, было необходимо власть укрепить.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС  И МЕРЫ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ ПРИ  ПАВЛЕ I     

Как отмечают  многие  историки,  царствование Екатерины II было временем наибольшего  расцвета крепостничества. Начав с  теоретического протеста  против крепостного права в черновиках "Наказа", Екатерина кончила заявлением,  что  "лучше  судьбы  наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной". В бытность свою цесаревичем Павел не раз говорил о  бедственном положении  русского крестьянина и необходимости улучшения его жизни.  По мысли Павла,  в целях устранения причин народного недовольства следовало бы "снять с народа излишние налоги и пресечь наряды с земли ". И действительно,  в первые же дни Павловского царствования была  облегчена  рекрутская  повинность[11ст90].  Указом  от  10  ноября 1796 г.  был  отменен  набор,  объявленный  Екатериной (подобная отмена произошла и в 1800 г.).  Армия с 500 тыс.  сократилась до 350 тыс. человек. 12 ноября 1796 г. на Совете Его имп. В.-ва был принят указ о замене  хлебного  сбора 1794  года  "по  причине неудобств в   приеме"  умеренной денежной податью,  "считая  по 15 коп.  за четверик" и начиная сбор со  следующего  1797  года. Вслед за этим была понижена цена на соль;  прощение недоимок по- душной подати на огромную сумму в 7 млн.  руб.,  что  составляло 1/10 часть годового бюджета.  Целая серия указов была направлена на устройство хлебных  магазинов  для  голодных  годов.  Однако, крестьяне, принужденные  нести  в  эти  склады  часть собранного хлеба, не были уверены,  что в случае голода найдут  там зерно. Поэтому отдавали  его неохотно,  часто утаивая.  В результате, когда в 1800  г.  в Архангельской губернии  случился  страшный голод, магазины  оказались практически пустыми.  Кроме узаконивания и мер,  направленных по отношению ко  всему  крестьянскому населению, следует  отметить некоторые мероприятия,  связанные с главными группами  крестьянства:  1 - удельными,  2 - казенными, 3 - фабрично-заводскими, 4 - помещичьими.                                                                                      

1. Удельные крестьяне  появились  в кругу дворцового ведомства  благодаря "учреждению об императорской  фамилии"  5  апреля  1797 года. Смысл  этого  законоположения   сводился к следующему:  1 - следовало обеспечить крестьян землей и правильно распределить ее между ними;  2 - поднять крестьянское хозяйство улучшенной техникой,  развитием ремесел,  устройством  фабрик;  3 - организовать сборы и  отбывание  повинностей  на  новых началах,  имея в виду равномерное распределение труда;  4 - установить  и  привести  в порядок сельское управление.      

Когда было предпринято обособление удельных, то выяснилась нехватка земель  для  многих селений.  Поднялся вопрос,  можно ли отмежевывать земли от казенных крестьян и снабжать ими удельных, либо земли   должны  приобретаться,  как  сразу  предполагалось, удельным ведомством. Указом 21 марта 1800 года удельным крестьянам было  дано  важное право - покупать земли у частных владельцев, с условием, чтобы купчая была совершена на имя департамента уделов. Право же пользования землей предоставлялось "единственно купившему таковую землю" сверх той доли, которая приходилась ему при разверстке земель всего населения. Известно, что не одно земледелие, но и работа "на стороне"составляли занятия удельных крестьян.  Последнее стеснялось пас- портной системой и обязательством явки паспорта в удельную  экспедицию. Указом 2 марта 1798 г. было установлено выдавать промежуточные паспорта удельным крестьянам, что не только значительно облегчало уход селян на заработки, но и выход их в купечество. В виду того,  что в  это  было  усмотрено  "согласие  общественной пользы с приращением дохода",  указом 22 октября 1798 г.  велено было увольнять удельных поселян в купечество "по праву" за  выплату выкупной суммы, назначенной мирским приговором и утвержденной департаментом.              

2. Казенные крестьяне. Те же основные  вопросы о земле и самоуправлении, но гораздо шире  поставленные,  трактовались  в  многочисленных  указах и мероприятиях правительства,   касавшихся   крестьян    казенного ведомства. В  течении  18  века  в законодательстве выработалось понятие поземельного надела для государственных  поселян  разных наименований,  который   был   бы  достаточен  для  прокормления крестьянина с семьей и давал ему возможность  платить  подати  и отбывать государственные  повинности.  Таким наделом был признан 15-десятинный участок на каждую ревизскую душу.      

