Автор: s************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 19:33, реферат
После смерти Петра-I его реформаторский курс продолжила Екатерина-II, которая сумела выразить национальные интересы русского народа и войти в историю как великая императрица, правившая страной тридцать четыре года (1762-1796). Н.М.Карамазин, оценивая реформаторскую деятельность Екатерины писал: « Екатерина-II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России.»Её царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма»,хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Мне ближе точка зрения Федосова И.А., который ведет отсчёт эпохи с 1762г. вплоть до 1815г.
5.Губернский магистрат - судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них.
6.Верхняя расправа
- судебное место для
Эти суды имели коллегиальный характер, состояли из председателей - коронных судей и заседателей, представителей того сословия, делами которых занималось учреждение. Эти учреждения считались сословными, но действовали под руководством коронных чиновников.
7.Совестной суд
- для решения тяжб и для
суда над невменяемыми
8.Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов и т.п.
В обоих этих местах председательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий и ведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти учреждения не были бюрократическими.
В каждом уездном городе находились:
1.Нижний земский
суд - ведавший уездную полицию
и администрацию, состоявший
2.Уездный суд - для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду.
3.Городской магистрат
- судебное место для горожан,
подчиненное губернскому
4.Нижняя расправа
- суд для государственных
Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц того сословия, дела которого ведали); только председатель нижней расправы был назначаем от правительства
Кроме перечисленных учреждений следует заметить еще два: для попечения о вдовах и детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем
земском суде), а для призрения вдов и сирот горожан сиротский суд (при каждом городом магистрате.)
И в том и
другом учреждении членами были сословные
представители. В Дворянской Опеке
председательствовал
Такова была
система местных учреждений Екатерины-II.
При обилии новых учреждений выдерживается
модный в 18 веке принцип разделения
ведомств и властей: администрация
в них отделена от суда, суд - от финансового
управления. Местные общества получили
на сословном принципе широкое участие
в делах местного управления. Местная
администрация приняла вид
усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. О самоуправлении говорили в комиссии 1767-1768. Но недостатком местного учреждения 1775года явилось прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. Падение прежней системы в управлении центральном произошло при правлении Павла-I и закончилось учреждением Министерств - при Александре-I.
Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения), все остальные были органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью было для дворянства.
Сословия.
Становясь привилегированным
и обособленным сословием, дворянство
не имело ещё сословной
1775 года, давая
дворянству самоуправление, этим
самым давали ему внутреннюю
организацию. Каждые три года,
для избрания должностных лиц
дворяне должны были
Так как громадное число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство из своих рядов поставляло главных деятелей в центральные
учреждения. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии: внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства реформы 1775года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В «Учреждениях для управления губерний», организация данная дворянству и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. В 1785 году Екатерина издала Жалованную грамоту дворянству. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве и в ней было добавлено - признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за
отдельное общество
с характером юридического. Грамотой
1785 года завершен был процесс сложения
и повышения дворянского
При Петре-I дворянин определял обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не вполне.
При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права.
При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости.
При Петре-III снял
с себя служебную повинность и
получил некоторые
При Екатерине-II
дворянин стал членом губернской дворянской
корпорации, привилегированной и
державшей в своих руках
дворянское сословие
политика императрицы. К этим результатам
следует причислить и прогресс крепостного
права. Мы видели, что положение крестьян
непрерывно ухудшалось в 18 веке. Екатерина
мечтала о крестьянском освобождении,
строила его проекты, но она взошла
на престол и правила с помощью
дворянства и не могла нарушить союз
свой с господствующим сословием. При
Екатерине крепостное право росло
и в смысле его силы и широты
его распространения. Но вместе с
тем росли и думы о его уничтожении
и в самой императрице, и в
людях, шедших за течением века. Законодательство
о крестьянах времени Екатерины
по-прежнему направлялось к дальнейшему
ограничению крестьянских прав и
усилению власти над ними помещика.
Но такой взгляд на крестьянство не
повёл к полному уничтожению
гражданской личности крестьян: они
продолжали считаться податным классом
общества, имели право искать в
судах и быть свидетелями на суде,
могли вступать в гражданские
обязательства и даже записываться
в купцы с согласия помещика. Казна
даже допускала их к откупам за
поручительством помещика. В глазах
закона, таким образом, крестьянин одновременно
был и частным рабом и
Часть 5
Государственная система России в конце XVIII.
ИМПЕРАТОР (ИМПЕРАТРИЦА)
СЕНАТ (ВО ГЛАВЕ С ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРОМ),
(судебные, административно-
ДЕПАРТАМЕНТЫ КОЛЛЕГИИ
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
НАМЕСТНИЧЕСТВО
(2-3 ГУБЕРНИИ; ВО ГЛАВЕ – НАМЕСТНИК)
ГУБЕРНИИ
(ГУБЕРНАТОР)
УЕЗДЫ
(КАПИТАН-УПРАВНИК)
ГОРОДА
(ГОРОДНИЧИЙ)
Вывод:
Историческое
значение деятельности Екатерины II определяется
довольно легко на основании того,
что было сказано выше об отдельных
сторонах екатерининской политики. Мы
видели, что Екатерина по вступлении
на престол мечтала о широких
внутренних преобразованиях, а в
политике внешней отказалась следовать
за своими предшественниками, Елизаветой
и Петром III. Она сознательно отступала
от традиций, сложившихся при Петербургском
дворе, а между тем результаты
её деятельности по своему существу были
таковы, что завершили собой именно
традиционные стремления русского народа
и правительства. В делах внутренних
законодательство Екатерины II завершило
собой тот исторический процесс,
который начался при