Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:21, курсовая работа
Короткий период царствования Павла I может быть определён как попытка проведения назревших масштабных перемен в исторически кратчайшие сроки. Данный период является логичным завершением XVIII века, который внёс в историю России радикальные преобразования. Конец XVIII века - один из наиболее неоднозначных периодов в российской истории. Именно в этот период столкнулись деспотизм и демократические идеи, понятия блага государства и блага личности, ответственности правительства и ответственности правителя, диктатуры закона и диктатуры личности - проблемы злободневные сейчас, как и двести лет назад.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС И МЕРЫ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ
ГЛАВА 3. ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ 11 МАРТА 1801 ГОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В 1799 г. были упразднены губернские дворянские собрания, ограничены права уездных и, наоборот, усилено право губернаторов вмешиваться в дворянские выборы. В 1797 г. дворян обязали платить специальный налог на содержание губернской администрации, причем в 1799 г. взимаемая сумма была увеличена. Историкам известны и случаи применения в павловское время отмененных Екатериной для дворянства телесных наказаний. Но в целом было бы ошибкой считать политику Павла антидворянской. Скорее в ней прослеживается явное стремление превратить дворянство в рыцарское сословие — дисциплинированное, организованное, поголовно служащее и преданное своему государю. Не случайно Павел сделал попытку ограничить и приток в ряды дворянства недворян, запретив производить их в унтер-офицеры. С этих позиций яснее становится и политика императора в отношении крестьянства.
Павловское царствование, как и предыдущее, отмечено массовыми раздачами крестьян в качестве награды за службу, причем за четыре года Павел умудрился раздать почти столько же крестьян, сколько его мать за 34 (около 600 тыс.). Однако разница была не только в количестве. Если Екатерина дарила своим любимцам либо имения, оставшиеся без хозяина, либо поместья на вновь завоеванных территориях, то Павел раздавал прежде всего государственных крестьян, тем самым значительно ухудшая их положение. Объявив в начале царствования, что каждый подданный имеет право подать жалобу лично ему, Павел жестоко пресекал подобные попытки со стороны крестьян. В декабре 1796 г был издан указ о закреплении крестьян за частными владельцами В Области Войска Донского и в Новороссии, в марте 1798 г. — о разрешении заводчикам из купцов покупать крестьян к своим предприятиям с землей и без земли. С другой стороны, появился и ряд законодательных актов, объективно способствовавших ослаблению крепостного гнета. Так, в феврале 1797г. была запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян с молотка, в октябре 1798 г. — украинских крестьян без земли. Впервые за много лет при вступлении Павла на престол крепостные крестьяне должны были принести присягу новому императору наравне с вольными; в декабре 1797 г. с крестьян и мещан была снята недоимка в подушном сборе, отменен назначенный еще Екатериной рекрутский набор.
Более определенной выглядела политика Павла в отношении армии, на которую он решил перенести прусские военные порядки, столь успешно применявшиеся им в Гатчине. Реформа началась с введения новой формы, полностью копировавшей прусскую: длинный мундир, чулки и черные лаковые башмаки, напудренная голова с косой определенной длины; офицерам вручили палки с костяными набалдашниками для наказания провинившихся солдат. В декабре 1796 г. был издан новый устав, в котором главное внимание уделялось обучению солдат “шагистике”. Поскольку основой его послужил прусский устав 1760 г., то никакие новые достижения русской военной мысли, проверенные на полях сражений в период екатерининского царствования, в нем отражения не нашли. Вскоре было издано еще несколько уставов для отдельных родов войск базировавшихся на представлении об армии как о машине, главное в которой — механическая слаженность войск, исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы.
Бесконечные парады, муштра в сочетании с жесткими мерами по отношению к офицерству — увольнениями в отставку, ссылками и даже арестами — вызывали в армии большое недовольство, причем не только в столице, но и в провинции. Так, уже в 1796—1798 гг. в Смоленской губернии существовал антиправительственный кружок, в который входили офицеры нескольких расквартированных там полков, чиновники местных учреждений, а также ряд отставных военных.
Говоря о внутренней политике Павла I, следует упомянуть о некоторых его нововведениях, связанных со статусом государя и царской семьи. В день коронации Павел опубликовал указ о престолонаследии, устанавливавший передачу престола по наследству строго по мужской линии. Указ продолжал действовать в России вплоть до 1917 г. Новым было и создание уже упоминавшегося Министерства уделов, что означало фактическое включение личного хозяйства царской семьи в сферу государственного ведения. Будучи убежден в божественном происхождении царской власти, Павел немало сделал для организации внешних проявлений монархической идеи. Он был большим любителем различных церемоний и обрядов, которые проводились скрупулезно, с соблюдением мельчайших деталей, отличались необыкновенной пышностью и длились по многу часов. Всей жизни двора была придана строго регламентированная обрядность, еще более усиливавшаяся с провозглашением Павла в 1798 г. великим магистром Мальтийского ордена. Надо, однако, заметить, что вся эта европеизированная обрядность была чужеродной для России, да и в самой Европе уже воспринималась как архаичная, а потому у большинства современников вызывала лишь усмешки, никак не способствуя целям прославления монархии, которые ставил перед собой Павел.
Мелочная регламентация распространилась и на повседневную жизнь подданных. В частности, специальными указами предписывались определенные фасоны и размеры одежды, запрещалось носить круглые шляпы, башмаки с лентами вместо пряжек и пр. Некоторые запреты касались внешности и поведения на балу. Характерно, что все эти ограничения касались не только российских подданных, но и иностранцев. Так, поверенный в делах Сардинии в России был выслан из Петербурга за ношение круглой шляпы.