В целях  действительного  выполнения  указов  о  наделении крестьян землей,  Павел в конце 1799 г.,  рассылая сенаторов для осмотра губерний,  особым пунктом инструкции предписывал: "взять сведения", достаточно ли земли у крестьян,  "сделать мероположение" для  предоставление  о  том  сенату  и  выяснить  вопрос  о переселении поселян с малоземелья на пустопорожние земли. Рапорты сенаторов  вскрыли одно печальное обстоятельство:  земельного фонда, необходимого  для  обеспечения   крестьян   15-десятинным наделом, у казны не было,  даже несмотря на то, что в круговорот раздачи пустили  оброчные  земли  и  леса.  Выходом  из   такого положения стало  понижение  надела  до  8 десятин и установление следующих правил:  1 - наделять крестьян землей  по  15  десятин там, где  ее  достаточно;  2 - где земли не достает,  установить 8-десятинную норму тем,  кто имеет меньше того;  3 - при малоземелье желающим  предоставить  возможность  переселения на другие территории.            

Другой  важной стороной Павловских мероприятий  относительно казенных крестьян следует  признать нормировку сборов. Указом N18 в декабре  1797 г.  оброк со "всех поселян казенного звания" был повышен, но не в одинаковой мере.  В 1783 г. он был установлен в виде равномерного  сбора  в  размере  3-х  руб.,  в 1797 г.  все губернии были распределены на IV класса.  В зависимости от этого поселяне должны  были  платить  разный оброк "по свойству земли, изобилия в ней и способам для обитателей к работам". В губерниях I кл.  - оброк,  вместе с прежним,  составил 5 руб., во II кл. - 4,5 руб.,  в III кл. - 4 руб., в IV кл. - 3,5 руб. Подобная градировка держалась и в последующее время.  Мотивами к повышению сбора,  кроме  потребностей  в  новых источниках дохода,  были  следующие обстоятельства,  указанные в законе 18 декабря 1797  г.:  "цены  вещам  несравненно  возвысились... поселяне  распространили  свои прибытки".  Формулировка, как видно,  довольно  туманная,  что,  вообще,  свойственно  для многих Павловских  указов.  И  все  же главной причиной поднятия налога следует считать плохое финансовое  положение  государства (эта проблема будет рассмотрена ниже в главе "Финансовая политика"). Следует отметить так же,  указ 21 октября 1797 г., которым было подтверждено право казенных крестьян записываться  в  купечество и мещанство.          

3. Фабрично-заводские крестьяне. Число  фабрично-заводских крестьян при Павле несколько увеличилось. Указом от 16 марта 1798 г., "во избежании злоупотреблений и поощрения промышленности ради", фабрикантам и заводчикам из купцов  было  разрешено  приобретать  к  своим   предприятиям крестьян с тем,  чтобы купленные "всегда были при заводах и фабриках неотложно".  Хотя этот закон находился в несоответствии  с намерениями Павла  разрешить  судьбу приписных крестьян,  но это действие было вызвано  частью  теми  злоупотреблениями,  которые случались при запрещении купцам покупать крестьян для фабрик,  а частью тем,  что промышленность требовала рабочих  рук,  которых вольнонаемным путем найти было чрезвычайно трудно. Все это заставило правительство двигаться по проторенному пути при создании новых казенных заводов и фабрик, приписывая к ним крестьян. Надо отметить, что Павел пытался  ослабить  тяжесть  такой  приписки, издавая указы облегчающие труд приписных крестьян.  К примеру, в указе о приписке к фаянсовой фабрике говорилось, чтобы приписано было лишь  требуемое  число рабочих,  "целыми семьями",  а после отработки податей заработанные деньги "сверх  того  выдавать  им (крестьянам) из доходов фабрики. Указом 16 марта 1798 г. предписывалось при покупке  крестьян  к  частным  фабрикам,  чтобы  их количества "годных  к работе  дней  половина  шла на заводские работы, а другая половина на крестьянские". Впрочем, эти постановления не  касались  сущности дела фабрично-заводские крестьяне оставались  по-прежнему  в тяжелом положении. Попыткой  разрешить их судьбу явился проект директора бергколлегии М.Ф.Соймонова.  В этом документе предлагалось снабжать фабрики  и заводы "непременными работниками",  остальных же крестьян от заводсих работ освободить  окончательно.  В  именном указе по этому поводу читаем:  "К особенному удовольствию найдя, что все предложенные им (Соймоновым) средства суть  самая  соответственнейшая намерению  Нашему  освободить  от заводских работ крестьян... Повелеваем:  1 - укомплектовать заводы  непременными мастеровыми, взяв  по  расчету из 1000 душ 58 человек,  годных к работам; 2 - всех прочих, сверх комплекта, освободить от заводских работ,  причислив к разряду крестьян государственных и проч" (9 ноября 1800 года).  Именно при Павле приписные крестьяне были наконец освобождены от тяжелых обязательных работ.                          

Информация о работе Правление Павла Первого