Автор: s************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 19:33, реферат
После смерти Петра-I его реформаторский курс продолжила Екатерина-II, которая сумела выразить национальные интересы русского народа и войти в историю как великая императрица, правившая страной тридцать четыре года (1762-1796). Н.М.Карамазин, оценивая реформаторскую деятельность Екатерины писал: « Екатерина-II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России.»Её царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма»,хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Мне ближе точка зрения Федосова И.А., который ведет отсчёт эпохи с 1762г. вплоть до 1815г.
Правление Екатерины II
Введение
После смерти Петра-I его реформаторский курс продолжила Екатерина-II, которая сумела выразить национальные интересы русского народа и войти в историю как великая императрица, правившая страной тридцать четыре года (1762-1796). Н.М.Карамазин, оценивая реформаторскую деятельность Екатерины писал: « Екатерина-II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России.»Её царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма»,хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Мне ближе точка зрения Федосова И.А., который ведет отсчёт эпохи с 1762г. вплоть до 1815г.
Просвещённый
абсолютизм – явление общеевропейское.
Просветители умеренного крыла призывали
к эволюционной, без потрясений,
смене общественно-
претензиях на
экономическую и политическую власть,
остро критиковала
Екатерина-II не забыла политическую нестабильность и серию дворцовых переворотов сопутствовавших её предшественников, это натолкнуло её на мысль об укреплении личной власти, без чего она не представляла возможным провести глубокие преобразования. Она осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране, считала, что многие прежних указов становились непригодными к исполнению, исходя из мнения, что их авторы руководствовались устаревшими соображениями. Императрица, будучи человеком, европейски образованным, осознавала необходимость предстоящих перемен и со всей серьёзностью взялась за тщательное изучение работ Ш.П.Монтескье, Вольтера, Д'Аламбера, Д.Дидро и других вдохновителей идей « просвещенного абсолютизма ». Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь нуждавшемуся Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тыс. франков, предоставив ему право держать ее у себя до смерти; более того, Екатерина назначила Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в 1000 франков в год с выплатой его на 50 лет вперед.
Часть 1
Законодательная деятельность Екатерины-II.
Уложенная комиссия 1767года.
В XVII веке была создана Уложенная комиссия, целью которой стало устранение существующих в законодательстве недостатков и выявление нужд и настроений в обществе. Екатерина выразила желание привести все правительственные места в должный порядок, дать им точные “пределы и законы”. Исполнение этой мысли явилось в осторожном преобразовании Сената. Н.И. Панин подал императрице обстоятельно мотивированный проект учреждений императорского совета(1762г.), доказывая несовершенства прежнего управления допускавшего широкое влияние фаворитизма на дела, Панин настаивал на учреждении законодательного» верховного места”, состоящего из немногих лиц с законодательным характером деятельности. По словам Панина действие этого совета смогло “оградить самодержавную власть от скрытых иногда похитителей оной”, т.е. временщиков. Но он предлагал старое средство: в России существовали “верховные места» (Верховный тайный совет и Кабинет), которые, однако не предохраняли от фаворитов и не охраняли законности. С другой стороны ,”верховное место» ,усвоив законодательную функцию, стесняло бы верховную власть. Таким образом, Екатерине указали, что крупная административная реформа, на которую она почти согласилась, может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Понятно, что Екатерина не могла утвердить такого проекта. Отклонив предложения Панина, Екатерина сама составляет план упорядочивания законодательного материала ,в её планы входило создание новых законодательных норм ,которые содействовали установлению порядка и законности в государстве. С
большим энтузиазмом императрица приступила к созданию нового Уложения, которое по её идее было основано на принципах новой философии и науки, открытых «эпохой просвещения». С этой целью она взялась за составление своей знаменитой инструкции, получившей в исторической литературе название «Наказ», основной текст которого содержит 20 глав, поделённых в свою очередь на 546 статей, из которых 245 были заимствованы из произведений Ш.П.Монтескье («О духе законов») и 106 – из книги учёного юриста Ч.Беккариа («О преступлениях и наказаниях»). Кроме того, Екатерина-II использовала труды немецких учёных Бильфельда и Юста, а так же французскую энциклопедию и русское законодательство.
В своих рассуждениях императрица исходит из убеждения, что Россия – европейская страна, и что её размеры обусловили единственно приемлемую для неё форму правления – абсолютную монархию. Екатерина-II,не нарушая традиций, видела смысл преобразований через государство (в то время как на Западе параллельно ориентация велась в основном на развитие элементов гражданского, что, на мой взгляд, было упущением с её стороны), при этом она не допускала мысли об ограничении самовластия. Составительница «Наказа» считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права, прежде всего «самому правящему классу». Но самое интересное, можно отметить, что никто, прежде всего в России, их не имел, даже представители аристократии подвергались телесным наказаниям. Если Петр-I сделал первые шаги к правовому государству, регламентируемому законами, то «Наказ» углубляет эту мысль, во многих статьях, разъясняя значение закона всех сфер жизни. Слабее всего в «Наказе» разработан «крестьянский вопрос».