В политике Павла явно прослеживается стремление к унификации всех сфер жизни, к исключению многообразия мнений, суждений, возможности выбора образа жизни, стиля поведения, одежды и пр. В самой этой возможности Павел видел революционную опасность. На борьбу с проникновением революционных идей было направлено и введение цензуры, и запрет на ввоз книг из-за границы. Реформы Павла I были нацелены на создание стройной централизованной системы управления, сфокусированной на царе, изменение армии и военного управления, урегулирование проблемы престолонаследия, формальное узаконение статуса царской семьи.
Всё больше Павла I стали обвинять в неуравновешенности, деспотизме, произволе, усиливались слухи о его помешательстве.
Внутренняя политика Павла I только на первый взгляд кажется непоследовательной и противоречивой. При внимательном рассмотрении в ней чётко прослеживается желание императора установить в стране законность и порядок.
Павел был заинтересован не только в укреплении своей личной власти, но и в усилении всей державы. Для него было совершенно неприемлемо реформирование государства екатерининскими методами. Император воспринимал либерализм матери как нечто опасное. Естественно, Павел не хотел повторения пугачевщины, а именно политику Екатерины он считал причиной и предпосылкой разрушительного восстания.
Реформы Павла проводились скорее
по тем же методам, согласно которым действовал
в свое время Петр Великий. Самодержавная
крепкая власть являлась инструментом
реформирования. Значит, чтобы подготовить
базу для преобразований, было необходимо
власть укрепить.
2 КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС И МЕРЫ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ ПРИ ПАВЛЕ I
Как отмечают многие историки,
царствование Екатерины II было временем
наибольшего расцвета крепостничества.
Начав с теоретического протеста против
крепостного права в черновиках "Наказа",
Екатерина кончила заявлением, что "лучше
судьбы наших крестьян у хорошего помещика
нет во всей вселенной". В бытность свою
цесаревичем Павел не раз говорил о бедственном
положении русского крестьянина и необходимости
улучшения его жизни. По мысли Павла, в
целях устранения причин народного недовольства
следовало бы "снять с народа излишние
налоги и пресечь наряды с земли ". И
действительно, в первые же дни Павловского
царствования была облегчена рекрутская
повинность[11ст90]. Указом от 10 ноября 1796
г. был отменен набор, объявленный Екатериной
(подобная отмена произошла и в 1800 г.). Армия
с 500 тыс. сократилась до 350 тыс. человек.
12 ноября 1796 г. на Совете Его имп. В.-ва был
принят указ о замене хлебного сбора 1794
года "по причине неудобств в приеме"
умеренной денежной податью, "считая
по 15 коп. за четверик" и начиная сбор
со следующего 1797 года. Вслед за этим была
понижена цена на соль; прощение недоимок
по- душной подати на огромную сумму в
7 млн. руб., что составляло 1/10 часть годового
бюджета. Целая серия указов была направлена
на устройство хлебных магазинов для голодных
годов. Однако, крестьяне, принужденные
нести в эти склады часть собранного хлеба,
не были уверены, что в случае голода найдут
там зерно. Поэтому отдавали его неохотно,
часто утаивая. В результате, когда в 1800
г. в Архангельской губернии случился
страшный голод, магазины оказались практически
пустыми. Кроме узаконивания и мер, направленных
по отношению ко всему крестьянскому населению,
следует отметить некоторые мероприятия,
связанные с главными группами крестьянства:
1 - удельными, 2 - казенными, 3 - фабрично-заводскими,
4 - помещичьими.
1. Удельные крестьяне появились
в кругу дворцового ведомства благодаря "учреждению об
Когда было предпринято обособление
2. Казенные крестьяне. Те же
В целях действительного выполнения указов о наделении крестьян землей, Павел в конце 1799 г., рассылая сенаторов для осмотра губерний, особым пунктом инструкции предписывал: "взять сведения", достаточно ли земли у крестьян, "сделать мероположение" для предоставление о том сенату и выяснить вопрос о переселении поселян с малоземелья на пустопорожние земли. Рапорты сенаторов вскрыли одно печальное обстоятельство: земельного фонда, необходимого для обеспечения крестьян 15-десятинным наделом, у казны не было, даже несмотря на то, что в круговорот раздачи пустили оброчные земли и леса. Выходом из такого положения стало понижение надела до 8 десятин и установление следующих правил: 1 - наделять крестьян землей по 15 десятин там, где ее достаточно; 2 - где земли не достает, установить 8-десятинную норму тем, кто имеет меньше того; 3 - при малоземелье желающим предоставить возможность переселения на другие территории.
Другой важной стороной Павловских мероприятий относительно казенных крестьян следует признать нормировку сборов. Указом N18 в декабре 1797 г. оброк со "всех поселян казенного звания" был повышен, но не в одинаковой мере. В 1783 г. он был установлен в виде равномерного сбора в размере 3-х руб., в 1797 г. все губернии были распределены на IV класса. В зависимости от этого поселяне должны были платить разный оброк "по свойству земли, изобилия в ней и способам для обитателей к работам". В губерниях I кл. - оброк, вместе с прежним, составил 5 руб., во II кл. - 4,5 руб., в III кл. - 4 руб., в IV кл. - 3,5 руб. Подобная градировка держалась и в последующее время. Мотивами к повышению сбора, кроме потребностей в новых источниках дохода, были следующие обстоятельства, указанные в законе 18 декабря 1797 г.: "цены вещам несравненно возвысились... поселяне распространили свои прибытки". Формулировка, как видно, довольно туманная, что, вообще, свойственно для многих Павловских указов. И все же главной причиной поднятия налога следует считать плохое финансовое положение государства (эта проблема будет рассмотрена ниже в главе "Финансовая политика"). Следует отметить так же, указ 21 октября 1797 г., которым было подтверждено право казенных крестьян записываться в купечество и мещанство.
3. Фабрично-заводские крестьяне.