Автор: s************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 19:33, реферат
После смерти Петра-I его реформаторский курс продолжила Екатерина-II, которая сумела выразить национальные интересы русского народа и войти в историю как великая императрица, правившая страной тридцать четыре года (1762-1796). Н.М.Карамазин, оценивая реформаторскую деятельность Екатерины писал: « Екатерина-II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России.»Её царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма»,хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Мне ближе точка зрения Федосова И.А., который ведет отсчёт эпохи с 1762г. вплоть до 1815г.
Сложнее обстояло дело с решением внутриполитических задач. Именно в этой сфере от императрицы требовалось проявить максимум осторожности, предусмотрительности, умения лавировать и даже действовать вопреки своим убеждениям. Этими качествами она обладала в полной мере.
Преемственность
политики в отношении дворян императрица
подтвердила указом 3 июля 1762 г., повелевавшим
крестьянам находиться в таком же
беспрекословном повиновении
Оба указа затрагивали интересы немногочисленной прослойки населения. Первый указ ущемлял мануфактуристов, но их в стране насчитывалось несколько сотен и их протест можно было игнорировать. Что касается Тайной розыскных дел канцелярии то ни Петр III, ни Екатерина не уничтожали орган политическое сыска, а всего лишь изменили его наименование —отныне политическими преступлениями стали ведать Тайные экспедиции при Сенате и при Сенатской конторе в Москве. Полная преемственность карательных учреждений подтверждается тем, что штат Тайной экспедиции был укомплектован сотрудниками Тайной розыскных дел канцелярии во главе с кнутобойцем Шешковским.
Зачитываемый крестьянам манифест убеждал их беспрекословно повиноваться властям, поскольку «собственное сопротивление, хотя бы и правильными причинами понуждаемо было, есть грех, не простительный противу Божьей заповеди». Если крестьяне будут продолжать сопротивляться, то их надлежало усмирять «огнем и мечом и всем тем, что только от вооруженной руки произойти может».
Наконец, Екатерине II довелось «расчищать» еще один завал, оставленный ей в наследие Елизаветой Петровной, опубликовавшей в 1752 г. манифест о проведении в стране межевания земель.
Манифестом 1765 г.
Екатерина отказалась от проверки владельческих
прав на землю и руководствовалась
принципом оставления за помещиками
земель, которыми они владели к 1765
г. Таким образом, все земли, ранее
захваченные у казны, однодворцев
и соседей, передавались помещикам
в безвозмездное пользование. Мемуарист
А.Т. Болотов назвал его «славным
манифестом», вызвавшим «великое потрясение
умов». Только в XVIII в. в руках помещиков
оказалось около 50 млн. десятин земли,
на владение которой они юридических
прав не имели. Манифест 1765 г. положил
новый этап межеванию, значительно
ускорив его проведение. 15 Декабря
1763 года Сенат был разделён на шесть
департаментов, два из которых были
перенесены в Москву. Раздробление
функций Сената и наполнение его
послушными чиновниками существенно
ослабили его значение. В «Секретнейшем
наставлении» новому генерал – прокурору
А.А.Вяземскому Екатерина-II предписывала
на корню подавлять всякие ростки
бюрократического самоуправства и
«переменять всех сомнительных и
подозрительных без пощады». Таким
образом, уже в начале её царствования
были приняты меры, призванные пресечь
любые осуществления
В царствование Екатерины-II с наибольшей полнотой выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение различий в управлении и социальной сфере.
В 1764 году в ответ
на петицию украинского дворянства
о закреплении наследственных прав
гетманства за родом Разумовских
Екатерина перешла в
Главная цель Екатерины
II состояла, однако, не в подтверждении
или развитии законодательных инициатив
своих предшественников и в особенности
супруга, а, напротив, в доказательстве
никчемности законотворчества Петра
III: надлежало опорочить его
Часть 3-4
Правовой статус сословий. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года. Система сословных судов. Судебное право «просвещенного абсолютизма».
Созывая Комиссию, Екатерина имела только принципы; Комиссия показала, что именно надо исправить, к чему нужно приложить эти принципы, о чем, прежде всего “пещись должно”. Она принялась по частям выполнять свой план, дала ряд отдельных законоположений, из которых замечательны губернские учреждения 1775 года и грамота сословиям 1785 года.
Губернские учреждения Екатерины-II и грамоты 1785 года.