Первое издание «Наказа» вышло в 1767году. Он издавался семь раз общим тиражом около 5000 экземпляров и приобрёл широкую известность не только в России, но далеко за её пределами, т.к. был переведен на многие европейские языки. Если поверхностно коснуться содержания «Наказа», то в первых пяти главах (стр.1-38) сформулированы общие принципы устройства государства, в главах 6 и 7 (стр.39-79) «О законах вообще» и «О законах подробно» – основы государственного законодательства и общие формы правовой политики. Главы 8 и 9 (стр.80-141) посвящены уголовному праву и судопроизводству, тому же (в трактовке Ч.Беккариа) посвящена глава 10 (стр.142-250).
В главах 11-18 (стр.251-438) излагаются основные положения сословно-правовой организации (крестьяне – дворянство – средний класс). Главы 19 и 20 (стр.439-521) посвящены вопросам юридической техники, теории законодательства и правовой реформы. А в 1768 году текст «Наказа» был дополнен главой 21, содержащей основы административно-полицейского управления, и главой 22 о регулировании государственных финансов. «Наказ» обосновывает политические принципы абсолютистского государства (власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества).
Для лучшего исполнения власти в обществе складываются «власти средние, подчинённые и зависящие от верховной», этим правительствам поручалось правление и исполнение суда именем монарха.
Документ декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и равную обязанность всех перед лицом государственной власти. Однако далее он начинает противоречить выше сказанному, обосновывая неравное положение сословий перед властью и законами. Даётся чёткое деление общества на правящих и повинующихся, мотивируя его естественными законами рождения, происхождения и способностей.
В XVII веке была создана
Уложенная Комиссия, целью которой
стало устранение существующих в
законодательстве недостатков и
выявление нужд и недостатков
в обществе. В 1767, как только «Наказ»
Екатерины вышел в свет, она
приступила к созыву новой Уложенной
Комиссии (прежняя, после государственного
переворота, в результате которого
Екатерина-II взошла на престол, была переведена
в Москву, а в начале 1763 года была
распущена, официально её ликвидировали
в 1766 году). Законодательная деятельность
этой комиссии была направлена не просто
на пересмотр старых законов, но и
на выработку единого уложения на
новых началах. Закон рассматривался
как главный инструмент государственного
управления, который необходимо сообразовывать
с «духом народа» и «естественным
положением дел». Рассмотрим вопрос разработки
подробностей нового законодательства.
Для составления нового кодекса
манифестом 14декабря 1766г. были созваны
в Москву представители сословий
и присутственных мест. Их собрание
получило название «Комиссии для
сочинения проекта нового уложения».
Основания представительства
ничего. Так рядом
с другими препятствиями
Вследствие:
1.Отсутсвия подготовительных работ.
2.Непрактичности
и неопределенности внешней
3.Практического неумения руководителей.
Комиссия не только не совершила всего своего дела, не только не обработала какой-нибудь части кодекса, но даже в полтора года, в 200 своих заседаниях, не прочла всех депутатских наказов.
Грандиозный проект нового законодательства был недостижимой утопией, прежде всего по количеству необходимого для него труда. Кроме того, нельзя было примирить либеральные принципы французской философии с противоречивыми желаниями русских сословий. Депутаты стояли в этом отношении среди многих исключающих друг друга противоположностей, и можно ручаться, что они никогда не вышли бы из них, как не могла выйти из них сама Екатерина. Несмотря на полную неудачу Комиссии, она все-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 года.
Депутаты привезли
массу наказов, их выступления были
оставлены в архивах Комиссии,
таким образом, мнения, как сословий,
так и отдельных избранных
ими лиц о предметах, интересовавших
Екатерину, были высказаны. Не прошло и
трех месяцев после ее вступления
на престол, как возвращенный из ссылки
А.П. Бестужев-Рюмин услужливо
Часть 2
Государственные реформы, реорганизация Сената, система коллегий, Императорский совет.
Спустя семь лет после переворота, когда положение Екатерины на троне стало достаточно прочным и, казалось, ничто ей не грозило, она мрачными красками обрисовала положение страны в год, когда заняла престол: финансы находились в запущенном состоянии, отсутствовали даже сметы доходов и расходов, армия не получала жалованье, флот гнил, крепости разрушались, повсюду народ стонал от произвола и лихоимства приказных служителей, повсюду царил неправый суд, тюрьмы были переполнены колодниками, в неповиновении находились 49 тыс. приписных к уральским заводам крестьян, а помещичьих и монастырских крестьян в Европейской России —150 тыс.
Рисуя столь
безотрадную картину, императрица,
конечно же, сгустила краски, но во многом
она соответствовала
От свергнутого
супруга удалось избавиться —
через восемь дней после переворота
его лишили жизни гвардейцы, приставленные
для охраны. Сын Павел серьезной
угрозы не представлял, поскольку он
не имел опоры ни в гвардии, ни при
дворе, ни среди вельмож. Самым опасным
претендентом Екатерина справедливо
считала томившегося в
Екатерина, кроме того, не упомянула о внешнеполитическом наследии, полученном от супруга: разрыв с союзниками по Семилетней войне, заключение союза со вчерашним неприятелем Фридрихом II, передача в его распоряжение корпуса Чернышева и подготовка к войне с Данией.
Проще и выгоднее
всего для Екатерины было дезавуировать
внешнеполитические акции Петра III
— они были крайне непопулярны
как в обществе, так и в действующей
армии и особенно в гвардейских
полках, по повелению императора готовившихся
к походу против Дании. Однако отказ
от внешнеполитического курса