Правление Екатерины II

Автор: s************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

После смерти Петра-I его реформаторский курс продолжила Екатерина-II, которая сумела выразить национальные интересы русского народа и войти в историю как великая императрица, правившая страной тридцать четыре года (1762-1796). Н.М.Карамазин, оценивая реформаторскую деятельность Екатерины писал: « Екатерина-II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России.»Её царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма»,хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Мне ближе точка зрения Федосова И.А., который ведет отсчёт эпохи с 1762г. вплоть до 1815г.

Работа содержит 1 файл

Правление Екатерины II.docx

— 45.92 Кб (Скачать)

Сложнее обстояло дело с решением внутриполитических задач. Именно в этой сфере от императрицы  требовалось проявить максимум осторожности, предусмотрительности, умения лавировать и даже действовать вопреки своим  убеждениям. Этими качествами она  обладала в полной мере.

Преемственность политики в отношении дворян императрица  подтвердила указом 3 июля 1762 г., повелевавшим крестьянам находиться в таком же беспрекословном повиновении помещикам, как и прежде. Заметим, личные воззрения  Екатерины на крепостное право вступали в вопиющее противоречие с ее законодательством, т. е. практическими мерами, не ослаблявшими, а усиливавшими крепостной гнет. Преемственность  политики проявилась и в подтверждении  Екатериной нормативных актов предшествующего  царствования: она оставила в силе указ Петра III о запрещении владельцам мануфактур покупать крестьян и его  же указ об упразднении Тайной розыскных  дел канцелярии.

Оба указа затрагивали  интересы немногочисленной прослойки  населения. Первый указ ущемлял мануфактуристов, но их в стране насчитывалось несколько  сотен и их протест можно было игнорировать. Что касается Тайной розыскных дел канцелярии то ни Петр III, ни Екатерина не уничтожали орган  политическое сыска, а всего лишь изменили его наименование —отныне  политическими преступлениями стали  ведать Тайные экспедиции при Сенате и при Сенатской конторе в  Москве. Полная преемственность карательных  учреждений подтверждается тем, что штат Тайной экспедиции был укомплектован сотрудниками Тайной розыскных дел канцелярии во главе с кнутобойцем Шешковским.

Зачитываемый  крестьянам манифест убеждал их беспрекословно повиноваться властям, поскольку «собственное сопротивление, хотя бы и правильными  причинами понуждаемо было, есть грех, не простительный противу Божьей заповеди». Если крестьяне будут  продолжать сопротивляться, то их надлежало  усмирять «огнем и мечом и всем тем, что только от вооруженной руки произойти может».

Наконец, Екатерине II довелось «расчищать» еще один завал, оставленный ей в наследие Елизаветой Петровной, опубликовавшей в 1752 г. манифест о проведении в стране межевания земель.

Манифестом 1765 г. Екатерина отказалась от проверки владельческих  прав на землю и руководствовалась  принципом оставления за помещиками земель, которыми они владели к 1765 г. Таким образом, все земли, ранее  захваченные у казны, однодворцев  и соседей, передавались помещикам  в безвозмездное пользование. Мемуарист  А.Т. Болотов назвал его «славным манифестом», вызвавшим «великое потрясение умов». Только в XVIII в. в руках помещиков  оказалось около 50 млн. десятин земли, на владение которой они юридических  прав не имели. Манифест 1765 г. положил  новый этап межеванию, значительно  ускорив его проведение. 15 Декабря 1763 года Сенат был разделён на шесть  департаментов, два из которых были перенесены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его  послушными чиновниками существенно  ослабили его значение. В «Секретнейшем  наставлении» новому генерал – прокурору  А.А.Вяземскому Екатерина-II предписывала на корню подавлять всякие ростки бюрократического самоуправства и  «переменять всех сомнительных и  подозрительных без пощады». Таким  образом, уже в начале её царствования были приняты меры, призванные пресечь  любые осуществления политической реформы, сопряженной с ограничением самодержавия.

В царствование Екатерины-II с наибольшей полнотой выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение различий в управлении и социальной сфере.

В 1764 году в ответ  на петицию украинского дворянства о закреплении наследственных прав гетманства за родом Разумовских  Екатерина перешла в наступление  на остатки украинской автономии. Указом от 10 декабря 1764 года гетманство было отменено, вместо него была утверждена Малороссийская коллегия во главе с генерал-губернатором П.А.Румянцевым.