Губернские учреждения
императрицы Екатерины
Мы уже говорили что, Екатерина отняла полномочия у Сената, какими он пользовался при Елизавете. Сенат получил эти полномочия как бы в наследство от Кабинета Анны, но Екатерина не восстановила Кабинета и не держала при себе совета из 9 человек, какой был сформирован при Петре-III. В государственном управлении вообще ничего не было выше Сената. Только с 1768 года, по случаю начавшейся войны с турками, у неё появилась мысль устроить при себе совет на манер Конференции Елизаветы. Этот совет существовал, но не влиял заметно на управление. Этим и ограничивалась реформаторская деятельность Екатерины относительно центральных учреждений.
В 1775 году были изданы «Учреждения для управления губерний». Вместо прежних 20 губерний в 1766 по этим “учреждениям о губерниях “ в 1795 году была организована 51 губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции на - уезды, теперь губернии делятся прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно и выходило так, что численный
штат администрации для разных губерний, отличающихся количеством, проживающих людей, был приблизительно одинаков. При новом административном разделении, было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде - от 20 до 30 тыс. При большей дробности новых административных округов нужно было и больше административных центров, поэтому возникло много новых городов, созданных совершенно искусственно.
Изменив областные
границы, учреждение о губерниях
изменило и устройство областного управления.
До 1775 года главным органом управления
в губерниях, провинциях и уездах
были губернаторы и воеводы со
своими канцеляриями. Земский элемент,
введенный в областное
пойман и казнен в 1774 году, но волнения утихли не скоро. Под впечатлением этих волнений Екатерина выработала свои учреждения о губерниях. Екатерина стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. Прежняя уложенная комиссия, официально ликвидированная в 1766 году, оставила после себя наследие – завершенные проекты трёх из четырёх запланированных частей:
«О суде»(51 глава).
В ней регламентировались принципы
судоустройства и порядок рассмотрения
дел в судах, излагались полномочия
суда, права судей, общий порядок
подачи челобитной и вызова в суд,
порядок рассмотрения дела вынесения
решения и исполнения приговора,
порядок обжалования и
Проект исходил из единства судебных и административных функций и перечислял более 50 центральных учреждений, осуществлявших судебные функции (Синод, коллегии, особые канцелярии, конторы и др.), и местных органов (епархиальные, воеводские, провинциальные канцелярии).
Высшими судебно-административными органами объявлялись Сенат, коллегии иностранных дел, военная, Адмиралтейство.
Принцип законности
проявлялся как в подробной регламентации
процессуальных действий (подача иска,
вызов в суд, назначения поверенного,
стряпчего, отвод судей, дача ответов
и объяснений, разбор и оценка доказательств,
порядок вынесения и
В проекте сохранялись
принципы процесса, закреплённые в
указе «О форме суда»(1723 года). Перечень
доказательств включал
Существовали
две формы судопроизводства: формальное
(административно-
Новым для судопроизводства было введение единых норм судебных пошлин, издержек и единого порядка исполнения решения.
Запрещался перенос дела в другой суд, пересмотр дела в другом суде (до исполнения решения), новое судебное рассмотрение решаемого дела. Пересмотр допускался только при наличии вновь открывшихся обстоятельств.
«О розыскных
делах». Книга включала свод норм уголовного
и Уголовно-процессуального
«допроса с
пристрастием» и следственной пытке.
Последняя оценивается
Классификация преступлений, сделанная в проекте Уложения, была традиционной, закрепленной в действующем праве. То же можно сказать и о системе наказаний. Однако уголовно-правовая политика ориентировалась на ужесточение и проведение государственного интереса, на приоритет государственных целей.
Предусматривались простые и квалификационные (сожжение, колесование, четвертование) виды смертной казни. В проекте конкретизировано понятие политической смерти (гражданской смерти): лишение чинов, шельмование, ссылка, признание «в гражданском обществе за мертвого». Предусматривались также такие наказания, как каторга, ссылка, тюремное заключение или монастырское, наказание кнутом, плетьми, штрафы. Проект отказывался от членовредительства (осталось лишь вырывание ноздрей приговоренных к каторге).
Целями наказания были устрашение, пресечение возможности повторных преступлений, отчуждение преступника (изоляция). Возмездие как цель наказания отходит на задний план.
В проекте предусматривались
возможность альтернативного
При определении
наказании учитывались
В каждом губернском городе были установлены:
1.Губернское
правление во главе с
2.Палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии.
3.Палата казенная - орган финансового управления.
Все эти учреждения имели коллегиальный характер, но реально вся власть принадлежала губернатору.
4.Верхний земской суд - судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами.