Правление Екатерины II

Автор: s************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

После смерти Петра-I его реформаторский курс продолжила Екатерина-II, которая сумела выразить национальные интересы русского народа и войти в историю как великая императрица, правившая страной тридцать четыре года (1762-1796). Н.М.Карамазин, оценивая реформаторскую деятельность Екатерины писал: « Екатерина-II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России.»Её царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма»,хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Мне ближе точка зрения Федосова И.А., который ведет отсчёт эпохи с 1762г. вплоть до 1815г.

Работа содержит 1 файл

Правление Екатерины II.docx

— 45.92 Кб (Скачать)

5.Губернский  магистрат - судебное место для  лиц городского сословия по  искам и тяжбам на них.

6.Верхняя расправа - судебное место для однодворцев  и государственных крестьян.

Эти суды имели  коллегиальный характер, состояли из председателей - коронных судей и  заседателей, представителей того сословия, делами которых занималось учреждение. Эти учреждения считались сословными, но действовали под руководством коронных чиновников.

7.Совестной суд  - для решения тяжб и для  суда над невменяемыми преступниками  и непреднамеренными преступлениями.

8.Приказ общественного  призрения - для устройства школ, богаделен, приютов и т.п.

В обоих этих местах председательствовали коронные чиновники, заседали представители  всех сословий и ведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти  учреждения не были бюрократическими.

В каждом уездном  городе находились:

1.Нижний земский  суд - ведавший уездную полицию  и администрацию, состоявший из  исправника(капитана -исправника)и  заседателей ;и тот, и другие  избирались из дворян уезда.  Исправник считался начальником  уезда и был исполнительным  органом губернского управления.

2.Уездный суд  - для дворян, подчиненный Верхнему  земскому суду.

3.Городской магистрат  - судебное место для горожан,  подчиненное губернскому магистрату (городская полиция была вверена  коронному чиновнику -городничему  ).

4.Нижняя расправа - суд для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе.

Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц того сословия, дела которого ведали); только председатель нижней расправы был назначаем  от правительства

Кроме перечисленных  учреждений следует заметить еще  два: для попечения о вдовах и  детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем 

земском суде), а  для призрения вдов и сирот  горожан сиротский суд (при каждом городом магистрате.)

И в том и  другом учреждении членами были сословные  представители. В Дворянской Опеке  председательствовал предводитель дворянства, (они стали существовать со времени Екатерининской комиссии.), а в сиротском суде - городской  глава.

Такова была система местных учреждений Екатерины-II. При обилии новых учреждений выдерживается  модный в 18 веке принцип разделения ведомств и властей: администрация  в них отделена от суда, суд - от финансового  управления. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие  в делах местного управления. Местная  администрация приняла вид земского самоуправления, под контролем немногих правительственных лиц и бюрократических  органов. Екатерина думала, что она  достигла своих целей:

усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству  в новых учреждениях. О самоуправлении говорили в комиссии 1767-1768. Но недостатком местного учреждения 1775года явилось прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. Падение прежней системы в управлении центральном произошло при правлении Павла-I и закончилось учреждением Министерств - при Александре-I.

Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного  призрения), все остальные были органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью было для  дворянства.

Сословия.

Становясь привилегированным  и обособленным сословием, дворянство не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию  Учреждения

1775 года, давая  дворянству самоуправление, этим  самым давали ему внутреннюю  организацию. Каждые три года, для избрания должностных лиц  дворяне должны были съезжаться  всем уездом ,избирали уездного  предводителя, капитана - исправника  и заседателей в различные  учреждения. Дворянство каждого  уезда становилось целым сплоченным  обществом и через своих представителей  управляло всеми делами уезда;  и полиция, и администрация  находились в руках дворянского  учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению  дворяне становились с 1775 года  не только землевладельцами уезда,  но и его администраторами.

Так как громадное  число чиновников принадлежало к  дворянству, то не только уездное, но и  губернское управление вообще сосредоточивалось  в дворянских руках. Дворянство из своих  рядов поставляло главных деятелей в центральные 

учреждения. Таким  образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме  разве городовых магистратов) стала  управляться дворянством: вверху они  действовали в виде бюрократии: внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое  значение имели для дворянства реформы 1775года, они дали ему сословную  организацию и первенствующее административное значение в стране. В «Учреждениях для управления губерний», организация  данная дворянству и её влияние на местное самоуправление рассматриваются  как факты, созданные в интересах  государственного управления, а не сословий. В 1785 году Екатерина издала Жалованную грамоту дворянству. Здесь  уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные  привилегии, наряду со всеми правами  и льготами, какие дворяне имели  раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве и в ней было добавлено - признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за

отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года завершен был процесс сложения и повышения дворянского сословия, какой мы наблюдали в VIII веке.

При Петре-I дворянин определял обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему  не исключительно и не вполне.

При императрице  Анне дворянин облегчил свою государственную  службу и увеличил землевладельческие права.

При Елизавете  он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и  положил начало сословной замкнутости.

При Петре-III снял с себя служебную повинность и  получил некоторые исключительные личные права.

При Екатерине-II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и  державшей в своих руках местное  самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как  по суду, лишиться своего звания, передает его детям и жене, судится только равным себе, свободен от податей и  телесных наказаний. Владеет как  неотъемлемой собственностью всем, что  находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может  принимать участия в выборах  на дворянские должности, если не имеет  «офицерского чина». Таковы главнейшие права всякого дворянина. Помимо этого дворянские общества имели  все права юридических лиц. К  таким результатам дворянство пришло к концу 18 века; исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние  на местное управление - вот результаты, к каким привела 

дворянское сословие политика императрицы. К этим результатам  следует причислить и прогресс крепостного  права. Мы видели, что положение крестьян непрерывно ухудшалось в 18 веке. Екатерина  мечтала о крестьянском освобождении, строила его проекты, но она взошла на престол и правила с помощью  дворянства и не могла нарушить союз свой с господствующим сословием. При  Екатерине крепостное право росло  и в смысле его силы и широты его распространения. Но вместе с  тем росли и думы о его уничтожении  и в самой императрице, и в  людях, шедших за течением века. Законодательство о крестьянах времени Екатерины  по-прежнему направлялось к дальнейшему  ограничению крестьянских прав и  усилению власти над ними помещика. Но такой взгляд на крестьянство не повёл к полному уничтожению  гражданской личности крестьян: они  продолжали считаться податным классом  общества, имели право искать в  судах и быть свидетелями на суде, могли вступать в гражданские  обязательства и даже записываться в купцы с согласия помещика. Казна  даже допускала их к откупам за поручительством помещика. В глазах закона, таким образом, крестьянин одновременно был и частным рабом и гражданином. Такая двойственность законодательства в отношении крестьян указывала  на отсутствие твёрдого взгляда на них у правительства. У правительства  было уже два известных нам  направления в вопросе о крестьянах : императрица хотела их освобождения, окружающие её - дальнейшего развития помещичьих прав. Вот почему в положении  крестьянского вопроса при Екатерине  наблюдается ряд противоречий. Рассмотрим некоторые из них. Рядом указов Екатерина  старалась ограничить распространение  крепостного права и прямо  запрещала свободным людям и  вольноотпущенным вновь вступать в  крепостную зависимость. Учреждая новые  города из сёл, населённых крепостными, правительство выкупало крестьян и  обращало в горожан. Вся масса, около  миллиона крестьян, принадлежащих духовенству, была окончательно изъята из частного владения и превращена в особый разряд государственных крестьян под именем экономических (1763). Но рядом с этим Екатерина щедро раздавала приближённым людям имения, и число новых  крепостных в этих имениях достигало  громадной цифры. Далее, во всё свое царствование Екатерина искренне строила  проекты освобождения крестьян; уже  во вторую половину её царствования видели проект закона о том, чтобы объявить свободными всех крестьян рождённых  после Жалованной грамоты 1785 года. Но наряду с этим Екатерина воспретила свободный переход малорусских  крестьян и тем формально водворила  в Малороссии крепостное право, хотя надо сказать, что сама жизнь до неё  уже подготовила его. Результатом  таких противоречий было не прекращение  или ограничение крепостного  права, а ещё больший его расцвет. Исследователи истории крепостного права замечают, что век Екатерины был веком наибольшего развития крестьянской зависимости. И как раз в это же самое время общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права. В обществе явился так называемый крестьянский вопрос и два взгляда на него: один в пользу освобождения крестьян, другой против освобождения. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах, где судьба крестьянства давно составляла вопрос, но и в сфере общественной жизни. В Петербургском Вольном Экономическом Обществе, устроенном в 1765 году для поощрения полезных знаний в области сельского хозяйства, был поднят вопрос о быте крестьян. Г.Г. Орлов предложил публично обсудить вопрос о крепостной зависимости и о правах крестьян. Было рассмотрено большое количество трактатов из России и заграницы. Премия была присуждена ученому Беарде-Делабею, который высказался в освободительном духе. Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с широким преобразовательным планом, в основание которого легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана целиком и не провела последовательно своих идей. Мысли Наказа не перешли в практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отношения сословий остались по существу, прежними и развивались в том направлении, какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям, каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию - дворянству. Екатерина всегда уступала действительности во всех её важных делах. Это ещё раз доказало бессилие личности изменить общий ход событий. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие ей были завещаны, временами предыдущими, она продолжала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшественники, хотя иногда не желала действовать как они.

Часть 5

Государственная система России в  конце XVIII.

ИМПЕРАТОР (ИМПЕРАТРИЦА)

СЕНАТ (ВО ГЛАВЕ  С ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРОМ),

(судебные, административно-управленческие  функции)

ДЕПАРТАМЕНТЫ  КОЛЛЕГИИ

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

НАМЕСТНИЧЕСТВО

(2-3 ГУБЕРНИИ; ВО  ГЛАВЕ – НАМЕСТНИК) 

ГУБЕРНИИ

(ГУБЕРНАТОР)

УЕЗДЫ

(КАПИТАН-УПРАВНИК)

ГОРОДА

(ГОРОДНИЧИЙ)

Вывод:

Историческое  значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того, что было сказано выше об отдельных  сторонах екатерининской политики. Мы видели, что Екатерина по вступлении на престол мечтала о широких  внутренних преобразованиях, а в  политике внешней отказалась следовать  за своими предшественниками, Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала  от традиций, сложившихся при Петербургском  дворе, а между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства. В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило  собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных  сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться  именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государственные  повинности, стало достигать некоторых  имущественных привилегий и большей  власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюдали  мы во время и Елизаветы, и Петра-III. При Екатерине же дворянство становиться  не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в  уезде ( в качестве землевладельческого  сословия) и в общем управлении ( как бюрократия ). Параллельно росту  дворянских прав и в зависимости  от него падают гражданские права  владельческих крестьян. Расцвет  дворянских привилегий в ХVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного  права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом , когда  крепостное право достигло полного  и наибольшего своего развития. Таким  образом, деятельность Екатерины II в  отношении сословий (Не забудем, что  административные меры Екатерины II носили характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех  уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина  в своей внутренней политике действовала  по традициям, завещанным ей от ряда ближайших  её предшественников, и довела до конца  те, что они начали.

Информация о работе Правление Екатерины II