Главная цель Екатерины II состояла, однако, не в подтверждении  или развитии законодательных инициатив  своих предшественников и в особенности  супруга, а, напротив, в доказательстве никчемности законотворчества Петра III: надлежало опорочить его царствование, убедить подданных, что страна в  его правление катилась в пропасть и единственное ее спасение состояло в низложении опасного для судеб  нации монарха. В частности, надлежало  определить будущее двух важнейших  нормативных актов шестимесячного царствования Петра III: манифестов о  вольности дворянства и о секуляризации  церковных имений.

Часть 3-4

Правовой  статус сословий. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года. Система сословных  судов. Судебное право  «просвещенного абсолютизма».

Созывая Комиссию, Екатерина имела только принципы; Комиссия показала, что именно надо исправить, к чему нужно приложить  эти принципы, о чем, прежде всего  “пещись должно”. Она принялась  по частям выполнять свой план, дала ряд отдельных законоположений, из которых замечательны губернские учреждения 1775 года и грамота сословиям 1785 года.

Губернские учреждения Екатерины-II и грамоты 1785 года.

Губернские учреждения императрицы Екатерины составили  эпоху в истории местного управления России.

Мы уже говорили что, Екатерина отняла полномочия у  Сената, какими он пользовался при  Елизавете. Сенат получил эти  полномочия как бы в наследство от Кабинета Анны, но Екатерина не восстановила Кабинета и не держала при себе совета из 9 человек, какой был сформирован  при Петре-III. В государственном  управлении вообще ничего не было выше Сената. Только с 1768 года, по случаю начавшейся войны с турками, у неё появилась  мысль устроить при себе совет  на манер Конференции Елизаветы. Этот совет существовал, но не влиял  заметно на управление. Этим и ограничивалась реформаторская деятельность Екатерины  относительно центральных учреждений.

В 1775 году были изданы «Учреждения для управления губерний». Вместо прежних 20 губерний в 1766 по этим “учреждениям о губерниях “ в 1795 году была организована 51 губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции на - уезды, теперь губернии делятся прямо на уезды. Прежде областное  деление производилось случайно и выходило так, что численный 

штат администрации  для разных губерний, отличающихся количеством, проживающих людей, был  приблизительно одинаков. При новом  административном разделении, было принято  за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде - от 20 до 30 тыс. При большей дробности  новых административных округов  нужно было и больше административных центров, поэтому возникло много  новых городов, созданных совершенно искусственно.

Изменив областные  границы, учреждение о губерниях  изменило и устройство областного управления. До 1775 года главным органом управления в губерниях, провинциях и уездах были губернаторы и воеводы со своими канцеляриями. Земский элемент, введенный в областное управление Петром Великим, удержался только в  городском самоуправлении и исчез  из губернского управления, почему местная администрация стала  бюрократической. Суд ,отделенный при  Петре от администрации вновь  слился с ней. Таким образом, бюрократизм  и смешение ведомств стали отличительными признаками местного управления; при  этом состав администрации был малочислен и слаб. Эта слабость ясно сказалась  во время Московского бунта в 1771году, происшедшего под впечатлением чумы. Московский главнокомандующий  граф Салтыков писал Екатерине “Я один в городе и Сенате, помощников нет, команды военной недостает ... помочь мне некому. ” Еще сильнее  сказалась слабость администрации  во время пугачевского бунта (1773-1774г.г.) Этот бунт возник среди казачества на Урале и был последней попыткой его борьбы с режимом государства. Этот бунт, поддержали крестьяне Поволжья, шла война с Турцией, и администрация  не могла сдержать крестьянские волнения и обезопасить себя от любых случайностей. При таких условиях Пугачев под  именем Петра-III овладел огромными  пространствами от Оренбурга до Казани, началась упорная война. После нескольких битв Пугачев был 

пойман и казнен в 1774 году, но волнения утихли не скоро. Под впечатлением этих волнений Екатерина  выработала свои учреждения о губерниях. Екатерина стремилась увеличить  силы администрации, разграничить ведомства  и привлечь к управлению земские  элементы. Прежняя уложенная комиссия, официально ликвидированная в 1766 году, оставила после себя наследие –  завершенные проекты трёх из четырёх  запланированных частей:

«О суде»(51 глава). В ней регламентировались принципы судоустройства и порядок рассмотрения дел в судах, излагались полномочия суда, права судей, общий порядок  подачи челобитной и вызова в суд, порядок рассмотрения дела вынесения  решения и исполнения приговора, порядок обжалования и повторного рассмотрения дела.

Проект исходил  из единства судебных и административных функций и перечислял более 50 центральных  учреждений, осуществлявших судебные функции (Синод, коллегии, особые канцелярии, конторы и др.), и местных органов (епархиальные, воеводские, провинциальные канцелярии).

Высшими судебно-административными  органами объявлялись Сенат, коллегии иностранных дел, военная, Адмиралтейство.

Принцип законности проявлялся как в подробной регламентации  процессуальных действий (подача иска, вызов в суд, назначения поверенного, стряпчего, отвод судей, дача ответов  и объяснений, разбор и оценка доказательств, порядок вынесения и составления  приговора, его исполнение и т.д.), так и в личных требованиях  к судейскому аппарату (честность, совестность, беспорочная жизнь, профессионализм  и т.д.).

В проекте сохранялись  принципы процесса, закреплённые в  указе «О форме суда»(1723 года). Перечень доказательств включал собственное  признание, письменные доказательства, свидетельские показания, повальный  обыск, вольную и невольную присягу.

Существовали  две формы судопроизводства: формальное (административно-бюрократическое) и  упрощенное (для крестьян). Для купеческо-ремесленного населения словесный суд был  разрешен в 1754 году. Проект предусматривал возможность мирового соглашения сторон и третейский суд.

Новым для судопроизводства было введение единых норм судебных пошлин, издержек и единого порядка исполнения решения.

Запрещался перенос  дела в другой суд, пересмотр дела в другом суде (до исполнения решения), новое судебное рассмотрение решаемого  дела. Пересмотр допускался только при наличии вновь открывшихся  обстоятельств.

«О розыскных  делах». Книга включала свод норм уголовного и Уголовно-процессуального права (63 главы). Первые пятнадцать глав регламентировали судебное следствие, остальные относились к области материального права. Процессуальные нормы относились к  сфере розыска (а не суда как в  первой части). Много внимания было уделено процедурам

«допроса с  пристрастием» и следственной пытке. Последняя оценивается чрезвычайная мера, которую не следует применять  «без нужды», но лишь в случаях, когда  наказаниями могли стать смертная казнь, каторга или ссылка. В проекте регламентировались условия и порядок применения пытки, возрастные или иные её ограничения.

Классификация преступлений, сделанная в проекте  Уложения, была традиционной, закрепленной в действующем праве. То же можно  сказать и о системе наказаний. Однако уголовно-правовая политика ориентировалась  на ужесточение и проведение государственного интереса, на приоритет государственных  целей.

Предусматривались простые и квалификационные (сожжение, колесование, четвертование) виды смертной казни. В проекте конкретизировано понятие политической смерти (гражданской  смерти): лишение чинов, шельмование, ссылка, признание «в гражданском  обществе за мертвого». Предусматривались  также такие наказания, как каторга, ссылка, тюремное заключение или монастырское, наказание кнутом, плетьми, штрафы. Проект отказывался от членовредительства (осталось лишь вырывание ноздрей  приговоренных к каторге).

Целями наказания  были устрашение, пресечение возможности  повторных преступлений, отчуждение преступника (изоляция). Возмездие как  цель наказания отходит на задний план.

В проекте предусматривались  возможность альтернативного наказания: оно зависело от тяжести совершенного преступления или от наличия умысла. Отсутствие умысла смягчало наказание. Наличие умысла уравнивало наказание  для соучастников: исполнителей, пособников, недоносителей. Иногда соучастие наказывалось строже, чем само преступление (например, подстрекательство при убийстве с особыми признаками – убийство родителей путём отравления).

При определении  наказании учитывались сословные  признаки: крестьянин, убивший дворянина, наказывался смертной казнью, помещик, убивший крестьянина, - штрафом. Выезд  без паспорта за границу наказывался: для прочих кнутом, для крестьян (квалифицировался как побег) – смертной казнью. Сословный характер показаний  демонстративно декларировался в проекте  Уложения.

В каждом губернском городе были установлены:

1.Губернское  правление во главе с губернатором. Имело административный характер ,представляло правительственную  власть, являлось ревизором всего  управления.

2.Палаты уголовная  и гражданская - высшие органы  суда в губернии.

3.Палата казенная - орган финансового управления.

Все эти учреждения имели коллегиальный характер, но реально вся власть принадлежала губернатору.

4.Верхний земской  суд - судебное место для дворянских  тяжб и для суда над дворянами.

Информация о работе Правление Екатерины II